Существуют десятки версий, откуда взялись карты Таро. Историки, писатели, оккультисты не одно столетие спорят о происхождении арканов. Их родиной называют то Индию, то Древний Египет, то Китай, то даже исчезнувшую легендарную Атлантиду! Эта глава не претендует на полный обзор запутанной многовековой истории Таро. Здесь собрана очень краткая и максимально упрощенная информация, чтобы вам было от чего отталкиваться при дальнейшем чтении.
Карты попали на территорию Европы с Востока, изначально в качестве развлечения. В хрониках итальянского города Витербо есть запись о том, что в 1379 году сарацины (арабы из Сирии) завезли карточную игру «Наиб». Название переводится с арабского как «наместник» (сейчас мы бы сказали «козырь»). Уже тогда колода делилась на четыре масти – «турук», что по-арабски значит «четыре пути». Игра быстро распространилась по всей Европе, а потому слово «турук» обрело вариации и зазвучало как Tarocchi (в Италии), Tarock (в Австрии), Tarot (во Франции). Поскольку в исламской традиции изображать людей было запрещено, на первых картах не было ничего, кроме красивого узора или предметов мастей (чаши, монеты, палки, мечи).
Все изменилось, когда игра Тарокки попала в сферу интересов итальянской знати XV века. В частности, герцог Милана Филиппо Мария Висконти настолько сильно полюбил эту карточную забаву, что стал заказывать у художников эксклюзивные колоды – с изображениями богов и людей, животных и птиц. К сожалению, те образцы до наших дней не сохранились, зато доподлинно известна стоимость одной колоды – 15 000 золотых монет! Дорого-богато даже для высших сословий, поэтому со временем такие уникальные карты ручной работы стали создаваться не для игры, а по поводу важных событий в жизни королей и вельмож. Вот здесь мы наконец-то переходим от карточных игр непосредственно к арканам Таро.
Родная дочь уже упомянутого Филиппо Марии Висконти – Бьянка Мария Висконти – вышла замуж за герцога Франческо I Сфорца. В 1451 году, в честь десятилетия их свадьбы, в качестве подарка для знатной четы придворному художнику был заказан комплект эксклюзивных сюжетных карт. Данная колода сохранилась практически целиком и вошла в историю как «Таро Висконти». Разумеется, столь значимые и дорогие карты ручной работы никто и не думал применять для игры или для гадания. На большинстве оригинальных арканов вверху можно рассмотреть небольшие отверстия: изображения вешались на стену для обозрения, как панно или картины. Карты изготавливались из прессованного картона, на который наносился слой специфической грунтовки (левкаса). Затем основу покрывали тончайшими пластинками золота или серебра. Застывшую поверхность расписывали темперой – это водяная краска с удивительным свойством: после испарения влаги и затвердения она становится нерастворимой в воде. Такая вот средневековая магия.
За время правления богатые представители рода Висконти-Сфорца неоднократно заказывали разные карты Таро и для личного пользования, и для коллекционирования, и для дарения. Так что со временем «Таро Висконти-Сфорца» стало собирательным названием для совершенно разных комплектов. До наших дней дошло чуть более двухсот карт. Какие-то колоды сохранились почти полностью, от каких-то осталось всего пара арканов. Сегодня все эти редкие экспонаты хранятся в лучших музеях мира или в частных коллекциях – и зачастую крайне разнятся между собой. Но если внимательно рассмотреть средневековые арканы, то можно заметить отсылки к династии Висконти-Сфорца. Например, на картах Императрица и Император изображены три сцепленных кольца – это часть геральдики рода Сфорца. А черный орел на одежде и на короне – фрагмент герба семьи Висконти. Многие карты из группы «Таро Висконти-Сфорца» легли в основу более поздних колод, в том числе современных. Именно в тех средневековых иллюстрациях были заложены основные сюжеты и символика арканов. Но отмечу, что в ранних колодах еще не было каноничных сюжетов и точной последовательности – они появятся позже, во время расцвета эпохи Возрождения. По сути, когда мы погружаемся в мир Таро, то волей-неволей углубляемся в искусство Ренессанса, потому что арканы буквально пронизаны его символикой! Вот на картине Ботичелли «Весна» (рис. 1) танцуют три нимфы – и аналогичный образ мы видим на карте Тройка кубков (рис. 2) в классической колоде Таро. Как вы помните, в культуре эпохи Возрождения одной из главных тем была идея гармонии, совершенства и упорядоченности. Разумеется, это отразилось и на системе Таро: с конца XV века колоды обретают четкую структуру, а на арканах впервые появляется нумерация.
