Сотникова Юлия Александровна – психолог, кандидат психологических наук.
Евдокимова Светлана Анатольевна – сотрудник Московской школы практической психологии.
См.: Сенге П. М., Клейнер А., Робертс Ш., Росс Р. Б., Рот Дж., Смит Б. Дж. Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций / Перевод с англ. Б. С. Пинскера; науч. ред. д. и. н. Б. М. Шпотов. – М.: Олимп-Бизнес, 2003.
См.: Кирхлер Э., Майер-Пести К., Хофманн Е. Психологические теории организации. Психология труда и организационная психология. Т. 5. – М.: Генезис, 2005.
См.: Леонова А. Б., Базарова Г. Т., Абдуллаева М. М. Организационная психология. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2019.
См.: Базарова Г. Т. Особенности обучения взрослых // Менеджер по персоналу. № 2, 2007. С. 48.
Реджинальд «Рег» Уильям Реванс (1907–2003) – профессор, администратор и специалист в области управленческого консультирования. Основоположник «обучения действием» (action learning).
См.: Базарова Г. Т. Принципы организации и проведения бизнес-тренингов // Менеджер по персоналу. № 5, 2007. С. 47.
Транспрофессионал – специалист, обладающий широкими междисциплинарными знаниями и навыками, позволяющими ему овладевать смежными профессиями. Например, рекрутер может одновременно заниматься ассессментом и обучением персонала.
Петровская Лариса Андреевна – социальный психолог, кандидат философских наук, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.
См.: Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
См.: Кларин М. В. Корпоративный тренинг от А до Я. – М.: Дело, 2000; Мордовин С. К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 16. – М.: ИНФРА-М, 2000.
См.: Макшанов С. И. Профессиональный тренинг // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия / [Сост. и общ. ред. Л. В. Винокурова]. – СПб.: Питер, 2001; Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2003.
От англ. training – тренировка, практическое обучение, овладение навыками.
См.: Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. – М.: МГУ, 1989.
См.: Базарова Г. Т. Особенности обучения взрослых. С. 47.
См.: Базарова Г. Т. Особенности обучения взрослых. С. 43.
См.: Социальная психология: Практикум: Учебное пособие для студентов / Ред. Т. В. Фоломеевой. – М.: Аспект Пресс, 2006.
См.: Kolb D. A., Fry R. E. Toward an Applied Theory of Experiential Learning (1975) // С. Cooper (ed.), Theories of group processes. – N. Y.: John Wiley & Sons.
См.: Миккин Х. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей // Человек, общение и жилая среда / Под ред. Ю. Орна и Т. Нийта. – Таллин, 1986. С. 7–29.
См.: Социальная психология: Практикум.
См.: Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. – М.: Генезис, 2005.
См.: Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.
Упражнение заключается в следующем. Группа получает инструкцию: «Разделитесь на подгруппы по 4–5 человек. Представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит сделать операцию по пересадке сердца. У вас есть одно донорское сердце на десять человек и десять минут на принятие решения, кого именно вы будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится и пациенты погибнут». Каждая подгруппа получает список кандидатов на операцию.
1) Бывший чемпион, 28 лет. Защищал честь страны. Мастер спорта международного класса. Пострадал в аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост. 2) Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей. 3) Священник, 27 лет. 4) Мужчина, 40 лет, отец двоих детей. Бывший сотрудник КГБ, бывший депутат, сейчас бизнесмен. 5) Девочка, 5 лет. Задержка психического развития. 6) Студент, 20 лет, депрессия, две попытки суицида. 7) Мужчина, 48 лет, врач-онколог, ученый, разрабатывает лекарство от рака. Близок к решению проблемы. Нетрадиционной ориентации. 8) Женщина, 25 лет, мать одного ребенка, ВИЧ-инфицирована. 9) Женщина, 30 лет, оказывает сексуальные услуги. 10) Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болен диабетом. Упражнения описано Е. В. Емельяновой в книге «Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге» (М.: Литагент Теревинф, 2016).
См.: Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2005.
См.: Кларин М. В. Корпоративный тренинг от А до Я.
См.: Леонова А. Б., Базарова Г. Т., Абдуллаева М. М. Организационная психология.
См.: Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Обнинский гор. психол. центр «Детство». – Обнинск: изд-во «Принтер», 1993.