Я завершил свое первое терапевтическое образование в 1975 году. Это был курс по, как тогда называли, «клиент-центрированной терапии». Это обучение основывалось на следующих положениях: а) роль терапевта заключается в содействии развитию терапевтических отношений с клиентом, основанных на восприятии клиентом терапевта как сопереживающего, искреннего и уважительного, и б) развитие этих отношений требует времени. Идея о том, что продуктивная терапевтическая работа может быть проведена за одну сессию, и клиент осознает, что эта краткая встреча с терапевтом была полезна и ему не нужно возвращаться за дальнейшей помощью, в то время даже не рассматривалась. В каком-то смысле это вполне объяснимо. Первая статья с названием «Односессионная психотерапия» была опубликована только в 1975 году, как раз в год окончания моего обучения (Spoerl, 1975). С другой стороны, все мы, будучи на стажировке, сталкивались с клиентами, которые побывали только на одной сессии. На супервизии обычно говорилось, что нам не удалось заложить зерно терапевтических отношений и взрастить их, а это являлось нашей главной задачей. Другими словами, это была вина терапевта, что клиент пришел только один раз!
Спустя почти пятьдесят лет, несмотря на то что односессионная психотерапия уже давно рассматривается как одна из форм проведения терапии, ей по-прежнему практически не уделяется внимания в программах профессиональной подготовки. Терапевты, которых готовят в настоящее время, плохо подготовлены к работе с большим количеством клиентов, желающих получить быструю помощь от профессионалов, к которым они обращаются. Это одна из причин, по которой я решил написать эту книгу.
Во вводной главе я расскажу о некоторых важных вехах на пути развития односессионной терапии.
Хотя термину «односессионная терапия» уже около 50 лет (см. Spoerl, 1975), феномен оказания помощи человеку за одну встречу существует гораздо дольше. На самом деле есть два опубликованных случая, когда Зигмунд Фрейд, отец психоанализа (который вряд ли можно назвать кратким лечением!), помог человеку решить его проблему всего за одну встречу.
В 1893 году Фрейда, когда он был на отдыхе, попросили неофициально осмотреть Аурелию, 18-летнюю дочь трактирщика. Она жаловалась на удушье, сопровождавшееся видением страшного лица. Эти ощущения начались после того, как она увидела, как ее дядя[2] занимается сексом с горничной. Фрейд помог Аурелии проследить ее эмоции до того времени, когда «дядя» заигрывал с ней в сексуальном плане, а позже показывал, что сердится на нее. Тревожные симптомы Аурелии уменьшились после того, как Фрейд помог ей за один сеанс разобраться в своих чувствах (Freud & Breuer, 1895).
Густав Малер, знаменитый композитор, обратился к Зигмунду Фрейду с просьбой о встрече, хотя знал, что тот находится в отпуске. Когда они в конце концов встретились, Фрейд провел четырехчасовую «пешеходную консультацию» в голландском университетском городке Лейден 26 августа 1910 года. В своей работе, посвященной этой «терапии», Кюн (Kuehn, 1965: 358) отмечает, что «диагноз и утешения Фрейда, похоже, оказались очень полезными. По крайней мере, о проблеме больше ничего не было слышно в течение оставшихся восьми месяцев жизни Малера[3]».
Несмотря на этот опыт, Фрейд не перенес опыт успешных единичных сессий в свою терапевтическую практику в Вене. Если бы он это сделал, развитие психотерапии могло бы быть совершенно иным.