Рис. 1. Картина «Весна» Сандро Ботичелли, 1482.
Три танцующие Хариты – богини веселья и радости
Рис. 2. Тройка кубков (Младший аркан) Таро Уэйта, 1909
Примером таких «гармонизированных» карт может служить колода «Таро Сола-Буска». Она была выгравирована на металле неизвестным художником в 1491 году, а свое название получила в честь двух миланских семей, в коллекциях которых хранились данные арканы. Это самая древняя колода, дожившая до наших дней в полном составе, все 78 карт. Любопытно, что на некоторых козырях изображены реальные исторические личности: римский император Нерон, Александр Македонский и его мать Олимпия. Вот опять же символика Ренессанса, с его тягой к античности. А еще «Таро Сола-Буска» стала первой колодой, в которой абсолютно все карты были пронумерованы и проиллюстрированы. Козыри подписаны римскими цифрами, а простые масти – арабскими. Эта традиция сохраняется по сей день. Любопытно, что некоторые сюжеты этих древних карт были полностью переняты создателями современных арканов. Например, Десятка жезлов (рис. 3) и Тройка мечей (рис. 4) в классической колоде Таро XX века повторяет иллюстрации «Таро Сола-Буска» (рис. 5–6).
Изобретение Иоганна Гутенберга – печатный станок – значительно ускорило и удешевило распространение карт Таро. С конца XV века новые колоды стали появляться в разных вариациях во всех уголках Европы. И на протяжении нескольких столетий карты активно печатались и пользовались большой популярностью. Вот только в большей степени это все еще были игральные карточки, а не инструмент для прорицаний. За многовековую историю структура Таро не раз менялась, шлифовалась, оптимизировалась – и в итоге закрепился классический состав колоды: 78 карт, из которых 22 Старших аркана (козыри) и 56 Младших арканов (масти). Первые – это изначально как бы высшая лига. Это архетипы, глобальные идеи, жизненные стратегии. Старшие арканы со временем были взяты на вооружение масонами, оккультистами, эзотериками – стали использоваться для медитаций, изучения духовной жизни людей и истории человечества в целом. В отличие от «главных» Старших карт, Младшие арканы описывали повседневную жизнь, быт и уклад, «мирские дела» – и для удобства были поделены на четыре масти:
Рис. 3. Десятка жезлов в Таро Уэйта
Рис. 4. Тройка мечей в Таро Уэйта
Рис. 5. Десятка мечей в Таро Сола-Буска
Рис. 6. Тройка мечей в Таро Сола-Буска
• жезлы (трефы, булавы, палки, посохи);
• мечи (пики, копья, сабли);
• кубки (червы, чаши);
• монеты (бубны, пентакли, диски, динарии).
В каждой из мастей были карты от единицы (туза) до десятки, а также «придворные» персонажи: паж, рыцарь, королева и король. Простым людям вполне хватало этих картинок для ответов на житейские вопросы. Поэтому впоследствии Младшие арканы отпочковались в самостоятельную колоду из 56, а затем и вовсе из 36 карт. Этот усеченный вариант Младших арканов популярен и сегодня – он известен как цыганские, или игральные карты.
Парадокс «тарошной» истории в том, что настоящий звездный час арканов наступил в эпоху Просвещения – век рационализма, разума и науки. Именно в XVIII веке французский лингвист и богослов граф Антуан Курт де Жебелен впервые обратил внимание на связь карт Таро с мифологией и сакральными таинствами. В 1781 году он опубликовал трактат «Об игре в Таро», в котором выдвинул гипотезу о том, что 78 арканов происходят из Древнего Египта. Как известно, у египтян существовал культ числа семь. Масон Жебелен увидел в колоде Таро скрытую структуру, основанную на семерках. Старшие арканы – это трижды семь арканов (плюс Шут, который гуляет сам по себе), а каждая масть содержит дважды по семь карт. В том же сочинении автор рассуждает о возможностях прорицания посредством карт Таро.
