Начнем мы с электроэнергетики. И не по своему произволу, а в силу того обстоятельства, что именно электроэнергетика занимала первое и главное место в списке достижений Алмазбека Атамбаева, когда в ноябре и декабре 2017 года подводили итоги его правления. Конкретно, самым большим достижением Атамбаева за все время его правления называли строительство ЛЭП «Датка – Кемин», избавившей Киргизию от необходимости пользоваться узбекскими сетями при передаче электроэнергии с юга на север республики.
Чтобы не быть голословными, приведем некоторые высказывания, опубликованные в прессе. Вот политолог Марс Сариев: «В принципе, при Атамбаеве была политическая стабильность, были очень большие проекты, например, проект для достижения независимости в сфере энергетики от Узбекистана – ЛЭП «Датка-Кемин»2. Из редакторской статьи сайта Knews.kg: «Со вступлением в должность Алмазбека Атамбаева вопрос начал решаться. Редкие отключения наблюдались в 2011-2012 годах, однако они были вызваны, скорее, техническими затруднениями. Вскоре об этом понятии народ просто позабыл во многом благодаря запуску строительства линии электропередач «Датка-Кемин» длиной 405 километров. Проект позволил Киргизии обрести энергетическую независимость и замкнуть на себе процесс передачи электроэнергии по территории республики»3. Этот ресурс также отметил «приятно удивительные» сроки строительства этой ЛЭП с начала 2012 года по осень 2015 года. Известный экономист Капарбек Чалбаев также отметил строительство ЛЭП как существенный факт: «Мы получили энергетическую безопасность, построив стратегически важную линию ЛЭП-500 «Датка-Кемин»4. Чалбаев подчеркнул, что он далек от приукрашивания деятельности Атамбаева.
При желании можно найти еще много подобных высказываний, благо эпопея строительства линии электропередач довольно активно освещалась в прессе, преимущественно в восторженных тонах. Казалось бы, вопрос ясен – строительство ЛЭП «Датка – Кемин» действительно было важным достижением Атамбаева на его президентском посту. Во всяком случае, такое представление можно составить, если читать киргизскую прессу.
Однако если мы начнем рассматривать строительство этой ЛЭП в деталях, то довольно быстро окажется, что назвать это строительство достижением Атамбаева – это чрезмерно большое преувеличение.
Момент первый. В полной мере строительство ЛЭП, да еще в сложных горных условиях, можно было бы назвать достижением Киргизии, и, как следствие, достижением Атамбаева, как главы республики, только в том случае, если бы эта ЛЭП строилась бы на киргизские средства и киргизской компанией. Только это не так. Генеральный директор ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана» Медетбек Айткулов в своем интервью агентству «Спутник-Кыргызстан», довольно откровенно поведал, что средства на строительство ЛЭП оказались китайские. 389 млн. долларов предоставил в качестве кредита Экспортно-импортный банк Китая. Условия кредита таковы: срок кредита 20 лет, из них 9 лет отсрочки, под 2% годовых5.
Сумма кредита, если пересчитать ее в сомы по курсу начала 2012 года (46,4 сом за доллар) составляет 18,05 млрд. сомов. Много это или мало? Ну это немногим меньше, чем дефицит госбюджета в 2012 году – 20,2 млрд. сомов6. Кстати, Минфин КР ожидал меньшего дефицита, в размере 18 млрд. сомов, но его ожидания не сбылись. Или эта сумма эквивалентна 20% доходов госбюджета за тот же 2012 год (86,7 млрд. сомов). Или 6,6% ВВП Киргизии за 2012 год (273 млрд. сомов). В общем, это большая сумма, едва ли бывшая посильной для довольно серьезно расстроенных финансов республики. Самостоятельно такую стройку Киргизия потянуть не могла. Но и с китайским кредитом выходило не так, чтобы очень посильно, несмотря на все заверения Айткулова, что риски были просчитаны. 2% от этой суммы – это 361 млн. сомов в год. За 20 лет кредита процентов набежит 7,6 млрд. сомов, и общая сумма кредита к возврату составит 25,2 млрд. сомов. Эту сумму по условиям кредитного соглашения надо выплатить за 11 лет, то есть по 2,2 млрд. сомов в год.
Соглашение о строительстве ЛЭП Атамбаев подписал в июне 2012 года во время визита в Китай. Стало быть, льготный период заканчивается в июне или июле 2021 года, в зависимости от конкретной даты подписания кредитного соглашения. «Заключенное на прошлой неделе во время визита Алмазбека Атамбаева в Пекин соглашение о строительстве ЛЭП «Датка-Кемин» мощностью 500 киловольт было подписано на максимально льготных для Киргизии условиях», – прокомментировал тогда источник в правительстве Киргизии7. Ну да, по процентной ставке кредит не выглядит тяжелым, однако, сумма его очень даже ощутимая для киргизского бюджета, и необходимость возвращать этот долг (без учета всех остальных кредитов, набранных Атамбаевым) увеличит финансовые проблемы киргизского правительства.
