Определить предмет теории государства и права – значит установить круг тех общественных отношений, явлений, институтов, учреждений и проч., которые она изучает, те вопросы, которые она рассматривает. Предмет науки – это та область познания, на которую данная дисциплина направлена.
Как следует из названия, эта наука изучает такие объекты, как государство и право. Но их исследуют и другие общественные науки – философия, социология, политология и т. п. Предмет изучения теории государства и права составляют общие закономерности существования и развития государственно-правовых явлений. Иначе говоря, данная наука ставит своей задачей изучение не всех, а наиболее общих закономерностей функционирования государства и права и, опираясь на другие отрасли знаний, формулирует понятия, категории, конструкции и модели отдельных юридических явлений.
Предмет теории государства и права не является застывшим: с течением времени он развивается и изменяется, что обусловлено развитием самого общества, его культуры, идеологии, уровня общественного сознания, вместе с которыми меняются представления о государстве и праве, отдельных их сторонах, месте и роли в жизни общества, назначении, сущности и т. д.
Принято различать предмет и объект изучения. Объект шире, чем предмет науки. Предмет – это конкретизированная часть объекта. Объект у всех общественных наук практически один и тот же – государство и право. Предмет у них разный: те или иные стороны (аспекты) в объекте.
Государство и право изучаются наукой теории государства и права в единстве и взаимодействии, поскольку как законодательство и нормы права не могут существовать вне государства, так и государство проявляет свою деятельность прежде всего посредством принятия разнообразных нормативных правовых актов, регулирующих наиболее важные общественные отношения.
Как и другие общественные науки, теория государства и права изучает явления – государство и право, которые существуют в человеческом обществе и немыслимы вне его. В раскрытии своего предмета теория государства и права тесно взаимодействует с другими общественными науками, например политологией, экономической теорией, так как невозможно познать в полной мере государственно-правовые явления вне связи с политическими, экономическими и иными факторами. Они во многом предопределяют развитие государства и права и позволяют раскрыть глубинные процессы становления и функционирования, а также закономерности развития государственно-правовых явлений. Теория государства и права тесно связана практически со всеми социальными дисциплинами, т. е. она не обладает монополией на рассмотрение государства и права, но имеет свой ракурс исследования этих явлений по сравнению с другими общественными науками. Теория государства и права делает особый акцент на юридических началах в функционировании государства и права, в том числе на политическом содержании права, юридической политике и юридических моментах в деятельности государства, его органов и должностных лиц.
Чтобы определить это место, необходимо остановиться на классификации юридических наук, которые принято подразделять на следующие группы:
1) теоретико-исторические, к которым относятся теория государства и права, история государства и права, история учений о праве и государстве;
2) отраслевые, занимающиеся исследованием одной какой-то сферы государственно-правовой жизни, например гражданское право, уголовное право;
3) прикладные, например криминалистика, криминология, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия;
4) организационные, такие как судоустройство, организация прокуратуры, адвокатуры, нотариата;
5) международные, в число которых входят международное публичное, международное частное право, морское, космическое, атомное право и др.;
6) сравнительное правоведение (компаративистика), главное назначение которого – сравнение правовых систем разных стран, их институтов, норм права, актов и др. для выявления общих закономерностей и особенностей развития государственно-правовых явлений в разных государствах, регионах в целях использования юридического опыта разных народов.
По отношению к прочим юридическим дисциплинам теория государства и права выступает в качестве обобщающей науки, поскольку синтезирует выводы отраслевого значения, разрабатывает общие модели и понятия, применимые ко всем или многим отраслям права.
Кроме того, теория государства и права является наукой фундаментальной, поскольку раскрывает глубинные связи и отношения в государственно-правовой действительности и формулирует положения, используемые иными юридическими науками (например, категории правоотношения, нормы права, юридического факта, сущности права и др.).
Теория государства и права имеет методологическое значение для других юридических наук, так как разрабатывает базовые идеи, концепции и приемы изучения тех или иных явлений, применяемые и другими юридическими науками.