Ученик и последователь Жебелена – французский масон Эттейла – превзошел своего учителя и вошел в историю как самый первый таролог. Предприимчивый юноша быстро понял, что работу с картами можно поставить на коммерческую основу. Сперва он начал много и часто делать расклады для парижского бомонда, затем издал собственную колоду, которую щедро приправил масонской символикой. А потом и вовсе основал первую в мире школу Таро! Одной из его учениц стала Мария Ленорман (рис. 7) – впоследствии всемирно известная прорицательница. В числе ее клиентов были российский император Александр I, французская королева Мария-Антуанетта, писатель Оноре де Бальзак, революционер Робеспьер. Декабристам Мария Ленорман предсказала смерть через повешение, Жозефине – становление императрицей, а Наполеону – корону и последующий разгром армии. Кстати, по иронии судьбы, наполеоновские войны и Великая Французская революция прервали развитие традиции Таро почти на сто лет. Новый всплеск интереса к картам начался во второй половине XIX века. Говоря об этом периоде, обязательно нужно вспомнить двух французских оккультистов – Элифаса Леви и Папюса.
Рис. 7. Французская прорицательница Мария Ленорман
Французский врач Жерар Энкоссе писал под псевдонимом Папюс (рис. 8) и оставил после себя более четырехсот работ по Таро и другим эзотерическим системам. В дореволюционной России его книга «Практическая магия» была одной из самых популярных. Известно, что Папюс консультировал Николая II и его семью не только как медик, но и как оккультист. Энкоссе трижды посещал Российскую Империю (по личному приглашению царя) и проводил лекции по магии и мистике. В дневниках остались записи о том, что именитый француз проводил для венценосной четы спиритические сеансы и вызывал дух Александра III, а также делал расклады Таро. Карты предсказали неминуемую войну с Германией и возможную гибель царского дома. Императорская семья переписывалась с Жераром Энкоссе до самой его смерти в 1916 году. Любопытно, что и царь, и царица были глубоко верующими людьми: всегда посещали церковные службы, строго соблюдали посты, ежедневно читали молитвы. Но, судя по сохранившимся воспоминаниям, православие никак не противоречило их увлечению оккультизмом. Пользуясь такой благосклонностью, Папюс охотно популяризировал Таро и магию на землях Российском империи. Впрочем, подробнее о связи религии и эзотерики мы поговорим в следующей главе.
Рис. 8. Французский оккультист и масон Папюс
Другой французский оккультист, Элифас Леви (рис. 9), был аббатом католической церкви. В юности он проводил много времени в библиотеках при храмах и монастырях, где изучал всевозможную символику, мистицизм, иудаизм. Карьера духовника не сложилась, зато Леви стал заметной фигурой в эзотерике. Например, он проанализировал и доказал, что Старшие арканы совпадают по количеству с буквами иврита и связаны с ними по смыслу, а значит, Таро – это тоже оккультный алфавит и в нем тоже есть зашифрованные знания. Также Леви сопоставил карты Таро с Древом Жизни в Каббале и обосновал, что арканы – не просто набор пронумерованных картинок, а гармоничная система, при помощи которой можно исследовать глубину человеческой природы.
Во многом благодаря Элифасу Леви страстной тягой к эзотерике от французов заразились и британцы. В начале XX века, как грибы после дождя, по всему Туманному Альбиону стали возникать тайные общества и ордены, члены которых практиковали магические ритуалы и, разумеется, расклады Таро. В один из таких «закрытых клубов» вступил английский оккультист Артур Уэйт (рис. 10), который войдет в историю как создатель самой массовой и самой популярной колоды Таро. В 1909 году молодой британец задумал революционную колоду Таро, в которой впервые в истории абсолютно все 78 карт должны были иметь изображения с сюжетом. До колоды Уэйта только Старшие арканы имели на картинках персонажей, а на Младших картах изображались лишь обозначения мастей. Если аркан назывался «Шестерка мечей», то на карте просто рисовали шесть острых предметов. Сравните как этот аркан выглядел в Марсельском Таро и в колоде Уэйта.
Рис. 9. Французский оккультист и масон Элифас Леви
Трактовать бессюжетные карты было сложно, приходилось банально заучивать все значения. Зазубривать трактовки семидесяти восьми карт – сомнительное удовольствие. К тому же в разных сочетаниях один и тот же аркан может иметь совсем полярные значения! Поэтому Уэйт нашел гениальное решение: снабдить каждую карту (и Старшие, и Младшие арканы) определенным сюжетом. Так, чтобы можно было при раскладах использовать иллюстрации как подсказки, как источник возможных вариантов значения карты. Кстати, в выборе символов Артур Эдвард Уэйт во многом ориентировался на труды уже упомянутого оккультиста Элифаса Леви.
