I часть Тибетские открытия

Глава 1 Система кхор-ло

Движение «Новая Эра»[22] («New Age») сыграло далеко не последнюю роль в вопросе распространения понятия «чакра» («chakra») в западном обществе. По мнению представителей этого движения, чакрами назывался ряд невидимых вихрей, посредством которых человек получал универсальную жизненную энергию, трансформировал ее и распределял по телу.

Но западная биология продолжала решительно отрицать существование этих энергетических центров. Их нельзя увидеть, нельзя препарировать, и, следовательно, они не существуют. Затем японский ученый Хироши Мотояма решил проверить эту идею экспериментальным путем. Он помещал испытуемых в свинцовую кабину, чтобы устранить поступающую извне радиацию. Затем он измерял уровень энергии, вырабатываемой определенными участками человеческого тела. Ученый обнаружил, что в действительности наблюдался выход высокочастотной энергии в традиционных местах расположения чакр. Но еще более важно то, что, когда испытуемых, имеющих опыт медитаций, просили «раскрыть» определенные чакры[23], уровень энергии в местах их расположения значительно повышался по сравнению с контрольным. Когда одну женщину попросили раскрыть сердечную чакру, фотоэлектрический элемент зарегистрировал даже повышение уровня светового излучения.

Традиционная западная биология игнорирует результаты и этих исследований и продолжает отрицать существование чакр.

На Востоке все иначе. Первое упоминание о чакрах можно найти в литературе по индийской йоге, но вполне возможно, что в Китае система чакр была открыта независимо от Индии еще несколько тысяч лет назад, поскольку в китайской медицине в практике акупунктуры имеется опыт работы со скрытыми энергиями тела.

В Индии традиционный буддизм принял существующую систему чакр и видоизменил ее. Есть вероятность, что именно вместе с буддизмом система чакр и была принесена на Тибет. Тибетцы назвали эти энергетические центры словом «кхор-ло»khor-lo»), что означает «колесо». Слово «чакра» заимствовано из санскрита, и оно также означает «колесо». Однако, несмотря на совпадение, некоторые признаки позволяют предполагать, что система кхор-ло была независимо открыта также и в Тибете.

Существует несколько сотен небольших чакр, но в индийской системе упоминаются семь основных энергетических центров. Они расположены посередине тела, в основном вдоль позвоночного столба. В Тибете, однако, выделяются всего пять кхор-ло. Некоторые кхор-ло совпадают с индийскими чакрами, остальные объединяют две чакры в одну. Именно это наводит на мысль о независимом открытии системы кхор-ло на Тибете, поскольку в рамках обеих систем выделяются крупные энергетические центры, но в тибетской системе нет подразделения на более мелкие чакры, как в индийской. Однако, вне зависимости от того, является ли тибетская система модификацией индийской или она была разработана независимо, она оказала значительное влияние на самые разные области, начиная от медицины и заканчивая толкованием снов.

Чтобы понять тибетскую систему, полезно получить некоторое представление об индийской системе с ее семью основными чакрами. Люди, которые способны видеть чакры, говорят, что они похожи на многоцветное колесо со спицами или, что более поэтично, на цветок лотоса. Складывается впечатление, что центр постоянно находится в движении, что он вращается. Индийская система хорошо структурирована, каждой чакре приписываются свой цвет, количество «лепестков» и скорость вращения или энергетической вибрации. Все эти факторы варьируются в зависимости от состояния индивида. В случае болезни чакры затуманиваются, и их вращение замедляется или становится неравномерным.

За многие годы работы с чакрами йоги выстроили систему ассоциаций. Каждой чакре соответствуют определенные звуки, геометрические формы, элементы и даже буквы алфавита. Таблица 1 поможет вам получить представление об исходной индийской системе чакр.

Данная таблица очень полезна, но отразить в ней всю информацию, конечно, не представляется возможным. Например, если мы говорим, что корневая чакра Муладхара контролирует внешние половые органы, то тем самым оставляем за рамками внимания все остальные ее функции, ведь, будучи связанной со спинномозговой системой через крестцовое сплетение, эта чакра управляет также и нижними конечностями. Если продолжим рассмотрение других чакр, расположенных выше, мы увидим, что их воздействие на организм является всеобъемлющим.

