Анастасия Дегтярева Теория и практика библиотерапии

Современный человек испытывает чрезвычайно высокие психологические и информационные нагрузки, связанные с неблагоприятным воздействием окружающей среды, постоянно возрастающими темпами производства, лавинообразно увеличивающимся объемом информации.

В духовном мире многих людей кризисная ситуация в стране породила серьезные социальные противоречия, что отразилось на их читательской деятельности. Вместе с тем известно, что чтение способствует преодолению дискомфортных состояний, стрессов.

Поэтому сама жизнь подсказала необходимость осуществления новой функции – библиотерапевтической. Именно библиотеки должны предоставить каждому читателю «лекарство для души».

Как показывает ряд библиотековедческих исследований последних лет, читатели все чаще обращаются к книге с целью решения своих психологических проблем, ищут поддержку и помощь у библиотекарей.

Присущая человеку потребность в общении с прекрасным исключительно высока. Литературные произведения оказывают сильнейшее влияние на духовный мир человека и его физическое состояние. Прочитанное слово способно вызвать самые различные эмоции: горе и печаль, счастье и радость. Наблюдая за читающим человеком, по его мимике, по выражению лица можно почти безошибочно определить, что именно он читает: радостное, веселое или грустное, печальное. Библиотерапия (лечение чтением) привлекает в настоящее время все больше внимания научных и практических работников, стремящихся максимально использовать «лечебные» возможности книги.

Правильно ориентированный процесс библиотерапии стремится к обнаружению, диагностике и стимулированию потребностей, способностей и компенсационных возможностей у больных, а также у здоровых людей, которые не могут справиться с различными ситуациями и жизненными проблемами.

Ведущими специалистами по данному вопросу являются: Ю. Н. Дрешер, О. Л. Кабачек, Н. А. Рубакин, А. М. Миллер, Н. Т. Оганесян, Г. Белоусова.

Глава 1.Теория и история библиотерапии.

1.1. История и современное состояние библиотерапии.


Библиотерапия появилась много лет назад. При входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса II висела табличка: «Лекарство для души». Так еще в далекие времена понимали значение книги.

Лечение с помощью книг применялось еще в первых библиотеках Греции. Пифагор, крупный ученый – математик и известный целитель, наряду с травами и музыкой успешно использовал литературу, стихи для лечения ряда заболеваний. В Европе начало излечения книгой положили первые церковные библиотеки, в которых хранились книги религиозного содержания, приносящие верующим успокоение и надежду. Библиотерапия находилась под крылом церкви до эпохи Возрождения.

В эпоху Возрождения библиотерапию стали активно использовать врачи в лечебных целях. Так, английский лекарь XII века Т.Сагейдем советовал своим пациентам читать «Дон Кихота»Сервантеса.

Однако научное обоснование библиотерапия получила лишь в начале XX века. Первое упоминание самого термина относится к 1916 году, с тех пор появились сотни публикаций как теоретического, так и практического характера. В нескольких странах прошли конференции и симпозиумы по библиотерапии, созданы ассоциации библиотерапевтов. На многих медицинских конференциях библиотерапия освещается как важная часть традиционной медицины.

В 1916 году в Женевском педагогическом институте Ж.-Ж. Руссо на стыке психологии и литературоведения родилась новая наука – библиопсихология. Через несколько лет ее основатель – русский писатель, библиограф и просветитель Николай Александрович

Рубакин – возглавил Международный институт библиологической психологии. Целью новой науки было – изучить социальное психологическое воздействие книги на читателя (потребителя). Учитывалось все: замысел писателя, сюжет, художественные средства, верстка, шрифт, иллюстрации, формат издания, уровень профессионализма и умонастроение печатника и

типографщика, политические взгляды издательства, слагаемые книжного рынка, соотношение спроса и предложения – все, что, по мнению Рубакина, влияло на отношение читателя к тому, что он читал. Человеческий социопсихотип складывался из того, к какому классу принадлежал читатель, какой он был национальности, какое образование получил, кем был по профессии, кем он был по складу мышления: теоретик или практик, аналитик или синтетик, склонен ли был к конкретным или абстрактным выводам.

Для определения социопсихотипа конкретного читателя Рубакин Н. А. составил анкету из 37 вопросов, сформулированных таким образом, чтобы анкетируемый отвечал рефлекторно, несознательно, необдуманно, как бы выдавая себя внутреннего, настоящего, а не изображая таким, каким видит себя сам.

