Раздел I. Теория государства

Тема 2. Происхождение государства и его сущность

2.1. Власть и общество: понятие и взаимосвязь

Государство и право существовали не всегда. Эти социальные институты сформировались на определенном этапе развития общества. В первобытном обществе не было ни государства, ни права.

Стремясь познать общественную жизнь людей, приходится сталкиваться со многими трудностями, одна из которых – многозначность самого термина «общество». В процессе изучения форм взаимодействия людей выработано несколько определений понятия «общество». Само общество бесспорно возможно только как продукт взаимодействия людей, т. е. там и тогда когда люди связаны друг с другом какими-нибудь общими интересами. Существует несколько вариантов термина «общество»:

• обществом может называться определенная группа людей, объединившаяся для общения, совместного выполнения какой либо деятельности на основе общий интересов (общество коллекционеров, профсоюз и т. п.);

• под обществом также может пониматься конкретный этап развития народа или страны в определенную эпоху (феодальное общество, капиталистическое общество и т. д.);

• общество может пониматься как население конкретного государства (английское общество, российское общество и т. п.).

Общество нельзя представить как простую совокупность людей. Отношения, складывающиеся между людьми, не упорядочены, во многом хаотичны, а общественная жизнь предполагает определенные «правила игры», т. е. писанные или неписанные законы, которые стремится соблюдать практически каждый член общества.

Каждое общество противопоставлено другим обществам. Процесс влияния обществ друг на друга носит односторонний характер, поскольку некоторые общества навязывают другим свои модели поведения и свои ценности. Общество значительно облегчает человеческую жизнь.

Общество – это и особая система, и самостоятельный социальный организм, который действует на определенной территории и охватывает все население. Объединение индивидов в человеческое общество происходит лишь на основе общего интереса. Степень организованности общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов.

Тем не менее, не всякая общность людей, взаимодействующих на базе интересов, образует общество (зрителей в кинотеатре объединяет общий интерес, просмотр фильма, но это не общество). В обществе люди связаны интересами, имеющими постоянный и объективный характер. Такие общественные связи обеспечивают нормальное функционирование сообщества людей, его воспроизводство и саморазвитие. Для любого общества характерно наличие организующего фактора, который определяет границы человеческого поведения в интересах всего общества. Такую функцию выполняет само общество через соответствующие органы власти и вырабатываемые им правила общеобязательного поведения.

В широком смысле общество можно определить как форму объединения индивидов, осознающих необходимость взаимодействия между собой, имеющих общие интересы, которые могут быть удовлетворены только их совместными усилиями.

Исходя из данной формулировки очевидно, что у общества есть свои признаки которые делают группу индивидов таковыми. Ими являются:

• наличие у индивидуумов воли и сознания, что отделяет их от дикой природы;

• наличие постоянных интересов, связывающих индивидов в единое целое;

• совместное решение проблем и задач, возникающих перед индивидуумами;

• необходимость выработки общих правил поведения;

• наличие организующего фактора для достижения установленных целей – власти.

Последний признак наиболее существенный, так как власть оказывает определяющее воздействие на деятельность и поведение индивидуумов.

Власть в самом общем виде представляет собой способность одного субъекта подчинить себе волю и поведение другого субъекта в своих собственных интересах или в интересах других лиц путем воздействия на деятельность и поведение индивидов с помощью каких-либо средств воздействия.

Власть имеет ряд признаков:

• власть – явление социальное, т. е. общественное. Это означает, что для возникновения отношения власти должно быть в наличии не менее двух индивидов;

• возможность отдавать властные распоряжения теми, кто на это имеет право, и наличие того, кто обязан эти распоряжения исполнять;

• наличие норм, дающих одним право издавать властные распоряжения, а других обязывающих их исполнять;

• наличие воли, выраженной во властном распоряжении, т. е. возможность и готовность добиваться его исполнения имеющимися средствами.

Источниками власти могут быть: сила, право, авторитет, опыт, материальные ресурсы, традиции, знания, организация и т. д.

Общество не может обходиться без власти, которая является необходимым условием его организации и функционирования, и поэтому власть возникает одновременно с обществом и друг без друга они не существуют.

Власть – это особые общественные отношения господства и подчинения, при которых воля и действия одних людей, организаций преобладает над волей и действиями других людей, организаций. Властвующие имеют возможность повелевать. Всякая власть реализуется в определенных отношениях – властных отношениях. Потребность в установлении властных отношений возникает в силу необходимости регулирования поведения людей.

Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, надлежащее функционирование, служить личности, обеспечивая и охраняя права и свободы граждан.

2.2. Первобытное общество: понятие, признаки, организация

Первобытное общество – первый этап организации человеческого общества. Изначально люди объединялись в большие группы, представляющие собой первобытное стадо. Такому обществу были свойственны полигамные семейные отношения, т. е. беспорядочные половые связи между его членами. Постепенно возникает более устойчивая форма организации первобытного общества – родовая община. Род представлял собой союз, основанный на кровном родстве и общности интересов.

На более поздних стадиях развития возникали племена, а затем и союзы племен. Укрепление общественных структур было выгодно людям. Это позволяло более эффективно противостоять силам природы, быстро осваивать новые орудия и приемы труда, отражать агрессию соседей и самим нападать на них и т. д., однако возможности объединения племен зависели от уровня развития экономических отношений в обществе.

В течение длительного времени производительность труда была очень низкой. Все что производилось или добывалось, сдавалось в общий котел, и все сданное перераспределялось между всеми. Развитие экономики шло по двум направлениям:

1) совершенствование орудий труда;

2) совершенствование организации труда.

В первобытном обществе все его члены были равны. Все важные общие дела, касающиеся всего рода, решались общим собранием. Собрание избирало старейшину, военных вождей, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин, вождей. Власть старейшин и вождей базировалась исключительно на авторитете, на глубоком уважении членов рода к старшим, их опыту, мудрости, храбрости. Споры между членами общины разрешались теми, кого они касались. Принуждение было редким явлением. Оно состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. В подавляющем большинстве случаев достаточно было простого осуждения сородичей.

Общественная власть при родовом строе характеризуется как общинная демократия, не знающая критики старейшин, в особенности вождей. Род давал защиту всем своим членам от внешних врагов как своей военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести за смерть сородича.

Все это позволяет характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм. Это было потестарное правление (от лат. potestas – власть).

Общество развивалось постепенно, по восходящей линии. Появились более совершенные орудия, возникло скотоводство, земледелие, повысилась производительность труда, появляется избыточный продукт. Человек стал меньше зависеть от природы, увеличилось население. В этот период началось разложение первобытно-общинного строя и переход к государственно-организованному обществу. Постепенно возникает стадия развития общества и форма его организации, которая получила название «протогосударство («чифдом»). Его характеристика: общественная форма собственности, постоянный рост производительности труда, оседание накопленных богатств в руках родоплеменной знати, быстрый рост населения, его концентрация, появление крупных поселений.

Нормативное регулирование в первобытном обществе осуществлялось на основе обычаев. В обычаях содержались непререкаемые запреты (табу) или ритуальные действия, а также мифы, создавшие образцы для подражания. Соблюдение обычаев становилось привычкой. Непререкаемость обычая опиралась на кровную связь и общность интересов членов родовой общины, равенство их положения, отсутствие непримиримых противоречий между ними. Нормы первобытного общества получили название мононорм.

В ходе общественного развития первобытное общество отходит от принципа равенства всех своих членов, как в работе, так и в быту. Власть сосредотачивается в руках вождей. Они выделялись даже внешне – носили отличающую их от других людей одежду. В родовом обществе в основном занимались организацией военных походов и перераспределением как добытого на войне, так и произведенного в процессе хозяйственной деятельности рода, а также осуществляли контроль за обменом и торговлей.

Власть вождя представляла собой особый тип власти, сложившийся в первобытном обществе на позднем этапе его развития, и являлась одной из разновидностей политической власти. Политической называется такая власть, которая основана на принуждении одной группы людей над другой.

Важнейший вид политической власти – это власть государственная. Под государственной властью понимается политическая власть, осуществляемая посредством специального аппарата – государства.

Власть вождя предшествовала государственной власти. Поэтому историки называют ее предгосударственной формой власти.

2.3. Причинное происхождение государства

Государство, как конкретно-историческое явление, существовало не всегда. Оно возникло на определенном этапе развития человечества. Новые данные археологии указывают на огромную роль «неолитической революции» (от «неолит» – новый каменный век) в происхождении государства.