Половая чакра Свадхистхана оказывает воздействие на мочевой пузырь, нижний отдел кишечника, мочевыводящие пути и процесс вывода продуктов жизнедеятельности.

Чакра солнечного сплетения Манипура влияет на желудок, верхний отдел кишечника, желчный пузырь, мочевой пузырь, желчные протоки, семявыносящие протоки у мужчин, печень, почки и поджелудочную железу. Как и половая чакра, она также влияет на мочевыводящие пути.


Таблица 1

Индийская система чакр


Сердечная чакра Анахата управляет сердцем, в некоторой степени легкими и, следовательно, составляющими крови и кровотоком.

Горловая чакра Вишуддха оказывает основное воздействие на легкие и дыхательную систему в целом, а также контролирует верхние конечности.

Межбровная чакра Аджна отвечает за органы чувств и особым образом связана с глазами, ушами, носом, языком и кожей.

Кроновая чакра Сахасрара оказывает, пожалуй, самое большое влияние на организм в целом. Универсальная жизненная энергия входит в тело через эту чакру и затем распределяется среди остальных чакр, которые, в свою очередь, трансформируют ее в особый тип энергии, необходимой для их функционирования. Считается, что кроновая чакра – это чакра иного порядка, нежели все остальные, существующая, так сказать, в следующем, более высоком измерении реальности и формирующая связь с космическим сознанием. Если говорить о физическом уровне, то связь данной чакры с головным мозгом и разумом позволяет ей прямо или косвенно влиять на любые функции тела.

Даже звуки, приведенные в таблице, есть ничто иное, как «центральный» слог, с которым ассоциируется чакра. Чакры представляют в виде цветков лотоса, каждый из которых имеет определенное количество лепестков. Каждый лепесток имеет свой собственный звук. Шесть лепестков лотоса Свадхистханы, например, имеют центральный звук вам, но каждый лепесток (энергетический поток) генерирует свою собственную гармонику: бам, бхам, мам, йам, рам и лам. Несмотря на то, что кроновой чакре приписывается 972 энергетических потока, считается, что она выражает бесконечное разнообразие, возникающее в результате взаимодействия гармоник всех лепестков остальных чакр[24]. Специфические характеристики каждого центра привели к возникновению символических ассоциаций с индуистскими божествами и животными. Основной характеристикой сердечной чакры, например, является движение, отсюда и символ сердечной чакры – олень, поскольку самой очевидной характеристикой оленя является его скорость.

Чакры ассоциируются не только с физическими процессами и символами, обозначающими природу и функции чакры как таковой, но также с паттернами поведения и умственными состояниями. Муладхара является олицетворением инстинкта самосохранения и того, что без всяких негативных коннотаций можно было бы назвать животной природой человека. Свадхистхана имеет влияние на состояние здоровья и благополучие в целом. Манипура связана с эмоциями и играет важную роль в медиумизме. Анахата ассоциируется с высшим сознанием и безусловной любовью. Вишуддха связана с эффективной коммуникацией, творчеством и, что интересно, с некоторыми состояниями расширенного сознания. Аджна – это ум, интуиция, психические силы и пробуждение. Считается, что Сахасрара показывает индивидуальный уровень духовного развития. Она связана с космическим сознанием и предельными состояниями просветления.


Таблица 2

Тибетская система чакр


Из всего этого вы можете сделать вывод, что индийская система чакр в действительности довольно сложная. Однако тибетская система кхор-ло едва ли проще.

Если не считать различий в терминологии, то самым явным отличием будет то, что тибетцы признают пять основных центров кхор-ло, тогда как в индийской системе их семь. В Тибете корневой центр кхор-ло называется «санг-на»sang-na»), «секретное место», здесь объединяются чакры Свадхистхана и Муладхара из индийской системы. Секретное место связано со всеми репродуктивными функциями, тогда как функции пищеварения и вывода продуктов жизнедеятельности (Свадхистхана) в большей степени имеют отношение к кхор-ло солнечного сплетения, располагающемуся выше.

