Примечания

1

Под термином «человек с особенностями развития» мы понимаем любого человека с отклонениями от условной нормы развития, если эти отклонения негативно повлияли на его социальный статус.

2

Термин «ментальная инвалидность» – это калька с английского – mental handicap, описывающий определенное многообразие нарушений интеллектуального развития и психофизических нарушений. Прежде всего речь о врожденных причинах, которые невозможно точно установить, но которые наложили отпечаток на способы восприятия и деятельности человека в мире. Этот термин в РФ не имеет легитимного профессионального хождения, но тем не менее популярен в обиходе. В данном контексте термин помогает понять, с какой категорией особенностей мы по преимуществу имеем дело. То есть в основном это не слабослышащие, не слабовидящие, не слепоглухие, не люди, попавшие в аварию, не люди, больные раком, и т. д.

3

Региональное отделение Межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями в городе Москве зарегистрировано в 2004 году. Подробнее см.: www.rvmos.com

4

Интегрированный театр-студия «Круг II» существует с 1997 года. С 2012 года являлся подразделением МОО «Равные возможности», а с 2014 года – РО МОО «Равные возможности».

Подробнее см.: www.kroog2.ru

5

Сказанное относится не только к людям с ментальной инвалидностью, но и с другими формами инвалидности. Так, например, в Москве существует уникальное образовательное учреждение РГСАИ, готовящее профессиональных актеров и музыкантов из числа людей с нарушением слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата. За почти 30 лет существования академия выпустила множество профессиональных людей, которые не могут найти работу по профессии. В «обычные» учреждения культуры их не берут, так как боятся связываться с инвалидами, особенно если учреждение культуры не является доступным для данной категории людей с инвалидностью, а специальных учреждений культуры для людей с инвалидностью на всю Москву одно: ГБУК г. Москвы «ГМКЦ «Интеграция». В последнее время все больше говорят об инклюзии, то есть о том, что человек, получивший как минимум профессиональный диплом, должен быть устроен на работу в любое учреждение невзирая на инвалидность. Но такая практика широко не распространена. Хотя ряд государственных и частных учреждений культуры специально занимается созданием доступной среды в рамках своих учреждений, в масштабах страны число этих учреждений ничтожно мало.

6

Определенный уровень адаптационных возможностей ребенка к социальным предписаниям данного сообщества можно обозначить термином «социальная компетентность». Социальная компетентность – это способность к отношениям с другим, умение выбирать продуктивные социальные ориентиры, организация своей деятельности в соответствии с социальными ориентирами.

7

Конечно, необходимо оговориться, что в ряде случаев для людей с тяжелыми и множественными нарушениями развития трудоустройство как таковое и даже трудовая занятость весьма проблематичны, а иногда и невозможны. Однако в настоящее время мы можем с уверенностью констатировать, что большое число людей с особенностями развития, имеющих различные формы и виды инвалидности (в том числе люди с ментальной инвалидностью), готовы к трудовой деятельности, многие этого желают, но никто из них не имеет возможности заниматься ею ввиду отсутствия специальных поддерживающих условий.

8

Здесь можно возразить, что в современном мире многие знания приобретаются с помощью цифровых технологий без непосредственной социальной коммуникации. Но мы должны признать, что мир цифровых технологий использует именно базовые человеческие потребности бытования в социуме (и паразитирует на них): социальные сети, сетевые игры и проч. Соответственно, и знания нужны для того, чтобы быть успешным в коммуникации, пусть и с помощью цифровых технологий.

9

Значимый другой – личность, отраженная субъектность которой оказывает влияние на других людей. Это влияние выражается в изменении их мотивационно-смысловой и эмоциональной сфер. См.: «Мир психологии», http://www.psychology.net.ru/

10

Бардышевская М. К., Лебединский В. В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей: Учебное пособие. М.: УМК Психология, 2003.

11

В семье же такой человек не может пройти первичную социализацию в силу того, что родители, как правило, не знают, как воспитывать своего «особого» ребенка, как помочь ему освоить социальную компетентность на доступном для него в конкретный момент времени уровне. В нашей организации с 2014 года реализуется проект «Школа родительского мастерства Андрея Афонина», призванный помочь родителям в вопросах воспитания и в поиске внутренних ресурсов для собственной жизни.

