Слово аюс переводится с санскрита как жизнь, а веда переводится как знание. Другими словами, аюрведа – это наука о жизни. Согласно аюрведе, жизнь – понятие гораздо более глубокое и загадочное, нежели принято считать. Обычно под жизнью мы понимаем существование в этом мире в рамках своего тела и своей психики, а смыслом жизни считаем удовлетворение своих телесных и психических нужд. Если сейчас я громогласно заявлю, что настоящая жизнь начнется только после того, как мы вырвемся из рамок этих поверхностных представлений о себе, то многие читатели развеселятся и посчитают меня очередным фантазером.
Тем не менее аюрведа (наука о жизни) не в шутку, а всерьез рассматривает здоровую жизнь как особое состояние сознания, в котором человек реально понимает свою вечную духовную природу. Согласно аюрведе, цель рождения и жизни в этом, приносящем много страданий и проблем теле, состоит в том, чтобы понять нечто потрясающее. Оказывается, что только тот человек, который перестанет считать себя стареющим организмом и начнет воспринимать свою природу как вечную и нетленную сущность, только этот мудрейший из людей в полной степени ощутит, что такое настоящее здоровье и настоящее счастье.
Последнее утверждение опять-таки может показаться нелепым. «Извините, это уже попахивает шизофренией, – скажет вдумчивый читатель. – Неужели, просто поменяв восприятие самого себя, мы немедленно обретаем и здоровье, и счастье? Это звучит довольно странно».
Да, конечно, для нас это звучит странно. К сожалению, мы привыкли относиться к себе не как к душе, а как к телу. Поэтому столь глубинные перемены по отношению к жизни нам кажутся очередной фантазией, а вот вредоносные перемены, которые происходят в нашем теле, – для нас это действительно вещи серьезные и о них нужно своевременно позаботиться. Так-то это так, тело, конечно, нужно лечить, однако неплохо было бы задуматься и об истинной причине страданий. Аюрведа утверждает, что люди страдают от того, что неправильно понимают смысл своей жизни. Древняя мудрость гласит, что состояние здоровья изменяется определенным образом при смене убеждений человека и его взглядов на жизнь.
«Не говорите глупости, – скажет мой читатель, – давайте не будем витать в облаках, а спустимся на нашу бренную землю. Восприятие этого мира никак не может считаться в нашей жизни более важным, чем состояние здоровья нашего тела. Так, например, если загниет мой палец, то, как бы я ни менял свое отношение к жизни, но если я как можно быстрее не вылечу свой палец, то не исключено, что мне его просто отрежут. Под каким углом тогда прикажете мне относиться к моей покалеченной жизни?»
Конечно, этот довод убедителен и, на первый взгляд, возражений не возникает. Аюрведа не против экстренной медицины. Тем не менее, она все же утверждает, что все болезни, в том числе и инфекционные, возникают не случайно, а как результат нашего неправильного поведения. Поведение же человека целиком зависит от того, как он относится к жизни и как он воспринимает этот мир. Таким образом, правильное отношение к себе, верно поставленная жизненная цель, и серьезная духовная практика фактически искоренят саму причину материальных страданий. Каким же образом это возможно?
Человек, придерживающийся правил и рекомендаций аюрведы, искренне убежден, что наша временная жизнь, в постоянно движущемся к старости теле, предназначена для достижения вечного счастья. Организм, в котором эта жизнь протекает, является всего лишь хорошим инструментом для достижения столь возвышенной цели. Пусть эта цель будет достигнута не за одну жизнь, а за многие жизни. Однако согласно аюрведе, достижение высшего счастья – это именно то, ради чего мы родились на свет.
