На это отчасти указывает и сам оборот еврейского подлинника в первом стихе: «Берешит бара Элогим гашшамим ве эт гаарец», т. е. «В начале сотворил Бог и небо и землю».
Под небом разумеется как звездный, так и главным образом высший духовный мир, сотворение которого совершилось раньше сотворения земли, так что ангелы, как служащие духи, уже исполняли волю Божию и славословили Творца при совершении Им отдельных актов творения (Иов. XXXVIII, 7).
Форма проклятия змею: «ты будешь ходить на чреве твоем» (Быт. III, 14) дала повод к возникновению впоследствии предания, что до этого проклятия змей ходил в стоячем положении. Но этому противоречит самое устройство организма змея, очевидно приспособленного именно к ползанию, совершаемому с замечательным искусством. Смысл проклятия тот, что в наказание за коварство, сделавшее из змея пагубное орудие исконного врага для погубления человеческого рода, естественный способ его передвижения, отнюдь сам по себе не унизительный и не жалкий, а, напротив, возбуждающий удивление своим замечательным проворствоми и изумительной изворотливостью, сделался отселе знаком и печатью проклятия Божия и, как такой, должен был возбуждать (как и возбуждает теперь) ужас, отвращение и презрение. «Пресмыкание» сделалось отселе синонимом низости и позора.
Вот последовательный ряд представителей этого поколения; Каин, Енох, Ирад, Мехиаель, Мафусал и Ламех (Быт. IV, 18). Встречающиеся здесь имена Еноха, Мафусала и Ламеха не нужно смешивать с подобными же именами в другом поколении – Сифовом.
В синодальном переводе: «Я убил мужа в язву мне». Принятая в тексте форма хотя менее точна, но зато более соответствует общему смыслу этого места.
По еврейскому тексту счисление представляется в таком виде: Адам – 130, Сиф – 105, Енос – 90, Каинан – 70, Малелеил – 65, Иаред – 162, Енох – 65, Мафусаил – 187, Ламех – 182, Ной – 500, Сим до потопа – 100. Сумма этих цифр – 1656 – составляет количество лет от сотворения Адама до потопа.
По еврейскому тексту – в самый год наступления потопа.
Если считать локоть в 21 дюйм (т. е. 12 вершков), то это составит 525 футов длины, 87 1/2 ширины и 52 1/2 высоты. По вычислению Блаженного Августина, размеры ковчега в его трех измерениях были те же, что и пропорциональные размеры нормального человеческого тела, «длина которого от подошвы до маковки в шесть раз более ширины груди и в десять раз более толщины или глубины лежащей фигуры человека, измеряемой по прямой линии от земли». В 1609 году один голландец, Петр Янсен в Гоорне, построил корабль как раз по форме Ноева ковчега, и оказалось, что при такой форме корабль представляет гораздо большую вместительность (именно на одну треть), чем при обычной форме построения кораблей.
Разногласие в определении этого времени зависит от того, что единственными данными для его определения служат лета послепотопных патриархов, показания которых опять значительно расходятся в главных текстах библейской летописи. Родословие послепотопных патриархов начинает Сим, у которого через два года после потопа родился Арфаксад. В этом показании сходятся все три текста, и потом разницу в показании лет следующих патриархов до рождения ими первого сына можно видеть из следующей таблицы:
Из этой таблицы видно, что в показаниях лет послепотопных патриархов греческий и самаританский тексты сходятся между собой, а еврейский уклоняется от них, последовательно умаляя цифру на сто лет и в показании лет Нахора на 50 лет. Такое отступление явно указывает на преднамеренное сокращение лет, и даже целых поколений, так как в еврейском тексте совершенно не значится Каинан. Ввиду полного согласия греческого и самаританского текстов показание их получает больше достоверности сравнительно с еврейским.