Теория государства и права есть исходная по отношению к другим юридическим наукам дисциплина, так как от уровня ее развития зависит состояние юриспруденции в целом. Отсюда ее особая ответственность за состояние дел во всей юридической науке и задача аккумулировать новейшие достижения юридической практики, других общественных наук, а также в определенной степени и естественных наук.
Чаще всего выделяют следующие функции этой науки:
1) гносеологическую (гносеология – теория познания), направленную на изучение и объяснение процессов, происходящих в государственно-правовой сфере, определение их сущности, содержания и тенденций развития;
2) онтологическую (онтология – учение о бытии), призванную определить, что такое государство и право, как и в силу каких причин они возникли, что они представляют собой в современный период и каково их будущее;
3) эвристическую (эвристика – искусство нахождения истины, новых открытий), предназначенную не только познавать и объяснять основные закономерности государственно-правовой действительности, но и открывать новые закономерности в развитии государства и права;
4) методологическую, которая выражается в выработке общей теорией познания государственно-правовых явлений методов, используемых отраслевыми юридическими науками для освоения своих сфер исследования;
5) идеологическую, которая неразрывно связана с мировоззренческой ролью теории государства и права как общественной науки и состоит в разработке и формулировании основных идей и базовых концепций правовой политики государства;
6) воспитательную, призванную воспитывать уважение к праву, к закону, способствовать повышению правовой культуры населения и общества в целом;
7) практически-организаторскую, содержание которой составляет подготовка рекомендаций и предложений по совершенствованию действующего законодательства, юридической практики, улучшению работы органов государства, укреплению правопорядка, по выявлению малоэффективных или устаревших норм права и актов, имеющихся в них пробелов, противоречий, иных несовершенств, определению факторов, воздействующих на реализацию законов, и др.;
8) прогностическую, направленную на формулирование прогнозов относительно развития не только отдельных государственно-правовых институтов или актов, но и динамики преступности, дальнейшего развития государственно-правовой жизни страны или группы стран и регионов.
Все названные функции связаны между собой, дополняют друг друга, а взятые в совокупности, дают наиболее полное представление о месте и роли теории государства и права в жизни общества.
5. Что такое методология теории государства и права
Теория государства и права как наука характеризуется не только предметом исследования, но и методами, т. е. совокупностью приемов, способов, правил и принципов научной деятельности, применяемых для получения истинных (объективно отражающих действительность) знаний.
Учение о методах, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания действительности принято называть методологией.
Методологический арсенал теории государства и права сложен и разнообразен.
В настоящее время все многообразие методов познания государства и права принято располагать по следующим группам:
1) общефилософские, или мировоззренческие, методы;
2) общенаучные (общие) методы;
3) частнонаучные (частные, специальные) методы.
Диалектика представляет собой науку о всеобщих законах развития природы, общества, человека, его мышления. Она требует изучения действительности во взаимосвязи явлений и постоянном их изменении, развитии, движении.
Материализм – философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, т. е. вне и независимо от сознания человека, материя первична, никем не сотворена и существует вечно. Сознание, мышление – свойства материи; мир познаваем.
На основе материалистического и диалектического подходов в исследовании государственно-правовых явлений формулируются следующие выводы:
а) государство и право – реально существующие явления;
б) государственно-правовая действительность пребывает в постоянном развитии, изменении, движении, борьбе старого с новым;
в) существуют разнообразные связи между государственными и правовыми явлениями, а также между ними и экономическими, культурными, национальными и иными процессами;
г) государственно-правовые явления следует изучать, ориентируясь на юридическую практику.
Очевидно, что могут быть использованы все общефилософские методы применительно к тем или иным явлениям, т. е. в использовании методов для изучения и трактовки государственно-правовой реальности следует исходить из плюрализма.
Это те методы, которые используются во всех или многих областях научного знания. Среди общенаучных методов принято выделять исторический, логический, системный и функциональный и некоторые другие.
