Введение

Одной из самых актуальных проблем современной науки является объяснение интеллекта и познания. В поисках решения этой проблемы предложено огромное количество самых разнообразных теорий. Наиболее известные теории описаны, в частности, в следующих изданиях: (Аристотель, 1975—1983), (Хилл, 1965), (Декарт, 1989), (Юм, 1995), (Кант, 1994), (Мах, 2003), (Рассел, 1997, 2001), (Зотов, 2005), (Поупкин, Стролл, 1998), («Аналитическая философия», 2004).

Но ни одна из известных теорий, претендующих на объяснение познания, не смогла решить поставленную задачу. То есть, ни одна из предложенных теорий не способна объяснить факты, связанные с познанием, и не способна предсказывать новые факты. В частности, ни одна из теорий не способна объяснить процесс познания, веру, мышление, законы логики, целенаправленную деятельность, интеллект, интуицию, восприятие, понимание, воображение, воспоминания, феномены «зеркальных нейронов» и младенческой амнезии. Ни одна из теорий не способна объяснить, что такое знание, почему возможны интеллект и познание, как разум (интеллект) связан с мозгом, как интеллект соотносится с материей и реальностью, что такое истинное знание и как отличить истинное знание от ложного. Нерешённые проблемы теории познания можно перечислять очень долго.

Одной из основных причин, которые препятствовали указанным теориям в достижении поставленных целей, является нарушение правил логики при создании этих теорий. В частности, практически все теории, претендующие на объяснение познания, нарушают основное требование логики, состоящее в том, что любое описание и объяснение фактов строится на основе правильно построенных явных и ясных определений понятий, обозначающих свойства описываемой предметной области, а также на указании связей между этими понятиями.

Определение понятия является логически правильным и ясным, если оно точно описывает объём понятия, то есть область реальности, обозначаемую данным понятием. Логически правильное определение обеспечивает возможность для любого проявления реальности сделать однозначный вывод – обозначается это проявление реальности данным понятием или нет. Другими словами, входит ли данное проявление реальности в состав объёма данного понятия.

Очевидно, что теория, претендующая на описание и объяснение познания реальности, прежде всего должна дать определение предмету своего исследования, то есть, реальности, знанию и познанию.

Ни одна из известных теорий познания не даёт определений понятий «реальность» и «знание», которые были бы достаточно ясными и строгими для возможности построения правильных дедуктивных умозаключений. Понятие «реальность» практически всегда используется без какого-либо явного определения, а понятие «знание» если имеет какое-нибудь определение, то через понятия, которые сами не имеют ясных определений. Например, понятие «знание» часто определяют через понятия: «результат познания», «адекватный образ реальности», «сведения», «информация», «обоснованное истинное убеждение» («justified true belief») и другие подобные понятия, которые в этих теориях сами не имеют ясных, логически правильных определений.

Существующие теории познания также не имеют логически правильных определений для таких важнейших понятий, как «свойство», «признак», «отношение», «связь», «объект реальности», «явление реальности», «существование», «ощущение», «восприятие», «представление», «познание», «понимание», «информация», «соответствие», «интуиция», «сущность» и многих других понятий, связанных с познанием.

Таким образом, вследствие нарушения основных правил логики, существующие теории познания в принципе не способны что-либо объяснить. Ведь сам термин «объяснить» означает «представить в виде результата правильного дедуктивного вывода (следствия) из основных понятий и аксиом теории и известных фактов».

Если определения понятий и принципы теории не обеспечивают возможности построения правильных логических умозаключений, тем самым исключается возможность описания и объяснения фактов, создания гипотез и построения следствий, предсказывающих новые факты, которые могут быть проверены новыми наблюдениями и экспериментами. То есть, исключается возможность применения Научного Метода познания, а также исключается возможность проверки истинности данной теории.

Существующие теории, которые декларируют изучение познания, при внимательном изучении, обычно оказываются совокупностью плохо определённых понятий и туманных рассуждений. Поэтому, с точки зрения логики, большинство утверждений таких теорий являются бессмысленными. То есть, они ничего не обозначают в реальности и не имеют никакого соответствия с реальностью. В частности, если теория не имеет ясных определений понятий «реальность», «знание» и «истина», то её утверждения о возможности или невозможности познания реальности, об истинности или ложности конкретного знания не имеют смысла.

Мы не будем здесь рассматривать конкретные примеры таких теорий, поскольку указанные недостатки присущи всем известным существующим теориям познания. Читатель может взять любую известную теорию познания и легко обнаружит в ней эти недостатки. В таких теориях отсутствует сам предмет обсуждения – явные определения используемых понятий. А отсутствие явных определений понятий «реальность» и «знание» делает бессмысленными все остальные теоретические построения.

Другой простой способ убедиться в справедливости утверждений, высказанных выше – посмотреть статьи о понятиях, связанных с познанием, любого философского словаря.

Поскольку соблюдение правил логики является обязательным требованием Научного Метода познания, можно утверждать, что в настоящее время нет теории, которая описывала бы интеллект и познание в соответствии с Научным Методом. То есть, в настоящее время не существует научной теории познания реальности.

Целью настоящей работы является описание системы понятий Теории относительности познания (Киселёв, 2019) – новой теории, которая описывает и объясняет интеллект и познание в соответствии с Научным Методом, то есть, путём построения системы понятий и принципов, позволяющих описать и объяснить факты, связанные с познанием, а также позволяющих предсказывать новые, ранее неизвестные факты, которые подтверждались бы новыми наблюдениями.

