Вступление

Никола Тесла и Альберт Эйнштейн – два гения, которые сумели изменить ход мировой истории. Первый, когда предложил использовать вместо постоянного тока – переменный и оформил более тысяче патентов на свои изобретения. Второй – когда разработал несколько теорий, ставших основой современной теоретической физики, и опубликовал более 300 научных работ.

Ничто человеческое гениям не чуждо, в т.ч. тщеславие и желание защитить страну своего проживания. Поэтому в конце тридцатых годов оба оказались вовлечены в «гонку вооружений», которую, сам того не желая, спровоцировал Адольф Гитлер. Справедливости ради отметим, что Альберт Эйнштейн после окончания Второй мировой войны очень переживал об участие в этой «гонке вооружений». Ведь именно его большинство журналистов и историков считают инициатором создания американской атомной бомбы. Никола Тесла, несмотря на приписываемые ему пацифистские настроения, во время Первой мировой войны предложил правительству и военному ведомству США множества изощренных способов массового истребления противника. В силу множества причин не одно из них не было реализовано на практике.

19 сентября 1939 года Адольф Гитлер, выступая на ралли в Данциге, призвал Британию заключить мир теперь, когда он и Сталин совместными усилиями «восемнадцать дней» овладел Польшей. В своей речи он так же заявил об оружие, «которое еще никому неизвестно и с помощью которого нельзя атаковать Германию». Другой вариант перевода фразы руководителя Третьего Рейха звучал так:

«Очень скоро может наступить момент, когда мы используем оружие, которое против нас никто обратить не может».

Руководитель «британской научной разведки» физик Реджиналд Виктор Джонс1 после полуторамесячных размышлений подготовил перечень возможных «видов оружия, на которые содержаться намеки и на некоторые из них следует обратить самое пристальное внимание». Что, по мнению ученого, могло быть создано в Третьем Рейхе в ближайшие месяцы: «… бактериологическое оружие, новейшие газы, огнеметы, самолеты – снаряды, воздушные торпеды и беспилотные самолеты, ракеты дальнего действия, новые торпеды, мины и субмарины, смертельные лучи и магнитные мины…»2.

Список составил гражданский специалист, поэтому в него попали уже существующие виды оружия, применение которых (например, «газов») спровоцировало бы адекватный удар. Да и приемы защиты на случай применения противником химического оружия, например, в Советском Союзе, отрабатывались не только военнослужащими Красной Армии, но и гражданским населением. Если брать огнеметы, то свою эффективность они доказали еще во время Первой мировой войны и к 1939 году состояли на вооружении большинства европейских армий. Аналогичная ситуация с минами и субмаринами. Единственное, что могли нового создать в Третьем Рейхе: «… самолеты—снаряды, воздушные торпеды и беспилотные самолеты, ракеты дальнего действия…». Через несколько лет эти и другие виды оружия3, сначала Адольф Гитлер, а вслед за ним и историки, назовут «Чудо – оружием» или «оружием возмездия». С помощью него фюрер надеялся выиграть Вторую мировую войну, когда традиционные виды оружия и боеприпасов не гарантировало победу.

Об этом не принято говорить, но свое «Чудо – оружие» пытались создать не только в Третьем Рейхе, но и, например, в Великобритании, США или в Советском Союзе. Каждая из стран, помня опыт Первой мировой войны, пыталась создать свое «оружие возмездие». Работа велась по двум направлениям.

Первое из них – совершенствование уже состоявшей на вооружении боевой техники и ее применения. Так, уже в начале Первой мировой войны были предприняты попытки использования аэропланов и дирижаблей для атаки на объекты на линии фронта и в тылу противника. Первую бомбардировку Парижа провёл 30 августа 1914 года лейтенант Фердинанд фон Хиддесен с самолёта Rumpler 3C, сбросив 4 ручные гранаты. В результате атаки погибла одна женщина. 21 ноября 1914 года четыре легких разведчика ВВС Великобритании Avro 504 нанесли удар по базе дирижаблей Фридрихсхавен, был потерян один самолет. В Англии считают этот налет первым применением стратегической авиации.

