Этот дух может угадывать судьбу. Многие сравнивают его с русским чертом, рогатым, с носом в форме свиного пятачка и копытами на ногах. На самом же деле Сюллюкюн абсолютно иной – маленького роста, с вытянутой головой, без волос и бровей, с широким, как у жабы, ртом, узкими покатыми плечами. Как говорится в легендах, он, как и человек, в своей стране обзаводится семьей и детьми, строит дом и держит скотину.
Согласно якутским верованиям, в январе, в дни гаданий Танха, сюллюкюны выходят из воды на несколько дней, а затем возвращаются в свою страну. Сначала являются печники: готовят заброшенные дома, растапливают очаг, а затем выбираются их близкие, семьи, дети, старики. В это время наступают дни Танха, приходит пора узнавать судьбу.
Защита от нечисти в дни Танха:
• Для защиты от сюллюкюнов над дверью, окнами, на воротах загонов и хлевов приколачивают крестики из щепок.
• Остерегаясь ухода человеческих душ, не оставляют белье на улице.
• Не берут воду из проруби.
• Не затевают свадеб и сватаний, так как это месяц свадеб чертей.
• Не говорят лишнего.
ЭТИМОЛОГИЯ:
Как отмечает доктор филологических наук Рифкат Ахметьянов, «сюллюкюн» (як.), «шуликун» (старослав.), «шулейкин» (коми), «шулгэн» (башк.), – все эти слова происходят от китайского «шуй-лун-хуан». Шуй-лун-хуан в китайской мифологии – это водяной дракон, дух-повелитель рек, морей, облаков.
Танха Хаан – божество, обитающее на седьмом небе, творящее судьбу человека, определяющее его предназначение.
О том, как наши предки спрашивали лично у сюллюкюнов о своей судьбе, теперь мы знаем только из преданий.
Так, в давние времена, чтобы узнать о своем будущем, якуты, не страшась лютых январских морозов, прятались в заброшенном балагане посреди аласа в ожидании сюллюкюнов.
Если повезет, то в этот балаган заходили странные существа, непохожие ни на человека, ни на зверя, и беседовали о всех грядущих изменениях, о погоде, обо всем на свете. Таким образом, спрятавшийся и сидящий тихо человек мог узнать свою судьбу.
Еще один способ гадания – подслушивание у проруби. Предки садились у проруби в полночь, накрывшись теплым одеялом, и ждали сюллюкюнов.
Духи воды, выйдя из проруби, бегали вокруг сидящих и, пребольно ударяя по голове, рассказывали судьбу. Кто выдерживал такое испытание, тот и узнавал свое будущее.
Только крепкие духом использовали эти способы гадания. Потому как, если гадающий испугается и начнет кричать, причитать, даст знать о своем присутствии, то век этого человека сильно укоротится.
Гадание на воске
Свечной воск, раскрошив, нагревают в большой ложке на пламени другой свечи и выливают в посуду с холодной водой. Затем разгадывается значение получившейся фигуры. Например, если фигура похожа на машину или самолет, то это к дальней поездке.
Гадание на иголке
Две иголки, натерев жиром, кладут в посуду с холодной водой. Если иголки соприкасаются друг с другом, это означает укрепление отношений с любимым.
Чтение книги
В этом гадании может участвовать несколько человек. Берут толстую книгу на якутском языке, зажигают свечу. Гадающий задает вопрос про себя. Закрыв глаза, наугад раскрывает книгу и указывает пальцем строчку, это и будет ответом на вопрос.
Гадание на бумаге по тени
Плотную бумагу сминают в ладони, задавая вопрос «Что меня ждет в этом году?», и поджигают над блюдом на пламени свечи. Как только бумага перестанет гореть, рассматривают ее тень через пламя свечи на стене.
Сюллюкюны бывают очень богаты. Они могут оставлять золотые монеты в местах, где бывают. Нашедший их человек должен потратить деньги в течение трех дней, а после монеты превращаются в тину. Есть такое поверье: если в дни Танха найдутся деньги, вами же спрятанные и забытые, то это приравнивается к нахождению монет сюллюкюна, а значит, весь следующий год вы не будете знать нужды.
Реальный случай из жизни
В старые времена якуты, готовясь к Танха, завозили сено на несколько дней, в доме ставили поленницу, долбили новую прорубь, а старую расчищали, во дворе начисто выгребали снег, молодежь готовилась слушать Танха. Предки говорили, что сюллюкюны – это духи, способные говорить на человеческом языке.
Когда я был маленьким, мой старший брат Николай, живущий у нас Василий Мастер и сын старшего дяди Егор собрались идти слушать танха. Я с интересом наблюдал за их сборами. Братья свернули одеяло на заячьем меху, толстую обрядовую подстилку в клетку из конской шкуры и вышли, ничего не говоря.
В тот вечер отец отодвинул столы, поставил прутовые стулья у дальней кровати. В балагане как будто сразу стало просторнее. Собравшиеся устроили перетягивание палки между мальчишками, остальные начали играть в «колечко». В самом разгаре игр вдруг вернулись, запыхавшиеся, братья. Наспех покидав верхнюю одежду на кровать, они без разговоров подошли греть руки к печке. Было заметно, что они смертельно напуганы. Родные попытались их расспросить, но ребята молчали. Может, их сдержало присутствие детей.
Позже я узнал у матери, что приключилось с братьями. Гадальщики вначале вышли в летник и стояли, прижавшись к коновязи-сэргэ, пока не продрогли, но так ничего и не услышали. Затем сели вокруг проруби. Пока сидели, по льду проехали всадники, напоив лошадей. Один всадник, приговаривая «лето будет дождливым», поливал гадальщиков водой, и это было похоже на дождь. Потом он сказал: «Вот я, настоящий злой дух. Вы что тут сидите, решили, выдержите мой рассказ?» и, вскрикнув вороном, ударил чем-то очень крепко по спине. Слушатели с испугу бросили прочь одеяло и кинулись что есть духу домой. Никто не посмел оглянуться, поэтому так и осталось тайной, что там произошло и кто это был.