1, 1. Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре.
Апокалипсис есть откровение скрытых тайн, бывающее тогда, когда владычественное в душе озаряется Божественным осиянием или чрез Божественные видения во сне, или в бодрственном состоянии. Если св. Иоанн говорит, что это откровение дано Христу от Бога, то употребляет это выражение по человеческой природе, между тем как в своем Евангелии более всех изображает Его в чертах возвышенных и божественных. Так и здесь именем служащего Ангела и учащихся рабов показывает величие божества Христова, ибо Ему работна всяческая (Пс. 118, 91). Быть вскоре означает то, что некоторое из предреченного в Откровении [Col. 221] находится, так сказать, «под руками» и относящееся к концу не очень отдаленно, так как у Господа тысяча лет яко день вчерашний, мимоиде (Пс. 89, 5; 2 Пет. 3, 8).
1, 1–2. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал Слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.
Христос, как Владыка, чрез Ангела явил это мне, рабу Своему, с тем, чтобы я свидетельствовал исповедание в Него, дабы мне посредством виденного, для обращения слушающих засвидетельствовать и возвестить о том, что существует и скрыто от людей, и об имеющем быть. Ибо пророчески видел и то и другое, и ясно сие из сказанного: чему надлежит быть вскоре. Это есть обозначение настоящего и будущего времени.
1, 3. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.
Ублажает тех, кои читают и слушают для дел, ибо близко это время и оно всем предложено для делания, как говорит Господь: делайте доколе есть день (Ин. 9, 4), и удобно для получения блаженства. Иначе: близко время воздаяния за подвиги, по причине краткости настоящей жизни в сравнении с будущею.
1, 4. Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа…
Много было местных церквей, а посылает только к семи, ради седмеричного числа, означающего таинственное в церквах, повсюду сущих, и соответственность сего числа настоящей жизни, в которой есть седмеричный период дней. Потому и упоминаются семь Ангелов и семь церквей, которым говорит: «благодать вам и мир от Триипостасного Божества». Ибо словом Сущий1 означается Отец, сказавший Моисею: Я есмь Сущий (Исх. 3, 14); словом Который… был – Слово, Которое в начале было у Бога (Ин. 1, 1); словом грядет – Утешитель (Ин. 14, 26), всегда нисходящий на чад Церкви во Святом Крещении и окончательно и ясно имеющий низойти на них в будущем веке. Под семью же духами нужно разуметь семь Ангелов (имеющих управление церквами), [Col. 224] не причисляемых к Богоначальной и Царственной Троице, но упоминаемых вместе, как рабов Ее, как сказал и боже ственный Апостол; свидетельствую тебе пред Богом и избранными Его Ангелами (1 Тим. 5, 21). Можно же разуметь сие и иначе: под словами Который есть и был и грядет разуметь Отца, в Себе Самом содержащего и начало, и средину, и конец всего сущего; под семью духами – дары Животворящего Духа; под следующим затем Христа – Бога, соделавшегося ради нас человеком. Ибо у Апостола часто каждая Божественная Ипостась поставляется прежде и после безразлично. Потому и здесь говорит: и от Иисуса Христа и прочее.
1, 5…Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных.
Ибо Он, свидетельствовавший пред Понтийским Пилатом, верен во всех словесех Своих (Пс. 144, 13), как жизнь и воскресение (Ин. 11, 25), Он первенец из мертвых (Кол. 1, 18; 1 Кор. 15, 20); и над кем Он начальствует, те не увидят смерти, подобно прежде умиравшим и воскресавшим, но будут жить вечно. Он – Владыка царей, как царствующих Царь и господствующих Господь (Пс. 2, 6; Кол. 2, 10), равномощный Отцу и с Ним единосущный (Ин. 10, 30; 14, 20). Или иначе: Он Царь царей земных и царей над земными похотями. И если блаженный Григорий Богослов выражение Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр. 1, 8), относит ко Христу2, то нимало не неуместно будет отнести к Нему же и нижеприведенные, подобно сим, изречения. К сим словам и добавлено Вседержитель и нет приведения или упоминания о другом лице. Изложенный нами смысл ясно подтверждают и прибавленные здесь слова: и от Иисуса Христа, потому что, если б говорилось только об одном Боге Слове и Сыновней Ипостаси, то совершенно излишне было бы сейчас же дополнять словами и от Иисуса Христа, чтобы отделить Его от иного другого. Боголепные слова одинаково приличествуют как каждой в отдельности Ипостаси, так и всем вместе, за исключением разве, говорит Григорий Богослов, свойств и отличий особенных и личных и относящихся к воплощению Бога Слова3. Подтверждается это и тем, что Трисвятую Серафимскую песнь поучаемся мы в Евангелии относить к Сыну, в проповедях Павла, в Деяниях – к Святому Духу, а в приношении страшных Таин – к Отцу, к Коему привыкли мы обращать сию молитву, как говорится о сем у блаженного Епифания в Слове о Святом Духе4. Приводим же все это для доказательства того, что наше изъяснение не противоречит [Col. 225] мнениям отцов Церкви; теперь же с Божией помощью, перейдем к последующему.
