Глава 1. История развития методики экологического образования детей дошкольного возраста

Идея приобщения человека к природе, к ее познанию имеет глубокие исторические корни. Зародыши этой идеи встречаются еще в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля. Она отражена в работах педагогов и мыслителей прошлого. Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и другие видели в природе могучий источник знаний, рассматривали влияние ознакомления с окружающей природой на развитие личности, развитие ума, чувств и воли.

Из истории педагогики известно, что каждый выдающийся из дидактов прошлого затрагивал вопросы ознакомления с объектами и явлениями природы во взаимосвязи с формированием у ребенка гуманного отношения к живым существам. В их работах были четко определены мысли о необходимости введения ребенка в мир природы.

Представители классической педагогики, считая общение с природой одним из средств обучения и воспитании, подчеркивали огромную роль наблюдения в познании ребенком окружающего мира, указывали на необходимость развития наблюдательности и важность обучения наблюдению, которое позволяет ребенку не только выделять в предмете существенные признаки и свойства, но и видеть явления природы в их развитии.

Несмотря на единодушное мнение о значимости ознакомления с природой, подход к решению данной проблемы был разный.

Педагогические идеи и взгляды Яна Амоса Коменского на роль природы в воспитании детей

Великий чешский (славянский) педагог Я. А. Коменский (1592–1670) на первое место в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста ставил предметы естественного цикла. Он предлагал с ранних лет знакомить детей с разнообразной природой, чтобы подготовить их к пониманию и усвоению основ наук на уровне следующей ступени обучения.

Образовательную программу для детей Я. А. Коменский называл условно средневековым термином «семь свободных искусств» – для того времени характерно пренебрежение знаниями о явлениях природы. Он же считал, что проявления природы заслуживают исключительного внимания как проявления самого Бога, а потому ее изучение необходимо. Природа наряду с Библией составляет своеобразный источник для изучения не только окружающего мира, но и проявлений Бога. Уже одного такого заявления достаточно, чтобы преодолеть средневековое невнимание к природе и взгляда на материальную сторону мира как на нечто неизменное и греховное.

В этом взгляде Я. А. Коменского на природу заключается, несомненно, прогрессивное начало созвучное со всеми открытиями и изобретениями эпохи. Понятие природы, по его мнению, включает признак одушевленности. В связи с этим, педагог приписывает ей следующие свойства: целесообразность, самопроизвольное движение каждой вещи к заложенному в ней богом.

Исходя из демократических воззрений, Я. А. Коменский утверждал: знание должно быть доступно всем, педагогам надо «учить всех всему», дети нуждаются в воспитании и правильном обучении, природные особенности ребенка можно развить только путем воспитания. «Никто не должен думать, – писал Я. А. Коменский, – что юношество само по себе и без усиленного труда может быть воспитано (в благочестивых добродетелях и науках)» (перевод книги «Школа детского возраста или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет») [22].

В наставлении к «Материнской школе» он указывал, что «… природа достаточно ясно показывает нам на многих вещах…насколько важно, чтобы ребенок в самые нежные годы своей жизни был хорошо воспитан и приобрел добрые привычки». И далее: «Как молодое деревце легче, нежели старое, уже окрепшее дерево, может быть направлено в ту или другую сторону, так человек в этом раннем возрасте легче, нежели в позднейшем может быть приучен ко всему, если только будут употреблены подходящие средства» [21].

Я. А. Коменский считал, что до шести лет ребенка надо воспитывать в семье, где первым учителем и воспитателем должна быть мать. В общей системе семейного воспитания педагог детально разработал семейную педагогику детей раннего и дошкольного возраста, уделяя пристальное внимание проблеме умственного развития и обучения дошкольников.

В целях умственного воспитания Я. А. Коменский наметил в книге «Материнская школа» систематизированный круг первых элементарных представлений ребенка (о предметах и явлениях природы, растениях, животных, труде людей в природе, использовании ими природы), умений и навыков, который носит достаточно полный, широкий, последовательный характер. В этом можно усматривать начало организованной образовательной работы в дошкольном возрасте. Главная задача материнской школы – способствовать накоплению с помощью органов чувств возможно большего запаса конкретных представлений, научить ребенка правильно обращаться с предметами, распознавать их, выделять сходные объекты и явления, то есть развивать восприятие, мышление, речь. «Нашим детям, – писал педагог, – еще в младенческом возрасте можно дать понимание природных явлений. Но каким образом? Конечно, насколько позволяет их нежный возраст, то есть сообразно с их развитием» [21]. Требуя учитывать возрастные особенности детей, Я. А. Коменский предлагал считаться и с их индивидуальными различиями. Он указывал, что одни способны воспринять определенные знания и умения на 3–4 году жизни, для других же они становятся доступными только в 5‑6‑летнем возрасте.

