У тебя есть проблема или задача.
Ты в общих чертах придумал, как ее решить.
Не факт, что это решение подталкивает тебя к лучшему будущему.
Оно типичное. Привычное для тебя. Всегда есть еще одно. Другое.
Неочевидное решение – возможность пройти более удачный путь или получить более выгодный результат.
Хочешь узнать как?
У тебя есть устоявшиеся шаблоны восприятия.
И, принимая следующее решение, ты идешь по уже проложенным в твоей голове путям.
Сойди с рельсов: разверни себя, смени фокус внимания.
Перейди на соседнюю колею, откажи привычному шаблону выбора решения.
Если у тебя есть значимая мечта, тебя не испугает отказ. Наоборот, ты используешь его как повод сделать мечту еще более яркой и острой, а энергию отказа используешь как силу для старта и достижения мечты.
Кому из нас не отказывали! В разных ситуациях, по разным поводам. Отказывают – твоя реакция? Выйти из ситуации. Начать сомневаться: был неправ, сделал не так, недоработал, учел не все факты. Дальше у тебя выбор: сделать еще попытку или опустить руки. Если упорен – пытаешься еще. А если снова отказ, что дальше? Забьешь гвоздь в крышку гроба своей мечты?
То, что ты будешь делать, зависит от того, кем ты себя считаешь. Предлагаю действовать, исходя из выгодной роли: «успешный предприниматель». Что он делает? Берет энергию отказа и превращает ее в мощнейший стимул к реализации своей мечты.
Приведу пример из истории компании «ТехноНИКОЛЬ». Мы создали себе мечту: компания станет не просто изготовителем кровельных материалов, а огромной корпорацией, предлагающей кровельные и изоляционные решения для зданий и сооружений. Поставщиком (тут держись!) термогидроизоляционных оболочек для зданий вместе с технологиями и услугами по их применению. Тогда наши клиенты будут не просто покупать у нас тот или иной продукт. Мы будем поставлять комплексные решения: как лучше строить стены, как лучше собирать оболочку здания.
Откуда возникла идея? В 2002 году стало понятно: если мы останемся компанией по производству монопродуктов на рынке с падающей маржинальностью, то ничего хорошего нас не ожидает. Кровельный материал хорошего качества делают многие. Ларьки есть у всех, образно говоря. Мы начинали в эпоху острого дефицита кровельных материалов, но в какой-то момент положение на рынке изменилось. Мы почувствовали, что перестаем представлять ценность для строителей, а кровельный материал – не единственное, что им нужно. Строителям нужна была компетентная компания, которая стала бы для них сильным партнером.
Как из поставщика монокомпонентов превратиться в поставщика решений? Посмотрели на рынок. Проанализировали, что нужно сделать для реализации идеи. Ответ пришел быстро: чтобы обеспечить клиентов-строителей полноценным комплексным решением, нужна надежная современная теплоизоляция – каменная вата. Пошли к датской компании Rockwool, мировому лидеру в ее производстве. Объяснили наше видение, предложили условия сотрудничества: мы будем брать 15 процентов продукции от всех ваших заводов и поставлять своим клиентам. Но руководители Rockwool ответили, что на данный момент их все устраивает в распределительной системе в России и ничего они нам не дадут. Я не успокоился. Сделал очень хорошую презентацию, показал более чем весомые выгоды. Но они повторили, что менять ничего не собираются.
Жесткая позиция Rockwool спровоцировала мою реакцию. Я сказал: заводы построим сами. Отказ от мечты стать поставщиком комплексных решений – не вариант. Мое заявление вызвало у них скептическую улыбку – мол, куда вам. Технология производства каменной ваты была вне зоны компетенции «ТехноНИКОЛЬ». К тому же она была очень сложна и требовала огромных ресурсов. Это была другая отрасль, другой механизм. Все другое.
Пошел я к своему партнеру Сергею Колесникову и говорю: «Серега, нам отказали. Мы с тобой рискуем никогда не воплотить нашу мечту. А когда я сказал Rockwool, что мы построим свое производство, они ответили, что мы дурачки». Нам с Сергеем стало ужас как страшно. Но вместо паралича от провала вдруг возникла мысль: да что же мы, физтехи, не способны каменную вату выпускать?!