Исторически первой формой существования человеческого общества был род, для которого характерны:

• коллективизм в производстве и управлении;

• уравнительное распределение добываемых благ;

• строго фиксированная система половозрастного разделения труда, брачно-семейных отношений;

• наличие властных институтов в лице вождей, предводителей рода, военачальников, жрецов, совета старейшин, собрания взрослых членов рода;

• регуляция отношений мононормами, представляющими собой нерасчлененное единство верований, мифов, традиций, обычаев, морали.

Приблизительно 10–12 тыс. лет назад в различных регионах мира начался переход от собирательства, охоты и рыболовства, которые объединялись в деятельности одного человека, к земледелию и скотоводству, т. е. переход от присваивающего к производственному хозяйству, основанному на разделении функций. Переход к производящей экономике был вызван такими экономическими кризисными явлениями, как неблагоприятные изменения климата, исчезновение растений и крупных животных, которыми питался человек, что угрожало существованию человечества как биологического вида. Люди вынуждены были расширить питательный рацион, одомашнивая растения и животных, что позволяло им иметь достаточно надежный источник питания. Постепенно человечество переходит от архаичных форм земледелия и скотоводства, связанных с присвоением готовых растительных и животных форм, к развитым формам, направленным на преобразование природы и производство орудий труда, пищи, и играющим основную экономическую роль в жизни общества. Так на смену присваивающе-потребительской экономике пришла экономика производящая. Произошла «неолитическая революция», коренным образом изменившая всю систему социальных отношений первобытного общества.

Переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда:

1) отделению скотоводства от земледелия;

2) отделению ремесла;

3) обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена-торговли.

Систематизация и разделение функций увеличили возможности человека, производительность его труда. Возросла роль мужского труда, как более производительного по сравнению с женским (домашним). В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство велось по отцовской линии. Родовая община начинает делиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников). Впервые в обществе появляется так называемый избыточный продукт, который может свободно отчуждаться. Он обусловил появление возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, нарастания социального неравенства, выделения богатых и бедных, управляющих и управляемых. Социальное расслоение было источником конфликтов, нарушало стабильность совместного проживания людей. Все это объективно требовало возникновения государства для обеспечения функционирования производящей экономики, интеграции общества, социального контроля и управления.

Таким образом, «неолитическая революция» объективно, в силу своего внутреннего развития приводит первобытное общество к социальному расслоению, появлению классов, зарождению государства как особого проявления публичной власти, стоящей над обществом и осуществляющей управление обществом в интересах одного класса, определенной части общества с помощью специально подготовленных для этого людей, органов принуждения и правовых норм.

На процесс возникновения государства оказали влияние не только социальные факторы (общественное разделение труда, частная собственность, деление общества на классы), но и демографические, и психологические, антропологические, этнические, географические, геополитические (угроза военных захватов). Так, в результате перехода от кочевого к оседлому образу жизни возникли специальные родовые органы, которые регулировали процессы естественного воспроизводства. Они ввели запрет на кровосмешение (инцест), поддерживали развитие связей с другими родами для взаимообмена женщинами. Эти органы представляли собой древнейшие элементы нарождающейся государственности.

Психологическими причинами возникновения государства являлся природный страх человека перед другим человеком. Эгоизм и агрессивность сочетаются в человеке со стремлением к совместному проживанию и пониманием необходимости создания специальных органов управления, стоящих над обществом.

Выделяют следующие пути возникновения государства:

• восточный (азиатский);

• западный (европейский);

• синтезный.

Государства Древнего Востока возникли в силу необходимости организации населения для проведения ирригационных работ в долинах рек Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы. Это были зоны поливного земледелия, на которых предусматривалось выполнение крупномасштабных общественных работ по сооружению, эксплуатации и защите мощных ирригационных систем. Именно в этих регионах из родоплеменной знати возникает разветвленный аппарат управления, объединяющий усилия общинников и распределяющий произведенный продукт. При этом большая часть полученного продукта сосредоточивалась в руках родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную касту управленцев, эксплуатирующую труд общинников.

Таким образом, в основе социальной дифференциации между группами людей в странах Востока лежало политическое неравенство, т. е. положение групп в соответствующих иерархиях власти, возможность распоряжаться собственностью, распределять ресурсы, имеющиеся привилегии. Государственная власть носила деспотический характер, что было вызвано срастанием политической и экономической власти. Управление страной деспот осуществлял с помощью разветвленного бюрократического аппарата. Социальной опорой восточного деспотизма была сельская община, основанная на коллективной (общинной) собственности на землю.

