10 фактов о шизофрении, которые полезно знать каждому

Шизофрения – тяжёлое психическое заболевание, о котором не принято открыто говорить в нашем обществе. В средствах массовой информации мало внимания уделяется вопросам психического здоровья. Когда человеку ставят этот страшный диагноз – жизнь рушится, родные люди отворачиваются. Человек может страдать и бороться с шизофренией годами один на один, боясь стигматизации общества. Иногда пациент не знает, где найти помощь, поддержку и информацию о заболевании. Конечно, диагностику таких состояний должен проводить квалифицированный специалист – врач-психиатр.

Проявления заболевания разнообразны, непредсказуемы и порой кажутся совершенно фантастичными. Задача нашего общества состоит в принятии и понимании людей, больных шизофренией, посильной моральной поддержке, их адаптации в социуме. Достойное качество жизни не должно казаться чем-то несбыточным. Вместе мы сможем сделать жизнь психически больных людей чуточку лучше!

Факт № 1. Шизофрения – серьёзное расстройство психики

Шизофрения – тяжёлое прогрессирующее расстройство психики, требующее квалифицированной медицинской помощи. Изменения личности при этом нарушении необратимы. Шизофрения является психическим заболеванием с утратой целостности личности, нарушением процесса мышления, разнообразной психопатологической симптоматикой.

Симптоматика данного заболевания крайне полиморфна, многогранна и включает в себя практически все имеющиеся в психиатрии регистры патологии. Диагноз может поставить только врач-психиатр на основании беседы с человеком и его родственниками. Расщепление («схизис») психических функций при фактически сохранном интеллекте лежит в основе этой патологии.

Многие люди склонны думать, что шизофреник – это человек с галлюцинациями. Однако обманы восприятия являются лишь небольшой частью возможных проявлений при шизофрении. Стоит отметить, что галлюцинации не всегда являются признаком именно шизофрении. Их наличие может свидетельствовать, к примеру, о декомпенсации соматической патологии, инфекционном заболевании или интоксикации.

Из всех психопатологических синдромов, труднее всего выявить и описать шизофрению. Существуют 2 основные концепции развития заболевания (острой и хронической шизофрении). При острой шизофрении главными клиническими признаками являются бред, галлюцинации и нарушение мышления. Эти признаки называют “позитивными” симптомами.

У некоторых больных после острой стадии заболевания наступает выздоровление, у других – болезнь переходит в хроническую форму. Для хронической шизофрении характерны такие черты, которые называют “негативными” симптомами (апатия, отсутствие побуждений, вялость и социальная отгороженность). Полное выздоровление при хроническом синдроме наблюдается редко.

Факт № 2. Распространённость шизофрении – 1–2 %

Распространённость шизофрении выявлять достаточно сложно даже сейчас, при наличии современных диагностических подходов и методов нейровизуализации (позитронно-эмиссионная томография с контрастированием, к примеру). Это связано с особенностями клинической картины и течения заболевания, работой психиатрической службы, учёта случаев возникновения болезни. Было выяснено, что за последние 50 лет заболеваемость в разных странах остаётся стабильной – около 1–2 % населения земного шара страдают этим недугом. Это значит, что на 1000 человек населения приходится 1–2 человека с шизофренией. Самая высокая заболеваемость приходится на 20–29 лет и далее с возрастом уменьшается. Женщины болеют шизофренией с такой же частотой, как и мужчины.

Стоит отметить, что причины заболевания до сих пор неизвестны. Мировой науке ещё многое предстоит узнать о человеческом организме. Головной мозг является самым загадочным объектом многочисленных исследований. У клиницистов и научных сотрудников за десятилетия работы сложилось мнение, что шизофрения является мультифакторным заболеванием, т. е. возникает вследствие воздействия эндогенных (нарушение работы нейромедиаторов, патология структур головного мозга) и экзогенных факторов (физические и психические травмы, употребление психоактивных веществ, инфекции, воздействие окружающей среды, общества и семьи).

