Что было ещё, кроме Смаги?

А кроме Смаги, было ещё немало любопытных приёмов Спаса. Это та же Харобра, или «наука» взаимодействия со Стихией. Полновесный разговор о ней не входит в наши задачи, но упомянуть о ней стоит, так как отдельно о Харобре вряд ли представится возможность рассказать, а она интересна и достойна внимания. Также хотелось бы рассказать об «экзотике» Спаса – о Волшбе, и в частности о 27 ключах Всесвета, которые хотя и выходят за рамки нашего понимания, но тем не менее могут стать добрым подспорьем в упражнениях с изменённым состоянием сознания.


О Харобре

Ответ на вопрос о том, что такое Стихия и как с ней взаимодействовать, займёт не несколько страниц. И понятное дело, ничего значимого и нового мы тут не скажем. Но всё же нужно сказать о Харобре хотя бы для того, чтобы подчеркнуть ускользаемость Стихии от нас, а по возможности прямо здесь начать плести для неё ловчую сеть – вяхирь, – в которую она однажды обязательно поймается. Можно задаться вопросом: а для чего нам вообще какие-либо представления о Стихии? Ну, прежде всего Стихия есть истинный Дом всего сущего, и всякое земное проявление родом из неё (из праха встаёт и в прах падает), а раз так, то вечная тоска по Дому приведёт нас однажды рано или поздно к поиску дороги назад – в Стихию. Это для тех, кто вволю поскитался.

Для тех же, кто ещё ходил путями кружными, вращаясь в вехе вращения, и кого прельщают игры мира сего, в Стихии также была скрыта своя выгода – обновление Доли шло через «огрюшивание в Стихию», где огрюшивание понималось как окунание, поверхностное соприкосновение с ней и не подразумевало под собой глубины. И хотя в сути это было далеко от тех «заумных» воспарений в Стихию казаков-характерников, тем не менее опыт народного тайноведения изобилует примерами обращения к Стихии через многочисленные обряды. И чтобы не быть голословными, приведём один из таких обрядов на избавление от невезения. Часто этот обряд предшествовал большим начинаниям, перед которыми нужно было освободиться от тяготы былого.

Лучшим временем для обряда считались последние дни месяца и время перед полуночью. Раздевшись, перед собой ставили чашу с водой (стать Воды) и, низко опустившись над ней так, чтобы дыхание (стать Воздуха) касалось её, громко три раза произносили слова: «Вода-царица, очисть меня, груз с меня сними, с тела моего и души. Как ты камни омываешь, так с меня смой горе, боль потери, унеси их долой. Да будет так». После чего окатывали себя этой водой с головы до ног.

Затем зажигали три свечи (стать Огня) трикутником (треугольником), становились в его серёдку и трижды говорили: «Царь Огонь, очисть моё тело и дело и надели меня силой своею искристою». В завершение закапывали (стать Земли) какую-либо свою вещь под плодовым деревом, что должно было наделить человека удачей.

Вышеприведённый обряд отражает так называемую утилитарную прагматичность (повседневную надобность), связанную со Стихией, разговор же о «высокой Стихии» стоило бы начать вообще с определения Стихии. Но тут можно сразу и соврать себе. Стихию никак не определишь. Она для нас – по крайней мере, на сей час – беспредельная, а значит, и неопределимая. Всякое же определение, которое мы даём чему-либо, становится знанием. Но Стихия – это незнание, а вот если ты знаешь, то это не Стихия. Всякое знание есть нечто определённое, что противоположно Стихии. Знание мы помним, а Стихия находится за гранью воспоминаемого. Потому-то и нужно избегать всяких знаний о Стихии. Они просто перекроют нам дорогу туда. Каждый раз, устремляясь в Стихию, мы будем доходить до нашего знания о ней. И всё. Дальше идти некуда. Произошла тонкая подмена, которой мы и не заметили. Ведь мы уже дошли до стихии, воплощённой в наше знание. То есть мы достигли поставленной задачи – обрели стихию в виде знания о ней, но это далеко не Стихия.

Да и сказать о Стихии ничего определённого нельзя. Так, физики, исследующие элементарные частицы, утверждают, что в макромире – нашем мире – нет понятий, способных точно выразить микромир. Поэтому, чтобы как-то представить их публике, учёные вынуждены находить и придумывать слова, названия и образы, взятые из нашего привычного опыта. А вот как описывает поведение электрона создатель первой атомной бомбы Оппенгеймер: «Если мы спросим, постоянно ли нахождение электрона, нужно сказать «нет»; если мы спросим, изменяется ли местонахождение электрона с течением времени, нужно сказать «нет»; если мы спросим, неподвижен ли электрон, нужно сказать «нет»; если мы спросим, движется ли он, нужно сказать «нет».

