Часть 1. Теория психоучастия

Предисловие

Споры о происхождении и развитии психики не прекращаются и по сей день. Это обусловлено тем, что проблема происхождения и развития психики является не только одной из самых сложных в научном познании, но и основополагающей. Сегодня ещё нет однозначного ответа на этот вопрос. Я предпринял попытку по-новому взглянуть на структуру психики человека. В теоретической психологии наступил переломный момент: появилась новая парадигма, парадигмы программирования природой, которая даёт ответы на нерешённые вопросы и на порядок вернее описывает реальность, чем существующие теории личности. Новый подход буквально открывает психологам глаза на, казалось бы, изученную структуру психики человека. Я ввёл новый язык психологии, необходимый для описания феноменологической картины психической реальности. Впервые в мире проведена «перепись» участников внутреннего мира человека. Результаты, полученные мной, способны революционизировать не только «высокую науку», но и повседневную жизнь. После 40 тысяч лет молчания природа, сотворившая и трансформировавшая внутренний мир человека, «заговорила». Она «объяснила» свой замысел по созданию современного внутреннего мира человека, «открыла» свои тайны, «предложила» человеку грамотно использовать плодотворные связи между участниками внутреннего мира. На сегодняшний день главной проблемой психологии является выявление структуры внутреннего мира человека. Тот факт, что эта проблема не решена, есть отражение реальной сложности проблемы. Чем глубже мы проникаем в проблему, тем с большими трудностями сталкиваемся. Обращение к структуре внутреннего мира человека является ключевым моментом в понимании самого человека. Задача психологии заключается, прежде всего, в раскрытии закономерностей создания и развития системы внутреннего мира. Полученные знания о системе внутреннего мира можно будет использовать в практических целях. Теорию психоучастия можно рассматривать как энциклопедический словарь внутреннего мира. Я предложил принципиально иной подход к решению психологических и социально-психологических проблем, стоящих перед каждым человеком. Концепция психоучастия станет плодотворной, принесёт благо для человека.

Инженер Ефим Рейтблат

Глава 1.Сложившиеся научные представления о структуре психики оказались ошибочными

1. Психодинамический подход

Структура психики включает сознание, предсознание и подсознание.


Опровержение

По Фрейду психика имеет трёхслойную структуру: сознание, предсознание и подсознание. А чем эмоции и чувства хуже сознания? Почему Фрейд не включил их в структуру? Почему Фрейд включил в структуру психики предсознание и подсознание и не включил память и восприятие? А они тоже входят в психику, и не менее важны для человека. Фрейд в свою структуру психического не включил ни воображение, ни внимание, ни надежду, ни веру, ни интуицию, ни совесть, ни самолюбие, ни внушение. И как после этого можно принять его трёхслойную модель? Такое определение является призраком структуры психики, умозрительной схемой, которая не имеет ничего общего со структурой психики. Определение (дефиниция) – логическая операция, раскрывающая содержание понятия. В определении структуры психики была допущена логическая ошибка слишком узкое определение. Определение должно быть соразмерным, но не слишком узким. В представленном определении объём определяемого понятия шире, чем объём определяющего (Dfd> Dfn). С точки зрения логики ошибка заключается в том, что структура психики не исчерпывает объёма понятий сознание, предсознание и подсознание. Определение должно быть ясным. Фрейд нарушил и это правило. Нет чётких, однозначных определений предсознания и подсознания.

Известно, что Рон Хаббард ввёл термин «реактивный ум», а по сути дела это бессознательное. Аналогичную операцию проделал Фрейд. Во времена Фрейда было известно понятие бессознательного. Фрейд решил дать этому понятию другие термины предсознания и подсознания. Тем самым он внёс путаницу в умы психологов. Фрейда подвела эрудиция. Сознание и бессознательное появилось 40 тысяч лет назад. А психика была и 100 тысяч лет назад, сознания в ней ещё не было. Извините, товарищ Фрейд, ваша структура психики попала пальцем в небо. Увы, Фрейду не удалось проникнуть в истинную структуру психики.

Таким образом, определение «Структура психики включает сознание, предсознание и подсознание» является ложным определением.