Сейчас смешно вспоминать тот эпизод. А тогда было реально страшно. Нам было чуть больше тридцати лет, мы прошли через кризис 1998 года. У нас были навыки строительства и запуска новых заводов, но с совершенно другой технологией. Однако страх не реализовать мечту выдал такую дозу адреналина, что остановить нас было невозможно. Мы стали сколачивать команду. Вокруг все говорили, что мы проиграем. Говорили еще задолго до того, как мы начали делать первые шаги.
У нас получилось. С постройки первого завода прошло двенадцать лет. А с тех первых переговоров – пятнадцать. Сегодня «ТехноНИКОЛЬ» в России – абсолютный чемпион. Rockwool занимает второе место. В мире «ТехноНИКОЛЬ» – вторая компания после Rockwool. Стремясь угнаться за мировым лидером, мы неожиданно стали № 2 во всем мире.
Используй энергию отказа. Пусть страх не воплотить мечту станет самым сильным. Тогда сила прорыва будет мощным двигателем. И ты пройдешь препятствия насквозь.
Реагировать на непредсказуемость как на стресс естественно, но не выгодно. Мышление фокусируется на охране того, что есть. Предпринимательский потенциал разблокируется не тогда, когда ты ищешь, как защититься, а когда используешь непредсказуемость себе на пользу.
Как ты обычно реагируешь на неожиданность? Испытываешь дискомфорт. Да, это естественная реакция. Это нормально. Ты не смог предположить, предсказать и подготовиться, а нечто – произошло. В подобных ситуациях наши реакции схожи, это генетика. А вот дальше каждый делает свой выбор, как ему действовать, попав в зону непредсказуемости.
Люди, у которых есть что-то ценное – капитал, производство, недвижимость, патент на изобретение, любимый мотоцикл, положение в иерархии, да что угодно, – попадая в зону непредсказуемости, первым делом думают о том, как не потерять, как сохранить. Мысль трезвая. Но так запускается механизм мышления, при котором вся энергия идет на то, чтобы построить охранную систему, усилить ее. А потом еще раз усилить. То есть бессознательно запускается модель «охранника».
В состоянии «охранника» ты действуешь на автомате. Не думаешь, как использовать открывшиеся возможности, как создать что-то новое. Изобилие «охранников» всех видов и мастей в нашем обществе работает тормозом, мешающим нам воспользоваться окнами возможностей и собственными немалыми ресурсами. Охранники всегда думают о том, как не потерять, а не как приумножить. Их генеральная линия – «как бы чего не вышло». Но именно в пиковый момент попадания в зону непредсказуемости ты можешь не просто что-то сделать, а совершить квантовый скачок.
На своих встречах и выступлениях я всегда говорю: «Все ресурсы – у вас внутри». Человек, который так думает, свободен от тотальной привязки к тому, чем владеет. Ему проще создать нечто новое – конечно, если в условиях непредсказуемости он готов действовать. Тренированные люди, привыкшие к таким обстоятельствам, умеют не просто двигаться вперед, а еще и делать это, комбинируя выигрышные варианты.
Препятствие, проблема, вопрос, с которыми ты раньше не сталкивался, – это возможность. Не видишь возможности – значит, еще не поднялся на достаточный уровень осмысления. Продолжай искать людей, продолжай искать идеи, пока пазл не сложится и ты не увидишь решение. Ищи его в тех областях, где у тебя не было серьезного практического опыта. Решение, дающее квантовый скачок, – там.
В зоне непредсказуемости ошибок нет – есть поиск. Поиск возможностей, идей. Пытаться избежать ошибок – вот самая большая ошибка. Это отказ от получения опыта, от обучения, от проживания себя и своей жизни во всей ее полноте. Поэтому – ошибайся: один, в группе, в разных направлениях и в разной последовательности. Стань чемпионом по ошибкам. Важно только то, что ты сделаешь потом, куда двинешься дальше. Извлек урок, повысил ставки, сделал следующий шаг – это путь предпринимателя. Смирился, остановился, стал защищать имеющееся – превратился в «охранника».
По своему опыту в бизнесе я знаю: успешные предприниматели – это люди, у которых за плечами большой опыт провалов и ошибок. Они более открыты возможностям, общению, всему новому. Они не стремятся охранять – они теряют старое и приобретают новое. Встал на путь предпринимателя – забудь о страховке.
Предпринимателем движет убеждение, что каждый большой провал – это огромная удача, возможность создать нечто другое. Поэтому не бойся принимать решения в зоне непредсказуемости. Прожитая ошибка сделает тебя сильнее, опытнее, решительнее.
