Безвременье – удел всего, что не имеет Лица своего.
Безвременье – одно из состояний атемпоральности (вневременья) жизни, не содержащее ощущений времени, его хода и измерений. Вторым состоянием атемпоральности является состояние вечности. Первое отличается от второго тем, что не содержит в себе вечных образов-сущностей, которые приобщают нас к смыслам вечной жизни.
Безвременье является одним из ключевых понятий темпоральной психологии личности и социальной психологии, в том числе психологии коммуникаций, диалога.
В словарях существуют следующие определения понятия «безвременье», которые в общих чертах охватывают его общезначимый в повседневной жизни смысл:
– Безвременье – тяжелое время, пора невзгод, беда, несчастье, горе, неудача. Эпоха общественной пассивности, застоя.
– Безвременный – несвоевременный, не в свою пору делаемый или случающийся; некстати, не в пору, не к нужде, не так или неладно происходящий; нежеланный, неприязненный; несчастливый, бедственный. Безвременность – неуместность чего-либо, по времени или по делу.
– Безвременье, безвременница – непогода, ненастье; || невзгодье, несгода, бедовое время, случай, злыдни; беда, несчастье, горе, неудача. Время красит, безвременье старит. Было время, осталось одно безвременье. Безвременье прийдет – все добро как мылом возьмет. Безвременьеце пришло тяжкое. В те поры холопу время, когда господину безвременье. Не радуйся чужому безвременью, сам под Богом ходишь. Старина спорина, новизна безвременщина. Безвременник, безвременница, бедовик, несчастливец, которому ни в чем нет счастья. Безвременничать, безвременствовать, жить в невзгодье, в безвременье.
Толкование пословицы «Старина спорина, новизна безвременщина». «Новизна безвременщина» потому, что в новом нет пока связей, связанных со временем. При этом человек при восприятии нового не может его ни с чем сравнить. Новому только предстоит создать связи со временем, создать уникальные ассоциации, мысли и чувства в сознании людей, создать свои архетипы, проникая во все сферы сознания.
Исходя из того, что время и психика подобны по своей природе, слиты во едино, а может и взаимозаменяемы, можем утверждать следующее: безвременье – это и бездушие (бездуховность, нечеловечность), отсутствие психических процессов. Если мы переживаем поток сознания, то мы чувствуем и ток времени, а если мы чувствуем время, то мы при сознании. Полоса состояния безвременья отграничивает сознание от бессознательного. Патологическое просоночное состояние.
Сон – как маленькая смерть. Гипнос – божество сна, согласно мифам, живёт на краю мира, и на него никогда не взирает Солнце. И эта маленькая смерть страшит детей, когда они, везде и всегда, не хотят ложиться спать.
Безвременье подобно тому состоянию Вселенной, из которого все произошло, сотворилось, и такие состояния периодически людям свойственны, если они выходят за поток привычного сознания. Более того, при развитии диалога с бессознательным, в любой практике с измененными состояниями сознания мы неминуемо ступаем на полосу безвременья. И проходят ее только те, кто способен начать творить мир в диалоге с себе подобным.
Время красит, а безвременье старит.
Психология взаимодействия человека с безвременьем.
В безвременье – душа, словно не существует, притом что тело – продолжает жить.
Картина взаимодействий человека с четырьмя измерениями времени (прошедшее, настоящее, будущее и вечность) натолкнула меня на мысль о безвременьи, которое оказалось по своей природе не менее сложным, нежели каждое из четырех измерений времени, или даже все измерения вместе взятые. Стало ясным, что изначальная патологичность самой сути безвременья сродни с патологиями взаимодействия человека со временем. Другими словами, разного рода нарушения нормальных (идеальных) взаимодействий со временем приводят к переживанию состояний безвременья в разной степени. Глобально же, состояние безвременья может быть пережито человеком при полном разрыве его взаимодействий со всеми измерениями времени.
Патология отношений со временем была очерчена в понятии темпорального невроза, что призывало меня к осмыслению и соответствующей психотерапии. Темпоральную психотерапию я построил, опираясь на метод «Лицо личности», который изначально создавался как техника безопасности для исследователя предвестников будущего в измененных состояний сознания. Если данный метод был пригоден для психотерапевтической помощи при разрушающем воздействии предвестников будущего на человека, то он мог оказаться вполне эффективным и для других измерений времени.