2. Когнитивизм

Структура психики включает принимающую систему, систему переработки, систему управления, систему исполнения, систему обратной связи.


Опровержение

Когнитивизм рассматривает психику как особое устройство по приёму и преобразованию сигналов, несущих информацию. Это модель психики. Приведенное определение структуры психики не может быть признано истинным по причине того, что оно основано на аналогии с моделью. Аналогия, да ещё вдобавок не строгая не даёт основания для получения истинного умозаключения. Земля подобна мячику, но структура Земли не тождественна структуре мячика. Допущена логическая ошибка недоказанного основания. В качестве посылки используется недоказанное суждение (психика – это особое устройство по приёму и преобразованию сигналов, несущих информацию). В силу чего недоказанным является и определение структуры психики.

Допущена логическая ошибка индукции – поспешное обобщение, полученное в результате произвольного перечисления систем. Данное определение структуры психики не может быть признано истинным ещё и по причине поспешности. Вполне логичным допустить, что в психике есть ещё и другие системы: система настройки, система мониторинга, система распознавания, регулятивная система и др.

Допущена ещё одна логическая ошибка ignoratio elenchi – подмена тезиса. Данное определение – это не что иное, как определение содержания психики, а – не структуры. Структура – это внутреннее устройство, пространственное строение чего-либо. Структура характеризуется внутренним устройством, тогда как содержание – внутренним состоянием. Механизм совершения ошибки следующий. Вначале умозаключающий выдвигает гипотезу определения структуры психики, затем усматривает в этом определении признак «внутреннее». Следующим шагом он бессознательно, некритически подменяет признак «внутренне состояние объекта», характерный для категории «содержание, признаком «внутреннее устройство», характерным для категории «структура психики». И в завершение умозаключающий осознанно делает ложный вывод о том, что «структура психики включает принимающую систему, систему переработки, систему управления, систему исполнения, систему обратной связи».

Предложенная структура психики является умозрительной схемой, является ложным определением.


3. Трёхчленная структура психики

Психика имеет следующую структуру: психические процессы, психические состояние, психические свойства.

В литературе можно встретить вариант – четырёхчленная структура психики, куда включены психические новообразования.


Опровержение

Касаясь представлений о трёхчленной структуре психики, мы должны признать, что над нами довлеет психическая инерция. На протяжении нескольких десятков лет существуют ошибочные представления о структуре психики. Принятая психологами структура психики, представляет собой классификацию. Классификация всегда устанавливает определённый порядок. Она разбивает рассматриваемую область объектов на группы, чтобы упорядочить эту область и сделать её хорошо обозримой. Но принятая психологами структура психики не только не намечает определённой системы, но, напротив, разрушает представления о совместимости между этими группами. В сущности, эта классификация нарушает требования, которые предъявляются к разделению какого-то множества элементов на составляющие его группы. Вместо системы она вносит несогласованность и беспорядок. При создании классификации был нарушен принцип соразмерности. Соразмерность объектов, входящих в систему, должна быть одной и той же. Процессы, состояния и свойства не являются соразмерными.

Принятая психологами классификация психических элементов не отвечает требованию, предъявляемому к делению. Невозможным являются не отдельные группы: психические процессы, психические состояние, психические свойства, а как раз соединение их в один ряд. В качестве аналогии возьмём физическую классификацию: физические процессы, физические состояния, физические свойства.

Физические процессы: кипение, электролиз, броуновское движение, дифракция света. Физические состояния: твёрдое, жидкое, газообразное, плазма.

Физические свойства: упругость, блеск, вязкость, сыпучесть, калорийность. Если такую классификацию предложить физикам, то они будут долго смеяться и благодарить вас за доставленное удовольствие.

В качестве аналогии возьмём химическую классификацию: химические процессы, химические состояния, химические свойства.

Химические процессы: полимеризация, крекинг, катализ, пиролиз.

Химические состояния: ионное, ковалентное, полярное.

Химические свойства: окислительные, восстановительные, амфотерность. Если такую классификацию предложить химикам, то они будут долго хохотать и ласково называть вас «душечкой-лжеучёным».