Теперь же самое интересное – будущего киргизского правительства! Атамбаев в 2012 году сделал ход, поражающий своей простотой и откровенным цинизмом. Он, добившись долгого льготного периода, попросту переложил основную часть выплаты долга на будущего президента Киргизии и будущее правительство республики, которое будет править в 2021-2032 годах. То есть, строительство ЛЭП «Датка – Кемин» это чуть ли не самое главное достижение Атамбаева, а вот заплатить за это должен будет кто-то другой, кто возьмет в свои руки государственное управление.
К слову сказать, Атамбаев принял госбюджет с дефицитом, и оставил его тоже с дефицитом. По итогам 2017 года дефицит составил 17,4 млрд. сомов8. За шесть лет его правления финансовое состояние республики не улучшилось, и по-прежнему госбюджет Киргизии тратит больше, чем получает. Далеко не факт, что финансы республики поправятся при новом президенте Сооронбае Жээнбекове. Так что, вероятнее всего, трудности платежа китайского кредита за достижение Атамбаева поджидают уже действующего президента в последние два года его правления (если, конечно, до тех пор в Киргизии ничего не случится экстраординарного), а следующему президенту, который придет в 2023 году к власти, придется уже всерьез столкнуться с кредитными проблемами при дефицитном бюджете. Итак, строительство ЛЭП «Датка – Кемин» был, по существу, банкетом за чужой счет.
Момент второй. Строительные работы проводились китайской же компанией TBEA – Tebian Electric Apparatus Stock Co., Ltd. За этой компанией с ограниченной ответственностью, тем не менее, стоит вся мощь китайского государства. В частности, как нам любезно сообщило «Международное радио Китая», на церемонии закладки ЛЭП 1 августа 2012 года, присутствовали, вместе с президентом КР Алмазбеком Атамбаевым и министром энергетики и промышленности КР Аскарбеком Шадиевым, заместитель председателя Правительства Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР Ши Даган, посол КНР в КР Ван Кайвэнь, советник посольства КНР по торгово-экономическим вопросам Цзинь Юйлунь, ну и председатель правления самой TBEA Чжан Синь9. То есть, китайское правительство поддерживает именно эту компанию, и, как потом стало известно по истории с модернизацией Бишкекской ТЭЦ, само выделение кредита было обставлено условием, что работами займется именно китайский подрядчик10. Видимо, такое же условие было и в кредите на ЛЭП «Датка – Кемин».
Теперь весь вопрос состоит в том, чем объясняется китайская щедрость. У китайской стороны, выдавшей кредит и направившей своего подрядчика, были же свои расчеты на какую-то выгоду. Думается, что общий замысел состоял в следующем: китайское правительство рассчитывало поправить свой энергобаланс за счет киргизской гидроэнергии. В Китае на тот момент отмечалось две противоположные тенденции: рост энергопотребления и сокращение доли тепловой генерации, использующей уголь и нефть. В планах китайского правительства было сокращение доли этих источников энергии с 84% в 2012 году до 78% в 2030 году (с учетом, конечно, роста энергопотребления). Поскольку в то время в Киргизии были планы строительства целого каскада новых ГЭС, включая крупную Камбаратинскую ГЭС-1, то возникала перспектива, что в скором будущем, через несколько лет, Китай сможет закупать электроэнергию в Киргизию.
Даже более того, были разработаны предварительные планы. В 2014 году стало известно, что компания TBEA разработала предварительное ТЭО строительства ЛЭП 500 кВ из Киргизии в Китай. Предусматривалось несколько вариантов: от ЛЭП «Датка – Кемин», от Кара-Кечинской ТЭС (проект электростанции на углях Кара-Кечинского месторождения), или от Камбаратинской ГЭС-1. Экспорт электроэнергии предусматривался в размере не менее 2 млрд. квтч в год – это минимально экономически выгодный объем11.
В свете подобных планов становится понятной и китайская щедрость, и китайская настойчивость. За возможность получать в год не менее 2 млрд. квтч, почему бы не дать кредит? Тем более, что кредиты стали бы впоследствии рычагом давления на киргизскую сторону, и Китай смог бы добиться очень выгодных для себя цен на импортную электроэнергию. Не говоря уже о том, что ввиду очень вероятной невозможности для киргизского правительства погасить кредит деньгами, Китай бы внес предложение, также «максимально выгодное», погашать кредит поставками электроэнергии. И от такого предложения нельзя было бы отказаться.