Вас каждый день захлестывают сильные эмоции? Вы ощущаете себя эмоциональной губкой, которая постоянно впитывает настроения и состояния окружающих. При взаимодействии с человеком вы буквально вбираете всё: изменения в выражении лица, мельчайшие колебания тона голоса и невербальные сигналы. Критика и конфликты действуют на вас разрушающе и могут испортить вам весь день. Многолюдные места истощают вас, яркий свет вызывает беспокойство, а грубые текстуры и сильные запахи – эмоциональное перевозбуждение. Вы часто оказываетесь в отношениях с токсичными людьми или ощущаете, что вами манипулируют. Если вы читаете эту книгу, велика вероятность, что ваша реальность именно такова, а вы относитесь к тем, кого психологи называют сверхчувствительными людьми (СЧЛ).
Возможно, вам всегда казалось, что вы отличаетесь от других: вы больше чувствуете и воспринимаете мир более ярко и глубоко, как будто в увеличенном масштабе. Элена Хердикерхофф в своем выступлении о сверхчувствительных людях на конференции TED в 2016 году говорила так: «Все ваши чувства на пределе, все ваши эмоции преувеличены. Грусть – это глубокая печаль, а радость – восторг до экстаза. Вы также тревожитесь без причин и безгранично сопереживаете. Представьте, каково испытывать постоянное давление всего, что есть вокруг вас». Это не проявление причудливого характера, это реально существующая врожденная особенность, ваше благословение и проклятие. Сверхчувствительность – это генетическая предрасположенность к более тщательной обработке внешних стимулов, способность улавливать мельчайшие детали в окружающем мире, более яркое переживание отрицательного и положительного опыта.
Если вы сверхчувствительный человек, вы не одиноки, даже если вам кажется по-другому. По мнению исследователя Элейн Арон, СЧЛ составляют 15–20 % населения планеты (Aron, 2016). Людей с чувствительностью к обработке сенсорной информации отличают более острые эмоциональные и физические реакции на собственные ощущения, окружающий мир и взаимоотношения с другими. Ваша сверхчувствительная натура как тонко настроенный радар, улавливающий все внешние сигналы. Эта черта делает вас более восприимчивым к избыточной стимуляции, но, как только вы научитесь настраивать свои обостренные ощущения, вы получите массу преимуществ, которые дает высокая проницательность в отношениях.
Наша сверхчувствительность делает нас более уязвимыми перед токсичными людьми. Причина в том, что СЧЛ, как и тесно связанная с ними группа людей, которых в быту называют эмпатами, с легкостью воспринимают эмоции окружающих и переживают их как собственные. Поскольку в наших личностных границах есть брешь, мы перенимаем боль и стресс других людей, впитывая чужие отрицательные эмоции в повседневной жизни гораздо чаще, чем обычный человек. Из-за чрезмерной совестливости, эмпатичности и внимания к чужим нуждам СЧЛ легко попадают в ловушки токсичных личностей. Прежде чем тщательно изучить этот аспект, давайте подробнее рассмотрим особенности сверхчувствительности. Более глубокое понимание себя поможет вам лучше разобраться в происходящем и начать прокладывать дорогу к здоровой жизни в гармонии со своей индивидуальностью.
Сверхчувствительность – это не просто ощущение, это научный факт. В исследовании Бьянки Асеведо и ее коллег (Acevedo et al., 2014) на снимках, полученных методом функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), было обнаружено, что мозг СЧЛ активнее реагирует на фотографии, вызывающие те или иные эмоции. При просмотре выражений лиц незнакомых и близких людей у СЧЛ наблюдалась большая активность участков мозга, отвечающих за осознание, эмпатию, сенсорную интеграцию, обработку сигналов поощрения и даже практическое планирование, по сравнению с менее чувствительными испытуемыми. Это может объяснять, почему СЧЛ острее реагируют на социальные ситуации и чужие эмоции, чем большинство людей. Ниже вы найдете другие научные данные, объясняющие причины подобных реакций.