Тем не менее само слово «стихия» не русское, произошло оно от греческого stoicheion, что означает первоначало – элемент. Элемент, в свою очередь, тоже слово не русское, оно происходит от латинского elementum – «стихия», «первоначальное вещество». Оттого и путаница, что греческое смешалось с латинским. Но ясно одно: это что-то изначальное. В укладе Спаса это был Прах, Пустошь, или же Ма. Можно сказать, что Стихия – это матерь сущего. И вроде бы она всюду, в каждом нашем движении, а пощупать её невозможно, ускользает она от нас. Наше обыденное восприятие Стихии как Воды, Огня, Земли не совсем верное. И Огонь, и Вода, конечно же, напрямую связаны со Стихией, но они не есть непосредственно Стихия. Это только состояния Стихии, её проявления. Потому их в традиционном укладе звали статями (что и есть состояние). А проявления не могут быть тем, кто проявляется через них, как наш голос выражает нас, но нами не является.

И это различие очень важно для себя увидеть, подчёркивал нам наказитель. Огонь, Вода, Земля, Воздух – это ступени восхождения, или, если хотите, нисхождения в Стихию. Сама Стихия – больше душевное знание, выразить словами которое подчас невозможно, а потому, чтобы соприкоснуться с ней, нужно выйти за грани Образа мира, туда, где находится «хранилище» знаний душевных – в Пустошь. Но для начала нам достаточно начать «присматриваться» к Стихии через её проявления – состояния Стихии: к Огню, к Воде, соприкасаться с ними: с Землёй, с Воздухом. Через это мы учимся «позволению», то есть обучаемся посязать Стихию в её проявлениях и вместе с этим проживать её состояния, обретая качества стихийных начал. Соответственно, их четыре, и они являются четырьмя ключами, открывающими саму Стихию. Пока не соберёшь в себе все ключи, Стихия будет для нас под замком!

С состоянием стати Земли взаимодействовали через смотрение в темноту, через прикосновение к Земле руками, голым телом, хождение босыми ногами, через «растворение» себя (образное) в Земле (днём на возвышенности, ночью в низине) и даже через приседание (здесь нужно было ощутить чувство земной тяги) и поднимание валунов. Всё это «дума Земная». При этом Землю нужно буслать (пить), упиваться ею и, конечно же, быть полностью осознанным в общении с Землёй. Посредством всего этого входили в пространство стихийной стати.

С состоянием Воздушной стати сообщались через «купание» в ветре, качание на качелях (здесь нужно было «поймать» состояние лёгкости и начать упиваться им), через созерцание дневного и ночного неба (для чего ложились на спину и смотрели в небо перед собой).

С Огненной статью соприкасались через «думу Огненную»: созерцание огня, «вбирание» его ладонями, грудью, челом, через огненные плясы (которые, ко всему прочему, хорошо «опустошают» мысли). Здесь также нужно было упиваться огнём, отдаваясь ему сполна.

Со статью Воды взаимодействовали через любование ею на берегу реки, озера, через созерцание порогов (лучше всего было зреть прибывающую воду), через телесное с ней соприкосновение. Как и в остальных случаях, Водную стать буслали.

Для более глубокого соприкосновения со Стихией использовали песню. Это могли быть обычные звуки, но могла быть и полновесная песня.

«Пой всё то, что хочешь обрести для себя, – так поучали наставники в Спасе, – в том числе и Стихию в виде её статей. Пой Огонь, Воздух, Землю, Ветер. Пой, как можешь. Стихия обязательно откликнется».

А для усиления ощущения статей стихийных можно было использовать распальцовки в виде колец, что должно было вроде как обручить человека со Стихией. Для Земли это было кольцо из большого пальца и мизинца, для Воды – из большого и безымянного пальцев. С Огнём «обручало» кольцо из большого и среднего пальцев. Для «обручения» со статью Воздуха служило кольцо из большого и указательного пальцев.

Как и в других случаях, связанных с пребыванием в изменённых состояниях сознания, ввиду способности статей стихийных ускользать от нашего восприятия каждый раз соприкосновение с ними нужно было «подвязывать» к себе. А для этого использовали обычную тонкую верёвку, на которой навязывали узелок (иногда до трёх узлов), закрепляя с собой состояние Стихии. Потом эту верёвку наматывали на посох, который держали в переднем углу хаты. И каждый раз, приступая к взаимодействию со статями стихийными, эту верёвочку снимали, повязывали её на себя во время «беседы со стихийными статями», чтобы снова с её помощью потом закрепить достигнутое состояние.

