Шаблонное мышление – мышление попугая

Для большинства мышление – это, по сути, не более, чем повторение ранее воспринятого. Может быть, повторение «своими словами». Для большинства мыслить – это значит повторять, про себя или вслух то, что где-то когда-то услышано или прочитано.

Обучение в школах и ВУЗах практически на 100% сводится к двум моментам:

1. Поглощение и усвоение чужих мнений, а затем их повторение на экзамене. Прочитать учебник, прослушать лекцию, пересказать, как попугай, и получить высокую оценку – это идеал школьного образования, да и высшего образования тоже.

2. Выработка навыка «рассуждать», т.е. болтать о заданных вещах, причём болтать именно так, как положено. Про историю, литературных героев, физику… Усвоил, что в книжке написано, и болтаешь, перекатывая слова как камешки и строя из них словесные пирамидки. Кто более причудливые пирамидки строит и умеет пересказывать чужие мысли своими словами – тот и самый умный.

Результат – представители одной социальной группы думают примерно об одном и том же и думают примерно одинаково. Это называется «консенсус».

При шаблонном мышлении задаются 2 вещи:

1. Задаётся повестка, т.е. «о чем думать». Это очень важный момент, есть вопросы и темы, о которых говорить не положено, а значит не положено думать и мыслить. Если человек начинает думать о таких неположенных вещах, выводы могут подорвать картину мира, которую вложили в голову человеку.

2. Задаётся способ мышления, образ мысли, т.е. «как думать»:

– на какие элементы реальности обращать внимание, а какие игнорировать (есть понятие «неуместные артефакты», подрывающие общепринятую историческую концепцию);

– что с чем группировать, сравнивать и обобщать, каким именно образом это делать, дело в том, что группировки, сравнения и обобщения можно производить по-разному (так же как можно по-разному изобразить масляными красками восход солнца), итогом будет разное знание (или разные картины);

– между какими элементами признавать причинно-следственные связи, а между какими их отрицать (например, в средневековье признавали причинно-следственную связь между ритуалом чёрной магии и болезнью человека, сейчас такую связь принято отрицать);

– что оценивать и по каким критериям (критерии оценки выдаются за «естественные» и «само собой разумеющиеся», при том, что критерии ВСЕГДА могут иметь альтернативу);

– к чему стремиться, «правильные» цели-задачи, в каждой предметной области они приняты свои, и считается, что альтернатив как бы и нет.

Привычка к шаблонному мышлению вырабатывается усвоением и повторением чужих мыслей. Повторение чужих мыслей отбивает навык мыслить самостоятельно. Если в голове есть чужая мысль, своих не появится. Потому что генерация новой оригинальной мысли – процесс сложный и энергозатратный. А мозг стремится к простоте и экономии энергии.

Загрузка...