1, 5–6. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.
Подобает, говорит, слава Ему, по любви разрешившему нас от уз смертных и излиянием своей Животворящей Крови и воды (Ин. 19, 34) омывшему от скверн греховных и соделавшему нас царским священством (1 Пет. 2, 9), приносящим Отцу жертву живую – словесное служение вместо жертв бессловесных.
1, 7. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.
Он, здесь закланный, как Агнец, во славе Отчей, как Судия, приидет на облаках, или на бесплотных умных Силах, или на подобных тому, какое на Фаворе осенило Его со святыми Его учениками (Мф. 17, 5). Его, грядущего со славою, узрит всякое око; пронзившие же Его и все племена земные, оставшиеся в неверии, возрыдают. Ей, аминь – вместо «совершенно так», поелику один и тот смысл выражается и на греческом, и на еврейском языке, и аминь значит да будет.
1, 8. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.
Словами Альфа и Омега означается Христос, как Бог, содержащий все, безначальный и бесконечный: Который есть и прежде был и конца не имеет, соприсносущный Отцу и потому имеющий каждому воздать за дела.
1, 9. Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.
Я же, как ваш брат и соучастник в скорбях за Христа, вполне правильно заслужил ваше доверие, потому что за исповедание Христово осужденный на остров Патмос, возвещаю вам тайны, на нем мною виденные. [Col. 228]
1, 10–11. Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.
Я, объятый Святым Духом, приобретя духовный слух, услышал в чтимый ради Воскресения более других [дней] день Гос подень голос, по звучности подобный трубе, ибо во всю землю изыде вещание их (Пс. 18, 5). Указав под видом Альфы и Омеги на безначальность и бесконечность Божии, Он повелел мне о виденном поведать семи церквам, обозначая седмеричным числом, оканчивающимся в субботу, субботство, то есть покой будущего века. «Потому же, – пишет великий Ириней, – созданы Богом семь небес и семь Ангелов, начальствующих над прочими»5.
1, 12–13. Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом.
Что голос, который услышал он, не был чувственный голос, сие объясняет он, говоря обратившись, – не за тем, чтобы слышать, а за тем, чтобы видеть. Ибо духовное слышание и видение есть одно и то же. Обратившись же, говорит, он видел семь светильников, которые назвал церквами, и посреди них Христа, подобного человеку, потому что Он вместе и Бог, а не простой человек, облеченного в подир, как Верховного Архиерея по чину Мелхиседекову (Пс. 109, 4; Евр. 5, 6), и золотым поясом препоясанного, не по чреслам, как прочие люди для обуздания удовольствий (ибо для них недоступна Божественная плоть), но по груди, по персям, чтобы показать, что и последний праведный и Божественный гнев удерживается человеколюбием и что Божественная Истина препоясует два Завета, сии Владычнии перси, от коих питаются верные. Пояс называется золотым по причине честности, и чистоты, и нескверности.
1, 14. Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный.
Хотя для нас Он и новый, но Он древний или, правильнее, Предвечный, ибо о сем свидетельствуют Его волосы белы. Очи Его, как огненный [Col. 229] пламень, просвещают святых и опаляют нечестивых.
1, 15…И ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи…
Божественный Григорий6 разумеет под ногами Домостроительство Божие вместе с плотью, ибо ноги Его плоть суть, которою явившееся на землю Божество соделало наше спасение. Но под ногами можно разуметь и Апостолов, как утверждение Церкви. Халколиваном врачи считают особый благовонный фимиам, который они называют сильным и мужеским. Иначе: халк (халкос – медь) означает человеческое естество, ливан (ливанос – ладан) – Божеское, а соединенные вместе в одно слово «халколиван» – благоухание веры и неслиянное единство естеств7. Еще халк означает благоухание Христова учения, а ливан – обращение язычников к Нему, поэтому и повелевается прийти Невесте (Песн. 4, 8). Ноги Христа – Апостолы, в пещи искушений разжженные для подражания Христу.
