И, конечно же, не случайно так точно совпадает по времени постижение новгородскими купцами подлинной истории Чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери (их разговор с Константинопольским Патриархом) с пророчеством псковского игумена Филофея, сформулировавшего в послании к великому князю национальную идею Святой Руси…
«Теперь во всей Поднебесной один православный христианский Царь – Государь русский, – писал Филофей. – И святая Вселенская Церковь вместо Рима и Константинополя сияет светлее солнца в Москве. Два Рима пали, третий – Москва – стоит, а четвертому не быть! Все христианские царства пришли в конец и сошлись в одно Царство нашего Государя»…
Но если мы обратимся к дальнейшей истории, мы обнаружим, что и даты устроения монастыря очень точно совпадают с датами важнейших в истории Русского государства событий…
Как известно, «отвсюдуже преславно всеми видимая» каменная церковь Успения Богородицы строилась в 1507–1515 годах на средства великого князя Василия III Иоанновича.
В 1507 году, когда заложили храм, невдалеке от Ладоги, где явилась икона, произошло еще одно знаменательное событие нашей православной истории. Преподобному Александру Свирскому явились трое Мужей в белых одеждах, сияющих «невыразимым светом».
Церковная история гласит, что Александр Свирский – единственный русский святой, о котором точно известно, что он сподобился лицезреть Пресвятую Троицу.
Об этом произошедшем в трехстах верстах от Тихвина чуде Дмитрий Сырков, строитель церкви Успения Богородицы, мог и не знать, но кажется, что он ощущал дыхание великого события, закладывая столь грандиозный для отдаленных, порубежных мест собор.