Итак, восточный путь возникновения государства характеризуется, во-первых, устойчивостью сельской общины, которая замедляла социально-экономическое расслоение общества и порождала деление людей на управляющих и управляемых. Во-вторых, исполнявшая общественные должности родоплеменная знать постепенно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат). В-третьих, общественная (коллективная) собственность постепенно превращалась в государственную, которая на Востоке являлась доминирующей, а частная собственность здесь не играла существенной роли. В-четвертых, государство выступало организатором производства: оно одновременно и управляло сельскими общинами, и эксплуатировало их.

Восточный путь оказался исторически наиболее распространенным, типичным, в отличие от западного пути, который был уникальным явлением, своего рода исключением из общего правила. Образование государства на территории Европы было обусловлено возникновением имущественного неравенства, появлением частной собственности на землю, скот, рабов и расколом общества на классы. Ф. Энгельс, исследуя проблему возникновения государства в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», отмечал, что классической его формой является возникновение Афинского государства. Здесь первоначально общество делится на свободных, не свободных и иностранцев. Затем свободные делятся на классы: родовую знать, свободных ремесленников, крестьян, торговцев, художников и пр. В основе раскола общества на классы лежит процесс образования частной собственности, которая явилась результатом совершенствования и повышения эффективности средств производства. Именно благодаря постоянному совершенствованию орудий труда отдельные семьи могли существовать самостоятельно. Земля из общинной собственности переходит в семейную, т. е. частную. Частная собственность позволила одним богатеть, а другим – беднеть и разоряться. Появились богатые собственники, имеющие много земельных наделов, рабов, скота, и бедные общинники. Наиболее богатые и независимые в имущественном отношении стали занимать ключевые государственные должности, которые в дальнейшем становятся наследственными. Частная собственность доводит разделение общества на классы до такой степени, что в нем одна группа людей начинает присваивать себе труд большинства. В таком обществе идет постоянная борьба между классами, что может привести к уничтожению самих классов и общества в целом. Поэтому общество вынуждено было найти такую силу, которая бы подавляла открытое столкновение классов и защищала интересы богатых собственников. Этой силой и явилось государство. Таким образом, государство на Западе возникло в результате деления общества на классы (имущественное неравенство), в основе которого лежал процесс развития частной собственности на средства производства.

Синтезный путь возникновения государства характерен для тех народов, которые сразу перешли от родоплеменных отношений к раннефеодальному государству. Основным государственнообразующим фактором было здесь политическое и имущественное неравенство. Так формировалось государство у германских племен – франков, в Скандинавии, у славянских народов (Болгария, Моравия, Польша, Древняя Русь). Их географическое положение, обширные территории, полукочевое земледелие, военные потребности создали возможности для длительного сохранения общинной организации, органов племенной демократии. Военноорганизаторские и управленческие функции в этих государствах закреплялись за военным вождем и его дружиной. Постепенно в результате завоевательных походов в руках вождя и его дружины накапливались богатства, обеспечивая им единство власти и собственности. Военные вожди, вся родовая знать превращались в крупных собственников земли и скота. В результате захвата общинных земель и скота, а также разорения и закабаления своих сородичей богатые общинники становились правящим классом феодалов, а эксплуатируемые соплеменники превращались в полностью зависимых от них крестьян.

Одновременно с разложением первобытного общества шел процесс превращения органов родового строя в органы феодального государства. Так, вождь рода или военачальник превращался в короля, совет старейшин – в совет приближенных монарха, а ополчение соплеменников в профессиональную дружину или армию. В целом синтезный путь формирования государства обусловлен прочностью сельской общины, внешней опасностью, завоевательными войнами.

2.4. Теории происхождения государства

В мире существует множество теорий, раскрывающих процесс возникновения и развития государства. Это вполне объяснимо, так как в основе каждой из них лежат взгляды и суждения различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей, которые, в свою очередь, опираясь на разнообразные экономические, политические, финансовые и иные интересы, оказывают прямое или косвенное влияние на процессе возникновения, становления и развития государства.

К наиболее известным теориям относятся следующие.

