Глава 6

Терра искоса поглядывала на Гелиана, пока он на стуле книгу какую-то читал.

– Тебе скучно? – спросил Гелиан, не отрываясь от текста.

– Здесь света мало, – ответила Терра, – для глаз вредно читать при таком освещении.

Гелиан хмыкнул:

– И это говорит женщина, которая сама тайком по ночам книги читала?

– У меня возможности ограничены были, – пожала плечами Терра. – А ты можешь читать где и когда пожелаешь.

– Не могу. Времени не хватает.

– Так, о чем эта книга? – не отставала с расспросами Терра.

– О девушке, которая не хотела ложиться спать и доставала мужа своими вопросами, – ответил Гелиан, продолжая читать.

– Ты раньше таким не был…

– Каким, «таким»?

– Когда я с тобой разговаривала, ты на меня смотрел и не отнекивался.

Гелиан приподнял голову и взглянул на Терру:

– Это называется «игнорировать». Сейчас я игнорирую тебя.

– Нет, сейчас ты как раз не игнорируешь меня, – заметила Терра, одаривая Гелиана пытливым прищуром.

Гелиан захлопнул книгу и бросил ее на стол.

– Хорошо. Давай поговорим, – кивнул Гелиан.

– Как в Главном доме дела? – спросила Терра, как ни в чем не бывало.

– Все как обычно. Птаховы ждут твоего возвращения, чтобы отправится по своим домам.

– Говоришь так, как будто сам с нетерпением ждешь, когда вся твоя семья разбежится по разным сторонам.

– Не вся. Ты останешься со мной.

Терра поджала губу:

– Ты не рад, что они гостят у тебя?

– Суета вокруг них отнимает много времени и терпения. Отец целыми днями бродит по поселению со свитой и дает указания. Мать сидит дома и поучает невесток. Братья таскаются по злачным местам и опустошают мои запасы ячменного напитка. Да, знаешь, для меня все это накладно.

Гелиан не улыбался, говоря это, и Терра поняла, что он не шутит. В прошлом, он часто подначивал ее, но Терре казалось, что таким образом он заигрывает с ней, пытаясь обратить на себя внимание, и веселилась вместе с ним. Гелиан не всегда смеялся, когда она отвечала ему той же монетой, но иногда они оба начинали хохотать и тогда Терре казалось, что лучше собеседника, чем Гелиан, быть не может.

– Но они самые близкие для тебя люди, – ответила Терра. – Может, и устал ты от них немного, но потом, когда они уедут, тебе снова будет их не хватать.

– Только матери. Остальные меня нервируют.

Терра от такого заявления опешила. Конечно, и ее иногда родственники нервировали, но Терра никогда не позволяла себе говорить об этом вслух.

– Надеюсь, они об этом не знают, – произнесла она.

– Я периодически напоминаю им об этом.

Терра насупилась:

– Ты сейчас шутишь? Если шутишь – тогда улыбнись, а не то я понять тебя не могу.

Гелиан продолжал внимательно на нее смотреть. И улыбаться, судя по всему, не собирался.

– Не шутишь, – сделала вывод Терра.

– Нет, – покачал головой Гелиан.

– Я тоже тебя нервирую?

– Нет. Вовсе нет.

– Неделю назад мне показалось, что ты меня ненавидишь, – произнесла она.

Гелиан отодвинул книгу и внимательно посмотрел на Терру. В свете лампы его взгляд показался не таким уж и холодным, а выражение лица не таким уж и каменным.

– Ты помнишь, как мы могли часами гулять по поселку и говорить обо всем на свете? – спросил он. – Неужели ты думаешь, что пять лет дружбы могут в один момент потерять для меня значение?

– Зачем ты спас меня, Гелиан? – спросила Терра, в глубине души надеясь, что он даст ей правдивый ответ.

– Почему ты вышла за меня? – задал он встречный вопрос.

– Потому что другого пути не было.

– Всегда есть другой путь, Терра. Хорош он или плох, но другой путь был и у тебя. Ты могла сбежать, в конце концов.