В «Великой дидактике» Я. А. Коменский выдвинул важное правило, которое необходимо соблюдать при обучении детей – учить, указывая на причины выбора того или иного способа. «Это значит всему учить – не только показывая, каким образом что-либо происходит, но, прежде всего, почему оно не может быть иначе. Ведь знать что-нибудь – это познавать вещь в причинной связи» [22].

По мнению Я. А. Коменского, жажда знаний обнаруживается у ребенка в раннем детстве. Основой для получения знаний о природе он считал чувственное восприятие. Начало познания должно всегда исходить из чувств, «…ибо ничего не существует в познании, что раньше не было в ощущении». Поэтому и учение следовало бы начинать не со словесного толкования о вещах, но с предметного над ними наблюдения. «Для ума – чувства – суть лестницы к науке» – гласит золотое правило дидактики Я. А. Коменского. «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию осязанием. Если же какие-либо предметы можно сразу воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу несколькими чувствами “преподносятся”» [21].

Я. А. Коменский в «Материнской школе» вывел еще одно дидактическое правило: чем больше знание опирается на ощущение, тем оно достовернее. Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей, то нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство. Новое знание, которое усваивает ребенок, основано на взаимодействии и активизации зрительных, тактильных, обонятельных, осязательных и слуховых ощущений. И лишь затем, когда вещь представлена, должна следовать речь о ней для более всестороннего выяснения. Он первый определял и понимал наглядность как восприятие предметов и явлений природы с привлечением всех органов чувств. Ребенок, по его мнению, входит во внешний мир при помощи «разведчиков» – органов чувств и осмысливания воспринятого разумом.

Я. А. Коменский выдвинул идею об обучении детей в процессе наблюдения. Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мы сумеем внушить ребенку, что и для чего он должен наблюдать, и насколько нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения. Природа влияет на развитие органов чувств, обогащает ребенка знаниями, формирует нравственные качества. Поэтому Я. А. Коменский предлагал знакомить детей с предметами природы в натуре. Ребенку нужно показывать животных, объекты природы и называть их. Рекомендовал руководить восприятием природы, упражнять детей в правильном назывании предметов и действий, ставя перед детьми вопросы: Что это такое? Что делает? Как это называется? Расскажи, что ты видишь? Он советовал воздействовать не только на память ребенка, но и главным образом развивать у него осмысленное восприятие и понимание явлений окружающего мира – это будет способствовать детской любознательности, усвоению системы знаний о природе. «Скоро дети станут понимать, что мы называем водою, что огнем, что ветром, что холодом, что жарой, что коровой, что собачкой, а также и некоторые общие различия естественных вещей. Это внушат им няньки, говоря: “Вот лошадь, вот птица, кошка и т. д.” На 4–5 – 6‑м году жизни они могут делать все большие и большие успехи в понимании тех же самых вещей так, что они будут знать, что такое камень, песок, грязь, дерево, сук, лист, цветок и прочее. Могут также узнать некоторые плоды: груши, яблоки, вишню, виноград и прочее. Также они могут назвать по имени внешние члены своего тела и знать вообще их действия. Показывая то или другое, называть, предлагая им это самое высказывать» [22].

Я. А. Коменский определил программу обучения детей дошкольного возраста. Настаивая на посильности для детей знаний и умений, он осуществлял один из важнейших принципов обучения: доступности и занимательности этого процесса. Педагог выдвигает на первый план те же знания, которые можно обозначить термином «естествознание» в самом широком смысле слова. Он выделяет знания по физике; знания, касающиеся стихий (огня, воздуха, воды, земли) и явлений природы (дождь, снег, лед); знания богатств природы и ископаемых (свинец, железо); знания из области астрономии (ребенок должен узнать, что называется небом, солнцем, луной, звездами) и географии (место, где ребенок родился, живет (деревня, город), а также с тем, что такое лес, поле, луг, река, гора; ознакомление с названиями трав, цветов, птиц, животных, деревьев). В конце второго начале третьего года жизни, смотря на небо, малыш может устанавливать различие между солнцем, луной и звездами. На четвертом и пятом году следует знакомить детей с восходом и заходом солнца; на шестом году можно познакомить с тем, что зимой дни самые короткие, а ночи самые длинные, летом день длинный, а ночь короткая.

Ребенку следует дать знания о частях тела человека, их назначении (руки, ноги и т. д.). Важно знать некоторые единицы времени и времена года. Из оптики, он считает, достаточно знать и различать, что такое свет и тьма, тень, различать наиболее употребительные цвета, различия основных цветов: белого, черного, красного и т. д.

Я. А. Коменский призывал соблюдать принцип «концентричности» (концентрического расположения материала). Например, при ознакомлении со сведениями из оптики, он считал, что ее основой будет восприятие, созерцание того, что естественно свет – первое, что можно видеть. Нужно позволять смотреть на умеренный свет и на все, что блещет спокойно, а особенно на зеленый свет. На 2‑3‑м году упражнениями в оптике будет предложение рассматривать что-нибудь раскрашенное и цветное, показывать красоту небесного свода, деревьев, цветков, текущей воды. На 4‑м году жизни и в последующие годы область зрения нужно расширять еще больше: выводить из дома в огород, поле или к реке, чтобы можно было рассматривать животных, деревья, травы, цветы, то есть то, что доставляет удовольствие глазам.