Классификация преследует цель объяснения структуры психики, и выбор основания классификации диктуется как раз этой целью. При создании классификации был нарушен принцип выбора основания. В качестве основания был выбран несущественный признак. Требованием классификации является также выбор единственного и неизменного основания. Принятая психологами классификация вообще не придерживается никакого твёрдого основания. Налицо два основания: явления, происходящие с объектами психики (для групп состояний и свойств). Группа объектов психики (психические процессы) была выделена на основе собственного своеобразного признака, безотносительно к тому, по какому признаку были обособлены две другие группы (психические состояния и психические свойства). Связь между группами оказалась почти полностью разрушенной, никакой координации и субординации между ними установить невозможно. Поверхностное проникновение психологов в суть дела, недостаточная их проницательность привели к созданию негодной классификации. Психологам не удалось выделить реалистичный и одновременно универсальный классификационный принцип, найти ясное основание распределения на группы психических элементов. Не удалось выявить существенный признак, который бы служил бы основанием для классификации. Непонимание психологами сути происходящих процессов в психике привело к ошибочным представлениям о структуре психики. Принятая психологами структура психики: психические процессы, психические состояние, психические свойства является центральной психологической догмой.


Выводы

Сложившиеся научные представления о структуре психики являются ошибочными.

Представленные определения структуры психики являются ложными определениями.

Понятие «структура психики» осталось без определения.

Глава 2. Постановка проблемы

Согласно сложившимся научным представлениям внутренний мир человека является внутренним (личным, жизненным, психологическим, личностным) пространством, в котором содержатся компоненты (сферы, элементы, части). Так ли это на самом деле? Для лучшего понимания устройства внутреннего мира воспользуемся аналогией. Уподобим внутренний мир дорожному движению. Подобно участникам дорожного движения во внутреннем мире есть участники внутреннего мира. Внутренний мир человека не безжизненная груда кирпича или камней. В нём действуют участники. Я имею право ввести понятие «участник внутреннего мира» и подкреплю своё мнение доводами. Как и любой другой участник, участник внутреннего мира характеризуется результатами (сильное мышление, слабое мышление). Как и любой другой участник, участник внутреннего мира характеризуется отношениями и связями с другими участниками внутреннего мира (внимание – память). Как и любой другой участник, участник внутреннего мира проявляет активность (ощущения, чувства). Как и любой другой участник, участник внутреннего мира выполняет свою специфическую функцию (воображение, воля). Участвовать, значит быть задействованным в чём-то. Участник внутреннего мира задействован во внутренней, психической работе.

Что можно сказать об участниках внутреннего мира? Природа возложила на участников внутреннего мира большую ответственность. Около трёх десятков красавцев-участников входят во внутренний мир человека. Их участие во внутреннем мире является дополняемым (внимание дополняет память). Участники внутреннего мира находятся в отношениях субординации (мышление главнее веры). Каждый участник внутреннего мира вносит свой вклад в реагирование и в поведение человека. Люди часто жалуются на одного из участников внутреннего мира, на память. Участники внутреннего мира отличаются между собой своим предназначением. Эмоции и чувства – непременные участники всех сцен внутреннего мира. А кто не знает участников внутреннего мира, задействованных в спортивном соревновании: желания, воли, внимания? Участники внутреннего мира непосредственно вовлечены в реализацию жизнедеятельности человека. Совершенствование участников внутреннего мира происходит путём тренинга.

В литературе есть лишь одно исследование, посвящённое понятия участия «Поступок и личность» [1]. Автор пишет: «У этого понятия есть своё расхожее значение, и оно в особенности известно и распространено. Но есть у него ещё и философское значение. В расхожем значении uczestnictwo – это более или менее то же, что udział [участие, удел, доля]. Мы говорим, например, что кто-то был участником собрания – принимал в нём своё участие. Мы констатируем факт предельно обобщённо и как бы статистически, не затрагивая основ этого участия, зато философское значение «участия» заставляет нас эти основы искать. В этом значении термин « участие» и соответствующее ему латинское participatio имеют большую и богатую историю – как в языке философов, так и теологов. В данном исследовании мы, как это, очевидно, следуем за философским значением термина «участие», ибо для нас речь идёт не только о внешнем утверждении факта – участии конкретного человека в каком-либо «действии вместе с другими», – нет, не о том лишь, чтобы постичь самые основы этого участия. Речь идёт именно о том, чтобы постичь те основы, которые заключены в личности. Под «участием» мы подразумеваем то, что соответствует трансценденции личности в поступке тогда, когда этот поступок является совершаемым « вместе с другими», в разного рода общественных и межчеловеческих связях».