– Куда, – пренебрежительно хмыкнула Терра. – В пустошь?

– Да, в пустошь, – кивнул Гелиан.

– Я вышла за тебя по велению отца и исполнила долг перед семьей! – взвилась Терра. – И тебе это прекрасно известно!

– Я спас тебя потому, что исполнял свой долг, – ответил он. – Достаточно аргументированный ответ?

– Но почему ты женился именно на мне? – прошипела Терра.

Гелиан вскочил из-за стола и громко отодвинул стул в сторону.

– Какой ответ ты желаешь услышать? Ты же все понимаешь!

– Я ни черта не понимаю! – закричала Терра и хлопнула рукой по подушке.

Повисла тишина. Он смотрел на нее, она глядела на него. Воздуха в помещении стало не хватать. Ей было трудно дышать. Слезы навернулись на глаза, но она не собиралась рыдать.

– Мы не свободны в выборе, Терра, – спокойно произнес он. – Ты и я.

Она сжала край одеяла в ладонях:

– Тогда, кто велел тебе жениться на мне?

– Долг, – ответил он и плюхнулся на стул. – Гребаный долг, Терра.

Она несколько минут смотрела на него, а затем отвернулась и откинулась на подушки, накрываясь одеялом с головой. Получила ли она ответ на свои вопросы? О нет. Но вывести его из себя ей удалось. И это хоть немного, да подняло ей настроение.

***

Гелиан подождал пока Терра уснет, после чего встал со стула и потушил несколько горящих ламп. Взяв в руки книгу, он присел обратно и продолжил чтение. Прислушиваясь к размеренному дыханию Терры, он то и дело терял нить повествования. В конце концов он понял, что так и не сможет прочесть все, что намеревался. Тихо положив книгу на стол, он передвинул стул к ее кровати и наклонился вперед, оперев локти на матрац. Откинув одеяло, он долго всматривался в черты ее лица. Сколько времени просидел он вот так, глядя на Терру, Гелиан не помнил. Постепенно, глаза его закрылись сами собой, и он тоже уснул.

Ему двадцать один и он стоит перед огромными стеллажами, заполненными книгами предков. Следовало выбрать по одной книге для каждой из дочерей рода Стелларов. Лисе – двенадцать лет. Отец сказал, что она мало интересуется науками, зато любит рукоделие и увлекается рисованием. Гелиан придвинул лестницу и залез наверх. Книга «История живописи» должна ей понравиться. Шанталь – двадцать лет. Отец сказал, что она очень воспитана и постоянно сопровождает отца, когда тот посещает рабочих поселка. Гелиан спустился вниз и достал книгу «Общение: вербальные и невербальные знаки». Терра. Ей семнадцать лет. Отец сказал, что она очень любознательна и целыми днями пропадает в доме знахарки на окраине поселка. Гелиан положил выбранные книги на пол и передвинул лестницу к самому крайнему стеллажу. Поразмыслив немного, он поднялся наверх и достал книгу «Анатомия человека».