На другом конце позвоночника находятся кроновая и межбровная чакры, которые в тибетской системе также объединены и формируют единый центр кхор-ло, называемый «хдаб-стон»hdab-ston») или «лотос с тысячей лепестков». Такое слияние вызывает интерес, поскольку межбровная чакра Аджна имеет непосредственное отношение к легендарному «третьему глазу», без которого, как повсеместно считается на Востоке, человеку недоступно провидение и ясновидение. Тибетцы, как мы увидим далее, не разделяют доминирующей на Западе мысли о том, что видения обязательно являются субъективными. Они верят, что, по крайней мере, некоторые видения представляют собой непосредственное отображение других уровней реальности. В Таблице 2 приведены основные характеристики системы кхор-ло.

Но, если вы будете рассматривать кхор-ло по отдельности, вы не добьетесь никаких полезных результатов. Тибетцы считают, что все кхор-ло – это отдельные аспекты единой энергической системы, охватывающей все тело.

Глава 2 Система рлунг

Согласно принципам тибетской медицины, у эмбриона в течение первых восьми недель после его закрепления в матке развивается сложная энергетическая система.

Прежде всего, развиваются три основных канала (рца – rtsa) жизненной энергии. Центральный канал (дбу-ма – dbu-ma) берет свое начало в верхней части головы, под темечком, и проходит вниз вдоль позвоночника до точки, расположенной на расстоянии четырех пальцев ниже пупка. Правый канал (ро-ма – ro-ma) отходит от центра сразу над бровями, идет параллельно центру на расстоянии примерно одного дюйма до тех пор, пока не соединится с центральным каналом под пупком. Левый канал (ркьянг-ма – rkyang-ma) является зеркальным отображением правого, он расположен с другой стороны от центрального канала.

Центральный канал проходит непосредственно вдоль позвоночника, этот канал, как и два других, является нефизической артерией для передачи энергии, невидимой для обычного глаза. Тибетцы полагают, что ясновидящие способны видеть эти каналы, именно они и дали их детальное описание. Центральный канал полый, светящийся, голубого цвета, размером с древко стрелы. Боковые каналы несколько тоньше, но они также полые и светящиеся. Они бывают разных цветов, цвет канала варьируется в зависимости от пола человека. У мальчика правый канал белый, а левый – красный. У девочки наоборот.

После появления у эмбриона этих трех основных каналов начинают формироваться более мелкие рца, создавая сеть, которая, в конце концов, охватывает все тело. В некоторых тибетских источниках говорится о 72 тысячах малых каналов, но в действительности это число может быть чисто символическим, чтобы обозначить огромное количество этих каналов.

Хотя три основных канала обычно изображаются в виде прямых параллельных линий, это делается только для удобства. В действительности два боковых канала переплетаются с центральным каналом. В точках пересечения каналов находятся центры кхор-ло. Далее на рисунке показаны точки пересечения каналов и их переплетение.

В некоторых эзотерических системах считается, что психические каналы и энергии, которые текут по ним, это практически одно и то же, но тибетская доктрина проводит различие между ними. Каналы четко определяются как «рца», энергетический сосуд, аналогичный водопроводу, электрическому проводу или руслу реки. Энергия как таковая называется «рлунг» («rlung»), что в переводе означает «воздух» или «силы».


Центры кхор-ло и каналы рца


Третий элемент в уравнении – это «тиг-ли»[25]thig-li»), обобщающий термин для определенных тонких сущностей, которые наполняют каждого человека. Есть два типа тиг-ли: относительные и абсолютные. Относительные тиг-ли являются производными от единого фундаментального тиг-ли в сердечной чакре, которое содержит как сущность жизненной силы, так и сущности пяти элементов. Относительные тиг-ли можно сравнить с ответвлениями от этой центральной сущности, которые распространяются по всему телу через каналы рца. В тибетской доктрине говорится о красных «материнских» тиг-ли, нисходящих вниз вдоль центрального канала, и белых «отцовских» тиг-ли, восходящих вверх. Относительные тиг-ли никогда не покидают каналы, они раз и навсегда располагаются в определенных местах и играют роль элементов, поддерживающих жизнь и сознание.

Загрузка...