Я. А. Коменский считал, что в течение первых шести лег детям необходимо сообщить систему научных знаний о природе, доступных их пониманию, наиболее простых по содержанию, конкретных, неразрывно связанных с их жизнью, опытом, играми. Знакомить детей с природой надо начинать с самых простых вещей, окружающих ребенка. Он предлагает изучать данные выше изложенных наук («обо всем понемногу»), имея в виду эмпирические знания, которые доступны ребенку посредством органов внешних чувств. И при этом высказывает мысль о том, что в этих элементарных познаниях детей уже кроется материал для будущего научного образования: «Я стремлюсь к тому, чтобы доказать, что корни всех наук и искусств, в каком угодно ребенке, растут уже в нежном возрасте и на этих основаниях строить все вполне возможно и не трудно, лишь бы только с разумным существом мы действовали умно, – писал Я. А. Коменский. – Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, черпали свою мудрость не из книг, но из содержания земли и неба, дуба и бука, то есть знали, изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах» [21].

Если в природе невозможно показать детям те или иные предметы или явления, то следует использовать картины или модели. С этой целью он написал специальную книгу «Мир чувственных вещей в картинках», этот учебник предназначен для первоначальных занятий в семье и школе. Это был первый в истории учебной литературы учебник, снабженный многочисленными иллюстрациями (в нем 150 рисунков, исполненных самим Коменским с большим художественным мастерством). Она является своеобразной энциклопедией, содержит краткий обзор окружающего нас мира, состоит из рисунков с названием и описанием предметов природы (объяснения частей рисунка, выраженные специально для каждого предмета названиями). Неодушевленная природа представлена в 9 картинках, растительный мир – в 6, мир животных – в 16, все остальные картинки посвящены человеку, его происхождению, возрастным ступеням, элементам человеческого организма, деятельности людей.

Материал должен изучаться постепенно, считает Я. А. Коменский. Знания даны в плане усложнения в соответствии с принципами: от конкретного к отвлеченному (абстрактному), от общего к частному и более специальному, от простого к сложному, от близкого к далекому, от фактов к выводам. Наиболее ярко проявляется одна из идей великого педагога – идея реального энциклопедического образования (обо всем понемногу из всех областей наук).

Я. А. Коменский, критикуя современную ему схоластическую школу, считал, что правильное воспитание должно быть природосообразным, то есть отвечать законам природы. Человек для Я. А. Коменского выступает как часть природы. Он механически переносил законы природы на жизнь человека, не признавал социального воспитания, настаивал на том, что человек, руководимый природой, может дойти до всего, особенно если вооружить его методом «проникновения в тайны природы».

Поэтому в своих трудах Я. А. Коменский подчеркивал, что «точный порядок школы надо заимствовать от природы», следует исходить из наблюдений «над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях». В произведении «Великая дидактика» он раскрывает общие закономерности природы, применяя их к построению процесса обучения.

Всякое формирование природа начинает с «самого общего и кончает наиболее особенным». По мнению Я. А. Коменского, в юном возрасте дается общее образование, затем углубляется.

Природа тщательно приспосабливается к удобному времени.

Природа подготавливает себе материал, прежде чем начинает придавать ему форму.

Природа избирает для своего воздействия подходящий предмет.

Природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности в определенном порядке.

Всякое свое действие природа начинает изнутри. Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно.

Природа тщательно избегает всего противоречивого и вредного [22].

Я. А. Коменский придерживался идеи, согласно которой все в природе, включая человека, подчинено единым законам. Это важно для современного понимания экологических проблем, которые приобрели всеобщий характер.

Понятие «вселенной» у Я. А. Коменского ассоциировалось с тремя мирами – миром божественных идей, миром видимой природы, миром, созданным творческой деятельностью человека. Они взаимосвязаны между собой, в них действуют одни и те же законы, и царит строгий порядок. Человек, как часть природы, подчиняется, ее главнейшим всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. «Мы, – говорил он, – решили везде идти за природой, и как та выявляет свои силы одни за другими, так и мы должны следить за последовательным порядком развития умственных способностей» [21]. Он пытался установить закономерности воспитания путем аналога с естественными «основоположениями», законами природы, желая доказать, что преподавание следует начинать с общего ознакомления с предметом, целостного восприятия его детьми, а уже затем переходить к изучению отдельных сторон. Таким образом, обучение как в школе, так и в дошкольном возрасте, должно покоиться на дидактических принципах: систематичности, последовательности, наглядности, активности, сознательности, конкретности в обучении, способствующих тому, чтобы обучение давало полноценные знания и навыки.