Рис. 10. Британский мистик, оккультист, масон Артур Уэйт
Итак, в 1910 году на свет появилась самая популярная колода Таро в мире. Существует более ста миллионов (!) копий колоды Артура Уэйта. В литературе она также фигурирует как «Таро Райдера-Уэйта» или «Таро Райдера-Уэйта-Смит». Уиллиам Райдер – молодец, он был первым издателем колоды. Артур Уэйт – гений, потому что придумал, как элегантно и эффективно трансформировать карты. Но очень часто незаслуженно забывают имя Памелы Смит – талантливой художницы, которая создала рисунки для всех карт новой колоды. Собственно, именно благодаря ей шекспировские герои и поселились на Младших арканах. Так что филологи могут с интересом почитать следующую главу, а остальные – смело переходить к разделу про тайны Ватикана.
Итак, художница Памела Колман-Смит поселила героев Шекспира на карты культовой колоды Таро. Как так вышло? Почему именно Шекспир? Если не вдаваться в подробности, то кратко скажу: в возрасте 21 года Памела осталась круглой сиротой. Девушку приняла на воспитание тетя со стороны отца и по совместительству известная актриса Эллен Терри. Настолько известная, как сегодня, например, Анджелина Джоли. Вместе с театром юная Памела объездила разные страны – работала художником по костюмам и оформителем сцены, изготавливала афиши и плакаты, реквизит и театральные программки. В переводе на современный язык Памела создавала мерч для своей труппы.
Театральные программки в 1900 году являлись хорошим дополнительным источником дохода для артистов. Фотография тогда была дорогостоящей новинкой, а ее печать – трудоемким и сложным процессом. Более дешевый и быстрый вариант – рисунок. Памела иллюстрировала программки портретами харизматичных актеров и сценами из постановок. По сути, это были полноцветные презентации – спектаклей, исполнителей, костюмов и самого театра.
Разумеется, закулисный опыт сильно повлиял на ее дальнейшее творчество в целом и карты Таро в частности. Пикси (такое прозвище художнице дали в театре) прекрасно знала всего Шекспира и отлично набила руку при создании декораций. Оба этих фактора слились – и в колоде Таро появились абсолютно уникальные арканы, которые исследователи назвали «картами сцены». Каждая иллюстрация нарисована так, словно персонажи стоят на сцене. Гладкий и плоский фон похож на холст или на те самые театральные декорации. Каждая такая карта будто бы имеет две линии горизонта. Например, на Двойке мечей: одна горизонтальная линия – это сам горизонт на кулисе, а вторая – это место, где задник соединяется со сценой.
На иллюстрациях Таро также сказалась работа Памелы с театральным костюмом. Как и герои шекспировских пьес, персонажи на картах существуют вне времени. Художница специально облачает людей на арканах в одежду «золотого века Англии». Это XVI столетие – время правления великой Елизаветы I и эпоха творчества гениального Шекспира. Хотите знать, как выглядели люди разных сословий эпохи Возрождения? Посмотрите на колоду Таро, созданную Колман-Смит. Здесь и духовенство в балахонных одеяниях, и рыцари в мощных доспехах, и вельможи с причудливыми головными уборами, и даже простолюдины в подпоясанных рубахах. Напомню, что Памела рисовала карты в начале ХХ века, но намеренно не использовала в колоде атрибуты современного ей мира. Персонажи на картах максимально абстрагированы от реальности. Это позволяет арканам быть универсальными – без привязки к конкретным людям, временам, местам.
Возьмем, к примеру, пьесу «Венецианский купец» и карты «Двойка жезлов» (рис. 11) и Тройка жезлов (рис. 12). Пьеса начинается тем, что благородный, но бедный Бассанио просит взаймы у друга, богатого купца Антонио. Последний все деньги вкладывает в заморские дела: «У него одно судно плывет в Триполи, другое в Индию; кроме того, на Риальто я слыхал, что третье у него сейчас в Мексике, четвертое в Англии и остальные суда тоже разбросаны по всему свету». На Тройке жезлов мы как раз видим персонажа в хорошей одежде, который с холма наблюдает за кораблями, плывущими в разные стороны. Похоже, что это купец, который только что отправил свои торговые суда в море.