Одним из самых сильных моих впечатлений во время моего начального обучения психотерапии стал фильм «Глория» (Shostrom, 1965)[4]. В этом проекте клиентка по имени Глория проходит три тридцатиминутные сессии с тремя выдающимися психотерапевтами, основателями известных терапевтических подходов: Карлом Роджерсом (основателем клиент-центрированной терапии), Фрицем Перлзом (основателем гештальт-терапии) и Альбертом Эллисом (основателем рационально-эмотивно-поведенческой терапии, как ее теперь называют). Когда я впервые увидел фильм, мне и в голову не пришло, что все это примеры односессионной терапии (ОСТ), но это было именно так: снятые на пленку терапевтические демонстрации односессионных бесед, каждая из которых показывала, что человеку можно быстро помочь разными способами. Это стало одной из основ современной ОСТ. Не существует единого способа проведения односессионной терапии, а значит, терапевты, использующие широкий спектр различных терапевтических подходов, могут практиковать эту форму терапии.
Фильм «Глория» научил меня тому, что наблюдение за тем, как терапевт проводит сессию с клиентом, обсуждая реальные проблемы, а не разыгрывая ролевые сценарии, является жизненно важным для обучения. Поэтому каждый раз, когда я провожу тренинг или семинар, я делаю одну или две живые демонстрации с участниками, которые готовы обсудить со мной свою актуальную проблему. За этим следует блок вопросов и ответов, которые слушатели задают мне и моему клиенту о нашей работе.
Обычно в качестве важнейшего события в развитии ОСТ указывают публикацию книги Моше Тальмона (1990), и это действительно так. Однако не менее значимой является работа Бернарда Блума. Блум (1981) одним из первых предложил последовательный, целенаправленный подход к ОСТ. Его подход основывался на психодинамической терапии, а продолжительность сессий составляла от 60 до 80 минут (Bloom, 1992). Блум подчеркивал, что, как и в большинстве подходов ОСТ, которые появились позже, при необходимости клиенту будет предоставлено большее количество сессий.
В своей ранней публикации Блум (1981) выделил несколько терапевтических факторов, характеризующих его фокусированный подход к ОСТ. Вот они:
• определите основную проблему;
• не недооценивайте сильные стороны клиента;
• проявляйте благоразумную активность;
• сначала исследуйте и лишь затем представляйте предварительные интерпретации;
• поощряйте проявление эмоций клиентом;
• используйте интервью, чтобы запустить процесс решения проблемы;
• следите за временем;
• не будьте чрезмерно амбициозны;
• сведите к минимуму вопросы фактического характера;
• не будьте чрезмерно обеспокоены предстоящим событием;
• избегайте обходных путей;
• не переоценивайте самосознание клиента (то есть не игнорируйте констатацию очевидного).
В своей более поздней работе Блум (1992) добавил следующие принципы:
• помогайте мобилизовать социальную поддержку;
• обучайте, если пациенту не хватает информации;
• разрабатывайте план последующих действий.
Многие из принципов Блума присутствуют в более поздних работах других авторов по ОСТ (включая мою собственную), однако, на мой взгляд, его вклад не получил достаточного признания. Ссылки на его публикации в этой книге – это мой способ воздать должное ему и его работе.
В середине 1980-х годов Моше Тальмон, израильский психолог, оставил частную практику долгосрочной терапии у себя на родине и начал работать в государственной клинике психического здоровья Kaiser Permanente в городе Хейварде (Северная Калифорния). Через некоторое время он провел «аудит» своей работы и был потрясен, обнаружив, что 200 его пациентов посетили всего одну сессию, тогда как он думал, что они придут еще. Когда он спросил об этом своих североамериканских коллег, они подтвердили, что это обычное явление, что клиентуру нелегко привлечь к работе и что люди не очень на нее настроены. Такое объяснение не удовлетворило Тальмона, поэтому он связался со своими клиентами, чтобы выяснить причины их непосещения. Оказалось, что 78 % из них остались довольны своим единственным визитом, поскольку он помог им решить их проблемы, и сказали, что не нуждаются в дальнейшей помощи. Тальмон (1990) назвал это явление незапланированной односессионной терапией (ОСТ).