Почему вы испытываете более сильные чувства: эмпатия и зеркальные нейроны
Возникал ли у вас вопрос, почему вы более эмоциональны и эмпатичны к чужой боли и иногда даже ощущаете эту боль как собственную? Почему, когда вы видите, что кому-то плохо, чувствуете себя хуже, чем окружающие? Почему вы постоянно пытаетесь исправлять, спасать и исцелять других людей? Этому есть биологическая причина – ваши более активные зеркальные нейроны, особые сенсомоторные клетки головного мозга. Когда мы наблюдаем, как кто-то выполняет некое действие, зеркальные нейроны срабатывают так же, как у исполнителя этого действия, как будто мы сами его совершаем, даже если мы и пальцем при этом не пошевелили (Marsh & Ramachandran, 2012).
Исследования подтверждают, что у СЧЛ области головного мозга с наибольшей активностью включают систему зеркальных нейронов, которая связана с нашими эмпатическими реакциями, осознанием, обработкой сенсорной информации и практическим планированием. В связи с этим мы обладаем большей эмпатией, чем окружающие, и как губка впитываем чужие эмоции. Кроме того, СЧЛ более ориентированы на конкретные действия и более эмпатичны, когда становятся свидетелями чужой боли (Acevedo et al., 2014). Наша система зеркальных нейронов позволяет нам испытывать ощущения другого человека, за действиями которого мы наблюдаем, из-за активации участков головного мозга, отвечающих за выполнение этих действий. Более активная система зеркальных нейронов может усиливать как позитивные, так и негативные социальные впечатления (Aron, 2016). Мы можем видеть чужую боль и буквально ощущать ее сами, можем испытывать чужой восторг при получении радостной новости.
Слезы другого человека могут заставить нас моментально расплакаться в ответ, поскольку мы чувствуем груз чужих страданий и уныния. Если близкий человек делится пережитым травматичным опытом, мы можем испытывать вторичный травматический стресс. Мы можем представить все ужасы, через которые он при этом прошел, и визуализировать их в своей голове, как будто бы сами пережили эти события. Мы в состоянии отчетливо увидеть ситуацию его глазами.
Такая форма чувствительности может способствовать установлению связи между двумя эмпатичными людьми. Однако она также может привести к односторонним паразитическим взаимоотношениям с токсичными личностями. Будучи СЧЛ, мы часто берем на себя ответственность за эмоции и проблемы других людей. С одной стороны, такой высокий уровень эмпатии и стремление спасать могут быть преимуществом в какой-либо социальной активности, но с другой – это делает нас еще более уязвимыми перед токсичными личностями, которые ищут нашего сочувствия, чтобы продолжить свое деструктивное поведение. Если мы постоянно находимся под влиянием чужой боли, мы не замечаем, как с нами обращаются. Мы миримся с манипуляторами, оправдывая их неприемлемое поведение. А они, в свою очередь, опираются на эту черту, чтобы эксплуатировать нас. Далее в этой главе мы поговорим об этом подробнее.
Обостренное восприятие и настройка на окружающую среду
СЧЛ не только «настраиваются на частоты» других людей, но и имеют глубокую связь с окружающим миром. Исследования показывают, что у сверхчувствительных людей наблюдается более выраженная активность так называемой островковой доли головного мозга, что обусловливает склонность к более глубокой обработке информации, внимание к изменениям в окружающей обстановке и усиленное восприятие пережитых событий. СЧЛ также лучше улавливают нюансы и острее реагируют как на положительные, так и на отрицательные стимулы (Jagiellowicz et al., 2011). Островковая доля отвечает за самосознание и играет важную роль в обработке физических ощущений, что помогает нам принимать решения. По мнению исследователя Бада Крейга (Craig, 2009), островковая доля отвечает за так называемый общий эмоциональный момент, поскольку собирает информацию об окружающей среде, физических ощущениях и эмоциях для формирования субъективного восприятия переживаемого момента. Считается, что СЧЛ обрабатывают сигналы из окружающей среды и собственный опыт на гораздо более глубоком уровне, чем большинство других людей. Они способны распознавать и различать шаблоны, тщательнее обрабатывать информацию, сопоставлять прошлый опыт с настоящим и более глобально и интуитивно обдумывать решения, чем те, кто не отличается сверхчувствительностью.