«Так что же, о своем теле не нужно заботиться вовсе, а нужно постоянно думать только о своей душе?», – вновь спросит придирчивый читатель. Да, нужно постоянно думать о душе, но это не значит, что о теле не следует заботиться. Оказывается, одно другому не мешает, а наоборот, помогает. Возвышенная жизненная позиция вовсе не связана с небрежным отношением человека к своему телу. Если телесные функции работают неисправно, то человеку трудно сосредоточиться на высшем счастье. Поэтому люди, которые искренне считают, что разумная жизнь должна быть направлена на достижение духовных целей, еще в большей степени заботятся о своем телесном здоровье и не только о нем.
Более того, как ни парадоксально это звучит, согласно аюрведе, если человек, заботясь о теле, не работает над своим характером, то вначале от этого появляются вредные привычки, а затем как результат разрушается здоровье. Кстати, к тому же мнению в последнее время пришла в своих изысканиях и современная научная медицинская мысль. Удивительно, что в глубине понимания нашего здоровья аюрведа пошла еще дальше. Аюрведические трактаты утверждают, что, если человек неправильно выбрал цель своей жизни, то от этого в свою очередь пострадают и здоровье, и характер, и его судьба. Другими словами, аюрведа рекомендует работать не только над своим умом, но и над своим разумом.
По этой причине аюрведа серьезно изучает не только наш организм, но и природу психической энергии, ума, разума, эгоизма человека. Все эти абстрактные, на первый взгляд, понятия рассматриваются в аюрведе как реально существующие истины и объединяются единым термином – тонкое тело. Да, вам не померещилось, аюрведа считает ум именно телом, а не просто комбинацией нервных импульсов. Тело ума невозможно увидеть или исследовать современными приборами. Все самые последние его исследовании не идут дальше констатации и измерения электоромагнитных волн. Однако мы не можем отвергнуть существование того, что проявляет признаки жизни и что мы постоянно воспринимаем своими чувствами. Будет ли мое существование зафиксировано приборами, определяющими величину электромагнитных колебаний или же нет, я все равно реально существую и сам могу это понять. Я сам могу понять, что у меня появляются разные мысли, возникают разные эмоции и есть разные цели. Я без приборов могу понять, что мои эмоции влияют на здоровье и работоспособность моего организма. Так значит, тонкое тело также имеет свое строение и выполняет свои функции в нашем организме, только они не физические, а психические?
Да, все правильно: тонкое тело человека состоит из жизненной энергии (праны), ума, разума и ложного эго. Тонкое тело управляет всеми функциями организма. Все проявления психики, которые мы можем или даже не можем понять, – все это результат деятельности тонкого тела. Таким образом, жизнедеятельность организма полностью зависит от тонкого тела (подсознания, характера, наших желаний, интересов, привычек и взглядов на жизнь).
Тонкое тело тоже не имеет независимости в своей работе и находится под управлением души. Все постоянно говорят друг другу: «душенька моя», «ты душевный человек», «хочу что-то сделать для души». Но почему-то, повседневно произнося эти фразы, мало кто понимает, что такое душа? Дело в том, что термин «душа» не аллегория. Душа действительно реально существует, хотя мы и не можем обнаружить ее никакими научными приборами, поскольку она обладает не материальной, а духовной природой. Духовная энергия, духовное существование находятся за пределами материальных представлений о жизни. В чем же для нас проявляется присутствие души? Все очень просто. Все желания, которые у нас возникают, исходят от души, а не от ума; ум – это лишь проводник желаний. Желание души жить и действовать в этом мире воспринимается тонким телом как руководство к действию. Душа использует тонкое тело для того, чтобы действовать в материальном мире, который чужд ее духовной природе. Так под действием тонкого тела грубое тело в свою очередь получает от духовной энергии силу и способность действовать. «Все это хорошо, но как разобраться во всех этих сложных вопросах нашего существования?» – спросит читатель.
