Теория организации имеет в своей основе значительный базис, позволяющий успешно разрешать противоречия в деятельности деловых организаций. Одной их известных теорий является теория институтов и институциональных изменений (конец 1980-х гг.). Ее основоположником стал Дуглас Норт.
Содержание теории институтов и институциональных изменений. Считается, что рынок представляет собой сложное и неоднозначное явление. Рынок – это структура, охватывающая различные институты: законы, правила игры и различные кодексы поведения, типы отношений и взаимосвязей. По Норту, институты представляют собой набор правил, процедур, соответствий, моральное и этическое поведение отдельных индивидуумов в интересах максимизации конечного результата. Другими словами, институты – это созданные людьми формальные (законы, конституции) и неформальные ограничения (договоры и добровольно принятые кодексы поведения) в совокупности с факторами принуждения, структурирующими их взаимодействие. Совокупность институтов создает побудительную структуру всего общества и экономики. По мнению Норта, организационные факторы оказывают большее воздействие, чем технические, т. к. ведут к изменению институтов, которые, в свою очередь, влияют на развитие экономики. Система технических изменений считается недостаточной. Они являются составляющей процесса роста, но сами по себе не могут его объяснить. Секретом экономического роста является эффективная организационная система экономики. Заметные институциональные изменения протекают медленно, поскольку институты являются результатом длительных исторических перемен, формирующих индивидуальное поведение. Отсутствие возможности заключения контрактов и вступления в другие обязывающие институциональные отношения является основной причиной экономической стагнации.
Выводы из теории институциональных отношений.
1. Законы общества могут быть изменены в течение короткого времени. Однако неформальные нормы меняются медленнее. Подобные нормы формируют легитимную основу для действия законов, а революционные изменения последних часто приводят к результатам, которые отличаются от ожидаемых. Те страны, которые принимают законы, предназначенные для других экономических условий, для иных неформальных норм и побудительных факторов, получают не то направление развития, которое имеют государства, использующие эти законы.
2. Государственное устройство во многом определяет функционирование экономики. Оно создает экономические законы, формирующие и обеспечивающим эффективные права собственности и влияющие на политику развития.
Необходимо соблюдать следующие условия: политические институты сохраняют свою стабильность тогда, когда их поддерживают организации, заинтересованные в их неизменности. Для успешного проведения реформ необходимо изменение институциональной системы экономики; изменение норм поведения, поддерживающих новые законы, выступает длительным процессом; в долгосрочной перспективе эффективный экономический рост требует разработки законов и правил. Неформальные ограничения в обществе иногда способны обеспечивать экономический рост даже при условии действия неблагоприятных или нестабильных законов.
3. Политико-экономические системы создают мобильные институциональные структуры, способные справляться с переменами, и являются фактором успешного развития. Формирование таких систем выступает результатом длительного процесса. Сформировать эффективную систему, рассчитанную на краткосрочную перспективу, можно путем осуществления специальных исследований и разработок.