Я. А. Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но и раскрыл сущность этих принципов. Так, принцип сознательности и активности предполагает такой характер обучения, когда учащиеся осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки, где отсутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует формализм. Главное условие успешного обучения – постижение сущности предметов и явлений, их понимание. Основным свойством сознательного знания он считает не только понимание, но и использование знаний на практике. Воспитание активности и самостоятельности – важнейшая задача, по мнению Я. А. Коменского. «Чтобы все делалось посредством теории, практики и применения и притом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами пробовал все произносить и делать и начинал все применять. У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении в речи, в практике и в применении, как единственную основу для достижении прочного знания, добродетели…» [22].

Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение знаний путем непосредственных наблюдений за предметами и явлениями, путем чувственного восприятия. Наглядность Я. А. Коменский называл золотым правилом обучения. «Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т. д. Они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций». Основа приобретения знаний – восприятие и созерцание, следовательно, надо показывать предметы и явления и называть их. «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем, если он прочтет обширнейшие объяснения, не видав всего этого, человеческими глазами» [22].

Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний (принцип постепенности и систематичности) Я. А. Коменский считал обязательным принципом обучения, который предполагает овладение систематизированными знаниями в определенной логической и методической последовательности. Последовательность и систематичность касаются следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности построить его, как установить связь между новым и уже изученным материалом, какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т. п.

Какое содержание вкладывал Я. А. Коменский в свое основное положение «Обучение должно вестись последовательно»?

Первое требование: чтобы был установлен порядок обучения во времени, «поскольку порядок – душа всего».

Второе требование касается соответствия обучения уровню знаний и, чтобы «вся совокупность учебных знаний должна быть тщательно разделена на классы».

Третье требование касалось того, чтобы все изучалось последовательно с начала и до завершения.

Четвертое – «подкреплять» все основания разума – это значит, всему учить, указывая на причины [21].

Я. А. Коменский формулирует ряд указаний и дидактических правил для реализации этих требований. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы педагогом. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей ребенка. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он сначала до конца не будет усвоен детьми, все занятия должны быть распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим. Обучение должно идти от общего к частному, от легкого к более трудному и т. д.

Показателем полноценности знаний и навыков является систематически проводимые упражнения и повторения (принцип упражнения и прочного овладения знаниями), приводящие к пониманию материала, глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности. Упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению, использованию полученных знаний в практической деятельности. Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понятно и тщательно закреплено памятью.

Я. А. Коменский стремился в содержание обучения включить то, что поможет человеку ориентироваться в мире, что он может применять для господства над природой, для развития своих умственных и нравственных сил. Основная цель обучения, по его мнению, вооружить не только всесторонними реальными знаниями, но и научить полезному их применению в жизни. Это положение он считал обязательным и для первоначального образования. В «Материнской школе», раскрывая содержание, принципы обучения и воспитания маленьких детей, он в единстве рассматривает знания, получаемые детьми и их деятельность.

Первоначальные знания об объектах и явлениях природы, изложенные в виде программы в «Материнской школе», носят воспитывающий характер. Обучение Я. А. Коменский рассматривал как часть воспитательного процесса (то есть фактически поставил вопрос о воспитывающем характере обучения в плане признания его дидактическим принципом).

Выдвигая дидактические принципы, великий педагог уделял внимание тому, каким образом дети должны осваивать эти знания. Одно из важных его положений заключается в том, что дети должны изучать вещи и слова одновременно. Необходимо развивать ум и речь ребенка на близких, доступных предметах, все предлагать чувствам, учить всему через наблюдение конкретных объектов. Главным в воспитании и обучении дошкольников он считал непосредственное общение с природой, ее познание с помощью органов чувств, систематические наблюдения за природными явлениями в порядке их следования с учетом сезонных изменений.

Содержание образования связано преимущественно с получением и уточнением представлений, приобретенных детьми в процессе наблюдений, рассматривания картин, проведенных взрослым бесед, рассказов, активной деятельности в природе.

Предложенная Я. А. Коменским педагогическая система позволяет выделить следующее:

– природа влияет на развитие сенсорики ребенка, обогащает его знаниями, формирует нравственные качества;

– дошкольнику в материнской школе дается система научных знаний о природе, доступных его пониманию;

– изучение окружающей природы основывается на принципах наглядности, движения от простого – к сложному, с учетом активности и сознательности;

– ознакомление дошкольников с природой проходит под руководством взрослого.

Следует отметить, то ценное, что есть во взглядах Я. А. Коменского, положено в основу и нашло свое развитие в современной науке – методике ознакомления с природой и экологического образования детей дошкольного возраста.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте положения теории Я. А. Коменского о необходимости ознакомления детей с природой как средства гармонического развития.

2. Какие оттенки приобретает у Я. А. Коменского понятие природы? В чем их педагогический смысл?

3. Раскройте суть принципа природоособразности по Я. А. Коменскому.