Представить себе «безвременье» как особое состояние души, и обстоятельства, приводящие к такому состоянию, нам поможет следующее описание.
Если не практиковать состояние безвременья в духовных практиках, то оно приходит само по себе, маскируясь в депрессивные состояния.
Представим себе картину:
В холодном сумрачном поле движется тело человека. Возможно, он даже не мыслит, что он человек. Сложно сказать и то, что он знает куда идет. Да он и не идет собственно никуда. Его движения иногда кругообразны, иногда – противоположны. Иногда он садится на землю, или ложиться. Дует ветер, холодный и порывистый, срывается снег. Небо покрыто плотными облаками так, что не видно даже признаков солнечного света. Человек не знает кто он, где он, и какое время, когда и что он ел, какого он возраста и пола. Порой он даже не может осознать свое Я, как отдельное от окружающего его мира. Он даже не может почувствовать свое тело отдельным от этого поля, ветра и холода. Потому он иногда падает навзничь в сухую траву и так лежит с полуоткрытыми глазами. Ночи нет, нет и дня, есть только сумрак, так как это широта полярного круга летом.
Что могло привести человека к такому состоянию? Вначале он не знал в чем себя реализовать, и потому брался за любую работу. Настоящее казалось бессмысленным, будущее – бесперспективным, в прошлом он не видел ничего ценного. Потом он потерял потребность к познанию и чувство прекрасного. Так сложилось, что все отвергли и унизили его. Его никто не любил, да и он потерял всякие положительные чувства к людям. Он был атеистом и все вокруг ему казалось угрожающим. Потому он убежал ото всех в мертвое поле, где не было даже животных. Его тело отказалось от пищи и сна. Постепенно он потерял память и физиологические потребности стушевались. Поток сознания у него остановился, и только тело его еще было живо и сохранило остатки рефлексивных движений.
Да это же патология, скажет мне читатель! Да, это глубочайшее патологическое состояние, так как оно не достаточно адаптивно, и приводит к смерти. Если же смерть не наступает, то оно может длиться достаточно долго, что и происходит в психиатрических клиниках, когда к ним поступают люди в некоторой степени приближенные к описанному состоянию. Причины, приводящие к подобным состояниям безвременья, в значительной степени присутствуют в любом обществе, и потому иногда справедливо считать социальную среду первопричиной душевных расстройств. К социальной среде прибавляются психологические особенности человека, и физиологические первопричины.
Не будем вдаваться пока в подробности отдельных причин и подобных случаев душевных расстройств. На данном этапе рассуждения разумно определить основные принципы и подходы для помощи человеку, оказавшемуся в состоянии безвременья, которое было описано выше. Конечно же, они должны быть выдержаны в духе темпоральной психотерапии.
Представим, что рядом с уже знакомим нам движущимся по мертвому полю человеком, появился психотерапевт. Что он должен и может сделать в этом случае? Конечно же, у него есть для этого достаточно ресурсов и опыта. Итак, что произойдет?
Психотерапевт достаточно длительное время находится рядом с человеком, пребывающим в состоянии безвременья. Достаточно для того, чтобы почувствовать своего клиента, и частично перевоплотиться в него, двигаясь рядом с ним в том же ритме, дыша тем же ритмом, останавливаясь вместе с его телом, и останавливая поток собственного сознания и чувств. Через некоторое время клиенту понадобиться физическая помощь, и она должна быть оказана, например, в тепле, в воде, в защите от ветра и снега. Постепенно они начнут не только двигаться рядом, пить, есть, отдыхать, но и оказывать друг другу какие-то еще услуги, например, клиент – споткнулся, и ему помогли подняться. Через некоторое время клиент выделит психотерапевта из окружающего мира, понимая, что ему кто-то помогает жить. Между ними установится первый диалог, в результате которого клиент поймет, что он такой же человек, как и психотерапевт. На этом этапе в работу входят зеркала, отражения лиц, роспись краской по лицу и созданные из глины портреты и автопортреты. Именно здесь уже может начаться работа методом Лицо личности. Диалог будет продолжаться, и наступит осознание своего пола, что вызовет и волну переживаний о своем роде, о предках, детях и других представителях семьи и этноса, что восстановит опыт переживания прошлого.