Проблема взаимодействия государственной власти и общества – это центральная проблема общественной науки. Усложнение социальной структуры, формирование институтов гражданского общества, развитие системы согласования политических и экономических интересов общественных групп актуализировали ее как в научном, так и практическом аспектах.
Исторически сложились два механизма согласования позиций государства и общества. Один предполагает достижение этой цели посредством деятельности политических партий, другой – организованных групп интересов.
Осознание индивидами схожести интересов приводит их к созданию либо политических, либо общественных организаций. Эти структуры оформляют групповой интерес в конкретные требования, аморфные групповые образования превращают в коллектив организованный, сплоченный общими интересами и целями. Они берут на себя разработку стратегии и тактики активного действия представляемого сообщества и выступают в качестве его идеолога и активного актора в его отстаивании.
По мере общественного развития количество групп интересов возрастает. Каждая такая группа отличается собственными целями и методами деятельности, ресурсами и возможностями влияния на власть, обладает только ей присущим набором характеристик. Цель групп интересов состоит в активном взаимодействии с властью для того, чтобы их интересы и запросы были не только услышаны, но и получили конкретное практическое воплощение. Государство выстраивает отношения с этими структурами для выработки адекватной и сбалансированной внешней и внутренней политики, учитывающей интересы большинства общества.
Взаимодействие групп интересов с государством осуществляется в рамках двух политических моделей, которые оформились в концепции (нео) корпоративизма и плюрализма. Однако ни одна из рассмотренных моделей в современном мире в чистом виде не существует. Чаще всего наблюдается их смешение и переплетение, но с преобладанием какого-либо одного варианта.
Обе эти модели получили развитие в Западной Европе и США. Их корни следует искать в особом историческом развитии Западной Европы. Под влиянием Гуманизма, Реформации, Возрождения и Просвещения здесь сформировалось уникальное сообщество, членов которого отличало новое мировоззрение, идеология и морально-этические ценности, в основе которых лежал индивидуализм, стремление к личному и земному благополучию, освобождение от христианских обязательств и подчинение действий и поступков индивида рационализму. Экономические цели и процессы, поступки людей и действия власти наполнялись новым содержанием, основанным на рационализме. Теперь не моральными ценностями – честью и верностью руководствовались индивиды, а рациональными интересами и предпочтениями.
Если прежде считалось, что действиями людей руководит добродетель, то после XVIII в. представления о добре и благополучии принципиально изменились. В Новое время они все более приобретали субъективный характер. Каждый человек сам определял критерии добра, сам становился арбитром «полезной добродетели». В этих условиях человек, как разумное существо, ответственное за реализацию собственного потенциала, не мог не стремиться к максимизации материалистической полезности.
Свое политическое участие в делах государства он осуществлял через демократические институты. Такой подход поощрял эгоцентристские настроения в обществе, формировал личность, отличавшуюся эгоизмом, размытыми понятиями о совести, порядочности, новым поведением. Для нее был характерен напор и агрессия. Следствием этого стали межличностные, групповые и межгосударственные конфликты, сотрясавшие мир и Европу на протяжении последних 300 лет. Нередко люди, исповедующие рационализм и стремящиеся к полезности, используют власть, чтобы получить несправедливое преимущество. Господство над другими и использование силы для того, чтобы заполучить желанные вещи на неравных условиях, – это наилучший способ максимизации полезности, писал А. Шопенгауэр1. Чтобы не допустить конфликты в обществе и контролировать отклонения в поведении и поступках человека, необходимо опираться на конкуренцию, совесть и верховенство права. Об этом писали деятели Просвещения, а также представители классической политической экономии.
Индивидуализм делал европейцев независимыми, зачастую весьма агрессивными в отстаивании своих корыстных интересов, материалистами, иногда склонными к анархизму, выступающими против государства, авторитаризма и даже частной собственности. Коллективизм делал их зависимыми, стремящимися к уверенности в завтрашнем дне, готовыми подчиниться власти, руководству группы, к которой они принадлежат, и выполнять обязательства перед ней.
Эти противоречивые тенденции на протяжении веков менялись под воздействием изменений социальных институтов и отношений, позволявших людям иметь частную собственность, стремиться к полезности и прибыли на рынке, и при этом подчиняться коллективу и выполнять определенные обязательства перед ним.
Наиболее последовательно идеалы нового общественного устройства реализованы в США. Центральным элементом американской общественной системы является индивидуализм, общественный договор, обязательство соблюдать незыблемость договорного права, жажда наживы, трудолюбие, предпринимательство и свобода. Все это дополняется государством, выполняющим роль «ночного сторожа», т. е. обеспечивающим соблюдение законности и порядка, и собирающим на собственные нужды средства с общества посредством налогов. Предпочтение, отдаваемое в англо-американских культурных традициях верховенству свободы, предпринимательству и примату права, сильно отличают эту систему от традиций стран континентальной Европы, для которых характерны этатизм, коллективизм и корпоративизм2.