Будучи практичной и мудрой наукой, аюрведа предоставляет нам возможность постигать нашу духовную природу постепенно. Поэтому сначала она дает нам знание, как вылечить и правильно использовать грубое и тонкое тело. Понимание строения грубого и тонкого тела человека является для достижения истинного здоровья лишь предварительной ступенью. Настоящее здоровье и счастье удастся обрести после того, как мы начнем жить и действовать на духовной платформе. Другими словами, как грубое, так и тонкое тело человека предназначено для того, чтобы душа научилась ими правильно пользоваться, и, самосовершенствуясь, обрела высшее духовное счастье. Таким образом, аюрведа – это дисциплина, которая, несмотря на свою медицинскую направленность, тесно связана с духовной практикой.
Аюрведа рассматривает нас с вами как личности, которые бессмертны и не имеют ничего общего с материальным умом и телом. Под личностью, как правило, понимают индивидуальное сочетание физических и психических функций человека. В отличие от современных взглядов аюрведа не отождествляет весь этот комплекс, объединяющий разум, ум и тело, с понятием «личность». Древние аюрведические тексты утверждают что «Я» – это бессмертное явление, которое не болеет и не стареет, имеет духовную природу и находится за пределами грубого физического тела и тонкого ума.
Как вы уже поняли, аюрведа изучает не просто биохимические реакции организма, она пошла дальше этих, в какой-то степени примитивных, представлений о нашей природе. Великие мудрецы с помощью аюрведы милостиво открыли перед человечеством глубинный подход к пониманию истинных причин страданий, и благодаря аюрведе перед человечеством открывается реальная возможность избавиться от самых неизлечимых недугов тела и отвести от себя всевозможные превратности судьбы.
Современная наука считает, что наша жизнь ограничена телесными функциями, а тело – всего лишь материальное пространство, в котором ум существует как продукт биохимических реакций мозга. Аюрведа рассматривает грубое тело человека не как независимую живую структуру, а как инструмент, которым оперируют тонкие по своей природе ум и разум, являющиеся в свою очередь инструментами для души. Другими словами, согласно аюрведе, тело – это всего лишь инструмент, которым пользуются ум, разум и душа для существования в этом материальном мире.
Древние писания считают, что грубое тело является не самой главной причиной наших страданий и болезней. Более значимым источником наших проблем является неправильная деятельность ума и разума. По этой причине человек, не работающий над своим характером, не пытающийся постичь смысл жизни, не может справиться даже с обычным насморком.
Аюрведа утверждает, что во все лечебные практики как неотъемлемую часть следует включать работу над своим характером. Только очистив ум от негатива, можно сделать здоровье стабильным и устойчивым к любым неожиданностям. Однако и ум не является конечной инстанцией для преодоления трудностей жизни. Ум в свою очередь находится под контролем разума, который преисполнен знания о том, что такое истинное счастье. Мы все живем для обретения счастья.
Именно тонкий разум контактирует невидимым образом с источником счастья, к которому все мы стремимся. Если мы неправильно выбираем путь к счастью, как бы течем не в том направлении, то вследствие этого разум нас ведет не туда, и в нашу жизнь приходят болезни и страдания. Поэтому не ум, а именно разум является истинным рулем машины судьбы. Водителем же этой «машины судьбы» является душа. Понятие «я», таким образом, относится не к телу, как это принято считать, и даже не к уму, а исключительно к душе. Другими словами, «я» – это душа, а не тело.
Итак, «я» – это душа, а не тело, и даже не ум и не разум. Значит, если я (духовная душа) страдаю, то помимо лечения тела, ума и разума мне следует делать еще что-то. Эта деятельность, необходимая для души, на всех языках мира называется духовной практикой. Без духовной практики, которой на страницах данного издания уделено максимальное внимание, мы не сможем стать по-настоящему здоровыми и полноценными людьми. Помимо лечения грубого и тонкого тела, из этих книг вы сможете почерпнуть знание о том, как грамотно работать над собой. Эта работа предусматривает определенную последовательность, придерживаясь которой вам удастся медленно, но верно возвышать уровень вашего сознания, увеличивая тем самым количество здоровья и счастья. Согласно аюрведе, как лечение, так и работа над собой последовательно протекают на нескольких уровнях:
1. Первый уровень – лечение телесного недуга. Это лечение осуществляется с помощью правильного питания, аюрведических лекарств, аюрведического массажа, комплекса очистительных мероприятий и упражнений. Это – самый грубый уровень аюрведы, который приносит лишь временное облегчение.