Рис. 11. Двойка жезлов (Младший аркан Таро). Колода Райдера-Уэйта-Смит
А вот персонаж Двойки жезлов (рис. 11) очень напоминает другого героя этой же пьесы – девушку Порцию, переодевшуюся в адвоката. Обойдемся без спойлеров – если интересно, сами прочитаете, зачем барышня пошла на такую уловку. Я же хочу обратить внимание на то, что персонаж на Двойке жезлов похож на Эллен Терри (ту самую знаменитую тетю-актрису). Именно она исполняла роль Порции в спектакле «Венецианский купец». Сравните карту Таро и фото с изображением прекрасной артистки (рис. 13).
Аркан Двойка монет (рис. 14) напоминает первый акт спектакля «Буря». Комедия Шекспира начинается штормом. Команда судна пытается спасти свой корабль, но знатные пассажиры – король и прочие толстосумы – отвлекают моряков от работы. Боцман кричит: «Этим ревущим валам нет дела до королей! Марш по каютам!». На упомянутой карте Таро за спиной жонглера также бушует шторм. Герой на переднем плане принимает некое финансовое решение, он как бы взвешивает монетки, ищет между ними баланс. И этому товарищу в причудливом колпаке абсолютно нет дела до бури за спиной, точно так же, как и огромные волны на заднем плане не заботятся о судьбах крошечных кораблей.
Рис. 12. Тройка жезлов (Младший аркан Таро). Колода Райдера-Уэйта-Смит
Памела Смит изобразила на Четверке монет (рис. 15) вельможу с динариями. Герой восседает на фоне отдаленного города. Одну монету держит прямо у груди, две другие прижимает сапогами к земле, последнюю расположил на короне. Персонаж будто бы отчаянно хватается за финансовые ресурсы. Если вы хорошо знакомы с творчеством Шекспира, то без труда опознаете на этом рисунке короля Ричарда III из одноименной пьесы. В хронике он описан как «бесформенный, уродливый», сгорбленный, скрюченный, с суровым напряженным лицом. Это один из самых известных литературных злодеев, который цепляется за материальные сокровища и буквально идет по трупам ради выгоды: «Пусть низок я, но ввысь мой путь ведет». В системе Таро Четверка монет часто выступает синонимом скупости, чрезмерной жадности, помешанности на деньгах. Разумеется, с дурными последствиями.
Рис. 13. Фото знаменитой актрисы Эллен Терри в образе Порции из спектакля «Венецианский купец» театра «Лицеум»
Рис. 14. Двойка монет (Младший аркан Таро). Колода Райдера-Уэйта-Смит
Рис. 15. Четверка монет (Младший аркан Таро). Колода Райдера-Уэйта-Смит
Рис. 16. Семерка жезлов (Младший аркан Таро). Колода Райдера-Уэйта-Смит
Рис. 17. Девятка кубков (Младший аркан Таро). Колода Райдера-Уэйта-Смит
Внимательный зритель заметит, что у юноши на Семерке жезлов (рис. 16) разная обувь. Но при этом персонаж явно не шут, не скоморох, не пьяница. Он решительно держит дубинку (жезл) и готов усмирять тех, кто с палками бунтует снизу.
Все это очень напоминает главного героя Петруччо из комедии «Укрощение строптивой». На собственную свадьбу этот дворянин «едет в новой шляпе и старой куртке, в старых, трижды лицованных штанах; сапоги его служили свечными ящиками – один застегнут пряжкой, другой подвязан шнурком». Причем поступает он так намеренно, чтобы приручить непокорную жену, приструнить ее капризы, укротить строптивый нрав.
А на Девятке кубков (рис. 17) праздно восседает персонаж, прототипом которого, вероятно, был сэр Джон Фальстаф из пьесы «Генрих IV». Это толстый, ленивый и трусливый пьяница. Хоть и посвящен в рыцари, но воинские подвиги, доблесть и честь ему не свойственны, даже чужды. Сам будущий король Генрих упрекает Фальстафа в праздном образе жизни: «У тебя, я вижу, до того ожирели мозги от старого хереса, от обжорства за ужином и от спанья на лавках после обеда, что тебе невдомек спросить о том, что тебя кровно касается. На кой черт тебе знать, который час? Вот если бы часы вдруг стали кружками хереса, <…> тогда, я понимаю, тебе был бы смысл спрашивать, который час». И будто бы вторит этой мысли полукруг высоких чаш прямо за спиной у персонажа на Девятке кубков.