Успешного предпринимателя отличают два основных навыка. Во-первых, способность быть внутренне готовым к совершенно неожиданным событиям. Не пасовать перед подобными ситуациями, а, напротив, учиться использовать незаметные возможности, находить неочевидные решения. И больше того: получать от этого кайф! Во-вторых, навык регулярно пересобирать самого себя. Бизнес развивается, растет, меняется – придется постоянно меняться вслед за ним. Эти два навыка критически важны для взаимодействия с реальностью, которая складывается сегодня. И тому, и другому нужно учиться самостоятельно, осознанно тренируя себя.
Люди, которые тренируют себя делать выбор в условиях непредсказуемости, – красавчики. Именно такие, как показывает практика, становятся лидерами, авторами потрясающих бизнес-идей и создателями быстрых компаний. Они умеют главное: собирать и пересобирать комбинации. Прямо в полете. И свой бизнес, и себя самих. Тренировать в себе такое умение – крайне выгодное решение.
Бизнес – это игра в маленькие вероятности. Продукт, рынок, время, команда, партнеры – все это (и много чего еще) определяет, будет успех или нет. Поэтому выигрышный путь – генерировать как можно больше гипотез и проверять их как можно быстрее. Действовать прямо сейчас! Главное преимущество в бизнесе – это время. Поэтому тот, кто действует без промедления, чаще всего и побеждает. Успех более вероятен в зоне неопределенности и непредсказуемости. Там, где все линейно и прогнозируемо, до тебя все уже вытоптано и съедено.
И напоследок: важно не залипать даже в успехе. Попытка повторить достижение тем же способом в изменившихся условиях – проигрышная позиция. Не та мотивация, не та жажда! По сути, это форма защиты, еще один способ стать «охранником». То есть уже почти поражение. Меняться после больших успехов сложно, но необходимо.
Ключ к успеху – то, как ты умеешь действовать в зоне непредсказуемости. Не залипай в недоумении. Не ищи «правильный» способ. Непредсказуемости нет дела до того, что у тебя было вчера. Она с тобой здесь и сейчас. Ты можешь обнаружить свое неочевидное выигрышное решение именно в этом месте в этот момент.
Ставь большую цель. Она даст тебе мощную энергию, чтобы сдвинуться с места и преодолеть проблемы на пути. Она даст тебе ощущение собственной значимости, соединив с большой реальной пользой для мира, которую ты принесешь.
Ты слышал когда-нибудь рекомендацию: «Хочешь себя сдвинуть – поставь цель и иди к ней»? Многократно? И я слышал. Но вот что забывают сказать: маленькая достижимая цель не даст сильного толчка, мощного сдвига. Задай вопрос: откуда берется энергия достижения? Неочевидный ответ: от цели. Большая энергия там, где большие цели.
Вот недавний пример. Идет совещание, где обсуждаются результаты продаж книги «Жажда» после получения премии «Деловая книга года в России». Подсчитали: на тот момент 9000 экземпляров. Дальше издатель и менеджеры решают, как продать следующие 9000. Топчутся на месте, с одними и теми же идеями. Нудят и ноют. Нет энергии. Нет интереса. Тупик. Предлагаю повысить ставки. Сыграть в «Х10». «Девяносто тысяч», – бросает издатель. И все загорелись, пошли сочинять новую обложку. Команда включила длинную волю для достижения результата. Большая цель, от которой загораешься, дает энергию, сдвигает, выводит тебя на другую дистанцию.
Другая история, из середины 2000-х. Тогда мы с моим партнером Сергеем Колесниковым рассуждали, мечтали о преобразованиях в отрасли кровельных и изоляционных материалов, которые сделаем в России, СНГ и мире. Удивительно, но мы придумывали, с кем будем конкурировать через полтора десятка лет. Проектировали в своей голове, что через 10–15 лет «ТехноНИКОЛЬ» будет реально теснить на рынке глобальные компании. Будет конкурировать за лучших людей в отрасли, за формирование лучшей культуры и отношения к делу. То есть не биться на рынке за потребителя. Не меряться, у кого товар дешевле-дороже. Это не та зона, где надо фокусировать внимание, когда у тебя есть Большая цель.
Культура, партнерство, взаимоотношения в компании, в семье, в обществе – это долгие вещи. Компании, как и дети, растут долго. Семьи и корпорации строятся десятилетиями. Богатство общества накапливается от поколения к поколению. И поэтому нужны Большие цели. Это и есть длинная воля. Именно моя ориентированность на нее во всем, что я делаю, стала мощным конкурентным преимуществом.