Исторический метод направлен на изучение хронологии развития государства и права. Он требует, чтобы государственно-правовые явления изучались не просто в развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, с учетом исторических традиций, особенностей культуры, обычаев, социокультурных корней. Иначе говоря, современное состояние государственно-правовых явлений должно рассматриваться как результат предшествующего развития.
Логический метод основывается на использовании абстрактно-теоретических приемов, таких как анализ и синтез, индукция и дедукция.
Анализ представляет собой процесс мысленного или фактического разложения целого на части. Например, логическая структура нормы права с выделением в ее составе гипотезы, диспозиции и санкции. Синтез, напротив, предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения из частей (элементов) целого. Например, из формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима создается характеристика формы государства. Индукция как логический прием позволяет на основе частного знания получить знание общее. Так, изучая формы правления отдельных государств, можно выделить модель республиканской или монархической форм правления. Дедукция – логический прием, который на основе знания общего приходит к знанию частного. Так, на основе общих признаков демократического или недемократического политического режима можно установить, какой режим существует в том или ином государстве.
Системный метод базируется на рассмотрении государственно-правовых явлений как систем, т. е. целостных явлений, состоящих из множества других явлений и сообщающих данному явлению новое качество. В частности, система права состоит из таких институтов, как правовые нормы, правовые институты, субинституты, подотрасли, отрасли и иные образования. Каждый из этих компонентов имеет свои признаки и свойства, а в целом, в совокупности, они определяют систему права данного государства. В системе главное не ее элементы, а качество самой системы.
Функциональный метод позволяет выявить в государственно-правовых явлениях механизм их функционирования, рассматривать их не в статике, а в динамике, в реальном действии. Отсюда рассмотрение функций государства, права, правосознания и т. д.
Эти методы представляют собой использование теорией государства и права достижений технических, естественных и смежных общественных наук. К частным методам относят следующие.
Метод конкретно-социологических исследований представляет собой анализ, переработку и отбор необходимой информации о важнейших сторонах юридической практики. При использовании данного метода применяются такие приемы, как анализ юридических документов и официальных сообщений, устные и письменные опросы (интервью, собеседования, анкетирование), рассмотрение материалов судебной и арбитражной практики, изучение общественного мнения по поводу работы правоохранительных органов и др.
Метод моделирования – один из главных в теории государства и права. Он состоит в создании на основе изучения государственно-правовых процессов моделей отдельных институтов, например правоотношения, юридического факта, нормы права и т. д. Модель же представляет собой идеальное воспроизведение анализируемого явления на основе общих признаков.
Статистический метод – использование количественных показателей юридически значимых явлений. Он применяется главным образом для характеристики массовых явлений, например динамики преступности.
Метод социально-правового эксперимента – способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения или законопроекта, например воссоздание суда присяжных в нашей стране.
Среди частнонаучных методов принято выделять собственно юридические методы. К ним относят сравнительно-правовой и формально-юридический.
Сравнительно-правовой метод состоит в сопоставлении различных государственных и правовых систем, институтов, категорий в целях выявления черт сходства или различий между ними. Этот метод используется при изучении типологии государств и правовых систем мира, форм государств и т. д.
Формально-юридический (догматический метод) является традиционным для юриспруденции и составляет необходимую ступень в научном познании государства и права. Он основан на различных классификациях, на формулировании юридических понятий и категорий, на установлении приемов толкования норм права, актов и т. д.
Как видно, частнонаучные методы обладают богатством и большим разнообразием. Нельзя сказать, какие из них главные, а какие вспомогательные. В зависимости от целей исследования могут оказаться полезными те или другие методы, а иногда их совокупность.
Первой в истории человечества формой жизнедеятельности, охватывающей эпоху от появления человека до образования государства, было первобытное общество. Современная наука выделяет два этапа в развитии первобытного общества: этап присваивающей экономики и этап производящей экономики. Между ними лежал важный рубеж неолитической революции, когда произошли серьезные изменения мегафауны и постепенно исчезли многие животные и растения, которые человек употреблял в пищу. На этой теории эволюции человека основана современная теория происхождения государства, названная потестарной (лат. potestas – сила, власть).