Из массы читателей-роботов легко можно было сформировать управляемый легион и направить его на что угодно, в том числе и на то, о чем писала в эту эпоху фантастика, а за ней – антиутопия, но цели Рубакина Н. А.– просветителя и гуманиста – были другими: не закодировать массового читателя на что-то, а, напротив, раскодировать, увести из-под чар (разочаровать) масскульта, потакающего неприхотливому вкусу, – увести от литературы низкого пошива и возбудить читательский интерес к серьезной, высокохудожественной и научной литературе. И Рубакину Н. А. удалось это сделать, правда, не в масштабах всего мира: в 1929 году в библиотеке Народного дома в Лозанне, где писатель организовал библиопсихологическое изучение читательского социопсихотипа, выдача научных и научно-популярных книг возросла в пятьдесят раз.

В своей работе «Среди книг» он писал: "Три великие силы содержатся в книге – знание, понимание, настроение. Н.Рубакин "Принципы и методы библиологической психологии в их применении к медицинской практике".

Профессор Кутанин Михаил Павлович – русский психиатр, гипнолог, «патриарх» саратовской психиатрической школы – сделал ставку на новую науку. В 1940-1950 годах в медицинских газетах Сочи, Саратова, Москвы он публикует статьи под одним и тем же названием – "Библиотерапия". «Я всегда подозревал, что человеческую душу делят между собой не бог и дьявол и вообще -

что все происходит по ту сторону добра и зла. А если это так, то за право владения человеческой душой спорят медицина и искусство. Почему бы им иногда не устраивать перемирие и не объединяться ради общей цели?».

В 1967 году по инициативе профессора Вельвовского И. З. в базовом по психотерапии санатории "Березовские минеральные воды" (Харьковская область) был открыт первый в СССР кабинет библиотерапии. Заведовать кабинетом назначили библиографа Агнессу Михайловну Миллер. Собственно, благодаря Миллер библиотерапия из методики превратилась в самостоятельную научную дисциплину, находящуюся на стыке библиотековедения и психотерапии: именно Миллер А. М. исчерпывающе сформулировала ответы на вопросы: что, чем и как? Какие душевные болезни лечатся книгой, какие книги нужны для этого, и каким образом правильно читать их.

В Советском Союзе исследования по лечебному воздействию книги на здоровье человека проводились с 20-годов на базе библиотек домов отдыха, лечебных пансионатов. В статьях журнала «Курортное дело» за 1928 год отмечалось положительное воздействие юмористических книг, мемуарной литературы на отдыхающих. Активно использовалась библиотерапия в медицинских библиотеках. Врачи видели свою конкретную задачу "лечения книгой» в том, чтобы подобрать литературу в соответствии с диагнозом, и лечебный эффект базировался на узнавании пациентом своей проблемы, отраженной в художественном произведении, в советах следовать этим примерам, образцам выхода из подобной «ситуации», и чем более похожа ситуация, описанная в книге, или герой – на характер пациента, тем сильнее терапевтический эффект от книги.


1.2. Библиотерапия.

Определение понятия, целей, задач.


Вопросы библиотерапии в разные периоды освещали такие авторы, как Ю. Н. Дрешер, О. Л. Кабачек, И. Н. Казаринова, Б. С. Крейденко Б. А. Симонов, Р.Скаллер. И все же эта тема разработана далеко не полностью. В официальной науке нет точно сформулированного определения библиотерапии.

В научном отношении библиотерапия развивается как один из разделов библиотековедения, использующего специфические методы обслуживания читателей. Решение методологических проблем особенно важно, так как само понятие «библиотерапия», ее цели, структуру каждый исследователь трактует по-своему.

Большинство специалистов едины в том, что эта наука на стыке медицины и библиотечного дела, связанная с активным вовлечением человека в чтение на основе синтезирования ситуаций обслуживания с целью изменения или решения его личных проблем. Ученые рассматривают библиотерапию: как раздел библиотековедения (Б. А. Симонов); – как комплексную научную дисциплину (Б. С. Крейденко); – как направление педагогики чтения (Ю. Н. Дрешер).

Библиотерапия в дословном переводе означает "лечение книгой" (от греч. biblion – книга и theraрeia – лечение). Согласно определению, принятому Ассоциацией больничных библиотек США, библиотерапия означает использование специально отобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения.

