Введение

В конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. в Российской Федерации сформировались предпосылки для становления и развития профессиональной социальной работы. В большинстве стран социальная работа как самостоятельная профессия сложилась уже в начале прошлого века и достигла к его концу больших успехов. Ее развитие шло от практики к теории, от возникновения феноменов социальной помощи и поддержки – к попытке их осмыслить и объяснить.

Сегодня социальная работа как вид деятельности в сфере профессий типа «человек – человек» остается объективно необходимой для общества, т. к. посредством этой деятельности устанавливаются приемлемые отношения между личностью и социальной системой. Удовлетворяя потребность в социальной защите прежде всего социально уязвимых слоев населения, социальная работа призвана обеспечить оптимальное сочетание общественных и личных интересов, поскольку улучшение функционирования членов общества и совершенствование самого социума неразрывно связаны. Одновременно общество посредством социальной работы создает условия для активного участия человека в оптимизации собственной жизни, в осознании ее смысла, поэтому уровень развития социальной работы отражает степень цивилизованности общества.

Повышение внимания к социальной работе в мире в настоящее время вызывается обострением глобальных проблем человечества в экологической, демографической, коммуникативной и других сферах, обусловливающих противоречия социального развития. Среди этих проблем следует указать на отсутствие социальной и культурной безопасности, политическую нестабильность, обесценивание человеческой жизни, высокие темпы роста социального неравенства и пр.

В данных условиях социальная работа решает задачи, связанные с адаптацией общества и личности к социальным изменениям. При этом макросоциальные предпосылки развития социальной работы, связанные с глобализацией социума, дополняются микросоциальными.

В России специалисты называют факторами, способствующими выходу социальной работы на профессиональный уровень, с одной стороны, наличие разнообразных теоретических и практических моделей социальной защиты в советский период, которые нуждались в юридическом оформлении. С другой стороны, это обострение кризисных явлений в экономике и значительное ухудшение социального здоровья общества в эпоху политических и социальных реформ 80–90-х гг. XX в., что потребовало объединения усилий государства и общества в направлении позитивной социализации личности (Бочарова В. Г. 2000. С. 4–5; Панов А. М. 1997. С. 3–4).

Понятие «социальная работа» включает в себя несколько составляющих. С позиции статуса и квалификации субъектов деятельности в ней выделяют профессиональную и непрофессиональную социальную работу. С точки зрения содержания самой деятельности социальная работа рассматривается как вид научного знания, сфера практической деятельности и учебная дисциплина. В области профессиональной социальной работы особо выделяют также деятельность руководителей, специалистов и социальных работников.

В марте – апреле 1991 г. профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована в государственных документах, а в сентябре того же года в 20 вузах России началось обучение социальной работе, формирование системы высшего и среднего специального образования по данному направлению и специальности. Кадровое оформление социальной работы свидетельствовало о превращении социальной работы как вида практической деятельности в институт российского общества. В настоящее время более 140 учебных заведений страны ведут подготовку бакалавров и специалистов по социальной работе.

Говоря о теоретическом анализе практики социальной работы в России, следует заметить, что первоначальное накопление научных знаний в этой области включало в себя осмысление ведущих тенденций теоретической мысли зарубежных авторов, прежде всего, европейских государств и США. Однако постепенно начала формироваться российская школа теории социальной работы, анализирующая отечественный опыт социальной практики и опирающаяся на собственные научные традиции и инновации. Появились российские учебники, монографии, диссертационные исследования, начали издаваться специализированные журналы. Социальная работа стала рассматриваться как наука, интегрирующая фундаментальные положения социального и гуманитарного знания, но имеющая свою методологию, объект и предмет изучения.

За 20 с лишним лет в России сложился опыт практической деятельности в сфере социальной работы, предопределивший организационно-управленческие, экономические, технические, социально-психологические факторы ее дальнейшего развития. Появились новые формы деятельности и типы учреждений, направленные на совершенствование системы социальной защиты населения. Между тем становление социальной работы в России выявило существенное противоречие. Оно заключено, с одной стороны, в стремлении исследователей составить целостное представление о современных тенденциях оптимизации социальной работы и внедрить научные знания в практику, а с другой стороны – в отсутствии у государства последовательной политики и ресурсных возможностей для развития социальной работы на современном уровне, что снижает мотивацию к продуктивной деятельности у ее субъектов. В результате теория социальной работы продолжает оставаться в стадии научной идентификации, соответственно, эвристическое обеспечение практики социальной работы не дает нужного импульса для развития системы социальной защиты и социальной политики в целом.

Рассмотренные выше проблемы заставляют заинтересованных в результативности своего труда ученых и преподавателей предпринимать новые попытки создания научных и учебно-методических текстов, раскрывающих их взгляды на концептуальные основы социальной работы.

Предлагаемое учебное пособие имеет целью помочь студентам, в первую очередь направления 39.03.02 / 040400.62 «Социальная работа», овладеть знаниями в области одной из базовых дисциплин профессионального цикла – теории социальной работы. Изучение данной дисциплины, согласно компетентностному подходу, предусматривает формирование у студента способности выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере структурной и комплексно ориентированной социальной работы; готовности к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих специфику социокультурного развития общества. Студент должен знать формы и методы социальной работы; предмет, объект, основные категории и закономерности теории социальной работы; иметь представление о проблемах научной идентификации социальной работы, ее парадигмах, направлениях развития ее теории и практики в XXI в.; проблемах эффективности в социальной работе.

Учебное пособие состоит из семи глав, в которых последовательно излагаются содержание и категориальный аппарат теории социальной работы, анализируются ее важнейшие концепции. Индуктивный метод изложения материала в учебном пособии (от частного к общему) позволяет, отталкиваясь от простых для восприятия понятий, перейти к более сложным категориям и обобщениям. В результате овладения новыми знаниями в ходе работы с учебным пособием студенты приобретают навыки абстрактного мышления, учатся строить гипотезы и пр.

Постепенно, от рассмотрения вопросов, связанных с содержанием практики социальной работы, взаимодействий в ее пространстве и основных понятий, на которые опирается исследователь в области социальной работы, автор переходит к анализу методологических оснований, предмета и объекта теории социальной работы. Особое внимание при этом уделяется месту и роли в формировании теории социальной работы социологических концепций социального действия и социальных изменений. Изложение основ теории социальной работы завершается освещением тенденций развития профессиональной подготовки в области данного вида деятельности.

Рассматриваемый в учебном пособии материал строится на современной научной и учебной литературе и актуальной правовой основе. В каждой главе пособия содержатся проблемные и контрольные задания и вопросы, активизирующие самостоятельную работу студентов. Учебное пособие также включает типовые вопросы для итогового контроля, тематику рефератов по данной учебной дисциплине, библиографический список и словарь основных терминов, облегчающий усвоение теоретического материала.

Загрузка...