После этого Тальмон объединился с двумя коллегами из Kaiser Permanente – Майклом Хойтом и Робертом Розенбаумом. Они решили совместно исследовать влияние плановой односессионной терапии (ОСТ) на 60 клиентов, где они сами выступали в качестве терапевтов. Как мы уже видели, плановая ОСТ направлена на работу с клиентом, чтобы помочь ему достичь заявленных целей в ходе одной сессии, не упуская из вида при этом, что в случае необходимости можно получить дополнительную помощь. Из 60 клиентов, участвовавших в исследовании, 58,6 % сочли достаточной одну сессию (Hoyt, Rosenbaum, & Talmon, 1992).
Односессионная терапия может проводиться как по предварительной записи, так и без нее. Услуги, предоставляемые по предварительной записи, кратко описываются следующим образом: «Такая терапия позволяет клиентам встретиться со специалистом в удобное для них время. Нет никакой волокиты, нет листа ожидания и нет самого́ ожидания. Здесь не существует ни формальной оценки, ни формального диагностического процесса, только один час терапии, направленной на работу с заявленной клиентом проблемой» (Slive, McElheran, & Lawson, 2008: 6). Благодаря новаторским усилиям Арни Слайва и Монте Бобеле (2011) многие люди в США, Канаде и Австралии, в частности, обрели возможность получать немедленную психологическую помощь, когда они в ней нуждаются. Хотя эти услуги являются неотъемлемой частью односессионной терапии, я не буду говорить здесь об этой работе, поскольку она выходит за рамки моего опыта.
Благодаря работе психологов, о которых я упоминал во вводной главе, односессионная терапия развилась настолько, что теперь регулярно проводятся международные симпозиумы. Первый состоялся в Мельбурне (Австралия) в 2012 году (Hoyt & Talmon, 2014), второй – в Банфе (Канада) в 2016 году (Hoyt, Bobele, Young, & Talmon, 2018), третий – снова в Мельбурне в 2019 году (Hoyt, Young, & Rycroft, 2021). Следующий международный симпозиум должен пройти в Риме в ноябре 2023 года[5]. Выпущенные в рамках этих международных симпозиумов книги демонстрируют широкий спектр методик, которые появились в ОСТ за последние 35 лет.
Несмотря на то что разработок слишком много, чтобы их все здесь упоминать, я хотел бы остановиться на трех, которые считаю особенно значимыми. В этой связи я хотел бы отметить следующих авторов:
• Джессику Шлейдер и ее коллег из Университета Стоуни-Брук за разработку и исследование односессионных онлайн-интервенций для молодежи (например, Schleider, Dobias, Sung, & Mullarkey, 2020).
• Джеффа Янга, Пэма Райкрофта и их коллег из Бувери Центра Университета Ла Троба за их разработки ОСТ на основе семейной терапии, онлайн-тренинги по ОСТ и односессионный подход к супервизии (например, Rycroft & Young, 2021).
• Мартина Седерквиста и его коллег из Швеции за вклад в развитие односессионного консультирования супружеских пар (например, Söderquist, 2023).
В последнем разделе вводной главы я рассмотрю вопросы, с которыми приходится сталкиваться при принятии решения о том, как называть способ проведения терапии, которому посвящена эта книга. Я рассмотрю два основных названия, используемых в настоящее время: односессионная терапия (Single-Session Therapy) и однократная терапия (One-At-A-Time Therapy[6]), и выскажу свои сомнения. Затем я объясню, почему я предпочитаю этим двум названиям термин «терапия OnePlus (ОдинПлюс)».
Каждый раз, когда я провожу обучающий семинар по односессионной терапии, я подчеркиваю, что цель ОСТ – это совместная работа терапевта и клиента, направленная на то, чтобы помочь клиенту удовлетворить его заявленные потребности в ходе сессии, признавая при этом, что в случае необходимости он может получить дополнительную помощь. Однако люди продолжают думать, что сущность односессионной терапии заключается в том, что эта терапия длится только одну сессию. Иногда ее называют «одноразовой» терапией. Мне приходилось слышать утверждения, что в рамках ОСТ мы ограничиваем помощь, оказываемую людям, и предлагаем им только одну сессию, в то время как они хотят большего. Это решительно не так.
