Современный мир переживает сложный период своего развития. На смену угрозе мировой ядерной катастрофы пришли новые вызовы – такие, как международный терроризм, организованная преступность, наркоторговля, глобальные финансово-экономические кризисы, экологические угрозы и массовые эпидемии. На волне сепаратизма и других проявлений национального и религиозного экстремизма возник целый ряд новых региональных конфликтов, жертвами которых становятся сотни тысяч людей, главным образом среди мирного населения.
Проблема борьбы с преступностью в Российской Федерации в последнее пятилетие превратилась в одну из первоочередных задач общества, поскольку ее уровень достиг таких пределов, что она стала реально угрожать национальной безопасности России. Наступление криминалитета во всех жизненных секторах общества и государства не встречает должного сопротивления.
Особую тревогу и беспокойство среди населения нашей страны вызывают такие насильственные преступления против общественной безопасности, как террористический акт, захват заложника и бандитизм. Примером могут служить террористические акты, совершенные в России в сентябре 1999 г., когда террористами были взорваны жилые дома в Москве, Буйнакске, Волгодонске, бесчеловечные акты терроризма с захватом заложников в Москве в театральном центре на Дубровке с 26 по 28 октября 2002 г. и в Северной Осетии в г. Беслане в начале сентября 2004 г. Не менее ужасающими были террористические акты, совершенные 29 марта 2010 г. в московском метро и 24 января 2011 г. в аэропорту Домодедово.
Современный терроризм практически всегда носит организованный характер, служит элементом системной преступной деятельности. Это – сложный и дорогостоящий способ насилия. Его использование требует организационной подготовки, совершения ряда других преступлений: завладения денежными средствами, приобретения оружия, боеприпасов, вовлечения немалого числа лиц в совершение преступлений террористического характера и т. п. По оценкам российских и зарубежных спецслужб, совокупные расходы в сфере террора составляют ежегодно от 5 до 20 млрд долларов США[1]. Несмотря на достигнутые видимые успехи в борьбе с терроризмом на сегодняшний день, уровень террористической угрозы по-прежнему остается достаточно высок, что, соответственно, требует усиления борьбы с этой угрозой. При этом не вызывает сомнений, что создание эффективной системы противодействия преступности, в том числе и наиболее опасным проявлениям криминальной действительности, невозможно без использования потенциала науки уголовного права.
Не менее опасными сегодня являются вооруженные преступления, к которым относится бандитизм. Современные банды часто совершают дерзкие нападения, сопровождая свои преступные действия убийствами, поджогами, похищениями людей и т. д. Банды имеют на вооружении автоматическое оружие, взрывные устройства, располагают современными техническими средствами наблюдения и связи, заранее планируют свои преступления и тщательно их готовят. Обычно предметом изучения следствия и суда становятся конкретные нападения вооруженных преступных групп на квартиры, автомобили, обменные пункты валюты, учреждения и организации.
Вышеуказанные общественно опасные деяния образуют группу наиболее опасных преступлений против общественной безопасности, которая характеризуется рядом специфических признаков, позволяющих рассматривать их не просто как некое множество преступлений, а как определенную совокупность, систему преступлений.
Политика государства по поддержанию общественной безопасности в значительной степени перестала быть эффективной. Дестабилизация правовых отношений создала угрозу процессам экономического, социально-политического и духовно-нравственного развития страны. Очевидно, что проблемы обеспечения общественной безопасности можно решать лишь на основе системного анализа, с учетом полного спектра криминогенных опасностей, угрожающих личности, обществу и государству.
Сложившаяся ситуация в сфере обеспечения общественной безопасности предполагает создание модели эффективного организационно-правового воздействия. Такая модель, очевидно, должна включать в себя целый спектр криминологических и уголовно-правовых средств. Однако в доктрине уголовного права не сложилось целостного представления о понятии и механизме уголовно-правового регулирования сферы общественной безопасности.
На современном этапе развития в результате осмысления особой общественной опасности насильственных преступлений против общественной безопасности свой вклад в теоретические разработки внесли А. А. Абдульманов, П. В. Агапов, Ю. М. Антонян, Г. Ф. Байрак, Н. В. Беляева, С. У. Дикаев, В. П. Емельянов, Г. В. Ищук, М. П. Киреев, В. С. Комиссаров, Д. А. Корецкий, Н. Н. Лапунина, Е. Г. Ляхов, Г. В. Овчинникова, А. В. Павлинов, Т. Д. Пан, А. Ю. Пиджаков, В. П. Ревин, О. Ю. Резепкин, Г. И. Романов, Е. В. Топильская, Т. Д. Устинова и др.
Проблемы уголовной ответственности за насильственные преступления против общественной безопасности не только были, но и продолжают оставаться одними из тех, современный уровень разработанности которых не удовлетворяет потребностям нормотворческой и правоприменительной деятельности. Не все еще вопросы ответственности за эти преступления, в том числе и общетеоретического характера, были в достаточной мере исследованы, многие получают различную авторскую трактовку, имеется ряд спорных моментов и в понимании признаков отдельных составов и квалификации этих преступлений.
В работе формулируется понятие общественной безопасности как социальной ценности, так и объекта уголовно-правовой охраны, рассматривается насилие как системообразующий признак насильственных преступлений против общественной безопасности, в авторском варианте представлено правовое регулирование уголовной ответственности за насильственные преступления против общественной безопасности, дается предметный анализ признаков конкретных составов, образующих группу насильственных преступлений против общественной безопасности.
В монографии осуществлен уголовно-правовой анализ насильственных преступлений против общественной безопасности. Обоснованы и введены новые понятия и определения, которые позволят правильно квалифицировать рассматриваемые преступления. Разработаны основные направления совершенствования уголовного законодательства о насильственных преступлениях против общественной безопасности.