Вы можете пережить общий эмоциональный момент при знакомстве с новым человеком. Когда вы формируете приблизительное первое впечатление, вы подмечаете невербальные сигналы, мимику, тон голоса и эмоциональное состояние, при этом одновременно отслеживая собственные эмоции, физические ощущения и детали окружающей обстановки. Например, вы можете познакомиться с девушкой Марией, которая вначале кажется очаровательной, но потом вы улавливаете тень презрения, некоторую высокомерность в ее манере поведения и неискренне приторный тон голоса, а также собственный дискомфорт и телесные проявления тревоги.
Проблема в том, что, даже будучи сверхчувствительным человеком, вы можете найти оправдание своим наблюдениям из-за харизматичного образа Марии. Весь фокус в том, чтобы осознать: способность подмечать нюансы при знакомстве с новыми людьми – это преимущество, а не недостаток. Способность вашего мозга собирать и обрабатывать большие объемы информации очень поможет вам при принятии решений, особенно когда речь идет об устранении потенциально токсичных людей из вашей жизни.
Эта глубокая обработка информации может идти в двух разных направлениях в зависимости от ситуации: в одних случаях СЧЛ склонны взвешивать плюсы и минусы перед принятием решения, а в других – могут быстро сделать вывод, что нынешняя ситуация очень похожа на какую-либо предыдущую, и сразу среагировать на опасность, которую она за собой несет. Как пишет Элейн Арон, «другими словами, чувствительность, или реактивность, как ее часто называют, подразумевает большее внимание к деталям по сравнению с другими людьми и последующее использование этих знаний для более точного прогнозирования будущего» (Aron, 2016). Помните об этом, ведь у вас как у сверхчувствительного человека уже есть в распоряжении множество внутренних инструментов, позволяющих безошибочно оценивать и распознавать токсичных людей. Вам всего лишь нужно проработать умение прислушиваться к себе и дополнить внутреннее чутье практическими действиями, которыми я поделюсь в этой книге.
«Ты такая чувствительная и обидчивая», – усмехнулся мой одноклассник, когда я расплакалась на детской площадке, услышав неприятное высказывание в свой адрес. Жестокая травля в средней школе сильно повлияла на меня. Сверстники не только запугивали меня, но и постоянно унижали за мою реакцию на издевательства. Мои эмоции крайне редко считались оправданными.
Если вы относитесь к СЧЛ, вероятно, вас с самого детства часто называют «слишком чувствительным». Вы также могли испытывать сильную тревогу, подавленность или даже страдать невротизмом. Эти состояния не всегда присущи сверхчувствительным людям, однако могут проявиться, в частности, если у вас был неблагоприятный детский опыт: стрессовые или травматические события, такие как физическое, сексуальное или эмоциональное насилие, пренебрежение физическими и эмоциональными потребностями, домашнее насилие, наличие члена семьи с психическим заболеванием или зависимостью, разъезд или развод родителей, наблюдение жестокого обращения с матерью и заключение в тюрьму члена семьи.
Центр США по контролю и профилактике заболеваний и организация Kaiser Permanente провели одно из крупнейших исследований неблагоприятного детского опыта. Его участники сталкивались с насилием и пренебрежением в детском возрасте (Felitti et al., 1998), ученые оценивали влияние насилия в детстве на состояние здоровья и благополучие во взрослом возрасте. Согласно полученным результатам, те, кто пережил неблагоприятные события в детстве, были больше подвержены хроническим проблемам со здоровьем и склонны к злоупотреблению психоактивными веществами, самоповреждению и суицидальному мышлению.
Если в детстве вы подвергались насилию, издевательствам и эмоциональному пренебрежению, ваша сверхчувствительность, памятуя об этом опыте, может создавать аналогичные проблемы во взрослом возрасте. Воспитание взаимодействует с врожденными особенностями, и токсичная среда, окружавшая СЧЛ в раннем возрасте, делает их более уязвимыми перед стрессом в дальнейшем. По словам Элейн Арон, «СЧЛ с трудным детством более склонны к депрессиям, тревожности и застенчивости, чем обычные люди с аналогичным опытом, однако при достаточно благополучном детстве склонность к этим состояниям у СЧЛ не больше, чем у других» (Aron, 2016). У СЧЛ также имеется генетическая особенность, которая обусловливает меньшее количество серотонина в головном мозге, и этот феномен оказывает еще более сильное влияние на людей с тяжелым детством[3]