Наша монография открывает собой книжную серию «Петербургская школа журналистики и массовых коммуникаций». Вероятно, может возникнуть вопрос о том, насколько оправдано со стороны авторов именоваться школой, нет ли здесь саморекламного преувеличения. Попытаемся коротко обосновать выбор названия серии.
Прежде всего, в нем есть формальное соответствие: книги готовятся сотрудниками института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», входящего в состав Санкт-Петербургского государственного университета. Но это и в самом деле скорее формальность, чем суть вопроса, тем более что к соавторству мы пригласили специалистов из некоторых других университетов. Важнее, что институт «ВШЖиМК» действительно представляет собой крупный академический центр, который ведет активную исследовательскую работу и заслужил известность не только в своей стране, но и в международном научном сообществе. Свою историю он ведет с 1945 г., когда было создано первое в Советском Союзе отделение журналистики на филологическом факультете. В дальнейшем, по мере количественного роста и приобретения нового опыта, отделение преобразовывалось в факультет журналистики, который, в свою очередь, в 2011 г. приобрел статус института. Сейчас он состоит из 12 специализированных кафедр, на которых трудятся 35 докторов и 60 кандидатов наук, не считая многочисленных других сотрудников и молодых ученых. Ежегодно все они публикуют 700–900 научных произведений в разных жанрах, включая статьи в изданиях, индексируемых в престижных международных базах данных Web of Science и Scopus. Приведенные данные говорят как минимум о высоком потенциале коллектива, а фактически – об устойчивой, многолетней, тематически разнообразной исследовательской работе в сфере журналистики и массовых коммуникаций. В этой сфере центров такого уровня насчитываются единицы, не только в России, но и в мире.
Значит, есть основания искать в деятельности большого коллектива с длительной историей признаки своеобразной научной школы.
Чтобы придать работе целенаправленный характер и добиваться результатов мирового уровня, в институте была принята стратегия развития науки, с ясно обозначенными ориентирами. Одна из центральных целей сформулирована следующим образом: «Обеспечение лидирующего положения в своей научно-исследовательской области, в соответствии со статусом СПбГУ как одного из двух ведущих университетов России». Установка на лидерство не имеет под собой конъюнктурных мотивов, она продиктована ответственностью, лежащей на ведущем университете страны. Плодами нашей научной деятельности пользуются коллеги и партнеры из многих других научных и учебных организаций, так же, как они пользуются нашими учебниками, выходящими в крупнейших издательствах и рекомендованными федеральными учебно-методическими объединениями.
Но за тезисом о лидирующем положении стоит еще один смысл, не менее существенный и актуальный. Процесс, состояние и достижения исследовательской работы российских ученых в сфере журналистики и массовых коммуникаций слабо известны за пределами нашей страны. Об этом приходится вести речь с сожалением как об отложенном долге отечественной науки. Мы слишком слабо и нерегулярно занимаемся собиранием и обобщением того огромного материала, которым располагаем, и еще менее энергично доносим его до глобальной корпорации специалистов. Между тем априори понятно, что России не должно занимать место на периферии мировой научной мысли и выступать в роли пассивного ретранслятора зарубежных теорий и концепций, при том что далеко не все из них отмечены интеллектуальным совершенством и прикладной ценностью. На международном рынке идей и знаний существует конкуренция, не менее острая, чем в экономике и политике. Чтобы участвовать в ней на равных началах с другими национальными школами, нужно как минимум представить свою продукцию как материал для оценки и сопоставления. И это тоже одна из целей предлагаемой серии монографий.
Целенаправленное движение к поставленным целям может осуществляться при условии, что выбраны крупные проблемно-тематические направления и на них сконцентрированы усилия квалифицированных специалистов. По этой причине в дополнение к упомянутой стратегии развития науки в институте «ВШЖиМК» были определены приоритетные темы, дающие возможность и откликаться на современные запросы, и создавать межкафедральные авторские группы, и раскрывать исследовательский потенциал коллектива. В ряду таких тематических приоритетов назовем, например, следующие направления:
• общая теория и социальная теория журналистики;
• статус и поведение личности в массовой коммуникации;
• эстетика журналистики;
• стратегические коммуникации в PR и рекламе и др.