Формой социальной организации первобытного общества была родовая община, т. е. объединение людей по кровному родству и по ведению общего хозяйства. Родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей. Возглавлялась родовая община наиболее авторитетными, мудрыми, опытными добытчиками пищи, знатоками обычаев, ритуалов, т. е. теми, кого сейчас назвали бы лидерами.
Управление в общине на первом этапе строилось на началах естественного самоуправления, что соответствовало уровню развития человека.
В общине существовали следующие институты власти:
а) лидер (предводитель, вождь);
б) совет старейшин;
в) общее собрание всех взрослых членов общины, решавшее наиболее важные вопросы ее жизни.
Власть носила общественный характер, так как исходила от общины, которая формировала органы самоуправления. Существовали выборность и сменяемость первых двух институтов власти, они работали под контролем общины и могли быть смещены общиной. Власть лидера не была наследственной, он избирался советом старейшин или общим собранием общины и наряду с другими членами общины участвовал в производственной работе, не имея никаких льгот.
Религиозные функции выполнял жрец (шаман), деятельности которого придавалось большое значение, поскольку первобытный человек непосредственно зависел от природы, одушевлял ее и верил в возможность ее задобрить, чтобы она была благосклонна к нему.
Таким образом, для власти первобытного общества на этапе присваивающей экономики характерны следующие особенности:
1) верховная власть принадлежала общему собранию членов общины;
2) внутри общины не было аппарата, осуществлявшего управление на профессиональной основе;
3) власть основывалась на авторитете и на личных качествах лидеров;
4) внутри общины отсутствовали какие-либо имущественные различия, поэтому установилось фактическое равенство, единство потребностей и интересов.
Переход к производящей экономике, как свидетельствуют археологические и иные научные данные, был обусловлен экологическими кризисными явлениями. Эти явления, по мнению ученых, угрожали существованию человечества как биологического вида. Поэтому возникла необходимость перехода к новому способу существования и воспроизводства человека – к производящей экономике. Такой переход охватил многие десятки тысячелетий, на протяжении которых человек от охоты, рыболовства и собирательства перешел к развитым формам земледелия и скотоводству. Таким образом, человек был объективно вынужден перейти к подлинно трудовой деятельности, т. е. не только к изготовлению орудий труда (средств производства), но и средств потребления.
Производящая экономика привела к разделению труда, что способствовало усложнению организации производства, появлению новых организационных и управленческих функций, необходимости нормировать и учитывать вклад каждого члена общины в труд, распределять созданный продукт и т. д.
Создание орудий труда вызвало рост его производительности и появление прибавочного продукта. А это, в свою очередь, привело к расслоению общества по социальному признаку. Поскольку верхушка не участвует непосредственно в материальном производстве, происходит отделение ее от основной массы производителей, постепенно формируются классы, различные социальные слои, группы, которые различаются по своим общественным функциям, потребностям и интересам, нередко противоположным.
Переход человечества к производящей экономике, завершившись, вызвал перестройку и властных отношений и институтов в обществе, так как управлять старыми институтами родовой общины, в которой все были равны по потребностям и интересам, в новых условиях стало невозможно. На этом же этапе происходит сакрализация личности вождя, борьба за власть приобретает характер борьбы за пост главы общины, а сама власть начинает отождествляться с собственностью того, кто занимает властную должность. Власть-собственность начинает решать вопросы распределения материальных благ. На следующем этапе появляются ранние государственные образования – сначала протогосударства, затем города-государства.
Первые города-государства – это поселки (селения), в которых, как предполагают ученые, проживали свободные общинники-земледельцы. Они селились по территориальному признаку, а не по родству и представляли собой соседскую, а не родовую общину.
Город-государство был административно-хозяйственным и религиозным центром селения и прилегающей к нему территории. В самом городе постоянно проживали вождь, жрецы, чиновники. Следовательно, город-государство был центром управления городской общиной и одновременно центром административного лидерства (дворец) и центром идеологического лидерства (храм).