Три дня спустя Гелиан стоял перед толпой собравшихся старообрядцев. Когда-то он был одним из них. Теперь он и его семья другие. Люди, которые ушли следом за его отцом – тоже другие. Они приняли прогресс, они стали изучать науки предков и развиваться, а эти… Стеллары сидели на одном месте сотни лет и полагали, что будут здесь всегда. Они правы: если в течение десяти лет ничего не изменится, они навсегда останутся здесь. Люди смотрят на Гелиана, разглядывают. Кто-то смеется. Неужели внешне он чем-то отличается от них? Нет, рубаха и штаны. Повадки тоже идеально скопированы. Сейчас он старообрядец… Им не раскусить его, не узнать, что скрывается внутри… Смеются не над ним. Это – страх. Просто, он и все члены его семьи для них – чужаки. Мать подзывает его к себе. Гелиан кланяется, как это принято, и смотрит под ноги. Время дарить подарки дочерям Стелларов. Гелиан поднимает голову и смотрит на стоящую перед ним блондинку. Это натуральный цвет волос. У девушки синие глаза. Черты лица тонкие. Взгляд Гелиана скользит ниже. Пышная грудь вдается в лиф платья. Большая… Девушку зовут Шанталь. Гелиан достает из сумки книгу и протягивает ей. Шанталь улыбается в ответ и благодарит Гелиана за подарок. Какая-то заминка. Стеллары в замешательстве. Вперед к Гелиану толкают девочку в льняном платье. Ее зовут Лиса. Она тоже блондинка и глаза у нее ярко-синие, но светлее, чем у Шанталь. Притворная улыбка Гелиана выглядит настоящей. Он достает из сумки книгу. Лиса испуганными глазами смотрит на Гелиана и принимает подарок. Тут же зарабатывает подзатыльник от отца, за то, что забыла сказать «спасибо». Гелиан и все остальные смеются. Мастера лжи этим дикарям не раскусить. Они слишком глупы для этого. Снова заминка. Стеллары нервничают. Сбоку расступается народ. Гелиан оборачивается, чтобы посмотреть, что там происходит. К нему навстречу бежит девушка, подобрав юбку одной рукой. Она запыхалась. Подол ее платья запылен. Стеллар-старший смеется. Все остальные подхватывают. «Наша Терра вечно опаздывает», – шепчет мать Терры. Остановившись рядом со Стелларом, Терра прижимает ладонь к груди, пытаясь отдышаться. Отец шлепает ее по заду, отчего она едва ли не заваливается на Гелиана. Все смеются, но она не обращает на это внимания. Она привыкла к такому обращению. Стеллар представляет дочь семье Гелиана. Терра кланяется и пытается улыбаться. Наконец, отец говорит, что Гелиан привез ей подарок. Терра поднимает голову и глядит на Гелиана. Гелиан тоже смотрит на нее. Она такая маленькая, хрупкая. Щеки красные, дыхание частое. Она глядит на него своими глазами, цвета фиалок, и молчит.

– Я наслышан о том, что ты увлекаешься знахарством и решил в качестве подарка преподнести тебе книгу, которую нашел во время одной из экспедиций.

Гелиан достает из сумки книгу и протягивает ей. Терра, не глядя на название книги, прижимает ее к груди, и продолжает смотреть на Гелиана.

– Спасибо, – произносит она и ее губы растягиваются в улыбке.

Стоит улыбнуться ей, но он не может. Почему он не может заставить свои губы улыбнуться? Она слишком чиста, слишком наивна. В ее глазах нет хитрости, нет насмешки. Она глядит на мир вопрошающе и желает знать, какие тайны мироздания пока не постигла. Она разглядывает Гелиана, не скрывая своего интереса и без стеснений являя его всем остальным. Лицо ребенка с глазами, полными надежд и стремлений. И он, Гелиан, который все равно использует ее… Гелиан заставляет себя улыбнуться в ответ.

Терра входит в дом под руку с Юрием. На ней не то платье, в котором она была вечером. На щеке ссадина и она прихрамывает. Глаза красные и веки отечные. Кажется, она перепила… Нет, она до сих пор пьяна. Ее взор затуманен. Она безразлична к происходящему. Она не смотрит на него. Ей все равно, что будет дальше. Она делает так, как ей велят. Он зол. Он очень зол. На нее. За то, что напилась. За то, что не желает идти за него. За то, что ей все равно.

«Папа! Папа!!!» – кричит Терра, пригибаясь к земле рядом с телом отца. Гелиан направляется к ней, но кто-то нападает на его мать. Он вынужден отвлечься. Когда он вновь находит Терру, она сгибается над телом Лисы. «Терра!»» – зовет он ее. «Терра, нет!!!»

