В русском переводе это сочинение издано священником П. Преображенским в «Памятниках древнехристианской письменности» (Москва, 1857, том IV).
Против ересей. Т. 1, стр. 28.
То есть всего человечества. Там же.
Assemani. Bibl. Orient. 1, p. 57. et. II, p. 159.
Ibid. I, p. 57.
Другие менее важные известия о Диатессароне собраны и обследованы в монографии Semisсh’a «De Tatiani Diatessaron».
То есть второй Адам выше Адама первого.
Здесь и далее полужирным курсивом отмечены цитаты из Священного Писания, полностью совпадающие с русским синодальным переводом; тонким курсивом выделяются отрывки из древнесирийского перевода Писания, распространенного тогда на Ближнем Востоке, которым и располагал святой Ефрем Сирин, либо цитаты, близкие по смыслу к церковнославянскому синодальному переводу Библии. (Примеч. ред.)
Чтобы люди через соединение Бога невидимого с человеком видимым освободились от власти греха и диавола.
Разумеются прообразы Ветхого Завета.
То есть в уме говорящего.
Не Богом создано и не для Бога назначено, как прочие сотворенные вещи.
Неизвестно, откуда взяты эти слова.
Разумеется Захария, отец Иоанна, сказавший это (см.: Лк. 1, 67–76), или Симеон.
То есть к отрицанию истины его явления.
Имя «Гавриил» значит «муж Божий».
Святой Ефрем следует иудейским рассказам о том, как из скалы в пустыне истекло двенадцать источников.
Смысл, по-видимому, таков: различествовал (чувствовал свою и Авраама разницу в возрасте) по причине старости, которая казалась ему препятствием к деторождению, тогда как старец Авраам поверил обетованию о потомстве.
Ныне народ Иудейский, как и его отцы, почитает Единого Бога, потому слова Писания исполнились уже на Иоанне, и нет необходимости ожидать исполнения их через Илию при кончине мира.
То есть одним потомкам Давида, а не потомкам Левия обещано, что от них произойдет Христос.
Святой Ефрем допускает, что Мария была в родстве с коленом Левииным, но в нижеследующем он прямо отвергает ту мысль, что Мария происходит из этого колена. И в толковании на 2 Тим. 2, 8 святой Ефрем говорит, что Мария и Иосиф – оба были из дома Давида (см. толкование к этому месту и примечание).
Давид, предрекая, что священство Христа будет не по чину Аарона, а по чину Мелхиседека, этим самым предсказал, что Христос родится не из колена Левиина.
Святой Ефрем, слова Лк. 1, 27: «из дома Давидова», – относит не к Иосифу только, но и к Марии.
То есть слова: «Ты – сестра Елисаветы», – показывали бы, что Мария принадлежит роду Елисаветы, то есть колену Левиину, слова же, – «Елисавета, сестра Твоя», – показывают, что Елисавета принадлежала к роду Марии, откуда не следует необходимо, что Мария происходила из колена Левиина.
Месяц сами соответствует октябрю или ноябрю.
Сентябрь или октябрь. Арекк соответствует еврейскому нисану.
То есть прообразован был как истинный Агнец, давший руно для покрытия наготы Адама.
Халоц совпадает с декабрем и январем.
По другому чтению: «темный», «едва заметный», – по сравнению с Солнцем Правды.
С греч. ανατολή έξ ΰφσυς «Восток свыше».
Адам, умерший и обратившийся в прах, возведен Христом, вторым Адамом, не обращавшимся в прах.
Священное Писание естественное зачатие обозначает образом горы и долины, девственное же рождение Даниил описывает под видом камня, отсеченного от горы без содействия рук.
То есть девы, посвященные Богу и жительствовавшие при храме.
Ср.: Еphraemi Syri. Opp. Syri ed Romae. t. I, p. 150. Русск. пер. изд. 3-е. Ч. VI, стр. 360.
Читает, как греческий Кодекс Д; некоторые итальянские переводы и сирийский Cureton’a читает: όδυνώμενοι καί λυπούμενοι.
Так в сирийском Cureton’a.
А не сидеть одесную Бога Отца.
Евр. 13, 4: честен… брак у всех и ложе непорочно; ср.: 1 Кор. 7, 14 и толкование святого Ефрема к Евр. 13, 4.
Перепись производилась (по Промыслу) для того, чтобы показать, что Христос родился из дома Давидова и засвидетельствовать истинность Его родословной.
Быт. 49, 10. Так и в толковании святого Ефрема на Книгу Бытия: «не отнимется скипетр и истолкователь, то есть царь и пророк, доколе приидет Тот, Кому принадлежит царство». S. Ephremi Syri opera omnia, ed. Romae, Opp. Syri, t. I, p. 107–108, русск. пер. изд. 3-е. Ч. VI, стр. 441–442.
Имеется в виду лжеучение гностиков, утверждавших, что Иисус только при крещении, чрез сошедшего на Него эона, сделался Богом и Христом.
То есть от тех, кто по воле и охотно ему служит.
Буквально: «и Твою Самой душу» (оружие пройдет).
То есть от земли, перстное.
Разумеется неверие иудеев во Христа.
В подлинном тексте после этих слов находится следующая вставка: «и сие говорит: “пройдет меч”, то есть и ты усомнишься, – так как Мария думала, что Он – садовник». Нужно, впрочем, заметить, что и в рассказе о Воскресении Христовом святой Ефрем смешивает Марию, Матерь Господа, с Марией Магдалиной.