2. Второй уровень лечения – профилактика физических и психических болезней. Этот уровень включает в себя соблюдение режима дня, употребление омолаживающих аюрведических средств, упражнения хатха-йоги, пранаямы (дыхательные упражнения), поддержание чистоты тела. Все эти ежедневно проводимые мероприятия в какой-то степени избавляют от телесных и умственных страданий, но не устраняют их причину, живущую в разуме, – неправильное отношение к жизни.
3. Третий уровень лечения – это развитие правильного отношения к социуму. Здесь на первое место следует поставить работу над своим характером, развитие в себе позитивного отношения к жизни и окружающим. На этом уровне лечения пациент принимает врача своим наставником в вопросах нравственности, морали, выполнения своего общественного и семейного долга. Строго следуя советам аюрведического врача и смиренно прислушиваясь к его наставлениям, человек, работая над собой, в результате достигает действительно счастливых отношений с окружающими людьми и стабильного хорошего здоровья.
4. Четвертый уровень лечения – развитие правильного понимания цели человеческой жизни. На этой ступени лечения человеку уже требуется духовный наставник. При этом главное внимание уделяется работе над своими убеждениями и взглядами на смысл своей жизни. Деятельность по очищению разума включает в себя: серьезные занятия йогой, интенсивно насыщенный духовной практикой режим дня (молитвы, покаяния, рассуждения о вечном), развитие аскетизма, совершение пожертвований, ежедневное чтение благоприятных ведических гимнов, молитв и мантр. На этом уровне лечения человек, по милости своего наставника, полностью избавляется от оставшихся дурных привычек, развивает вкус к высшему счастью, с помощью которого быстро сжигает плохую карму и достигает счастливой судьбы.
5. Пятый уровень лечения – развитие правильного понимания духовной реальности. На этом уровне человек, глубоко сосредотачиваясь на любовном служении всем живым существам и Богу, по милости высших сил достигает высочайших духовных откровений. Древняя ведическая мудрость учит, что настоящего счастья можно достичь лишь самоотверженно занимаясь духовной практикой. Таким образом, только на этом уровне лечения человек достигает максимального здоровья и счастья.
Итак, предлагаемая вашему вниманию серия книг «Тонкое строение человека», посвящена последовательному разбору перечисленных выше аспектов психических функций человека. С ее помощью вы научитесь хорошо ориентироваться в истинных причинах своих физических и умственных проблем.
Первая книга посвящена рассмотрению всех видов пространств, которые существуют в нашем организме. Освоив этот материал, вы сможете понять, как устроена наша психика.
В этой серии книг мы детально остановимся на тонком строении человека, а в дальнейшем поговорим и о нашем духовном существовании. Изучение психического строения является ключевой проблемой в понимании вопросов здоровья, поскольку именно с помощью тонкого тела осуществляется саморегуляция организма. К сожалению, современная медицина этих вопросов практически не касается, поэтому о столь важных понятиях, как ум и разум, люди осведомлены крайне слабо. Например, кто может подробно ответить на вопрос, что такое ум, что такое разум, и, наконец, что такое чувства? А ведь эти понятия напрямую связаны с нашей повседневной жизнью.
Каждую долю секунды мы используем свои умственные способности, но слабо понимаем, что такое ум и как правильно с ним обращаться. Все мы живем для чего-то, но часто совсем не понимаем, для чего именно. Знание о законах деятельности тонкого тела необходимо, так как поможет верно оценить и предотвратить причины многих проблем, с которыми мы сталкиваемся.
Давайте честно спросим себя: почему мы с вами болеем, несмотря на существование стольких докторов и всевозможных методик лечения? Кто может ответить на этот вопрос? Кто-то ответит, что мы неправильно питаемся или что нас окружает плохая экология.