Идеи свободного воспитания в педагогической теории Жан Жака Руссо

Ж. Ж. Руссо (1712–1778) – великий французский просветитель, мыслитель, идеолог свободного воспитания, которое должно быть естественным и основываться на принципах природосообразности был противником планомерного обучения детей, систематического и последовательного усвоения ими знаний под руководством взрослых. Он дал теоретическое обоснование понятию «природосообразность», представил его как целостное учение о единой матери-природе, что во многом предопределило пути и направления развития педагогики на протяжении всего XIX века. Во многом ему мы обязаны тем, что сейчас называют экологизацией образования.

Понимание Ж. Ж. Руссо естественного природосообразного воспитания отличается от трактовки его Я. А. Коменским. Воспитывать природосообразно, по его мнению, значит следовать естественному ходу развития природы самого ребенка. Он требовал тщательного изучения ребенка, хорошего знания его возрастных и индивидуальных особенностей. Признавая, что человеческая природа является совершенной, Ж. Ж. Руссо идеализировал природу ребенка и считал необходимым позаботиться о создании условий, в которых все присущие ему от рождения задатки могли бы свободно беспрепятственно развиваться в соответствии с законами природы! Воспитатель не должен навязывать ребенку свои взгляды и убеждения, готовые нравственные правила, а должен предоставлять ему возможность расти и развиваться сообразно его природе и по возможности устранять все то, что этому может помешать. Естественное воспитание – свободное воспитание. Человек создан природой на началах естественной гармонии.

Под естественным воспитанием Ж. Ж. Руссо понимал воспитание ребенка на лоне природы в постоянном непосредственном близком общении с ней. Поэтому в книге «Эмиль или о воспитании» он разработал план (утопический) индивидуального воспитания ребенка на лоне природы под руководством гувернера и благодатным влиянием крестьянской среды.

Однако прежде чем создавать условия для «творческого самовыражения» юного индивида, не мешало бы побудить его к этому самовыражению. В этом смысле прав Ж. Ж. Руссо, утверждавший:

«Ребенок должен делать то, что он хочет, но хотеть он должен того, что хочет педагог. Ибо ребенок, ведомый человеком, становится носителем конкретной общественной исторической культуры, ребенок, ведомый волком, становится членом волчьей стаи, а ребенок, брошенный на произвол судьбы, становится монстром» [15].

Основные положения французского философа XVIII века Ж. Ж. Руссо необходимо рассматривать, исходя из исторических событий того времени. Руссо придерживался теории естественного права, он был идеологом свободного воспитания, основой которого является принцип природосообразности.

В системе Ж. Ж. Руссо природе отводилась ведущая роль, она расценивалась как средство гармонического развития ребенка. Влияние природы на личность ребенка является оздоровительным и воспитывающим, тесное бесстрашное и постоянное общение с природой «предпочтительнее общения с людьми».

Ж. Ж. Руссо первым выдвинул идею о фундаментальном значении естественной среды в формировании человеческих эмоций, о важности ее для становления личности. Он четко обозначил, что природа человека неотделима от природы, в которой тот существует. Заслуга Ж. Ж. Руссо в том, что он показал ценность природы для человека. В воспитании участвуют природа, люди и вещи. «Между тем из трех этих различных видов воспитание со стороны природы вовсе не зависит от нас, а воспитание со стороны вещей зависит лишь в некоторых отношениях». «Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы. Обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей, a приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятие, есть воспитание со стороны вещей». Воспитание выполняет свою роль, считал Ж. Ж. Руссо, когда все три определяющие его факторы будут действовать согласованно, то есть ребенка учат природа, люди и вещи, он воспринимает их легче, ибо они согласуются с его естественными потребностями и представлениями [22].

Целью умственного воспитания мыслитель считал пробуждение у подростка интереса и любви к наукам, вооружение его методами приобретения знаний. В соответствии с этим он предлагал коренным образом перестроить содержание и методику обучения на основе развития самодеятельности и активности детей. Ребенок приобретает знания по географии, знакомясь с окрестностями той деревни, в которой он живет; изучает астрономию, наблюдая звездное небо, восход и заход солнца; овладевает физикой, ставя опыты. Он отвергал учебники и всегда ставил воспитанника в положение исследователя, который открывает научные истины.

Ж. Ж. Руссо полагал, что учебники (книги) и науки уводят человека от природы, от естественных чувств, естественных радостей. «Все, чего не имеем при рождении, дает нам воспитание. Это воспитание мы получаем от природы…». Педагог доказал, что «образовательный материал» надо искать в фактах и явлениях природы, и что первое место должно отводиться исследованиям законов природы. Являясь противником всякого книжного обучения, он писал, что ребенок должен познавать природу через созерцание и собственный опыт – все окружающее служит для него (ребенка) книгой.

В дошкольном возрасте дети должны на основе личного опыта познакомиться с природными явлениями, развивать свои внешние чувства через наблюдение, выполнять посильные сельскохозяйственные работы.