Город-государство имел четкую систему территориального расселения, социально дифференцированную по имущественному признаку, по принципу разделения труда (кварталы оружейников, горшечников, медников, воинов, купцов и др.). Типичным средством формирования господствующих слоев, а затем и классов стал наследственный механизм передачи должностей, а власть открывала путь к присвоению прибавочного продукта.
Функции государственного управления состояли в следующем:
– управление общинным земледелием;
– выполнение общественных ритуалов и обрядов;
– защита от военных нападений и организация военных походов против других городов-государств;
– создание и распределение общественных фондов на случаи стихийных бедствий, военных нашествий и проч.;
– рассмотрение и разрешение споров между жителями;
– контроль за осуществлением межгосударственного продуктообмена, а затем и товарообмена;
– иные функции.
Многочисленные функции потребовали разветвленного аппарата управления, который постепенно обособился от основной массы населения, в результате чего появился специальный слой людей, которые выполняли только управленческие обязанности. Вместе с тем исчезает практика выборности и сменяемости лидеров и функционеров любых управленческих структур.
Таким образом, города-государства стали системой нового типа – политическим, структурным и территориальным образованием. Политическим, потому что первоначально город-государство выражал и защищал интересы всего общества, осуществлял внутренние и внешние акции – оборону, военные походы, взимание дани, т. е. занимался политикой. Со временем государство стало выражать интересы лишь стоящих у власти групп и слоев и превратилось в инструмент проведения политики господствующего класса.
Государство как структурная организация предполагает выделение из общества особого слоя людей, основным занятием которых становится государственное управление, и они составили первичную бюрократию, выполнявшую полезные для общества управленческие функции, нуждаясь для своего содержания в денежных средствах, поступающих от общества в казну в виде налогов, дани, иных средств.
Для выполнения своих управленческих функций аппарат государства наделяется властью, в том числе возможностью применить принуждение.
Таким образом, можно сделать вывод, что государство возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-земледельцев и перехода первобытного общества от присваивающей к производящей экономике. Государство образуется постепенно, в течение длительного времени и неразрывно связано с существованием человеческого общества. В принципе общество, как это было на раннем этапе его развития, может существовать без государства, но государство невозможно без общества.
Регуляторы отношений между людьми появляются вместе с возникновением человеческого общества. Но в обществе присваивающей экономики существовала нерасчлененность мифологического и традиционно-бытового регулятора, зачаточного права и морали. Эти регуляторы принято называть мононормами, которые представляли собой единые, общие для всех правила поведения. Первобытный человек не различал прав и обязанностей, не выделял виды норм – религиозные, морали и т. д.
Мононормами регулировались следующие виды общественных отношений: 1) брачно-семейные; 2) половозрастное разделение труда; 3) отношения по распределению пищи и правила ведения охоты; 4) правила разрешения споров между членами общины; 5) правила ведения войн между племенами. Для мононорм характерна тотемная форма. Термином «тотем» обозначается вера в сверхъестественное родство между людьми той или иной общины (племени) и определенным видом животного, реже растения, или предметом.
Среди способов регулирования в качестве главного выделялись запреты (табу), небольшую долю составляли дозволения (разрешения) и позитивные обязывания. Например, запрещалось кровосмешение, нарушение разделения функций в общине и др. Позитивное обязывание имело целью организовать рациональным образом приготовление пищи, строительство жилища, изготовление орудий труда и т. д.
Мононормы находили выражение в мифах, обычаях, ритуалах. Наряду с обычаями, ставшими исторически первыми регуляторами отношений между людьми, присваивающая экономика знала на некоторых этапах и сознательное создание правил поведения. Их создавали потестарные органы власти.
Таким образом, для нормативной системы этапа присваивающей экономики характерны следующие особенности:
1) это была система господства общего над индивидуальным, направленная на сплочение общины, рода, племени, так как вне коллектива человек в то время не мог выжить;
2) нормативная система выступала в виде строгих, непререкаемых, безусловно обязательных правил поведения, которые соблюдались в силу их объективной целесообразности;
3) внутренняя структура мононорм характеризовалась нерасторжимым единством биологических, моральных, религиозных и обрядово-ритуальных требований;
4) в структуре мононорм преобладали запреты (табу);
5) мононормы отличались казуистичностью, в них отсутствовали обобщающие правила, и они были привязаны к определенным предметам реального мира – к охоте, приему пищи, распределению добычи и др.
