Подлинный духовный учитель не может чему-то научить тебя в привычном смысле этого слова. Ему нечего дать тебе или добавить – ни информации, ни верований, ни правил поведения. Единственная функция такого учителя – помочь устранить то, что отделяет тебя от истины о том, кем ты уже и так являешься и о чем уже знаешь в глубине своего существа. Духовный учитель помогает тебе открыть и раскрыть это измерение внутренней глубины. Глубины и безмятежности.
Если ты обратился к духовному учителю или к этой книге ради неких ярких идей, теорий, верований, интеллектуальных диспутов, то тебя ждет разочарование. Иными словами, если ты ищешь пищи для ума, то не найдешь ее тут. И упустишь самую суть этой книги – содержащуюся не в словах, но в тебе самом. Очень важно помнить и чувствовать это, когда вслушиваешься.
Слова – не более чем дорожные знаки. То, на что они указывают, не обнаружить в пространстве мысли – но лишь в неком ином измерении внутри тебя, которое намного глубже и бесконечно шире мышления. Одно из свойств этого измерения – трепещущая живая безмятежность. Так что всякий раз, когда ощутишь, как в тебе во время вслушивания пробуждается эта внутренняя безмятежность, знай, что книга делает свою работу, выполняя функцию учителя. Она напоминает тебе, кто ты есть, и указывает путь домой.
Эта книга не из тех, которые надлежит прочесть от корки до корки, а потом отложить в сторону. Живи с нею. Почаще бери ее в руки. А еще важнее – почаще откладывай ее в сторону. Или же подолгу просто держи в руках, вместо того чтобы читать. У многих читателей естественным образом будет возникать желание прекратить чтение после очередного раздела, сделать паузу, поразмыслить, погрузиться в безмолвие. Прерывать чтение всегда важнее и полезнее, чем продолжать. Позволь книге выполнять свою работу: пробуждать тебя, выдергивая из заезженной колеи запрограммированного циклического мышления.
С точки зрения формы эту книгу можно рассматривать как современное возрождение древнейших записанных духовных учений – сутр Древней Индии. Сутры – это надежные указатели истины в виде коротких высказываний без подробной концептуальной проработки. В форме сутр записаны древние священные учения Вед и Упанишад, а также слова Будды. Речения и притчи Иисуса, если отделить их от сюжетной канвы, тоже можно воспринимать как сутры, равно как и древнекитайскую книгу мудрости «Дао дэ цзин».
Преимущество сутр как формы – в их краткости. Они не задействуют мыслящий ум сверх меры. То, о чем они не говорят, но на что лишь указывают, намного важнее сказанного в них.
Схожесть текста этой книги с сутрами особенно проявлена в главе 1, «Тишина и безмолвие», где содержатся лишь предельно лаконичные высказывания. В этой главе – суть всей книги, и, возможно, некоторым читателям ничего больше и не требуется. Другие главы – для тех, кто нуждается в большем количестве дорожных указателей.
Как и древние сутры, тексты этой книги священны и пришли из того состояния сознания, которое можно назвать безмолвием. Однако, в отличие от сутр, эти тексты не принадлежат ни одной религии или духовной традиции и к ним могут непосредственно обращаться все люди.
Есть ощущение, что мешкать нам уже совсем некогда. Трансформация человеческого сознания – уже больше не роскошь, доступная лишь немногим индивидуумам, но необходимость, если человечество не хочет самоуничтожения. В наши дни стремительно обостряются проявления несостоятельности старого сознания и хорошо видны признаки зарождения нового. Парадоксальным образом дела обстоят одновременно все хуже и все лучше, хотя ухудшение более очевидно, поскольку издает много шума.
Эта книжка, конечно же, использует слова, которые в процессе прочтения или прослушивания порождают в твоем уме мысли. Но это не обычные мысли – не повторяющиеся, не шумные, не своекорыстные, не алчущие внимания. Как все истинные духовные учителя и как древние сутры, мысли этой книги призывают не «взгляни на меня», но «загляни за меня». Поскольку мысли эти исходят из безмолвия, они обладают силой – силой вернуть тебя к тому самому безмолвию, из которого они родились. Это безмолвие есть внутренняя безмятежность. И эти безмолвие и безмятежность – основа твоего существа. Именно безмолвие спасет и преобразит наш мир.