Свою независимость человек может обеспечить, прежде всего, собственным трудом. Поэтому труд занимает важное место и является целью воспитания в педагогической системе Ж. Ж. Руссо. Живя в деревне, ребенок получит некоторое понятие о полевых работах. Увидев раза два как возделывают сад, как сеют, собирают, разводят овощи, он, в свою очередь, захочет заниматься огородничеством: «Ежедневно мы приходим поливать бобы и с восторгом следим за их всходами. Я увеличиваю эту радость, даю ему почувствовать, что он положил сюда свое время, свой труд, свои заботы, одним словом, свою личность, что в этой земле есть частица его самого, которую он может требовать назад» [15].

Ha первый план Ж. Ж. Руссо выдвигал чувственный опыт как единственно достоверный источник познания. По его убеждению, начало воспитания в развитии чувственного опыта, так как основа всего в человеке, движущая сила поведения не столько мысли, суждения, сколько чувствования (нравственные начала не зависят от разума). Поэтому в период «сна разума» (от 2 до 12 лет), чтобы научить ребенка мыслить, основное внимание следует уделять развитию внешних чувств, которые являются «орудием ума и познаний». Как сторонник сенсуализма, Ж. Ж. Руссо полагал, что сенсорное воспитание предшествует умственному – все, что входит в человеческое мышление, проникает туда при посредстве чувств. Чтобы научиться мыслить (до 12 лет ребенок еще не способен рассуждать, не способен к отвлеченному мышлению, так как нет соответствующего жизненного опыта), надо «упражнять наши члены, наши чувства, наши органы, которые являются орудиями нашего ума». Он обстоятельно описал, как следует упражнять отдельные, органы чувств. Рекомендованные им разнообразные упражнения развития осязания, зрения, слуха он предлагал проводить в естественной обстановке.

Великий гуманист выступал за превращение воспитания в активный процесс, когда ребенок самостоятельно осязает, слушает, наблюдает мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.

Ж. Ж. Руссо выдвинул требование – учить детей овладевать не самими знаниями, а способом их приобретения «Цель моя – не знания дать ему, а научить их приобретать». «Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы, и вы скоро сделаете его любознательным, но, чтобы поддерживать в нем любознательность, не торопитесь никогда удовлетворять ее. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решить их. Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял, пусть он не выучит науку, а выдумает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждения авторитетом, он не будет уже рассуждать, он станет лишь игрушкой чужого мнения» [15]. Повседневную практику, личный опыт ребенка, его наблюдения Ж. Ж. Руссо признавал лучшим источником приобретения знаний. Познавательный интерес в учении он называл «великим двигателем», который «ведет верно и далеко». Вот почему его воспитанник Эмиль под руководством воспитателя ищет и находит ответы на возникающие у него вопросы, так у него развивается наблюдательность, формируется самостоятельное мышление, пробуждается интерес.

Таким образом, Ж. Ж. Руссо придавал большое значение воспитанию наблюдательности, пытливости и активности, чему способствуют занятия, проводимые в природе. Он за реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы: «Все проникающее в человеческий разум идет туда путем чувства, первые наши учителя философии – это наши руки, ноги, глаза… Заменить все это книгами, не значит учить нас рассуждать, что значит учить нас пользоваться чужим разумом, учить нас много верить и ничего никогда не знать» [22].

Принципом отбора знаний Ж. Ж. Руссо считал пользу, приносимую ими – важно знать не то, что есть, а то, что полезно. Но задачу приобретения знаний ребенком он ставит только в 3‑м периоде (после 12 лет), искусственно разобщая развитие ощущений и мышления, и высказал не соответствующее действительности предположение, что дети до 12 лет якобы не способны к обобщениям и потому их учение следует отсрочить до 12‑летнего возраста.

Познание природы должно проходить на основе собственных наблюдений и опытов, путем проб и ошибок. Ж. Ж. Руссо широко применял метод «естественных последствий», сущность которого заключалась в том, чтобы ребенок сам ощущал результат своих неправильных действий, неотвратимо возникающие из-за этого вредные для него последствия.

При правильно организованном наблюдении ребенок адекватно познает природу, у него формируются реалистические представления об объектах природы без суеверия и страхов, в его сознании отражаются яркие образы и конкретные понятия. «Я хочу, чтобы его приучали к виду новых предметов, к виду безобразных, отвратительных, причудливых животных, но не иначе как постепенно, исподволь, пока не освоится с ними и, видя, как другие берут их в руки, не станет, наконец, и сам их брать. Если в детстве без ужаса он глядел на жаб, змей, раков, то и выросши, он без отвращения будет смотреть на какое угодно животное» [15].

Философ-просветитель видел в природе огромный стимул нравственного, эстетического и трудового воспитания, считал, что из нее ребенок черпает примеры естественной красоты и гармонии, примеры для нравственных поступков.