Существуют теории патологии нейротрансмиттеров – дофаминовая, глутаматная, ГАМКергическая и холинергическая. Однако ни одна из этих теорий не объясняет всю многогранность психопатологических симптомов. При шизофрении выявляется морфологическое изменение определённых структур головного мозга: расширение боковых желудочков, разряжение серого вещества и гиппокампа.

Интересно: выяснена роль наследственности при шизофрении: риск заболевания возрастает на 10 % при наличии шизофрении у близких родственников (родители, братья, сестры). Речь идёт о нескольких генах и ассоциированных с их патологией комбинаций, приводящих к развитию заболевания (моногенная, полигенная и гетерогенная теории). С развитием генетического типирования в недалёком будущем можно будет прогнозировать возможность рождения здоровых детей, определять вероятность возникновения шизофрении из-за поломки генов.

Факт № 3. Шизофрения различается по течению болезни

Выделяют 3 типа шизофрении, классифицируемые по течению заболевания: непрерывнотекущая, периодическая и приступообразно-прогредиентная.

• К непрерывнотекущей шизофрении относятся случаи заболевания с плавным развитием болезненного процесса, чётким разграничением его клинических разновидностей по степени прогредиентности со слабо выраженными изменениями личности до грубопрогредиентного (выражены как позитивные, так и негативные симптомы). Данный тип течения имеет крайне неблагоприятный прогноз.

• Для периодической (рекуррентной) шизофрении, характерно наличие фаз в развитии болезни и появлением ограниченных по времени приступов. Изменения личности выражены не резко. На первый план в клинической картине выступает аффективная симптоматика: раздражительность, тревога, депрессия, гипомания, мания. В течение жизни у пациента возможен как один, так и несколько приступов.

• Промежуточное место между указанными типами течения занимает приступообразно-прогредиентная шизофрения. При данном типе заболевания на фоне непрерывнотекущего процесса появляются приступы, схожие с приступами рекуррентной шизофрении. С каждым новым приступом дефект личности становится больше, словно действительно происходит «раскол» психики.

Факт № 4. При шизофрении существует «негативная» симптоматика

В клинической картине шизофрении выделяют специфические для этого заболевания расстройства, которые достаточно разнообразны: аутизм, нарушения психической активности, эмоций, мышления. Данные симптомы называют «негативными». Если рассматривать личность как нечто целое, вследствие заболевания появляется дефект, расщепление и дефицит психических функций. Сроки наступления необратимых изменений личности различны.

Аутизм является первым «негативным» признаком шизофрении. Личность как будто отрывается от окружающей действительности. У человека возникает особый внутренний мир, специфические увлечения и фантазии. Суждения шизофреников становятся витиеватыми и непонятными окружающим. Обычно такие люди замкнуты и лучше чувствуют себя в одиночестве.

Характерной особенностью шизофрении является снижение психической и познавательной активности. Человеку становится труднее учиться, работать, концентрировать внимание, воспринимать новую информацию и использовать запас знаний (хотя формально интеллектуальные функции остаются сохранными). Термин «абулия» используется в данном случае для описания волевого дефицита. Пациент со временем теряет интерес к труду и активности в целом.

Изменения эмоциональной сферы при шизофрении своеобразны. Эмоциональное обеднение возникает уже в начале заболевания, медленно и неуклонно прогрессирует. Человек постепенно становится холодным, эгоистичным, его перестают интересовать события в семье, на работе. Мимика скудеет, лицо выглядит маскообразным. Эмпатия (способность сопереживать другим людям) утрачивается. Меняется внешний облик больных.

Одновременно с этим возникает парадоксальность эмоциональных реакций. Больные шизофренией достаточно равнодушно переносят несчастье, смерть близких, но проявляют бурные эмоции по незначительным поводам и высказываниям окружающих людей. Эмоциональные реакции становятся неадекватными происходящей вокруг ситуации. Существует понятие бредового настроения – это страх, тревога, напряжённость с ощущением враждебности окружающего, чувством своей незащищённости в сочетании с подозрительностью, настороженностью.