Список не исчерпывается этим перечнем, но мы приводим те направления, которые уже включены в план подготовки монографий серии «Петербургская школа журналистики и МК». Хочется надеяться, что все запланированные книги вскоре выйдут в свет и что за ними последуют другие труды, не менее актуальные по постановке вопросов и свежие по материалу. В этой полезной и своевременной работе авторам помогает авторитетное издательство «Алетейя», продукция которого традиционно пользуется высоким спросом у специалистов.
Серию открывает монография «Теория журналистики в России». На первый взгляд может показаться, что тема сформулирована слишком пространно. Действительно, теоретическими разработками в области журналистики занимаются десятки ученых, и в научном обороте находятся многочисленные публикации, включая коллективные монографии. Однако замысел нашей книги не предполагает «открытия» теории заново, с нулевого цикла. Наоборот, мы ставим перед собой задачу обозреть и обобщить солидный материал, накопленный теоретиками журналистики в России за долгие годы. Из чего складывается капитал научного знания? Какие темы и проблемы разрабатываются особенно интенсивно и последовательно? Какие научные проблемы нашли адекватное решение и какие стоят на повестке дня? По каким путям будет двигаться теория журналистики завтра и послезавтра? Конечно, монография – это не справочник, каждый автор предлагает оригинальную версию подбора, осмысления и систематизации данных из своей предметно-тематической области анализа. Но все же главная ценность проделанной работы, как представляется, заключается в представлении нынешнего состояния теории, которое базируется на результатах труда предшественников и одновременно прорастает в будущее.
Упоминание предшественников требует дополнительного комментария. У петербургских авторов уже был опыт обращения к истории отечественной теоретической мысли в области журналистики. Несколько лет назад вышла коллективная монография, посвященная начальным этапам формирования науки о журналистике в России[1]. Тогда нас интересовало зарождение нормативных, социально-философских, социологических, политологических и иных теорий в XVIII–XIX веках, причем именно в трудах российских мыслителей, деятелей культуры, публицистов. Нынешнюю книгу следует рассматривать как продолжение и развитие предыдущего опыта. Теперь в качестве временного отрезка избраны в основном XX и XXI столетия. Однако внимание по-прежнему сконцентрировано на отечественной науке. Разумеется, мы затрагиваем тенденции, школы и ситуации, существующие в глобальном мире, сравниваем положение дел в России с достижениями и процессами за рубежом. Вместе с тем мы исходим из того, что в описании деятельности ведущих мировых центров журналистской науки мало новизны, эту работу с завидной регулярностью и тщательностью выполняют сами зарубежные науковеды, прежде всего в США. Представить российскую науку можем только мы сами.
Каждая попытка такого рода пробуждает вопросы о способе компоновки и изложения содержания. Совершенно нереально представлять целую отрасль знания совокупно, без членения на значимые компоненты. Например, можно избрать проблемный подход, когда проект структурируется по зонам наибольшего интеллектуального напряжения. Оправданным было бы движение по хронологической вертикали приращения знания. Есть известные преимущества у биографического метода, который предполагает направленное внимание к заметным личностям в науке. Наша книга, как и предыдущая монография, в структурно-композиционном отношении строится по дисциплинарному принципу, хотя и без зеркального совпадения с предыдущей публикацией. В то же время данный принцип позволил использовать элементы проблемного, исторического и биографического подходов. Охватить все дисциплины, составляющие теорию журналистики, небольшому авторскому коллективу не под силу, поэтому были выбраны лишь некоторые из них, те, которые, как думается, с достаточной полнотой отражают состояние и динамику работы российских исследователей.