Таким образом, в противовес схоластическому словесному обучению, правильно считая, что внешние чувства, практическая, активная деятельность являются основой познания, Ж. Ж. Руссо искусственно отрывает познание окружающего мира от умственного воспитания, умственное и нравственное воспитание от целенаправленного обучения. Говоря о естественном воспитании детей в природе и значении ее для развития сенсорной культуры, он недооценивает систематические знания.

Отказ от системы и плановости в работе, мысль о возможности самостоятельного изучения ребенком природы, второстепенная роль воспитателя в познании окружающего мира, переоценка роли природы в развитии и воспитании дошкольника не снижают ценности педагогических рекомендаций Ж. Ж. Руссо. Важно, что уже в дошкольном возрасте он приобщает ребенка к природе, формирует у него представления о взаимосвязи человека и природы, необходимости сохранения ее для будущей цивилизации.

Во взглядах Ж. Ж. Руссо на образование содержатся и ошибочные положения: он не сумел связать ограниченный личный опыт ребенка с опытом, накопленным человечеством, и рекомендовал начинать обучение не в дошкольном возрасте, а после 12 лет; считал, что дети должны познакомиться на основе личного опыта с природными и некоторыми общественными явлениями, развивать свои внешние чувства, проявлять активность в процессе игр и физических упражнений, выполнять посильные сельскохозяйственные работы.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте положения теории Ж. Ж. Руссо о роли природы в сенсорном воспитании и развитии детей.

2. Какие факторы, по мнению Ж. Ж. Руссо, влияют на воспитание ребенка? Какому из них должно быть отдано предпочтение?

3. Как понять выражение Ж. Ж. Руссо «Естественный человек – это не дикарь, а человек, управляемый и направляемый законами собственной природы»?

Иоган Генрих Песталоцци о роли природы в воспитании детей

Швейцарский педагог-демократ И. Г. Песталоцци (1746–1827), поставивший целью своей жизни улучшить положение народа путем правильного воспитания и обучения подрастающего поколения, считал, что обучение должно быть подчинено целям воспитания. Он писал, что обучение должно иметь развивающий характер, то есть воздействовать не только на ум, но и оказывать влияние на чувство, волю, характер, вооружать ребенка необходимыми для жизни умениями, навыками. «В качестве образовательного средства надо пользоваться не искусственными вспомогательными средствами, а только природой, окружающей детей, повседневными их потребностями и их постоянно живой действительностью». «Большинство современников, – писал он, – не придают никакого значения громадному влиянию природы на наше воспитание. Одна только природа и делает нам добро, она одна неподкупно и бестрепетно ведет нас к истине и мудрости» [45].

Под влиянием идей Ж. Ж. Руссо И. Г. Песталоцци признавал необходимым «учить и воспитывать детей под руководством природы», то есть в соответствии с принципом природосообразности. Педагог создал новые методы воспитания, помогающие развивать силы ребенка в соответствии с природой. «Воспитание ребенка, – говорил он, – должно начаться с первого дня его появления на свет». И. Г. Песталоцци относил принцип природосообразности к развитию умственной, моральной и физической природы ребенка. Он исходил из предпосылки: человек рождается способным развиваться умственно и нравственно: «Глаз хочет смотреть, ухо слышать, нога ходить, рука хватать, сердце хочет верить и любить, ум мыслить» [45]. Важнейшую цель природосообразного воспитания великий педагог усматривал в гармоническом развитии заложенных природой сил и способностей, то есть физически он должен стать здоровым и сильным, умственно-разумным, душевно-нравственным.

И. Г. Песталоцци высказал положение о единстве обучения и воспитания, умственного и нравственного становления личности. Природа человека представляет единое целое, поэтому развитие ума и формирование нравственных качеств совершается в органическом единстве.

На основе обобщения личного педагогического опыта в Ивердонском институте (1805–1825 гг.) И. Г. Песталоцци создает теорию элементарного образования, включающего в себя умственное, нравственное, физическое и трудовое воспитание, которую рассматривал как основу формирования всесторонне развитой личности. Он приходит к убеждению о необходимости гармонического развития личности, одновременного развития «ума, сердца и руки». «Силы, умения»… И. Г. Песталоцци рассматривал в единстве с «силами знания» и «хотения», которые приводятся в движении в процессе воспитания. Сущность элементарного образования он видел в гармоническом развитии умственных задатков, обеспечивающих интеллектуальную самостоятельность.

Педагог считал необходимым знакомить детей с явлениями из области естествознания, географии, физики и, прежде всего, вооружать знаниями о растениях ближайшего окружения, животных, сезонных явлениях и умением использовать их в практической деятельности. Например, знакомя со свойствами плодовых деревьев, нужно показать детям, как лучше их сажать и растить. Овладение умениями и практическими навыками должно доставлять ребенку радость.

