«Язык незаметно, исподволь управляет любым психологическим описанием… [поэтому] один и тот же термин всегда должен обозначать одно и то же».
Традиционно под феноменологией в психиатрии принято понимать семиотику, т. е. симптоматологию и синдромологию. В рамках этих разделов обычно описываются характерные клинические признаки тех или иных психопатологических феноменов, критерии их дифференциальной диагностики с другими симптомами, т. е. психопатология подменяет феноменологию. Фактически же под феноменологией и феноменологической диагностикой следует понимать процесс научного познания сферы психической деятельности человека, заключающийся в отборе, разграничении, дифференциации и описании отдельных переживаемых феноменов (К. Ясперс). Психопатология по сути изучает второй этап диагностики – квалификацию обнаруживаемых феноменов в категориях симптома или синдрома, расстройства или нарушения. Помимо этого, феноменология – это еще и способ «усмотрения сущностей» психических явлений (по Гуссерлю). В отличие от ортодоксально психиатрического подхода феноменологический позволяет рассматривать обнаруживаемые диагностом феномены (переживания, поступки, реакции) многовариантно – и психологически, и психопатологически. Он позволяет выявлять психогенез психических процессов и явлений и с нормативной, и с ненормативной (патологической) сторон.
Наиболее сложным для психиатра остается разграничение психопатологического симптома и психологического феномена, дифференциация нормы и патологии, а не дифференциальная диагностика в собственном понимании термина. В связи с этим следует признать тот факт, что описание клинических проявлений того или иного симптома расстройства психической деятельности недостаточно для того, чтобы аргументировано указать на то, что он является симптомом. Обязательным и научно обоснованным является проведение тщательного анализа обнаруживаемого первичного психического феномена, оценка его психологической или психопатологической сущности, изучение психогенеза, учет сочетаемости или несочетаемости с иными сходными феноменами.
Как правило знания начинающего психиатра сортируются посимптомно в зависимости от обнаружения поражения тех или иных сфер психической деятельности (памяти, внимания, мышления, эмоций и т. д.). Упускается из виду тот факт, что вначале диагностического пути врач-психиатр сталкивается не с симптомами (не все психические реакции или состояния испытуемого являются болезненными), а с первичными феноменами, которые он должен уметь идентифицировать и дифференцировать.
В ракурсе феноменологии наиболее значимым следует признать точное «фотографирование», «сканирование» первичного феномена, его правильное обозначение с помощью слов, используемых в обыденной (а не научной) речи. Известно, что «язык незаметно, исподволь управляет любым психологическим описанием… [поэтому] один и тот же термин всегда должен обозначать одно и то же» (К. Ясперс).
Карл Ясперс, основоположник феноменологической диагностики, точно подметил, что вслед за первым этапом научного познания сферы психического, который заключается в отборе, разграничении, дифференциации и описании отдельных переживаемых индивидом феноменов, наступает второй, сутью которого становится приписывание этим феноменам терминологических определений, создание слова-образа. Несомненно, что «определенные слова в какой-то момент притягивают к себе определенные образы: слово – это не более чем кнопка вызова, которая заставляет их появиться» (Ле Бон). Именно однозначность применяемых терминов способна объективизировать диагностический процесс в психиатрии и позволить идентифицировать первичные феномены, переживаемые человеком.
В процессе разграничения нормативных и патологических форм поведения и переживания должны использоваться различные термины для обозначения разных по сути (механизмам) психических процессов и состояний. Для нормативных должны применяться одни термины, для патологических – другие. Однако фактически эти термины являются синонимами. По определению, синонимы – это слова, тождественные или близкие по значению. В сфере феноменологической диагностики синонимы выступают в роли кирпичиков, из которых в дальнейшем строится устойчивая и прочная диагностическая база. В случае обозначения первичного феномена (переживания) психиатрическим термином, выстраивается цепочка, способная привести к точной нозологической диагностике, выявлению этиопатогенетических основ наблюдаемого психопатологического явления (расстройства). При признании первичного феномена (переживания) собственно психологическим феноменом, создается база для глубокого понимания индивидуальных психологических особенностей человека, его мироощущения, стереотипов реагирования, и он относится к нормативным или гармоничным.
Несмотря на то, что феноменологические синонимы отражают близость понятий, все же они сильно отличаются. Психопатологический симптом и психологический феномен различаются, как правило, не количественно, но качественно. Именно поэтому, их справедливо назвать одновременно и антонимами.
К. Клейст, имея в виду сходство болезненных и неболезненных переживаний человека, предложил выделять:
1) гомономные симптомы, отличающиеся от проявлений психической жизни в норме лишь степенью выраженности, например, депрессию;
2) гетерономные – не имеющие аналогов в нормальных психических проявлениях;
3) интермедиарные – при отсутствии возможности провести четкую грань между ними.
Уточним, что, с нашей точки зрения, базирующейся на феноменологических принципах, всегда (во всех случаях) можно найти сходные между собой и различающиеся по механизмам возникновения психопатологические симптомы и психологические переживания (феномены). Следовательно, говорить об интермедиарных симптомах неправомерно.
В целях более полного и точного усвоения начинающим психиатром феноменологии и психиатрической диагностики мы сочли целесообразным отталкиваться от первичных феноменов, которые описаны нередко не научным, а литературным языком, и далее, приводить собственно синонимические ряды, определения и трактовки отдельных терминов, их диагностические критерии, позволяющие наметить путь психолого-психиатрической дифференциации. В теоретическом отношении группирование родственных (гомо- и гетерономных) симптомов и феноменов позволяет диагносту видеть и учитывать весь спектр возможных вариантов решения диагностической задачи, в практическом – дает возможность расширить свой «горизонт видения», используя приведенные синонимические ряды. Ведь в диагностике психического состояния человека «каждый видит то, что он знает» (Л. С. Выготский).
С нашей точки зрения наиболее плодотворным для объективизации процесса диагностического поиска в психиатрии является группирование феноменов и симптомов не по сферам психической деятельности (познавательным процессам), а по их феноменологическим проявлениям, т. е. по клинически наблюдаемым признакам. Вслед за К. Ясперсом мы разделяем все феномены на объективные и субъективные, т. е. на те, которые можно зарегистрировать в процессе наблюдения за человеком (анализируя специфику его речи, голоса, мимики, жестов, походки, действий, поведения, эмоциональных переживаний), и те, которые поддаются оценке исключительно путем собеседования (интервьюирования). К последним следует относить оценку памяти, ощущений и восприятия, мышления, сознания и самосознания, интеллекта и способностей.
В приведенном в тексте тезаурусе психолого-психиатрических терминов в качестве базовых используются термины, нашедшие отражение в толковых словарях русского языка (В. И. Даля, Д. Н. Ушакова, С. И. Ожегова), а также в Англо-русском словаре медицинских терминов Стедмана (М., 1997), Словаре медицинских терминов (в 3-х томах. М., 1982), толковых словарях психиатрических терминов, Психологическом словаре.