Это все верно, но, в основном, мы страдаем из-за отсутствия более глубокого знания о самих себе. Современная медицина рассматривает болезни как нарушение работы грубого тела (анатомических и физиологических функций организма).
Следует задуматься над тем, почему многие болезни возникают в результате конфликтов людей друг с другом, вследствие отчаяния, депрессии, гнева, лени и т. д. Все перечисленное относится к деятельности ума и разума и ничего общего не имеет с анатомическими и физиологическими причинами.
Но экология-то все равно плохая, так почему же она плохая? Согласитесь, что сама по себе экология не портится, и если мы, живя на Земле, ничего не будем делать, то она станет только чище. Таким образом, мы сами портим экологию. Человечество, неразумно поставив перед собой вредоносные для окружающей среды цели, в итоге пришло к тому, что разрушает созданную им же цивилизацию.
Почему все это происходит? Потому что мы не изучаем деятельность своего разума. Если бы мы поступали разумно, то своей деятельностью не вступали бы в конфликт с природой, от которой зависят наша жизнь и здоровье. Наоборот, при разумном поведении мы бы постарались очистить нашу планету, поставив на первое место экологически чистую жизнь. Но этого не происходит, и наша планета по-прежнему загрязняется. Это значит, что по неразумности мы выбрали неправильный путь к прогрессу. Таким образом, проанализировав внешние и внутренние причины наших страданий, можно прийти к заключению, что основной причиной болезней является непонимание функций ума и разума, от чистоты и правильной направленности которых так сильно зависит вся наша жизнь.
Наши взаимоотношения с окружающим миром строятся на основе деятельности ума и разума. Поэтому, пытаясь помочь человеку быть здоровым и счастливым, именно этому вопросу следует уделять первостепенное внимание. Согласитесь, что мы не слишком связываем наши болезни со своим неправильным поведением. Мы не так глубоко понимаем связь между нашими болезнями и неправильным питанием, обидами на родственников, непониманием того, как воспитывать детей, неправильным отношением к труду, неправильным отношением к смыслу жизни.
Не понимая того, как правильно вести себя, мы тратим уйму сил на урегулирование взаимоотношений, на преодоление плохого настроения. Эту энергию можно было бы направить на восстановление здоровья, на улучшение качества жизни, на счастье. Однако у нас не хватает знаний, как следует поступать в той или иной ситуации. Оказывается, что в различных жизненных ситуациях удастся добиться успеха, если человек поставит перед собой более возвышенные, духовные цели. Но понять эту мысль не так-то просто.
Для каждого из нас вполне очевидным является факт, что большую часть наших сил забирает именно психическая деятельность. Почему же нам так трудно жить? Просто мы не знаем, в какую сторону направить свои усилия. В результате, действуя неправильно, мы создаем себе новые проблемы. Веды считают, что источником проблем является неправильное понимание своих глубинных потребностей, непонимание того, в чем состоит счастье. Понимание и в то же время непонимание своего счастья заключено в разуме человека. Цель этой серии книг состоит в том, чтобы объяснить с позиции ведического знания, как лечить свой разум, а за ним – ум, чувства и тело.
Прежде чем приступить к лечению компонентов тонкого и грубого тел, нужно обстоятельно с ними познакомиться. Поэтому сначала мы поговорим о природе психической энергии человека, затем о природе ума, о природе разума, эгоизма и души; постараемся вести беседу в увлекательной форме. Не случайно, что перед тем как приступить к практической аюрведе, мы попытаемся сначала усвоить, что говорит эта премудрая наука о строении нашей психики. Не уяснив себе, что такое тонкое тело и душа, мы не сможем понять и тем более правильно использовать аюрведическое знание.
Итак, после знакомства с целью и задачами этой книги мы с моим собеседником приглашаем вас принять участие в нашей живой дискуссии.