И. Г. Песталоцци был глубоко убежден, что уже в дошкольном возрасте необходимо всесторонне развивать детей, так как их первоначальное развитие и воспитание имеет решающее значение во всем последующем формировании личности.

Говоря о детях раннего возраста, он отмечал, что их способности и опыт, «самой природой вызываемые», велики, но школа уничтожает их. Ужас этого положения педагог видит в том, что до 5 лет дети наслаждаются природой, «все впечатления природы благотворно влияют на них», ребенок живет чувственным восприятием внешних впечатлений. И вдруг «мы заставляем природу исчезнуть из глаз». Связь между природой, воспитанием и образованием у И. Г. Песталоцци просматривается во многих положениях его теории. Воспитание, основанное на природосообразности, тем и ценно, что оно по сути своей нравственно. И. Г. Песталоцци говорил о необходимости получения ребенком правильных знаний о природе. «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во все многообразие окружающей его природы, хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы. Созерцание (чувственное восприятие) человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения, так как оно является единственной основой человеческого познания» [45]. Таким образом, исходным моментом познания И. Г. Песталоцци считал восприятие окружающего мира посредством органов чувств. По его мнению, только тогда можно начать обучение грамоте, связанному со сложным процессом абстракции, когда будет заложен и упрочен фундамент человеческого сознания – созерцание природы. Он различает «внешнее созерцание», то есть восприятие «вне нас находящегося мира», и «внутреннее». В «Фрагменте об основах образования» уточняет понятие внутреннего созерцания: осознание собственных впечатлений и суждение ума о впечатлениях. Следовательно, задача сенсорного развития и воспитания не только в том, чтобы развивать органы чувств ребенка, но и в том, чтобы научить его «внутреннему созерцанию», то есть осмыслению своих собственных впечатлений, чувств, переживаний, желаний и потребностей. С сенсорным воспитанием органически связано умственное развитие ребенка. В результате активизации деятельности рецепторных систем у детей накапливаются, беспорядочные и смутные представления (впечатления) эмпирически воспринимаемого мира. Возникает задача их упорядочения, выработки ясных представлений и четких понятий.

И. Г. Песталоцци отмечал, что внутреннее созерцание – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Здесь важна не только постепенность, но и последовательность ступеней процесса познания (определенность восприятий – ясность представлений – четкость понятий). В сочинении «Как Гертруда учит своих детей» (1801), в «Книге для матерей» (1803) в определенной последовательности даны элементарные знания об окружающих детей предметах и явлениях, с которыми должна познакомить мать.

И. Г. Песталоцци указывал на следующие ступени процесса познания: чувственное восприятие окружающего нас мира; осознание впечатлений и ступень мышления. Названным ступеням процесса познания соответствуют три органически связанные способности: способность к наблюдению, речи и мышлению. С развития способности к наблюдению начинается природосообразное развитие умственных сил человека. Через способность к речи и мышлению завершается путь к познанию. Элементарное умственное воспитание (образование) педагог рассматривал как один из факторов формирования человеческой личности.

Успех всего обучения в школе, по мнению И. Г. Песталоцци, зависит во многом от того, насколько будут развиты в дошкольном возрасте созерцательные способности. Так как основой духовного развития личности он считал всемерное развитие органов чувств и обогащение чувственного опыта ребенка, то вслед за Я. А. Коменским придавал решающее значение в обучении наглядности.

Отдавая предпочтение наглядному методу, он формулирует его в виде следующего тезиса: сначала видеть, слышать и действовать, потом рассуждать и делать выводы. Поэтому ребенка надо учить «в свободной аудитории природы… в поле, в лесу, в горах и долинах… Пусть он почувствует до конца, что здесь учит природа. Ты же должен со своим искусством тихо, почти крадучись следовать за природой» [22].

Он считал, что не следует торопиться навязывать ребенку знания. «Пускай истинный мир, явления и предметы проходят перед ним в возможно большем количестве, пускай они приходят и снова уходят… редко требуй от него (ребенка) суждений». «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет ползет по листу, прекрати упражнения в языке. Птица учит и червяк учит, больше и лучше. Молчи» [45]. Это по существу идея сенсорного воспитания. Каким же образом, при помощи каких средств может быть реализована идея элементарного умственного образования? Эти средства по своему существу и во всем своем объеме исходят из присущей нам способности свободно и самостоятельно сопоставлять, различать и сравнивать предметы, ясно осознанные нами самими через чувственное восприятие, выявляя общие и отличительные признаки и соотношение между ними, то есть логически их рассматривать и логически их обрабатывать, тем самым позволяя нам подняться до развитой человеческой способности к суждению. Выделение существенных свойств в наблюдаемых предметах, их осмысливание и выражение в речи составляет основу логического мышления. И. Г. Песталоцци справедливо отмечал, что ребенок должен «научиться мыслить о них» (предметах и явлениях природы) и что наглядность – это фундамент и «основа основ искусства педагогики».

Загрузка...