Недостаток данного исследования состоит в том, что автор ограничил явление участия, протекаемого во внутреннем мире, личностью. Другой недостаток состоит в том, что автор не смог проникнуть в сущность явления участия, протекаемого во внутреннем мире человека. Самое удивительное, что исследование описано научной терминологией. Самым необычным является персона исследователя. Дорогой читатель, отгадайте, кто является автором исследования «Поступок и личность»? Психолог? Нет, ни психолог. Философ? Нет, ни философ. Социолог? Нет, ни социолог. Химик? Нет, не химик. Автором исследования является Папа Римский Иоанн Павел II, Кароль Войтыла.

Любая рассматриваемая реальность содержит совокупность объектов, связанных друг с другом. Какую бы область мы не взяли (химию, физику, финансы, фауну, флору, общество), наука перечислила и описала объекты, входящие в неё. Величайшее упущение психологии состоит в том, что она не акцентировала внимание на участниках внутреннего мира. Увы, до сих пор психология не составила перечень участников внутреннего мира. Остаётся недоумевать, почему за две тысячи лет никто так и не провел «перепись населения» внутреннего мира. А, впрочем, ответ итак ясен: самые сложные явления в известной нам Вселенной – это явления, протекающие в психике.

Вот глубокие вопросы, поставленные природой, на которые до сих пор нет ответа. Были ли во внутреннем мире человека вера, интуиция, надежда, воображение, фантазия, воля, память, внимание, потребности, совесть, самолюбие, внушение, характер, личность всегда? Если нет, то когда они возникли? Какой списочный состав участников внутреннего мира человека? Какова иерархия участников внутреннего мира? В каких случаях участники внутреннего мира приносят пользу индивиду, а в каких – вред? Как управлять участниками внутреннего мира? Какие составы участников внутреннего мира нужно подбирать в тех или иных ситуациях, для решения тех или иных проблем?

Вершиной созидания природы стал гармоничный внутренний мир человека. Глубокая (трансцендентная) структура внутреннего мира мирозданческого порядка является наиболее значимой для человека и находит выражение в поведении человека и в его реагировании.

Согласно замыслу природы участники внутреннего мира предназначены для нормального функционирования человека в окружающем мире и для установления взаимовыгодных межличностных отношений. Приходится констатировать тот факт, что замысел природы у значительной части человечества так и не воплощается в жизнь. Люди так и не овладели искусством целесообразного использования участников своего внутреннего мира. Человек «выпал из гнезда». Он так и не научился управлять участниками своего внутреннего мира. Внутренний мир людей неоднороден. Чем глубже мы заглядываем в себя, тем яснее мы представляем внутренний мир других. Чтобы понять человека надо проникнуть во внутренний мир и снять с него маскирующую оболочку. А это нелегко. Другая трудность состоит в том, чтобы превратить участников внутреннего мира в помощников. Практическая психология накопила множество знаний об участниках внутреннего мира. Но эти знания рассеяны по множествам книг. Человеку важно получить квинтэссенцию этих психологических знаний. Участники внутреннего мира при грамотном применении приносят пользу индивиду, а при неграмотном – вред. Кто-то ругает свой внутренний мир, кто-то его винит, кто-то доволен им, кто-то недоволен им, кто-то предъявляет ему претензии. В идеале было бы замечательно, если бы индивид научился управлять участниками своего внутреннего мира. Теория психоучастия подсказывает, в каких случаях участник внутреннего мира приносит индивиду пользу, а в каких – вред, в каких случаях он является другом, помощником, а в каких – врагом, вредителем. И только от нас самих зависит, кого мы «увидим внутри себя»: друга или врага.

Загрузка...