1, 15–16…И голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.
Совершенно правильно говорит, что голос Его – как шум вод многих, ибо он один и тот же как у Него, так и у Духа, Которым из чрева верующих потекут реки воды живой (Ин. 7, 38) и во всю землю ясно проповедуют. Семь звезд далее называет Ангелами церквей. Острым с обеих сторон мечом называет или нечестивых отлучение, которое острее всякого меча обоюдоострого (Евр. 4, 12), или меч духовный, поражающий нашего внутреннего человека. Его лицо сияет, как солнце не чувственным светом, но духовным, как Солнце Правды (Мал. 4, 2). Он сияет Своею собственною силою и властью, но не как солнце чувственное, которое, будучи тварью, светит по Божиему велению и Богодарованною силою.
1, 17–18. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.
А когда, подобно Иисусу Навину (Нав. 5, 14) и Даниилу (Дан. 10, 9–10), по немощи человеческого смертного естества Апостол пал к ногам Его, как мертвый, Христос укрепил, сказав ему: «Не бойся, потому что Я, безначальный и бесконечный, пришел не умертвить тебя, но ради вас Сам был мертв и имею ключи ада и смерти», то есть смерти телесной и душевной. [Col. 232]
1, 19–20. Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего. Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.
Поелику Свет Истинный (Ин. 1, 9) есть Христос, поэтому обогащенные Его просвещением суть светильники, как просвещающие тьму настоящей жизни. Светильниками собственно называются церкви, как имеющие светила, держащие слово жизни (Флп. 2, 15–16), по Апостолу. Светильники же и свещники суть златые – по честности и непорочности их веры. У каждой из них существует Ангел Хранитель, и Григорий Богослов, имея в виду настоящую главу, их назвал звездами по светоносности и чистоте8.
2, 1. Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников.
Говорит с Церковью чрез Ангела, как бы говорил кто с наставляемыми чрез наставника. Ибо учитель обыкновенно к себе относит то, что принадлежит ученику, будут ли то ошибки или успехи, так как старается сравнять с собою ученика. Под семью звездами, или Ангелами, которые находятся в упоминаемых блаженными Иринеем и Епифанием семи небесах9, можно разуметь управление Небесными чинами, содержимое десницею Христа, которою держатся и концы земли. Ходит Он среди Церквей, по Своему обетованию.
2, 2–5…Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела.
Похваляя Церковь в двух отношениях, в одном зазирает и порицает ее, что и помещает в средине, а похвалы – с той и другой стороны.
Труд, непоколебимость в вере и оставление пороков хвалит; одобряет также и то, что, не веря всякому духу (1 Ин. 4, 1), испытывала называвших себя апостолами и, признав их лживыми, [Col. 233] не принимала; в похвалу же ставит и то, что возненавидела постыдные дела николаитов10. Стыдит и порицает за охлаждение в любви к ближнему и благотворительности, к чему и увещает словами: и покайся, и твори прежние дела.
2, 5–6…А если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.
Движение светильника, или Церкви, есть лишение Божественной благодати, по котором повергается она в волнения и колебания от духов злобы и пособляющих им злых людей.
Под тем же движением некоторые разумеют перенесение первосвятительского престола из Ефеса в Царьград11. А почему Богу так сильно ненавистны дела николаитов, знает всякий, кто испытал и знаком по чтению с этою гнусною ересью.
2, 7. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.
Имеющий ухо да слышит. – Телесное ухо имеет всякий, а духовное приобрел только духовный человек; таковый слух был у Исаии (Ис. 8, 5). Таковому, побеждающему в брани с демонами, обещано дать вкушать от древа жизни, то есть быть причастником благ будущего века. Древом Жизни означается вечная жизнь. А то и другое есть Христос, как сказал Соломон и сей апостол в другом месте. Первый сказал о премудрости: Древо Жизни есть (Притч. 3, 18), другой так говорит о Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5, 20). Если желаем получить сие, приобретем победу над страстями. Ибо за трудами всячески следуют награды, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу вместе со Святым Духом слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.