Теологическая теория является одной из самых ранних. Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства. Так, в законах царя Хаммурапи (Древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править черноголовыми». Но особенно широкое распространение данные идеи получили в средневековой Европе VI–XIII вв. Авторами теологический теории явились средневековые богословы Тертуллиан, Аврелий Августин, Фома Аквинский. Согласно теологической теории, процесс возникновения государства аналогичен процессу сотворения Богом мира. Божественный разум управляет всем миром, устанавливает на земле порядок и гармонию, следовательно, и государство – это результат «божественного промысла». Проникнуть в тайну божественного замысла, а значит, постичь природу государства, невозможно, поэтому народ должен верить и беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

Патриархальная теория рассматривает возникновение государства из разросшейся семьи, в которой власть монарха представляет собой продолжение власти отца над членами его семьи. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те обязаны повиноваться правителю. Эта теория получила свое обоснование в трудах древнегреческого философа Аристотеля (IV в. до н. э.) и была развита английским мыслителем XVIII в. Р. Фильмером, русским социологом Н. К. Михайловским и др. Представители патриархальной теории считали, что государство возникает в результате соединения родов в племена, затем союзы племен и, наконец, в государство. Власть отцовская в результате объединения семьи в государство становится государственной.

Патриархальная концепция в определенной степени отражала важнейшие моменты перехода человечества от социально-организованной жизни в первобытном обществе к государственным формам в раннеклассовом обществе. В частности, в городах-полисах, объединение семей было определяющим в возникновении государства. Однако эта теория преувеличивала их роль, что было неверным в историческом и теоретическом плане. Идеалистически трактовала отношения правящих и подданных, отрицала качественное отличие государства и государственной власти от семьи и отцовской власти. К недостаткам патриархальной теории относят также архаический характер представлений о государственной власти, которые могут использоваться для оправдания различных форм деспотической и тиранической власти.

Договорная теория происхождения государства появилась в XVII–XVIII вв., хотя отдельные ее аспекты разрабатывались мыслителями Древней Греции и Древнего Рима. Авторами теории договорного происхождения государства были Г. Гроций, X Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж.Руссо, А. Радищев и др. Согласно этой теории государство возникает в результате договора, в который вступают люди, находящиеся до этого в естественном состоянии. Т. Гоббс изображал также естественное состояние как «состояние войны всех против всех», где нет общей власти, закона и справедливости. Ж.-Ж. Руссо, наоборот, называл его «золотым веком», утверждая, что в естественном состоянии люди обладают прирожденными правами и свободами. Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до этого индивидами на объединение, образования государства в целях надежного обеспечения своих естественных прав и свобод, мира и благополучия. В соответствии с договором люди передают часть своих прав, присущих им от рождения, государству, которое, в свою очередь, представляет общие интересы и обязуется обеспечить права и свободы человека. В случае нарушения условий общественного договора народ имел право свергнуть власть, совершив революцию.

Теорию договорного происхождения государства отличают абстрактность представлений о первобытном обществе, его состоянии, человеке как изолированном субъекте процесса создания государства, а также антиисторизм в вопросах о времени и месте возникновения государства, о его сущности как выразителе интересов всех членов общества – и бедных, и богатых и облеченных властью, и не имеющих ее.

Договорная теория была значительным шагом вперед в познании сущности и назначения государства. Во-первых, она порывала с религиозными представлениями о происхождении государства и государственной власти и рассматривала государство как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Во-вторых, данная теория ставила вопрос о социальном назначении государства – человеку гарантировались его права и свободы. В-третьих, в теории прослеживается идея о том, что государство, как первый созданный людьми общественно-политический институт, можно совершенствовать и приспосабливать к изменяющимся условиям. В-четвертых, договорная теория обосновывала естественное право народа на свержение неугодной власти через революционное восстание. В-пятых, она положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности государственно-властных структур народу.

Марксистская (классовая) теория происхождения государства (XIX в.) опиралась на историко-материалистическое учение об обществе и общественном развитии, на классовую трактовку государства. Основные положения этой теории изложены в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина и других марксистов.

К. Маркс и Ф. Энгельс связывали происхождение и существование государства с возникновением и существованием классов. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс писал, что на определенном этапе развития человечества в результате разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности происходит раскол общества на классы с противоположными экономическими интересами. Для разрешения этих противоречий необходима новая сила, – государство. Государство стало необходимостью именно в результате этого раскола. Экономически господствующий класс создает государство для того, чтобы подчинить себе неимущих. В. И. Ленин рассматривал государство как «продукт и проявление непримиримости классовых противоречий»; как «орган классового господства, орган угнетения одного класса другим…».