Особое место в клинической симптоматике занимают нарушения мышления. Они крайне разнообразны: нелепость суждений, паралогичность (отсутствие логической структуры речи), наплывы мыслей, или наоборот их закупорка (шперрунг), разорванность речи (иногда достигающая степени словесной окрошки – шизофазии, при которой речь, сохраняя грамматическую правильность, теряет смысл).

В обычных вещах и окружающем шизофреник может видеть символы и знаки, секретную информацию, доступную только ему (символизм). Больные могут многократно совершать ритуальные действия, придавая им символическое значение вследствие бредовой трактовки окружающего или по велению приказывающих голосов. К примеру, шизофреник 7 раз прыгает по коридору на одной ноге, требует от матери, чтобы она также исполняла ритуал, иначе из дома он выйти не может. Мысли могут казаться совершенно чужими, вложенными кем-то посторонним в голову больного. Болезненные переживания в ряде случаев могут иметь религиозную тематику.

Факт № 5. Галлюцинации – один из ярких продуктивных симптомов шизофрении

Галлюцинациии – искажённое восприятие индивидуумом окружающей действительности. Обманами восприятия называют состояния, когда человек слышит, видит, или осязает то, чего нет на самом деле. Этим галлюцинации принципиально отличаются от иллюзий. Галлюцинирующий пациент одновременно с ложными образами может адекватно воспринимать и реальность.

Клинический случай: пациентка при беседе с врачом отмечает: «Я слышу голоса и музыку с утра до вечера. Стараюсь к ним не прислушиваться. Музыка играет как радио…». Внимание пациента распределяется неравномерно, часто смещаясь в сторону обманов восприятия. Иногда человек настолько поглощён несуществующими образами, что совершенно игнорирует действительность. В таких случаях говорят об отрешённости или галлюцинаторной загруженности.

Чаще всего при шизофрении возникают слуховые галлюцинации. Человеку может казаться, что голоса звучат у него в голове или исходят из внешних объектов. Голоса могут иметь угрожающий, приказывающий или комментирующий характер. Разговоры или отдельные фразы сопровождают пациента в любое время суток. Содержание галлюцинаторных высказываний может быть абсурдным, лишённым всякого смысла, но по большей части в них выражаются различные идеи (далеко не всегда безразличные больным). Голосов может быть несколько, мужских или женских.

Опасной для окружающих и самих больных разновидностью слуховых обманов являются императивные галлюцинации, содержащие приказы что-то делать или запреты на действия. Распоряжения голосов больные чаще относят на свой счёт. Галлюцинации могут запрещать пациенту есть пищу и пить воду. Человек днями может отказываться от предложенной еды, противиться кормлению. Нередки случаи, когда голоса приказывают ударить и даже убить себя или посторонних людей.

Кроме голосов возможны и невербальные слуховые галлюцинации (акоазмы) в виде шума, треска, щёлканья, стука. При галлюцинациях музыкального содержания больной слышит игру музыкальных инструментов, пение, хоры.

Признаки слуховых галлюцинаций:

• человек во время беседы неожиданно замолкает, к чему-либо прислушивается, затыкает уши, озирается;

• человек разговаривает с мнимым собеседником;

• внезапно и беспричинно смеётся;

• не может сосредоточиться на беседе, отвечает на вопросы невпопад, замкнут.

Возможны тактильные галлюцинации вычурного, неприятного, тягостного характера, называемые сенестопатиями (например, «черви едят сердце; мозг трётся об черепную коробку; желудок как будто вывернут; чувство, что органы сгнили»). Тело может казаться чужим, изменённым – так проявляется деперсонализация.

Алгические сенестопатии – это болевые ощущения, отличающиеся необычайным богатством всевозможных оттенков (сверлящие, жгучие, острые, тупые, распирающие, сжимающие, рвущие, разламывающие, прокалывающие, ноющие, свербящие, выворачивающие, тянущие, грызущие, ломящие, режущие, стреляющие и др). У одного больного могут быть самые различные виды алгических ощущений.