При переходе от присваивающей экономики к производящей в нормативной системе происходят существенные изменения. Под воздействием социально-экономических факторов мононормы постепенно расщепляются на нормы морали, нормы права, религиозные и другие нормы, кроме того, появляются новые позитивно-обязывающие нормы. Таким образом, возникает специальный пласт норм, отличающихся от мононорм. Это знаменует появление права, которое складывается не вдруг, не на пустом месте, и на первом этапе представляет собой санкционированные государством (властью) обычаи. Отсюда его название – обычное право. Оно формируется, с одной стороны, путем приспособления и видоизменения обычаев родового строя, а с другой – путем введения новых правил поведения, обеспеченных государственным принуждением.
Одной из особенностей нормативной системы рассматриваемого периода было появление агрокалендарей – первых письменных источников. Они стали основой общественной жизни членов земледельческой общины, так как регулировали производственную деятельность общины и были строго обязательны для исполнения. Возникает и специальный аппарат контроля за соблюдением агрокалендарей.
Качественное отличие нормативной системы этапа производящей экономики от предшествующего периода состояло в следующем:
1) происходит расщепление мононорм и постепенное обособление различных видов нормативных регуляторов;
2) усложняется структура регулирования поведения людей, в результате чего сложились четыре главных способа регулирования: что надо делать (что должно); что запрещено делать (нельзя); что разрешено делать (можно); что безразлично для общества, и, следовательно, человек может поступать по своему усмотрению;
3) появляются письменные источники, фиксирующие правила поведения с жесткой привязкой этих правил к земледельческому производству (агрокалендари);
4) устанавливается общесоциальное содержание нормативного регулирования, т. е. оно направлено на выживание всех и на регулирование жизни всей общины. Лишь со временем эти правила политизируются, т. е. приобретают классовое содержание;
5) появляется право, прежде всего путем санкционирования обычаев, которые государство (власть) ставило под свою защиту и делало строго обязательными для всех;
6) происходит процесс формирования права, он отличается длительностью, имеет ряд этапов и у разных народов свою специфику. Но право возникает объективно при становлении раннеклассового общества как нормативный способ регулирования производящей экономики.
Да, таких теорий довольно много. Одной из древнейших является теологическая теория. Она объясняет возникновение и существование государства Божьей волей. Поэтому государство вечно, как сам Бог, а государь наделяется Всевышним властью повелевать людьми и реализовывать Божью волю на Земле. Представителем этой концепции был в России Иосиф Волоцкий (1439–1515); на Западе Фома Аквинский (1226–1274). Данная теория в современный период разделяется идеологами ислама, католицизма, православия и иных религий.
Оценивая теологическую теорию, следует отметить, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в период Средневековья и ранее, а также уровнем знаний об обществе, который существовал в тот период.
Патриархальная теория трактует появление государства в результате разрастания семей, соединения родов в племена, а племен в более крупные общности, вплоть до государства.
Патриархальная теория получила современное преломление в идее государственного патернализма, т. е. заботы государства о своих гражданах и подданных в случае наступления неблагоприятной ситуации – болезни, инвалидности, безработицы и т. д. Позитивным в патриархальной теории является также то, что ее сторонники, например Н. К. Михайловский (1842–1904), призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку, а это возможно только в обществе, построенном по типу семейных отношений.
Договорная (или естественно-правовая) теория основывалась на двух главных положениях: 1) до возникновения государства и права люди жили в так называемом естественном состоянии; 2) государство возникает в результате заключения общественного договора.
Представителями этой теории были Г. Гроций (1583–1645) – Голландия, Т. Гоббс (1588–1679), Дж. Локк (1632–1704) – Англия, Ж.-Ж. Руссо (1712–1778) – Франция, А. Н. Радищев (1749–1802) – Россия.