Государство присуще лишь классовому обществу, поэтому с уничтожением классов государство отмирает. Таким образом, марксистская теория акцентирует внимание на классовой природе государства, его способности выступать в качестве аппарата, орудия насилия и подчинения в руках экономически господствующего класса, который с помощью государства становится и политически господствующим классом. Подобная абсолютизация роли классов и экономического фактора в процессе возникновения государства является ошибочной, так как в ряде регионов мира государство зарождалось и сформировалось до возникновения классов и под влиянием самых различных факторов. Однако это никак не умаляет значения марксистской теории, отличающейся четкостью и ясностью исходных положений и сыгравшей значительную роль в понимании происхождения государства.

Теория насилия (завоевания) являлась одной из распространенных на Западе в конце XIX – начале XX в. Ее сторонниками были Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. Они утверждали, что причиной возникновения государства стало внутреннее и внешнее насилие. При этом Е. Дюринг развивал идею о том, что внутреннее насилие одной части первобытного общества над другой приводит к возникновению государства, собственности и классов государство становится органом управления побежденными.

Л. Гумплович и К. Каутский были авторами теории внешнего насилия. Они отмечали, что война и завоевание – мать государства. По Гумпловичу, государство возникает в результате порабощения более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения. К. Каутский считал, что государство появляется как аппарат принуждения победившего племени над побежденными. Из победившего племени формируется господствующий класс, а из побежденного – класс эксплуатируемых. Теперь государство может защищать завоеванные племена от возможных посягательств со стороны других сильных племен. В ходе общественного развития смягчаются формы и методы властвования, и государство, как считали авторы теории внешнего насилия, превращается в орган защиты всего населения и обеспечения всеобщего блага.

В целом теория насилия носит абстрактный характер. Она не раскрывает основных причин происхождения государства, но выявляя отдельные, вторичные его формы, придает им универсальный характер. Вместе с тем, насилие, завоевание, не являясь первопричиной образования государства, оказали значительное влияние на процесс его возникновения.

Психологическая теория. Ее представители и разработчики Г. Гард, Л. И. Петражицкий, Н. М. Коркунов видели причину возникновения государства в человеческой психике, в потребности индивида в общении, жить в коллективе, желании повелевать и подчиняться. Они утверждали, что в результате психологических взаимодействий людей возникает совершенная форма эмоционального общения – государство. Оно способствует более быстрому приспособлению людей к изменениям среды обитания. Несмотря на то, что теория объясняет многие проблемы, чего не в состоянии сделать, к примеру, договорная или марксистская теории, тем не менее абсолютно неверно объяснять причины возникновения государства только психологическими факторами.

Расовая теории. Ее автором был французский писатель Ж. Гобино (XIX в.). Он поделил все человеческие расы на «высшие», призванные господствовать, и «низшие», которые обязаны подчиняться «высшим» расам. В основе подобного разграничения лежат физические, психические, умственные и другие различия между расами. Государство выступает орудием господства «лучших» рас над огромными массами. В период своего создания эта теория оправдывала и обосновывала колониальные войны.

Ирригационная теория. Автор этой теории К. Витторогень на основе изучения строительства ирригационных сооружений в древности (Египет, Междуречье) пришел к выводу, что общество в отдельных регионах не могло развиваться без организации строительства систем оросительных каналов, на строительство которых привлекались большое количество людей. Организовать такие работы может только постоянно действующая организация власти, т. е. государство.

Однако государство возникло не только в местностях, где проводились эти работы, и поэтому данная теория носит локальный характер.

Инцестная (половая) теория. Суть ее заключалась во введении запрета на инцест, т. е. кровосмешение. Это требовало наличия особой группы людей, специализировавшейся на поддержании запрета, а в дальнейшем выполнявшей и другие общественные функций, что и привело к возникновению государства; эту теорию выдвинул в XIX веке французский этнограф и социолог К. Леви-Строс.

Органическая теория. Одним из ее разработчиков был английский ученый философ Г. Спенсер (XIX в.). Согласно этой теории государство приравнивалось к человеческому организму и являлось продуктом действия сил природы, создающим его наряду с обществом и человеком.

Современные ученые сходятся во мнении, что практически невозможно выделить ведущий фактор возникновения государства. Существуют только общие предпосылки: экономические, психологические, демографические и др. У одних государств доминировали одни, у других – другие, и изучение этих процессов идет все интенсивнее по мере накопления информации.

2.5. Государственная власть как особая разновидность социальной власти

Государственная власть – это главная объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим действием она охватывает всех лиц, проживающих на территории данного государства.