Как говорил наказитель, этой верёвочкой подвязывали дары статей стихийных. Дары же эти отражали качества стихийные. Чтобы понять, что они из себя представляют, нужно описать для себя все качества стихийных статей. Например, огонь – яркий, жгучий, яростный, тёплый, стремящийся вверх. Вода – текучая, охватывающая, изменчивая, бушующая, напористая, тихая, податливая. Земля – прочная, вязкая, устойчивая, тягучая, липкая (грязь), твёрдая. Воздух – лёгкий, стремительный, вездесущий, порывистый. Завершая «общение» со статью, имя дара стихийного (дар вы ощутите в себе) произносили вслух, а затем уже подвязывали обретённое состояние с даром узлами на верёвке.

Всякое соприкосновение со Стихией происходит хоть и осознанием, но через тело, а потому было необходимо подобрать телесный ключ для взаимодействия со статями. Для Земной стати это ощущение тяги земной. Для Воздушной – дыхание. Для Огненной – жилобой. А для Водной стати – это изменчивость телесная, текучесть движений.

Ключ к Земной стати подбирали через вглядывание в тягу земную, для чего просто приседали или поднимали булыжник. А «уловив» и вняв это состояние, с ним уже приступали к соприкосновению с Земной статью в виде «думы Земной». Собирание внимания на дыхании вводит человека в состояние, необходимое для взаимодействия с Воздушной статью. Слушание жилобоя (пульса) вводит в состояние для общения с Огненной статью. Для вхождения в состояние, в котором легче всего соприкоснуться с Водой, делали самые незамысловатые, но плавные движения руками и «ловили» соответствующее этому чувство текучести и изменчивости. Обретя телесные ключи, дальше входили в пространство стихийных статей, то есть приступали к думе о статях стихийных. Об этом уже мы сказали выше. Таким образом, получается, что для того чтобы обрести ключ к Стихии в виде её статей, нужно вначале подобрать ключ телесный к каждому состоянию Стихии.

Собрав в себе качества стихийных начал, можно было подходить к самой Стихии. Конечно же, здесь никакие упражнения не являются ключевыми, ибо вхождение в Стихию есть итог некоего усилия в рамках соответствующего мировосприятия. Оно происходит само по себе! И все те действия, о которых мы сказали выше, это усилие лишь подстёгивали, но сами они не являлись чем-то краеугольным. Помимо них, или, точнее, прежде них, наказители говорили своим ученикам, что те должны сплести «ловчую сеть» – вяхирь, при помощи которой эту Стихию можно будет улавливать. И однажды ты ощутишь, что Стихия в тебе и подчиняется твоей воле.

Ловчая сеть – своего рода некое мировоззрение, характерный взгляд. Сеть же эту «плели» через уточнение понятий, со Стихией сближенных. Именно сближенных. Потому что Стихия очень далека в своей сути от всякого проявления нашего мира. Ученику предлагалось описать краеугольные камни его бытия, или тех китов, на которых мир держится. А «китов» этих было не так уж много. Это плотность, пустота, присутствие, отсутствие, свет, тьма, тепло, холод, жизнь, смерть, время, пространство, есть, нет.

А далее по каждому из этих понятий наставники вели с учеником беседу в виде докучного сказа, тем самым водя его по кругу. Если вы помните, то докучные сказки не имеют конца. Они идут по кругу. Круг же – знак вечности, мета Стихии. И в какой-то миг происходил «прорыв» в глубину, что-то менялось в сознании человека, в его восприятии. Так вязались узлы вяхиря. Докучный сказ – это сказ до кучи, собирающий человека, его мир, в кучу, в точку, и делающий его ТОЧНЫМ! В скором времени человек начинал ощущать, не без удивления для себя, что он может! Может вязать словом и развязывать, может отвращать помысел злой и приражать (воздавать) уроки разрушителям мира. Это были начальные проявления того, что Стихия начинала подчиняться ему.

К примеру, вот так может выглядеть докучный сказ.

Мир образуется выпячиванием из Стихии. Это выпячивание мы ощущаем в виде плотности, а пустота, которую мы не ощущаем, или промежутки между плотностями, есть отражение самой Стихии. Но разве плотность не отражение Стихии? Плотность же обречена пасть в Прах! Даже вечные горы – всего лишь миг! Значит, Стихия – всё! И ничего – не Стихия! А что есть плотность? И чем она отличается от пустоты? А можно ли утонуть в пустоте? А можно ли погрязнуть в плотности? А как плотность соприкасается с пустотой? У пустоты нет границы. У плотности граница есть. Пустота – это часть пространства? Или пространство – это часть пустоты?.. … (Здесь следуют дальнейшие нелепые рассуждения о плотности и пустоте; и не бойтесь быть нелепым!) Мир образуется выпячиванием из Стихии.