Интересное и развернутое определение библиотерапии и ее потенциальных возможностей дано в статье пионера библиотерапии в США библиотекаря А. Брайен: «Область библиотерапии как прописывание материалов для чтения, которые помогут развить эмоциональную зрелость, питать и поддерживать психическое здоровье». Это определение расширяет масштаб библиотерапии и включает не только использование материалов чтения как облегчающих или лечебных мероприятий для больных, но является предупреждающим фактором, способствующим поддержанию здоровья людей.

Официальное определение библиотерапии в словаре Вэбстера: «Использование выбранных материалов для чтения как вспомогательное терапевтическое средство в медицине и психиатрии».

Изучение терапевтического эффекта различных видов и жанров литературы, преимущественно художественной, составляет основное содержание такой специфической дисциплины, как библиотерапия.

Доктор педагогических наук, директор Республиканского медицинского библиотечно-информационного центра (Казань) Юлия Николаевна Дрешер к целям библиотерапии отнесла: проявление индивидуального самосознания; улучшение понимания человеком своего поведения или мотиваций; способствование формированию адекватной самооценки; помощь человеку в определении своих интересов и склонностей; облегчение последствий стресса.

К задачам библиотерапии Дрешер Ю. Н. отнесла:

Первая задача – заповедь библиотерапии – Не навреди! Эта задача основывается на том, что больной человек постоянно размышляет: думает о своей болезни, терзается, беспокоится, поэтому он своеобразно трансформирует и субъективно интерпретирует содержание книги. Именно поэтому книги должны подбираться с учетом конкретных личностных особенностей. Вторая задача – помочь! В этом плане уместно напомнить, что библиотеки больниц, санаторно-курортных учреждений, а также домов отдыха должны иметь специально подготовленный фонд. Этого можно достигнуть, пересмотрев и тщательно отобрав имеющуюся литературу, исключив книги, которые не следует рекомендовать больным. Третья задача – развивать! Библиотерапия открывает новые возможности для духовного роста личности. Развивать способность противостоять беде, укреплять силу воли, повышать образовательный уровень пациента.

1.3 Клиническая и развивающая библиотерапия.


В соответствии со сферами применения и используемыми методами библиотерапию разделяют на клиническую (эволюционную) и развивающую (учебно-гуманистическую).

Клиническая (эволюционная) библиотерапия является формой психотерапии, в то время как развивающая (учебно-гуманистическая) – это учебный опыт по самоактуализации, самораскрытию или общему саморазвитию личности.

Клиническая библиотерапия осуществляется на основе терапевтической модели, развивающая – учебной.

Клинические методы библиотерапии используются при наличии у пациента проблем со здоровьем (тяжелые заболевания, инвалидность, фобии), при выводе его из стрессовой ситуации.

В процессе клинической библиотерапии лечебное чтение направлено на нормализацию психических изменений, возникших в связи с болезнью, или нормализацию душевного равновесия.

Лечебное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные восприятия, связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книг, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяю болезненные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям.

Клиническая библиотерапия может стать одной из дополнительных составных частей лечебного процесса, помогая критической переработке и осмысливанию значимых для больного конфликтов, в лечебных учреждениях, психиатрических лечебницах, домах престарелых, реабилитационных центрах.

Развивающая, учебно-гуманистическая библиотерапия используется в тех случаях, когда пациент имеет: проблемы во взаимоотношениях с окружающими, проблемы, связанные с реализацией творческих возможностей, самоутверждением, проблемы с планированием своей жизни на перспективу, проблемы с организацией свободного времени и др.

К целям развивающей (учебно-гуманистической) библиотерапии относятся: развитие личности; оказание помощи в преодолении проблем адаптации к ситуации или определенному периоду жизни; воспитание чувства независимости, инициативы; установление эмоциональной связи с окружающими (родителями, родственниками; воспитание трудолюбия,критического отношения к себе, умения ладить со сверстниками; формирование понятий об определенном образе жизни; подготовка к вступлению в брак, к семейной жизни и возможным критическим ситуациям, связанным с этим; преодоление различных проблем: возникающих в неблагополучных и неполных семьях; отцовства и материнства, адаптации к новым коллективам; в связи с беременностью; связанных с гомосексуализмом, стрессами и мыслями о самоубийстве, инвалидностью, проблем пожилого возраста.

Развивающую библиотерапию можно эффективно использовать в таких учреждениях, как детские дошкольные учреждения, школы, вузы, библиотеки, санатории, дома отдыха, детские поликлиники.