Прототипом Королевы мечей (рис. 18) в колоде Таро Райдера-Уэйта стала леди Макбет из шекспировской трагедии. В негативном варианте карта Королева мечей обозначает человека с тяжелым характером, озлобленностью на весь мир и узким мышлением. Эта женщина хитра, коварна и даже может иметь преступные намерения. Королева мечей в отрицательным смысле – это чрезмерное стремление все контролировать, что ведет, наоборот, к утрате контроля над ситуацией и потерям. Если вы знакомы с «Макбетом», то без труда узнаете в этом описании жену главного героя. Кстати, любопытно, что внешне персонаж Королевы мечей снова похож на Эллен Терри, которая в 1888 году играла леди Макбет на сцене.
Пожалуй, самая миленькая и самая маленькая «пасхалка» для любителей Шекспира спрятана на Девятке монет (рис. 19). Речь идет об улитке в самом низу карты. Этот аркан в системе Таро обозначает высокие финансовые запросы, умение наслаждаться жизнью и выгодно пользоваться имеющимися благами. Это не про «с милым рай и в шалаше». Разве что, если милый – атташе. Так вот, в пьесе «Как вам это понравится» влюбленный Орландо опаздывает на встречу к Розалинде. И красавица тут же сравнивает его с улиткой: «…если вы столь медлительный, для меня точно так же было бы приятно, чтоб за мной ухаживала улитка <…> потому что она, хоть и идет медленно, но по крайней мере приносит на голове свой дом – приданое, как мне кажется, получше того, которое вы дадите своей жене». Такая маленькая деталь удачно подчеркивает характер главного персонажа и позволяет понимать сюжет и бэкграунд всего аркана.
Рис. 18. Королева мечей (Младший аркан Таро). Колода Райдера-Уэйта-Смит
Рис. 19. Девятка монет (Младший аркан Таро). Колода Райдера-Уэйта-Смит
Конечно, это далеко не все карты, на которых можно встретить героев «Гамлета», «Виндзорских насмешниц», «Ромео и Джульетты», но для общей картины вполне достаточно, правда? Не помню, как у нас в школе преподавали Шекспира. Но уверена, если бы учитель литературы пришел на урок с картами Таро и на примерах арканов рассказывал о характерах героев, такой урок я бы точно запомнила.
Таро и церковь издавна находятся, мягко говоря, в непростых отношениях. Под церковью в этой книге понимается христианство во всем его многообразии. Другие религии рассматривать не решаюсь, ибо знакома с ними только в общих чертах. И церковь, и эзотерика (нравится им это или нет) неразрывно связаны и в чем-то очень схожи. Каждая из них основана на вере, держится на ритуалах, воздействует на эмоции человека и взаимодействует с невидимым миром. Не хочу начинать холивар на тему «Таро – это грех?». Мне гораздо интересней и приятней показать вам связь карт с христианской символикой. Но перед этим – одна ремарка о предсказаниях.
В Библии однозначно сказано: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей» (Второзаконие, глава 18:10). И вместе с тем миру хорошо известны библейские пророки, например Исаия, Иезекииль, Даниил. С точки зрения христиан все их видения либо уже осуществились (падение Иудеи, расцвет и гибель Вавилона, разрушение города Тир), либо еще исполнятся (воскрешение мертвых, Апокалипсис). Агностики и атеисты уверены, что пророчества в Библии изначально сформулированы двусмысленно, поэтому невозможно достоверно сказать, претворилось в жизнь предсказание или нет. С картами Таро история схожая: любители гаданий регулярно находят подтверждения сбывшимся прогнозам. А противники – обвиняют тарологов в неточных и намеренно расплывчатых предсказаниях, чтобы нельзя было однозначно их оценивать. Видимо, таков удел всех пророков – и праведных, и неправедных.