Раздел монографии «Теория журналистики как область исследования» открывается главой «Дисциплинарный статус теории журналистики» (автор доктор политических наук, профессор, зав.
кафедрой теории журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ С. Г. Корконосенко). В ней рассматриваются дискуссионные сегодня вопросы о перспективах эволюции журналистики в условиях взрывного прогресса информационно-коммуникативных технологий и резких социально-культурных сдвигов. Вторая половина главы посвящена своеобразию теории журналистики, сформировавшейся в уникальном культурно-цивилизационном пространстве России. Глава «Теоретические компоненты истории журналистики» (автор кандидат филологических наук, доцент СПбГУ О. С. Кругликова) содержит крайне редкий в литературе опыт выявления теоретико-методологических оснований для изысканий российских историков прессы. Анализ обширного материала дает возможность предложить направления совершенствования методологии и методики исторических исследований.
Раздел «Социальные теории журналистики» начинается главой «Социально-философское знание о журналистике» (автор доктор философских наук, профессор СПбГУ В. А. Сидоров). В ней прослеживаются сложные процессы изменения фундаментальных представлений о назначении журналистики в обществе под воздействием, с одной стороны, смены политико-идеологических контекстов и, с другой стороны, усиления гуманитарно-антропологических тенденций в отечественной философии. Глава «Социологическое и социально-психологическое знание о журналистике» (автор доктор политических наук, профессор СПбГУ И. Н. Блохин) раскрывает содержание социологии и социальной психологии журналистики через представление основных направлений и исследовательских школ. Перспективы развития данных дисциплин связываются прежде всего с преодолением устаревших традиций и возрастанием интереса к человеку, живущему в социальном мире и существующему в медиапространстве. В главе «Политологическое знание о журналистике» (автор кандидат политических наук, доцент СПбГУ З. Ф. Хубецова) показан длительный путь движения от политической теории журналистики (по существу, выработки директив для прессы органами власти) к политологии журналистики как области научного знания, оснащенной собственным понятийным аппаратом и концептуальными решениями, представленными в исследовательской и учебной литературе. Как показано в главе, в политологии журналистики российские университеты занимают лидерские позиции в мировом сообществе. Глава «Экономические теории журналистики» (автор доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, зав. кафедрой теории и экономики СМИ, декан факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова Е. Л. Вартанова) характеризует быстро прогрессирующую в России область знаний о политэкономии медиа, медиаэкономике и медиаменеджменте. Потребность в ее освоении на фундаментальном и прикладном уровне диктуется как реальными обстоятельствами функционирования СМИ и журналистики в экономическом пространстве, так и необходимостью адаптировать зарубежные концепции и модели к специфической отечественной практике.
В разделе «Гуманитарное теоретическое знание о журналистике» глава «Филологические теории журналистики: литературоведение» (автор доктор филологических наук, профессор СПбГУ Б. Я. Мисонжников) охватывает взаимосвязи журналистской теории с классическими традициями исследований в области словесности. К ним относится изучение формы и содержания в журналистском произведении, поэтики дискурса в публицистике, методов текстообразования, наррации и др. В России наука о журналистике как нигде в мире состоит в самом близком родстве с литературоведением. В главе «Культурологическое знание о журналистике» (автор доктор исторических наук, профессор СПбГУ М. А. Воскресенская) показано, как идет создание целостного научного направления, которое следует называть культурологией журналистики. На настоящем этапе корпус теоретических идей, трактующих журналистику в культурологическом ключе, подразделяется на два основных направления: анализ освещения в журналистике культурной жизни общества и концепции журналистики как социокультурного феномена. Отечественная наука не имеет возможности опереться на развитые теории в зарубежной литературе, поскольку там предлагаются фрагментарные подходы к изучению взаимоотношений журналистики с миром культуры. Вместе с тем российские авторы накопили немалый концептуальный и эмпирический материал, который требует целенаправленного теоретического обобщения и формирует для этого необходимые предпосылки.