Однако сложность здесь заключается в том, что односессионная терапия действительно может длиться только одну сессию. Это происходит, когда клиент заранее заявляет, что это все, чего он хочет, и терапевт соглашается с этим. Однако односессионная терапия может относиться и к упомянутой выше ситуации, когда речь идет об одной сессии, но возможна дополнительная помощь в случае необходимости. Янг (Young, 2018) признает неточность термина «односессионная терапия», но выступает за его сохранение, поскольку он имеет «шоковую» ценность – пробуждает интерес и бросает вызов терапевтам, впервые столкнувшимся с таким способом ведения терапии. Я понимаю эту точку зрения, но, поскольку ясность является одним из главных принципов в этой области дискурса, я считаю, что у нас должно быть четкое и точное описание этого способа работы с людьми. Учитывая двусмысленность термина «односессионная терапия», я решил поискать другой, более однозначный описательный термин.
Майкл Хойт (2011) ввел термин «один за раз» для обозначения ОСT. Хойт, Бобель, Слайв, Янг и Тальмон (2018: 5) утверждают, что этот термин описывает ситуацию, когда «терапия включает в себя один контакт за раз, и этот контакт может быть единственным». Однако, например, в консультационных службах Великобритании термин «однократная терапия» (One-At-A-Time Therapy, OAATT) используется для описания ситуации, когда студенты могут записаться только на одну сессию за раз, а в некоторых службах введена так называемая преднамеренная пауза[7], так что студентам приходится ждать некоторое время, часто две недели, прежде чем они смогут записаться на следующую сессию. Такая практика существует и в других учреждениях, где клиентам сообщают, что с ними свяжутся через две недели (например) после единственной сессии и спросят, как у них дела и не нужна ли им дальнейшая помощь. Таким образом, однократная терапия исключает возможность того, что по окончании сеанса клиент может сразу записаться на следующий прием. Хотя с организационной точки зрения это и имеет смысл, но противоречит главному принципу такого способа работы с клиентами, при котором клиент сам принимает решение.
Итак, учитывая, что я с оговорками принимаю термины «односессионная терапия» и «однократная терапия», могу ли я что-то предложить вместо них? Я решил назвать способ проведения терапии, о котором идет речь в этой книге, терапией OnePlus. Я написал слово «Оne» («один») с большой буквы, поскольку оно указывает на то, что главная цель этого способа работы – помочь человеку получить то, за чем он пришел, к концу сессии. «Plus» («плюс») добавлен к слову «Оne» без пробела для того, чтобы показать, что по запросу клиенту может быть оказана дополнительная помощь и что это является неотъемлемой частью данного метода работы. В отличие от однократной терапии, терапия OnePlus не оговаривает время, когда человек может получить дополнительную помощь, если решит это сделать. Кроме того, он может получить доступ к любой форме терапии, предлагаемой учреждением или практикующим специалистом. Если клиент просит оказать ему помощь, не предусмотренную учреждением или специалистом, то ему выдается соответствующее направление, куда он мог бы обратиться.
Кроме того, учитывая двойственную природу такого способа работы («поможем вам за одну сессию / доступна дополнительная помощь»), термин «терапия OnePlus» не предполагает, что клиенту предлагается только одна сессия, что, по мнению многих, подразумевается под термином «односессионная терапия». Поэтому в дальнейшем в книге я буду использовать термин «терапия OnePlus», которому я даю такое определение:
Терапия OnePlus – это целенаправленная форма проведения терапии, при которой терапевт и клиент договариваются о проведении терапевтической сессии и совместной работе, направленной на то, чтобы помочь клиенту достичь желаемого в ходе этой сессии при понимании того, что по запросу клиенту может быть оказана дальнейшая дополнительная помощь.
В первой части этой книги я расскажу о том, что нужно делать, чтобы подготовиться к работе в качестве терапевта OnePlus.