3. СУЩНОСТЬ И ТИПЫ ГОСУДАРСТВА

3.1. Государственная власть как особая разновидность социальной власти

Государственная власть есть особая разновидность социальной власти – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.



Cхема 3.1

3.2. Понятие и сущность государства

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности государства:

– классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса;

– общесоциальный, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал (схема 3.2).

3.3. Типы государства: различные подходы

Типология государства – это его специфическая классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность.

Типология проводится в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: «азиатский способ производства» и прафеодализм).

В рамках цивилизационного подхода основными критериями как раз выступают духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические и прочие. Выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т. п. (схема 3.3).



Cхема 3.2



Cхема 3.3

Загрузка...