Она сидит на кровати в маленькой комнатушке и держит в руках разбитую бутылку. Ее фиалковые глаза пусты. В них нет ни детства, ни интереса, ни самой жизни. «Режь веревку», – раздается в голове. «Режь веревку». Ему трудно дышать. Практически невозможно. «Кто же доведет начатое до конца?» – спрашивает внутренний голос. «Кто спасет этот чертов мир от гибели?» Он должен что-то сказать. Он должен заставить ее пойти вместе с ним.

– Мама! Лиса!

Кто это говорит?

– Матушка… Матушка…

Гелиан открыл глаза и поднял голову. Голова Терры металась по подушке. Волосы, мокрые от пота, прилипли к лицу. Она снова зовет их. Их всех.

– Терра, – Гелиан, прижал ладонь к ее лбу. – Терра, проснись.

– Папа!!! – прошептала Терра и открыла глаза. – Па…

– Это сон, Терра. Это только сон.

Гелиан стал поглаживать ее по волосам, пытаясь успокоить. Она прижала кулак к губам и застонала. Гелиан понимал, что она хочет заплакать, но вновь не позволяет себе этого.

– Поплачь, – прошептал он, приподнимаясь со стула и склоняясь над ней. – Поплачь, станет легче.

– Не могу, – простонала Терра, отнимая его руку и отворачиваясь в сторону. – Не могу…

Гелиан снова присел и склонил голову, разглядывая измятую локтями простыню. Терра не хочет, чтобы он к ней прикасался. Это не трудно понять. Но от этого ему становится не по себе. Всегда он был хозяином судьбы. Он определял, что и как будет. А теперь он бессилен что-либо изменить и это выводит его из себя.

***

Терра в халате поверх ночной рубашки сидела на стуле, стараясь не шевелиться. Цирюльник, который назвался «парикмахером», стриг ее волосы. Терра попросила цирюльника остричь покороче, так, чтобы не заплетаться. Цирюльник принялся за работу только с дозволения Анны, что Терре весьма не понравилось. Значит, мнение Терры для окружающих ничего не значит? Плохо, но поправимо. Смахнув волосы с плеч, цирюльник поднес зеркало, показывая, что сотворил с ее волосами.

– Челка вам очень идет, госпожа, – улыбался мужчина, пока Терра разглядывала себя в зеркале.

Волосы прикрывали уши, но были недостаточно длинными, чтобы собрать их в хвост. Она коснулась пальцами затылка и поняла, что там волосы значительно короче, чем спереди.

– Мне нравится, – сдержанно заявила она и кивнула цирюльнику. – Спасибо.

– Госпожа, с этой прической очень хорошо будут смотреться выразительные брови…

– Тогда, сделайте их выразительными, – попросила Терра и взглянула на Анну.

Та одобрительно кивнула и улыбнулась. Цирюльник взял какую-то штуковину, похожую на крохотный хирургический пинцет из книжек, и приступил к работе. Терра ойкнула. Раньше она сама ухаживала за бровями. Ниткой пройдется, вырвет пару волосков и дело с концом. Иногда, правда, забывала это делать, но услужливая Шанталь всегда вовремя напоминала об этом. У Шанталь тонкие брови. Сестра подводила их угольком, чтобы они были черными. Ей шло, даже очень.

– Вы можете подвести их угольком? – спросила Терра, обращаясь к цирюльнику.

– Зачем угольком? Я покрашу вам брови и ресницы краской.

– Делайте, как считаете нужным. Если госпожа Анна доверяет вам, я тоже вам доверюсь.

– Спасибо, госпожа, – пропыхтел цирюльник, продолжая выдергивать волоски из бровей Терры.

– А удалением волос с тела тоже вы занимаетесь? – поинтересовалась Терра.

– Нет, – рассмеялась Анна. – Для этого у нас есть мастера-женщины.

– Не могли бы вы прислать одну из этих мастеров ко мне?

– Конечно, – кивнула Анна.

– Спасибо.