Правильно проходящий библиотерапевтический процесс с точки зрения А. Е. Алексейчик состоит из нескольких этапов:

1. Самостоятельное чтение, слушание или просмотр подобранных терапевтических средств (книг, фрагментов произведений, использование театральных представлений или фильмов).

2. Идентификация себя с литературными героями и испытание во время контакта с героями произведений переживаний (положительных или отрицательных), которые должны активизировать или успокоить участника библиотерапии.

3. Вхождение в стадию катарсиса – психическое состояние, достигнутое во время или после окончания чтения, характеризующееся облегчением, устранением психического напряжения.

4. «Взгляд в себя», прорабатывание читающим (самостоятельно или с помощью библиотерапевта) важных личных проблем.

5. Изменение отношения или поведения участника терапии.

Библиотерапевтический процесс должен обеспечить:получение позитивного опыта, связанного с актуализацией собственного интеллектуального потенциала; оказание помощи в создании такого образа человека с определенными отклонениями или больного, в котором позитив преобладает над негативными чувствами; помощь в создании доверия к себе и другим людям; выработки уважения к своим мечтам и взглядам; получение права решения своей судьбы (с соблюдением социальных и моральных норм).

Выделяют три аспекта применения библиотерапии: лечебный, реабилитационный и психогигиенический.

Лечебное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные восприятия, связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книг, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют болезненные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Чтение помогает человеку определить в своем поведении то, что привело его к болезни, осознать проблемы, осмыслить совершенные ошибки и конфликтные ситуации.

В период реабилитации библиотерапия может способствовать восстановлению нарушенных во время болезни контактов пациента с внешним миром, адаптации к измененным условиям среды.

Разумеется, библиотерапия полезна не только тем, кто страдает психическим расстройством, нервным заболеванием, но и совершенно здоровым людям, которым необходима духовная поддержка, психологическое равновесие, состояние душевного комфорта.

В 20-30 годы прошлого столетия библиотековед и библиопсихолог В.А. Невский предположил, что библиотекарь-библиотерапевт "должен хорошо разбираться в различных психотерапевтических школах и владеть психотерапевтическими техниками". Помимо психологических и собственно психотерапевтических знаний и умений библиотерапевт должен владеть разнообразными средствами педагогического(и терапевтического) анализа произведения, интересоваться и восхищаться искусством как духовной ценностью, обладать развитым эстетическим вкусом (а, может быть, и литературно-творческими способностями), обеспечивая достойный выбор авторского или, при необходимости, адаптированного произведения (приоритет остается за адаптацией, щадящей нежную ткань текста). И, конечно, любить и уважать детей (всех без исключения).

Все перечисленное свидетельствует о том, что профессия библиотерапевта -не скоро станет массовой профессией. Хотя применение элементов библиотерапии в библиотеках не только правомерно, но и желательно. (Иногда возможность заниматься библиотерапией в библиотеках обосновывается ссылкой на профилактический характер этой деятельности.

Итак, библиотерапия является одним из перспективных направлений психотерапии, опирающимся на особую природу психотерапевтической (художественной, педагогической) коммуникации, механизмы художественного творчества и восприятия. Библиотерапевтическую работу, понимаемую как процесс педагогический, а не узко-медицинский, детскому библиотекарю необходимо проводить в тесном содружестве с библиотечным психологом или психотерапевтом, который может взять на себя не только построение стратегии библиотерапевтического воздействия, но и диагностику особенностей читательского и личностного развития детей и подростков, а также развивающего и библиотерапевтического эффекта библиотечных мероприятий. Сосредоточим свое внимание на чертах и умениях учителя-библиотерапевта, сформулированных Алексейчик А.Е. Она рекомендует обратить внимание на предрасположенность, черты и умения учителя – библиотерапевта, которые позволяют ему быть лидером. Это должен быть человек, который:

1. Наделен эмпатией, отличающийся легкостью в налаживании контактов, умением войти в положение человека, нуждающегося в помощи, умением вести профилактические беседы и активно слушать собеседника, умеющий тонко оценить терапевтическую ситуацию.

2. Умеет хорошо определять проблемы и потребности участника библиотерпии (основываясь на психолого – педагогических знаниях, опыте и интуиции). 3. Хорошо знает литературу и возможности ее воздействия на участника библиотерапии в определенной терапевтической ситуации.

Загрузка...