Теория относительности познания (ТОП) предлагает решения указанных выше проблем, а также многих других актуальных проблем науки, философии и практической деятельности людей.

В частности, эта теория объясняет интеллект и целенаправленную деятельность, законы логики, ощущения, восприятие, понимание, познание, мышление, представление, воображение, интуицию, сознание, подсознание, знание, понятийное знание, веру, религиозную веру, обучение и воспитание, зеркальные нейроны, младенческую амнезию, зомбирование, управление сознанием и многие другие факты психической деятельности людей и животных. Теория даёт критерии истинности и научности знания, описывает структуру понятийного знания, даёт определение строгости для понятий, определений и научных теорий.

Теория решает проблему соотношения между сознанием и материей, между сознанием и телом человека, проблему соотношения между знанием, верой и религиозной верой, проблему свободы воли и свободы выбора. Теория решает проблему внутренних и внешних отношений, проблему реального существования свойств и отношений, а также проблему существования абстрактных объектов.

Способность научной теории объяснять факты, которые не были использованы при создании её системы основных понятий, является доказательством истинности этой теории в области реальности, к которой относятся объяснённые факты. То есть, объяснённые факты обозначают область применимости теории.

Теория относительности познания объясняет огромное количество фактов, которые не были использованы при создании её системы понятий. Такими фактами являются, в частности, интуиция, понимание, зеркальные нейроны, младенческая амнезия, закономерности процессов обучения и воспитания, управление сознанием и зомбирование, а также само существование законов логики. Таким образом, Теория относительности познания является подтверждённой (истинной) теорией практически для всей области реальности, где существуют и используются целенаправленные системы, интеллект и познание.

Теория относительности познания создаёт возможность разработки научно-обоснованных методов обучения и воспитания, управления людьми и организациями, а также методов обеспечения взаимопонимания между людьми. Теория может быть использована в любой области деятельности, где используется интеллект и целенаправленные системы – от повседневной деятельности людей до высоких технологий и медицины.

Ключом к созданию Теории относительности познания и решению многочисленных проблем стало правильное описание соотношения между субъектом познания и реальностью, в частности, открытие факта относительности познания.

Термин «относительность познания» означает, что знание конкретного человека о реальности зависит от физических свойств самого человека. Основная идея этой теории выражена в Принципе относительности познания:

Каждый конкретный человек в каждый конкретный момент времени обладает уникальным разделением единой объективной реальности на отдельные объекты.

Другими словами, реальность не является совокупностью вещей (предметов, сущностей), которые одинаковы для всех субъектов познания (наблюдателей) и не зависят от их сознания. Вся реальность действительно является единой для всех субъектов познания, но деление единой реальности на отдельные объекты зависит от физического устройства конкретного субъекта познания, в частности, от устройства его органов чувств. А физическое устройство субъекта познания зависит от его наследственности и от жизненного опыта.

Конкретный человек способен распознавать (выделять) в объективной реальности только те её части, которые позволяют ему его физическое устройство и жизненный опыт. Те части реальности, которые человек способен распознать, он воспринимает как объекты реальности. Поскольку физическое устройство человека постоянно изменяется, то и деление единой реальности на отдельные объекты уникально для каждого конкретного человека в каждый конкретный момент времени.

Тем не менее, человек способен создавать объективное знание реальности. Хотя любое знание субъективно по форме, но истинное знание имеет объективное соответствие с реальностью и может быть использовано в качестве образа реальности для достижения людьми своих целей. Познание реальности необходимо для выживания любого живого организма.

Интеллектом, то есть способностью к познанию реальности и к целенаправленной деятельности, обладает любой живой организм.

Теория относительности познания устраняет основной источник противоречий в существующих теориях познания – ошибочное представление о существовании объектов, не зависящих от сознания субъекта познания. Тем самым устраняются многие противоречия между эмпиризмом, рационализмом, субъективизмом, материализмом, релятивизмом, конструктивизмом, прагматизмом и многими другими течениями философии.

Идея относительности познания не является новой в философии. Одним из первых её выразил древнегреческий философ Протагор в своей знаменитой формуле «Человек есть мера всех вещей». Эта идея присутствует также в учениях Беркли и Канта. О зависимости знания реальности от наблюдателя говорили многие другие философы и учёные, в частности, Пуанкаре, Эйнштейн, Бор, Гейзенберг, Борн, Фок.

В точных науках проявлениями этой идеи являются принцип относительности к системе отсчета, принцип дополнительности и принцип относительности к средствам наблюдения.

Принципы относительности Галилея и Эйнштейна показали, что описание движения материальных тел зависит от выбранной системы отсчёта, то есть, от положения в пространстве, которое занимает наблюдатель.

Принцип дополнительности Бора и принцип относительности к средствам наблюдения Фока показали, что описание явлений природы зависит от выбранных средств наблюдения, в частности, от физических приборов.

Принцип относительности познания является дальнейшим развитием этой идеи. Он показывает, что даже само деление реальности на объекты зависит от физических свойств наблюдателя.

В этой работе описана система основных понятий и принципов Теории относительности познания, а также её основные следствия. Описаны основные идеи ТОП, сформулирован принцип относительности познания, объяснены законы логики. Даны строгие определения понятиям «реальность», «существование», «знание», «истина», «объект реальности», «свойство», «отношение», «порядок», «информация», «интеллект», «целенаправленность» и некоторым другим. Объяснены явления «зеркальных нейронов» и младенческой амнезии. Описано устройство понятийного знания. Объяснены понимание, интуиция и неосознаваемые знания. Описана проблема обеспечения строгости понятий, определений и научных теорий.

Загрузка...