Достоинство договорной теории состоит в том, что она:
а) провозгласила народ источником государственной власти и принадлежность суверенитета народу. Правители – лишь уполномоченные народа и могут быть смещены по воле народа;
б) впервые порвала с религиозной трактовкой причин возникновения государства и опиралась на достоверные исторические факты, касающиеся заключения договоров между отдельными феодальными городами и приглашаемыми для управления ими князьями и иными правителями (Псков, Новгород, Генуя, Венеция и др.);
в) носит демократический характер, так как исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения и никем ему не подарены, а все люди равны между собой. Но эта теория не может объяснить происхождение государства у разных народов.
Теория насилия объясняет появление государства в результате действия военно-политического фактора – завоевания одних племен и народов другими. Победители стремятся с помощью государства утвердить свое господство и заставить побежденных подчиняться. Сторонниками этой теории были немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833–1921), австрийский социолог и правовед Л. Гумплович (1838–1909), немецкий социалист К. Каутский (1854–1938). Эта теория опиралась на конкретные исторические события. Так, Франкское государство действительно возникло в результате войн, но восточнославянские государства формировались без насилия. Очевидно, что военный фактор был не главным, а сопутствующим в возникновении государственной организации общества.
Большое распространение имела и психологическая теория, родоначальником которой считается Л. И. Петражицкий (1867–1931). Он объяснял возникновение государства особыми свойствами человеческой психики, в том числе стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться.
Л. И. Петражицкий считал причинами возникновения государства определенное состояние психики людей: постоянная зависимость первобытных людей от авторитета вождей, колдунов или шаманов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно.
Оценивая эту теорию, следует сказать, что те или иные свойства психики людей, в частности эмоциональное восприятие государственно-правовой действительности, имеют важное значение, но не являются решающими в причинах возникновения государства.
Марксистская (классовая) теория была создана основоположниками научного коммунизма К. Марксом (1818–1883) и Ф. Энгельсом (1820–1895). Впоследствии эта теория получила определенное развитие в работах В. И. Ленина (1870–1924).
Согласно марксистской концепции государство возникло в силу экономических причин – общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противостоящие классы. Государство возникло как организация экономически господствующего класса, который при помощи государства становится и политически господствующим, приобретая мощные средства для подавления и угнетения эксплуатируемого класса.
Основоположники марксизма оценивали факт появления государства положительно, но считали, что, выполнив свою миссию, государство постепенно отомрет вместе с исчезновением классов.
Были разработаны и иные гипотезы и обоснования причин появления государства, например расовая теория, органическая, ирригационная, теория инцеста и др.
Данная теория обладает рядом преимуществ, которые состоят в следующем.
Во-первых, потестарная теория утверждает, что государство не было навязано обществу извне. Оно возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-земледельцев и перехода первобытного общества от присваивающей к производящей экономике, в результате изменения материальных условий жизни общества, необходимости учета вклада каждого общинника в работу, распределения продуктов и других факторов.
Во-вторых, образование государства шло постепенно, в течение длительного времени и не было одномоментным актом.
В-третьих, становление и развитие классов и государства идет параллельно, поскольку не только классы вызвали появление государства, но и само государство стимулировало появление классов (появление особого слоя учетчиков, людей, сведущих в обычаях, ритуалах, передача этих знаний по наследству).
В-четвертых, раннеклассовое государство выражало и защищало интересы всего общества, всех его слоев. Классовая природа государства определилась лишь после появления классов и стремления отдельных из них поставить государство на службу интересам данного класса.
В-пятых, в возникновении государства большую роль сыграл экологический фактор, который повлиял на изменение мегафауны и обусловил в конечном счете переход человечества от присваивающей к производящей экономике.
В-шестых, процесс появления раннеклассового государства у различных народов шел не прямолинейно, он знал возвратные (попятные) движения. Этот процесс подвержен не только объективному, но и субъективному воздействию, в том числе и случайностям.