Первым специализированным бомбардировщиком стал российский четырёхдвигательный аппарат «Илья Муромец», созданный еще в 1913 году. В конце 1914 года всех «Муровцев» оснастили бомбардировочным вооружением и свели в одно подразделение «Эскадру воздушных кораблей», которое стало первым в мире соединением тяжёлых бомбардировщиков. К 1916 году бомбовая нагрузка самолета возросла до 800 кг, а для сброса бомб был сконструирован электросбрасыватель. С 1916 года многомоторные бомбардировщики начали поступать на вооружение в Германии, Великобритании и США.

В отличие от аэропланов дирижабли с первых месяцев Первой мировой войны уже были грозной силой. Наиболее мощной воздухоплавательной державой была Германия, обладавшая 18 дирижаблями. Немецкие аппараты могли преодолеть со скоростью 80—90 км/ч расстояние в 2—4 тыс. км и обрушить на цель несколько тонн бомб. Например, 14 августа 1914 года в результате налета одного немецкого дирижабля на Антверпен было полностью разрушено 60 домов, ещё 900 повреждено. Однако уже к сентябрю 1914 года, потеряв 4 аппарата, немецкие дирижабли перешли только на ночные операции. Огромные и неповоротливые они были совершенно беззащитны сверху, к тому же были наполнены крайне пожароопасным водородом. Очевидно, что им на смену неизбежно должны были прийти более дешевые, маневренные и устойчивые к боевым повреждениям аппараты.

Когда началась Вторая мировая война, то с одной стороны произошло ускоренное создание новых бомбардировщиков (например, появились реактивные бомбардировщики и ракетоносцы, всего воевало более ста моделей самолетов), а с другой – применение т. н. тактики «ковровой бомбардировки» (например, авианалеты на немецкий город Дрезден 13—15 февраля 1945 года4 осуществленная ВВС Великобритании и США) или использование управляемых планирующих бомб «Фриц-х» (SD-1400).

Другой пример – использование новых моделей танков. Впервые этот вид бронетанковой технике был применен во время крупнейшего и кровавого наступления англо-французских войск на реке Сомме во Франции летом 1916 года. Эта битва вошла в военную историю не только невиданными доселе потерями (до 1,1 млн. человек с обеих сторон) при ничтожности полученного результата (западные союзники на фронте в 50 км смогли за 5 месяцев потеснить противника всего лишь на 10 км). Впервые на поле боя появились танки. 16 сентября 1916 года 18 британских танков (модель Mk.1) атаковали позиции немецкой армии. Они смогли продвинуться вглубь обороны противника на 5 км, причём потери в этой наступательной операции оказались в 20 раз меньше обычных5. Хотя из-за малого количества танков фронт не удалось прорвать окончательно, новый вид боевой техники показал свои возможности, и выяснилось, что танки имеют большое будущее. В первое время после появления танков на фронте немецкие солдаты боялись их панически.

Главные союзники англичан на западном фронте, французы, сумели разработать и выпустить очень удачный (настолько удачный, что эксплуатировался ещё в начале Второй мировой войны в армиях Польши и Франции) лёгкий танк Рено FT-17. При конструировании этого танка впервые были применены многие решения, ставшие затем классическими. Он имел вращающуюся башню с установленной в ней лёгкой пушкой или пулемётом (в отличие от Mk.1, чье вооружение располагалось в выступах по бокам корпуса), низкое удельное давление на грунт (и, как следствие, высокую проходимость), относительно высокую скорость и хорошую маневренность.

Вторая мировая война подстегнула прогресс в танкостроении. Всего за 6 лет танки совершили больший рывок, чем за предыдущие двадцать. Значительная часть танков обзавелась противоснарядным бронированием, мощными длинноствольными пушками (калибром до 152 мм), в конце войны появились первые ночные (инфракрасные) прицелы, радиофикация танков стала считаться необходимой. Тактика применения танков тоже достигла высокой степени совершенства, например, использования танковых соединений для операций по оперативному и стратегическому окружению (т.н. «блицкриг») и как следствие возможность выиграть войну.