Я говорю: ставьте большие долгие цели – по ним сложнее промазать! Амбициозная цель выводит вас из зоны текущей конкуренции. Вас меньше атакуют, с вами охотнее вступают в партнерства, легче делятся опытом и возможностями. Амбициозная цель позволяет проще мобилизовать энергию соратников. Большая цель увлекает, у людей просыпается кураж. Большая цель втягивает в зону своего влияния большие ресурсы, причем без перенапряжения.
Ставьте большие цели. Какими бы амбициозными ни были они сегодня, им почти наверняка не будет доставать амбициозности с точки зрения завтрашней реальности. И с точки зрения вас завтрашнего. Большие цели хороши уже тем, что меняют взгляд на мир и способствуют ускоренному развитию. Я – это то, что я делаю!
А еще – ставьте больше целей. В какой-то момент я очень остро осознал, что если бы начал диверсифицировать свою деятельность – например, заниматься общественно значимыми делами раньше, – то достиг бы к настоящему моменту гораздо большего. Через дополнительные сферы деятельности вы можете получить доступ к таким контактам и ресурсам, которые вряд ли получили бы непосредственно через бизнес.
Наконец, всякий новый предпринимательский проект, особенно в сфере цифровой экономики и цифровизации традиционных секторов, должен с самого начала задумываться и реализовываться как глобальный. Стратегия «сначала местный рынок, затем национальный, потом международный» – это заведомое поражение. Не успеть. Цикл появления новых продуктов, проектов и компаний сегодня столь короток, что времени на прохождение всех ступенек снизу вверх просто нет. За это время появятся новые, гораздо более технологичные и эффективные решения. Оставьте пошаговое освоение другим – создавайте глобальные решения!
Фантазируя о будущем, проектируя будущее, я его визуализирую – представляю все в ярчайших деталях. Потом мне очень страшно от мысли, что этого может не случиться. Потому что я уже с этим живу. С этим будущим. Оно далеко, но я к нему иду. И все, что я делаю сегодня, – это шаги на Большом пути за счет длинной воли.
Большая цель – источник энергии. Она сдвинет, подтолкнет, вытащит из ямы. Соберет партнеров, отобьет от конкурентов. Даст длинную волю. Смотри за горизонт! Это выгодно.
Тратить много времени на сбор «всей» информации и получение «всех» знаний по новой теме невыгодно – выгодно следовать за энергией, действовать, осваивая новую тему на практике. Так легче и продуктивнее получать стоящие знания.
Представь себя у школьной доски. Представил? Что на ней написано? Тема такая-то. И ты сразу понимаешь – сейчас будем долго и основательно что-то изучать. Какую установку мы все вынесли из школы? Долго и упорно учись, усваивай знания, потом станешь взрослым и будешь работать. Отличная инструкция для карьеры специалиста. Прошлого века, кстати.
Но даже очень хороший специалист «подобен флюсу: полнота его односторонняя». Ему всегда не хватает знаний в своей области – он их ищет, добывает, копит и так далее. Хорошие специалисты все время собирают информацию. Это люди, которые детально разбираются в том, что уже существует и работает. Это их сильная черта. Их конкурентное преимущество. А вот у предпринимателя задача прямо противоположная – расширять систему, предлагать другое, искать еще не существующее. И где он найдет специалистов в области того, чего еще нет? Таких не бывает. Их просто нигде не готовят. В этом вопросе полагаться не на кого. Только на самого себя.
Разберемся с механикой. Как это происходит у тебя? Ты обычно действуешь, потому что знаешь, «как надо»? Или узнаёшь, «как надо», в процессе, на практике?
Скажу по опыту: знание для предпринимателя – лекарство, которое очень легко становится ядом. Избыток знаний с какого-то момента привязывает тебя к статус-кво. Текущее положение вещей начинает казаться именно тем результатом, к которому ты стремился. Возникает инерция мышления. Появляется синдром специалиста.
У меня давно сложилось мнение – даже уверенность, практически на уровне физических ощущений, – что у нас Сергеем Колесниковым так замечательно все получилось в «ТехноНИКОЛЬ» именно потому, что на старте мы не были обременены знаниями. Об отрасли, об экономике, о бизнесе. Мы все эти знания получали и усваивали по дороге. Ели их маленькими порциями. И потому не перегружались. Если бы над нами с самого начала висела бетонная плита знания всех тех проблем, которые нам предстояло решить, думаю, мы бы не действовали с таким энтузиазмом и не добились бы того, чего добились.