Неисповедимы пути Господни – это библейское крылатое выражение, которое обозначает непредсказуемость жизни. Невозможно предугадать повороты судьбы, известной лишь Богу. И действительно, кто бы мог знать, что я приду к чтению Библии через изучение карт Таро. Когда только начала погружаться в мир Старших и Младших арканов, была крайне удивлена, что на вроде бы как «поганских» картах так много христианских символов. Причем есть не только очевидные детали (нимбы над небесными фигурами), но и нюансы, о которых я раньше даже не задумывалась. Например, на Тройке мечей (рис. 20) изображено острое оружие, пронзающее сердце. На первый взгляд это просто яркий зрительный образ, который вызывает ощущение сердечной боли и грусти. Но, если вдуматься, можно заметить отсылку к жизни и мучениям Девы Марии: «…и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Евангелие от Луки, 2:35). На православной «Семистрельной» иконе сердце Богородицы пронзают стрелы, на католической иконе Непорочного Сердца Марии (рис. 21) сердце Пресвятой Девы прокалывают мечи (или один меч). Этот сюжет и в религии, и в системе Таро символизирует сердечные раны, душевные страдания, невыносимую боль, бескрайнюю печаль.
Рис. 20. Тройка мечей (Младший аркан Таро). Колода Райдера-Уэйта-Смит
Рис. 21. Непорочное сердце Марии, из коллекции церкви святого Петра. Вена, Австрия
Многие гении разных времен и народов придерживались синкретизма, то есть сочетали в себе как бы несопоставимые, полярные образы мышления. Например, философ и математик Платон создал нумерологию – это вера в мистическую связь между датой рождения (числами) и судьбой человека. Химик и фармацевт Мишель де Нотрдам вошел в историю как самый знаменитый в мире предсказатель – Нострадамус. В этом смысле Артур Уэйт не стал исключением. Автор классической колоды Таро занимался алхимией, был масоном, но при этом рос в католической семье и воспитывался в христианской традиции. Именно поэтому в его колоде так много отсылок к библейским персонажам и темам.
Даже не понимая значения аркана Туз кубков (рис. 22) и не читая книг о Таро, вы узнаете на этой карте библейский сюжет. Во время Тайной вечери Иисус разделяет с учениками хлеб и вино – и завещает после смерти, в память о Нем, делать то же самое. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, 26:19). И сегодня христиане на богослужении получают от священнослужителя облатку (плоть Его) и глоток вина (кровь Его). Самое главное церковное таинство (по сути, единение человека с Богом) называют причастием, или евхаристией. Карта Туз кубков именно об этом. Мы видим, как голубь (христианский символ мира и Святого Духа), несет облатку с изображением креста, а рука с небес протягивает полный кубок. Надо ли говорить, что в системе Таро эта карта обозначает любовь и радость, единение и благодать, хорошее эмоциональное состояние?
Рис. 22. Туз кубков (Младший аркан Таро). Колода Райдера-Уэйта-Смит
Одной из самых «религиозных» карт Таро является Старший аркан Иерофант (рис. 23). В разных колодах он также фигурирует как «Верховный Жрец» или «Папа» – и неслучайно. На голове у главного персонажа – тройная корона (тиара), которая в католицизме символизирует три функции папы римского. Он есть верховный пастырь, верховный учитель и верховный священник. В нижней части карты хорошо видны Ключи Царства Небесного (они же есть на гербе Ватикана). Это атрибут апостола Петра – первого Папы Римского. «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Евангелие от Матфея, 16:19). Монахи с выбритыми головами также демонстрируют принадлежность к церкви. Обычай выбривать макушку таким образом (тонзура) появился в Средневековье: монах избавлялся от волос, как от ненужных мирских мыслей, и был готов слушать голос Бога. Иерофант поднял правую руку с жестом благословления. Этот знак часто встречается на иконах: два пальца вместе обозначают двуединство Мессии (Он и Бог, и человек), а три пальца символизируют Отца, Сына и Святой Дух. Зная эти нюансы, нетрудно догадаться, что в системе Таро карта «Иерофант» обозначает духовность, мудрых наставников, церковные догмы и традиции.
Рис. 23. Иерофант (Старший аркан Таро). Колода Райдера-Уэйта-Смит
Аркан Суд (рис. 24) в разных колодах имеет названия «Страшный суд», «Воскресение», «Высший суд». На рисунке ангел дует в трубу над обнаженными фигурами, которые восстали из гробов. Нагота персонажей подчеркивает их уязвимость, незащищенность перед высшими силами. Лица людей устремлены вверх – они внемлют воле Всевышнего. На заднем плане видны горные вершины, которые традиционно олицетворяют духовные высоты. А распростертые объятия символизируют принятие воли Господа: «…потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» (Апостола Павла 1-е послание к фессалоникийцам, 4:16).