Второе направление в области создания «Чудо – оружия» – попытка придумать нечто, что еще не применялось на поле боя. Именно оно, в большинстве случаев, могло сыграть решающую роль для применившей его стороны и позволить ей выиграть схватку.

До начала Второй мировой войны США не предпринимала почти никаких усилий для создания своего «Чудо – оружия». Разумеется, ученые и инженеры создавали новые образцы авиационной и бронетехники, стрелкового оружия и т. п., но ничего принципиально нового не появилось. И только когда Третий Рейх начал стремительно, страну за страной, оккупировать Европу, а в Токио размышляли – кого первого атаковать СССР или США, в Вашингтоне впервые всерьез задумались о необходимости создания собственного «Чудо – оружия».

Кто-то вспомнил, что в Европе в двадцатые годы несколько десятков изобретателей заявляли о том, что они создали «Чудо – оружие», которое относилось к категории т.н. «лучей смерти». Большинство шарлатанов и авантюристов было разоблачено «по горячим следам», поэтому их идеи американские чиновники и военные сразу отклонили. А вот к заявлениям великого изобретателя Николы Теслы, сделанные им в тридцатые годы, отнеслись очень внимательно. Может быть из-за того, что он пользовался определенным авторитетом в научных и инженерных кругах. Оговоримся сразу, великий изобретатель не создал действующую модель своего «Чудо – оружия», он лишь сгенерировал теоретическую базу. Этого оказалось достаточно, что бы провести серию экспериментов. Последний из них произошел в 1942 года. В результате ущерб для корабля ВМФ США и его команды оказался более существенным, чем для гипотетического противника. И только через шестьдесят лет в США создать «Чудо – оружие» Николы Теслы, которое можно принимать на вооружение. Вот только его эффект от его применения значительно ниже того, чем обещал великий изобретатель.

Альберт Эйнштейн осенью 1939 года предложил президенту США свой вариант «Чудо – оружия». В то время проект такой же мифический, что и «лучи смерти». Речь идет о создании атомной бомбы. И дело не в том, что никто не знал, как сделать атомную бомбу. Большинство ученых сомневалось, что в ближайшие годы удастся «приучить» ядерную реакцию. Это примерно тоже самое, что если бы в средневековье кто-то начал утверждать, что сможет использовать мощь низвергаемой Ниагарским водопадом воды для получения энергии. Как и Никола Тесла, великий ученый не принимал непосредственного участия в создании американской атомной бомбы. Основная причина – он не был специалистом в сфере ядерной физике и поэтому ничем не мог помочь разработчикам. Несмотря на это Альберта Эйнштейна, многие, да и он сам, считают отцом американской атомной бомбы. А если точнее – инициатором ее создания.

Получается, что великий изобретатель и великий ученый вступили борьбу между собой за сомнительный титул создателя «Чудо – оружия» для Америки. У каждого из них были примерно равные шансы выиграть. При одном условии – все расчеты Николы Теслы не должны были содержать нескольких ошибок, а он сам должен был предложить властям США опытный образец своего устройства. В жизни оба условия не были выполнены.

Если бы в 1942 году «Чудо – оружие» великого изобретателя продемонстрировало бы лучшие результаты, то кто знает – может быть, США снизило бы темп создания ядерной бомбы. А в Советском Союзе в 1943 году не начался бы процесс ускоренного создания собственного атомного оружия. Москва бы все ресурсы задействовало в создании аналогичного американскому «Чудо – оружия», а так же средств защиты от него. Ну, а Альберт Эйнштейн не получил бы статуса «отца американского чудо оружия».

В книге будет рассказано о ходе схватки двух великих американских «оружейников», а так же об участие в этой битве советской разведки. Так же будет объяснено, почему именно Москва, а не Вашингтон выиграла от этой схватки.

Загрузка...