Замкнулся сказ и вновь побежал куда-то, чтобы вернуться сюда же! Нелеп он. Не ищи в нём ничего, не жди от него ума! И он позволит тебе однажды мочь!

А теперь наступила пора сказать несколько слов о самой матери стихийных начал – о Пустоши (Прахе). Много о ней не скажешь, и это несмотря на то, что она повсюду. Кстати, в современной физике не считают, что пустота существует. То, что раньше считали пустотой, в действительности оказалось, со слов учёного люда, определённой физической средой, вакуумом. Вакуум и есть Прах, или Ма. Но он лишь следствие! То есть следы Божьи! И великая загадка! Ибо никто ещё не нашёл ту грань, за которой Бог! Может, поэтому говорят, что грани той нет вовсе?

Так или иначе, но старики говорили, что Пустошь и есть Стихия, и только Пустошь даёт человеку могутность. Не силу, но именно могутность! Ибо Пустошь противна силе. Если сила – это связывание одного с другим, то в Пустоте связывать просто нечего, там всё равно! И нет там пусто – густо. А потому Пустошь и отрицает силу. Тем не менее только в Пустоши находится корень сущего: сила обстоятельств (Бодал) и Начало, или Толчок (Корх). Могутность же – это овладение корнем сущего. Казаки-характерники как раз и отличались этой особенностью. Они были не просто сильны, они были могутны. Может, это и сказка, но очень уж она красива и заманчива.

И не стоит искать изъян в том, что сказано выше. Мол, невозможно действовать там, где всё ровно. Мир течёт и переливается, потому в нём и возможна магия. Потому чего напрасно говорить о какой-то Пустоши бессильной?

Но в том-то и дело, что там, где льётся-переливается, нельзя быть вольным! Подхватит тебя ток и понесёт вопреки твоей воле! Вольным чтобы быть, нужно в токе не быть. А значит, за пределами вакуума, за пределами Ма! Так что спорить надо, но с самим собой! Это и будет докучный сказ, что утончённым нас делает. Утончает не к пониманию, но Ладу!

Довольно любопытно само слово «пустошь». Происходит оно от корневой основы «пуст», которая образовывает, на первый взгляд, такие несопрягаемые значения, как «порожний» (пустое ведро) и «густой» (густой лес – пуща). Но, как говорили наставники, Пустошь есть предел для этого мира, который простирается от порожнего до пущего. Сама же она – всё и ничего сразу!

Овладеть Пустошью можно было только через отречение. Владеть – это быть в ладу, ладить. И если ты в ладе, то есть в непротивлении или позволении, то ты в Ладе, а значит, и владеешь! Если же ты находишься в противлении и противоборстве с чем-то, то ты этим не владеешь. А как поладить с Пустошью? Через отречение! Причём отрекаться нужно от всего и вся. И от себя, и от мира, и от Спаса. Помните, мы говорили уже об этом не раз? Мы ссылаемся на Лесника, называя его наказителем. Но его наука – ложь для нас. А наша наука – ложь для вас. Вы же – ложь для себя! И это путь к Истине!

Мы же все что-то имеем и стремимся иметь ещё больше. Вот в этом вся загвоздка. МЫ ИМЕЕМ! Всякое же имание противоположно Пустоте, а значит, Стихии. Очень много говорят о Великой Пустоте даосские китайцы. Мы уже говорили о том, что иногда подозревали наказителя в заимствовании у них их «безумной мудрости». Но за долгое время нам так и не удалось уличить Старого в этом прегрешении. Так вот у тех же китайцев есть понятие «ше-дэ», что означает «не жалко», или «оставь – получишь». Это относится к овладению Пустотой. Вот и получается, что пока мы сражаемся за долю, Пустошь будет ускользать от нас. Но до этого, до принятия обездоленности, нужно ещё вызреть. Всё это сказано к тому, что, только стремясь к пустоте, можно овладеть Стихией.

Для нас жизнь как-то связана с выпячиванием, и потому мы всегда тянемся к тому, что выпирает. Получается, что всякий неосознанно является почитателем фаллоса. А если хотите убедиться в этом, то проведите простой опыт: поставьте там, где совершенно ровное место, предмет, и вокруг него завертится жизнь. К примеру, в большом зале, где катаются на роликах, выставьте фишку, и к ней стянутся люди. Их словно что-то невидимое, но могучее будет привлекать к этой фишке. И обязательно кто-то налетит на неё. Может быть, кто-то вспомнит американскую комедию «Безумный спецназ», где отражено это любопытное наблюдение: автомобиль посреди пустыни налетает на единственный камень. Смешно и нелепо, но это суровая правда жизни!

Загрузка...