Следующим визитером был портной. Терра долго изучала образцы тканей и кружев для своих нарядов, после чего вкратце объяснила, чего хочет. Портной попытался предложить Терре вставить в платья «корсаж», но Терра наотрез отказалась. Были еще предложения углубить вырез, укоротить подол, вставить «молнию», но Терра от этих идей предпочла отказаться. Когда дело дошло до вопроса пошива нижнего белья, Терра смутилась. Рисунки, которые показал ей портной, мало напоминали «трусы». Многие из них вообще представляли собой две веревки, сшитые кое-как.

– Госпожа желает изготовить классические модели, – пришла на помощь свекровь. – Сделайте несколько вариантов из обычной хлопковой ткани и добавьте образцы из кружев разных цветов. Если госпоже Терре понравятся ваши изделия, она закажет еще.

– Конечно, госпожа Анна. А бюстгальтера? Майки? Костюмы? Что с ними решим?

– Сделайте несколько моделей, – кивнула Анна, – госпожа Терра примерит их и определится позже, что ей больше нравится.

Когда портной ушел, в палату заглянул Радомир. Взглянув на Терру, затем на Анну, он осмотрелся и только после этого вошел.

– Ищешь кого-то? – задала вопрос Анна.

– С чего ты взяла, тетя? – удивленно заявил Радомир и остановился рядом с кроватью Терры.

– Я отправила ее за мастером, – произнесла Анна, продолжая сверлить взглядом племянника.

– Кого ты отправила? – нахмурился Радомир.

– Аврору, – ответила Анна.

– И к чему ты мне об этом говоришь?

– Радомир, попроси кого-нибудь подать нам обед, – ушла от ответа Анна.

– Франя уже занимается этим.

– Ты придешь сегодня на ужин?

– Пока не знаю.

– А когда узнаешь? – продолжала давить Анна.

– Вечером узнаю.

– Катька с Савелием с проверкой на рудники ушли. До завтра не вернутся.

– А ты чего с ними не пошла? – с непроницаемым видом спросил Радомир.

– Меня рудники не особо интересуют.

– Гелиана, судя по всему, тоже, – заметил Радомир.

– Гелиан занят более важными делами.

Терра смотрела то на Анну, то на Радомира и пыталась сообразить, в какую игру играют эти двое. Казалось бы, их разговор не имел особого смысла, но по напряжению, возникшему между племянником и теткой, Терра поняла, что смысл какой-то был.

– Ты всегда его оправдываешь, – улыбнулся Радомир.

– Он мой сын, конечно, я оправдываю его, – пожала плечами Анна.

Радомир взглянул на Терру, которая внимательно их слушала, и улыбнулся:

– Проголодалась?

– Не особо, – покачала головой Терра.

– Франя для тебя сегодня мясо отварила. Сейчас, небось, перетирает его, чтобы каша получилась.

– Меня от молока тошнит, – заявила Терра. – Можно мне его не пить?

– Нельзя, – ответил Радомир.

В дверь постучали.

– Войдите! – прокричала Анна.

Аврора заглянула внутрь и, заметив Радомира, тут же склонила голову, стараясь вообще ни на кого не смотреть.

– Госпожа Анна, «мастер» придет к четырем, как вы велели.

– Хорошо, Аврора. Зайди, не стой в дверях.

Аврора вошла в палату и заперла дверь за собой.

– Еще поручения, госпожа? – спросила она, продолжая смотреть в пол.

– Я утром к провизору заходила, – произнесла Анна. – К другу твоему, Ромику.

– Роман не друг мне, госпожа.

– А он сказал, что вы учились с ним вместе.

– Да, госпожа, – кивнула Аврора.

– Скажи, зачем Катька послала тебя отраву для крыс искать, коли в доме нашем ее полно?

– Почем мне знать? – пожала плечами Аврора.

– Может, мне у Катьки спросить об этом, когда она завтра вернется?

Аврора подняла голову и уставилась на Анну:

– Госпожа… Может, это я сама чего напутала?

– Дуру не строй из себя, Аврора, – сорвалась на крик Анна. – Водить за нос Савелия будешь, а меня не смей!

Загрузка...