Власть – одно из проявлений сущности государства, поскольку государственная власть имеет политический характер, выражает интересы определенных классов, социальных слоев и партий. Власть как таковая представляет собой отношение господства и подчинения, разделение на властвующих и подвластных.

Чтобы понять, что такое государственная власть, необходимо уяснить, что собой представляет власть вообще как социальное явление. Социальная, или общественная власть выступает неотъемлемым элементом человеческого общества, так как с ее помощью обеспечиваются определенный порядок и стабильность в обществе, организация и регулирование всех основных сфер его жизни и совместной деятельности людей. Власть свойственна любой более или менее устойчивой и организованной человеческой общности.

В самом общем виде власть может рассматриваться как способность и возможность любой социальной общности (властвующих) оказывать определяющее воздействие на людей (подвластных), навязывать им свою волю с помощью разнообразных средств: принуждения, убеждения, авторитета права, морали, знания и т. д.

В зависимости от признака классификации выделяют различные виды социальной власти. Так, по субъекту власти разграничивают классовую, групповую, семейную, личную власть неформальных лидеров. По содержанию можно выделить экономическую, политическую, информационную власть. Каждый вид характеризуется способами воздействия на поведение людей.

Социальная власть возникла вместе с человеческим обществом, существовала как власть племени, фратрии, рода и осуществлялась советами старейшин родов и племен, народными собраниями. Такая власть не отделялась от своего источника и носителя, выражала общие потребности и интересы, имела общественный характер, применялась для решения общих задач.

С появлением государства власть отчуждается от общества и преобразуется в политическую власть. В научной и учебной литературе термины «политическая власть» и «государственная власть» довольно часто отождествляются. Принято считать, что государственная власть является политической, исходит от государства и реализуется при его участии. Однако существует и другая точка зрения, сторонники которой выступают за различение этих понятий. Они считают, что политическая власть более широкое понятие, чем государственная, т. е. это власть, осуществляемая не только государством, но и другими институтами политической системы общества: партиями, общественными организациями и т. д. Политическая власть, таким образом, более многопланова с точки зрения ее полномочий, субъектов и используемых ресурсов. Политическая власть, воплощаясь в государственно-правовые институты, становится государственной властью.

Государственная власть – это руководство обществом с помощью государственного аппарата, опирающегося на легализованное принуждение, осуществляемое с целью реализации воли доминирующих социальных сил. Она обладает рядом особенностей, позволяющих отграничить ее от иных видов социальной власти:

• присуще верховенство над всеми другими видами власти внутри страны, и независимость, самостоятельность на международной арене. Другими словами, речь идет о суверенности государственной власти;

• особенностью государственной власти выступает ее легитимность, т. е. признание народом данной власти, ее структур и вера в то, что именно эта власть является лучшей;

• характеризуется легальностью, означающей законное избрание ее народом и возможность использовать средства принуждения в отношении всего общества;

• субъект и объект государственной власти не совпадают, что особенно характерно для классового общества, в котором властвующим субъектом выступает экономически господствующий класс, а подвластными – все остальное население. В условиях демократического общества наблюдаются сближение субъекта и объекта власти, их частичное совпадение. Это проявляется, во-первых, в активном участии каждого гражданина в управлении делами общества и государства, превращающем его в субъекта власти. Во-вторых, высшие государственные органы и должностные лица (субъекты власти), обладая способностью и возможностью навязывать свою волю другим, являются одновременно и объектом власти, так как зависят от народа – основного источника верховной власти;

• государственной власти свойственно единство, т. е. способность формулировать общезначимые стратегические цели, определять способы их достижения;

• государственная власть, познавая объективные законы развития общества, реализуется через государственное управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом и на различные сферы его жизнедеятельности;

• государственная власть проявляется в деятельности государственных органов, учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти.

Реализация властных отношений в государстве осуществляется с помощью властных структур – органов государства и властных институтов – политических учреждений и процедур. Основными институтами государственной власти являются институты народного представительства, позволяющие осуществлять власть посредством института всеобщих выборов, института президентства, парламентаризма и муниципального самоуправления. Государственные институты выполняют различные функции и в зависимости от уровня развития демократии обладают разной силой. В одних государствах преобладают институты главы государства, управления и «силовых» ведомств, в других на первое место выдвигаются институты народного представительства, муниципального самоуправления, правосудия, прав и свобод граждан.

Загрузка...