Подробнее см.: www.rvmos.com, www.shrmandreyafonin.ru

12

Кажется, что иногда сопровождаемое трудоустройство у нас в стране воспринимается не совсем так, как следовало бы. Сопровождаемое трудоустройство – это не изготовление продукции рукой безвольного человека с особенностями развития, а создание специальных условий для его самостоятельной трудовой деятельности.

13

В нашей стране с давних пор к человеку с инвалидностью, убогому, сирому относились как к тому, кому нужно помогать деньгами, едой, поддерживать его, но сам он не считался и не мог являться человеком трудовым. Существовало даже священное уродство – юродство. Юродивый выступал против социальных и государственных норм именно благодаря своей инаковости. Таким образом, социальная система в России формировалась на призрении сирых иубогих, начиная с богаделен и заканчивая современной системой социальной и культурной поддержки, достающейся людям с инвалидностью даром. Такой подход к человеку с инвалидностью глубоко укоренен в сознании большинства и до настоящего времени сильно влияет на формирование общественного мнения в отношении людей с инвалидностью.

14

Человек с ментальной инвалидностью, как правило, не использует деньги самостоятельно. Часто приходится встречаться с тем, что даже после того, как человек начинает работать и получать хотя бы небольшую заработную плату, родители не меняют своего отношения к нему и продолжают содержать на полном иждивении, полностью забирая заработанные средства. Это неверная в отношении повышения социальной компетентности этого человека позиция. Необходимо выделить тот реальный финансовый вклад, полезный для семьи, который он должен выделять ежемесячно, оставляя при этом деньги для собственного пользования. При этом эти деньги он должен иметь возможность тратить абсолютно по своему усмотрению – это является частью его прав как взрослого человека.

15

Мы, конечно, не говорим обо всех людях, находящихся в ситуации инвалидности. И даже не обо всех людях с ментальной инвалидностью. Как было сказано выше, термин «ментальная инвалидность» объединяет очень разнообразные группы людей по форме и степени их отклонений от условной нормы развития. Одной из наиболее трудных групп является неоднородная группа людей с психиатрическим опытом. В нее входят и довольно успешные люди в плане трудоустройства и финансового обеспечения, и люди, которые наотрез отказываются от какой-либо продуктивной деятельности. Есть и такие, кому как и другим людям с ментальной инвалидностью, необходима поддерживающая среда для трудоустройства.

16

По ФГОС к компетенции в том числе относят мотивированную последовательность действий в заданном контексте, приводящую к определенным результатам.

17

Нам часто приходится сталкиваться с тем, что способности человека с ментальной инвалидностью глубоко скрыты. Родители даже и не подозревают о них. Иногда родители принимают за способности ребенка различные навыки, которые как бы лежат на поверхности. Они возникли как своего рода компенсаторный ответ на давление внешних обстоятельств (вторичная патология) и зафиксировались, так как были приняты окружением как ценные. Например, один молодой человек интересовался датами рождения всех встречавшихся ему людей и в уме создал вычислительную конструкцию, позволявшую ему мгновенно определять день недели, в который человек был рожден. Этот трюк вызывал у всех положительную реакцию. Мама на основе этой способности решила, что сын может пойти учиться на бухгалтера… Естественно, бухгалтерия самого молодого человека не интересовала. Или другой молодой человек окончил профессионально-технический колледж по специальности «оператор ЭВМ». Попав к нам в художественные мастерские «Окоём», он открыл в себе талант художника-графика. По его рисункам сейчас выпускают коллекции одежды.

18

В Германии нам приходилось сталкиваться с мастерскими сопровождаемого трудоустройства, где профессиональные направления деятельности появлялись в мастерских вслед за возможностями и способностями вновь поступивших участников с ментальной инвалидностью. Например, в одних крупных мастерских имелись следующие специальности: администратор на входе, слесарь, токарь, озеленитель, работник столовой, работник прачечной, работник типографии, ювелир, мастер по ремонту велосипедов и др. Всем этим специальностям ребята обучаются на месте – в мастерских сопровождаемого трудоустройства.

Загрузка...