Новая культурно-идеологическая среда, сложившаяся на берегах Атлантического океана, оказывала определяющее влияние на индивидуальные и групповые, общественные и личные приоритеты европейцев, формировала новое видение индивидом своего места в общественно-политической жизни. После Просвещения человек начал воспринимать себя как активного актора исторического процесса. Впервые он заявил государству о своих претензиях на эту роль. Бурная политическая жизнь Европы XVIII–XIХ вв. свидетельствовала об обоснованности подобных притязаний. Возросшая социально-политическая активность масс вынуждала государство строить новые отношения с ними, создавать особые принципы и механизмы взаимоотношения с обществом.
При всей генетической схожести западноевропейской цивилизации и северо-американской они имеют отличия, и в первую очередь, в вопросах, связанных с государственным устройством, целями и задачами государства, его функциями, в вопросах выстраивания взаимодействия власти и общества.
В современных условиях функционирование сложившейся общественной модели, рыночной экономики невозможно без широкого и всестороннего взаимодействия субъектов рынка с государственными органами. В процессе подобного взаимодействия вырабатывается стратегия государственного развития, конкретные меры в области внутренней и внешней политики. Признание за властью и субъектами рынка равной ответственности за общественную стабильность и экономическое развитие пришло сравнительно недавно.
Ведущими агентами рыночного хозяйства в настоящее время являются государство и бизнес. Между ними устанавливается определенная система отношений.
Для выстраивания отношений с бизнесом государственным институтам требуется контрагент. Мировая практика показывает, что им может быть отдельный бизнесмен, как правило, обладающий значительной экономической властью; крупные корпорации или финансово-промышленные группы; общественные организации бизнеса.
В отличие от частных лиц и корпораций, бизнес-объединения обладают для государства более привлекательными особенностями. Во-первых, как правило, это крупные образования, куда входит значительное число участников рынка. Сегодня в ведущих странах мира в них состоят практически все действующие на рынке юридические и физические лица. В-вторых, они стремятся выражать не индивидуальные или корпоративные предпочтения, а интересы широких групп, артикулировать интересы всего представляемого сообщества. В-третьих, эти организации преследуют преимущественно общие экономико-политические интересы. Они создаются для защиты общих интересов своих членов и реализации согласованных целей. Членство в них обычно связано с материальной пользой, достижением материальных интересов и благ.
Важнейшим условием формирования общественных объединений является стремление общества к согласию посредством заключения общественного договора. Этот фундаментальный принцип лежит в основе всей западной цивилизации. В странах рыночной экономики и гражданского общества все действия, направленные на общественное развитие, как правило, осуществляются не на основе односторонних правительственных решений, а на широком обмене мнениями с представителями общества. Экономическая политика реализуется посредством сотрудничества и стимулирования бизнеса к проведению определенных действий.
Бизнес-организации выполняют целый ряд общественно значимых функций. Они осуществляют агрегирование интересов разных групп бизнеса, то есть согласование интересов и учет частных требований всех или большинства членов союза посредством дискуссий, установления между ними определенной иерархии, оформления групповых взглядов и мнений в конкретные требования, выработки на их основе целей объединения, признанных всеми его членами.
Ассоциации бизнеса выполняют интеграционную функцию, то есть стремятся сблизить интересы входящих в нее юридических лиц. Они являются носителями частного мнения и публично представляют групповые предпочтения. Выполняя данную функцию, союзы способствуют сближению частных и государственных интересов, обеспечивают тем самым сплочение общества.
Для бизнес-союзов важнейшей является информативная функция, которая состоит в доведении до органов власти информации о целях, интересах и проблемах соответствующих групп.
Одной из значимых является функция адаптации. Общественная система обладает нестабильностью из-за разнохарактерности общественных интересов. Выдвигая требования к власти, предоставляя ей определенную информацию, эти объединения вынуждают государственные структуры реагировать на групповые требования, способствуя тем самым адаптации социально-политической системы к новым условиям.
Бизнес-организации, построенные как общественные, некоммерческие структуры, выполняют представительные функции, то есть представляют и защищают интересы своих членов в государственных и общественных органах внутри страны и за рубежом. Как показывает практика, интересы и потребности общественных групп, не получившие организационного оформления, не способны заявить о себе и защищать себя и собственные интересы.
Одной из старейших и наиболее авторитетных бизнес организаций являются торгово-промышленные палаты. Человечество придумало их для того, чтобы предприниматель здесь мог получить ответы на все возникающие в текущей деятельности вопросы. Деятельность палат основывается на принципах самоорганизации и самоуправления. В зависимости от национальных традиций, опыта, специфика ведения бизнеса складываются различные модели палат, которые по-разному выстраивают отношения с государством. Вместе с тем, несмотря на особенности устройства, своеобразие в отношениях с властью, во всем мире они являются предметом самого пристального внимания со стороны государств.
Цель настоящей монографии – рассмотреть корпоративизм как социально-политическое и экономическое явление, показать его истоки и влияние на экономическое развитие в разные исторические эпохи, проанализировать процесс формирования «корпоративной экономики» и влияния корпоративной практики на современное общественно-экономическое развитие западного общества.
Исследование представительства социальных групп, механизмов их взаимодействия с властью, поиск инструментов минимизации общественных конфликтов остается важнейшей научной задачей.