Иногда пациенты определённым образом группируют неприятные ощущения для того, чтобы разобраться в них самим, полнее информировать врача о своём самочувствии. Больные записывают проявления, локализацию и время возникновения сенестопатий в отдельную тетрадь. Боли могут быть постоянными или возникать в виде приступов, кратковременных пароксизмов. В течение нескольких лет локализация алгических ощущений может меняться (ограничиваться одной частью тела или появляться в разных местах).

Обонятельные и вкусовые галлюцинации не похожи на воспринимаемую обычную действительность. Они непривычны и крайне неприятны, навязчивы («вкус жжёной бумаги во рту; запах керосина»). Своим поведением больные могут обнаруживать данные галлюцинации: закрывать окна, сплёвывать слюну и т. д.

Зрительные галлюцинации при шизофрении появляются реже, чем слуховые. Обманы восприятия различаются по окраске, размерам, чёткости контуров, деталей, степени сходства с реальными объектами, подвижности, локализации в пространстве. Галлюцинации могут выглядеть как люди, животные, насекомые, провода, паутина.

Важно! Галлюцинации опасны! Больной в психозе может навредить себе самому, окружающим его людям, совершить противоправные и общественно опасные действия. В таком случае, согласно Закону о психиатрической помощи РФ, человеку необходима госпитализация в стационарное отделение психиатрической больницы с целью снятия острой психотической симптоматики.

Факт № 6. Бред – ещё один характерный признак шизофрении

Бред – совокупность бредовых идей, определённых убеждений, которые не соответствуют тому, что окружает человека в реальности. Разубеждению, как правило, данные идеи не поддаются. Ложность содержания бредовой идеи, несоответствие с реальностью отличает её от сверхценной идеи.

По своему содержанию бредовые идеи могут быть различными. Здесь представлены лишь некоторые из них.

• Бред отношения (встречается наиболее часто). Человек по-своему трактует действия и слова людей. Больному кажется, что окружающие негативно настроены, обсуждают его за спиной, родные проявляют злой умысел.

• Бред преследования. Пациент уверен в том, что недоброжелатели намерены причинить ему некий ущерб, осуществляют слежку или уже причиняют некий вред (соседи травят газом, воздействуют лучами, родственники подсыпают в еду отраву). В начальной фазе бреда больные пытаются скрыться от преследователей – избегают прежних контактов, меняют место жительства, уезжают в другие города или отдалённые районы, пытаются сменить внешность. Спустя некоторое время при нарастании тревоги они могут переходить к активным защитным действиям. С этого момента они становятся опасными для окружающих. Бред преследования сопровождается двигательным возбуждением: человек прячется, может заклеивать двери и окна, строить баррикады в квартире и занимать оборонительные позиции.

• Бред воздействия. Человек считает, что его мысли, поступки, переживания являются результатом влияния некой внешней силы, колдовства или гипноза. Такие действия он может приписывать конкретным лицам (родным, знакомым, соседям), неоднократно вызывать полицию и писать заявления в различные инстанции с просьбами о помощи.

• Бред ревности: характеризуется убеждённостью в неверности супруга. Человек становится крайне подозрительным (проверяет одежду и телефон супруга на факты измены), запрещает выходить из дома и общаться с посторонними людьми. Бред ревности характерен по большей части для мужчин среднего возраста.

• Ипохондрический бред сопровождается убежденностью в наличии тяжёлого неизлечимого заболевания, онкологии. Как правило, такие пациенты постоянно посещают врачей различных специальностей, непрерывно сдают анализы, но патологии не обнаруживается. Крайняя степень ипохондрического бреда – бред Котара: человек считает, что «все органы сгнили, развалились».

• Бред особого значения – это особый, символический характер восприятия происходящего, при котором утрачивается действительный смысл конкретных явлений и действий. Шизофреник неверно трактует обстановку вокруг. Например, «проходящая мимо женщина улыбнулась и села в автобус под номером 9, а это значит, что нужно переехать в квартиру под таким же номером».

Содержание первичного бреда может быть различным: реформаторство, ревность, преследование, высокое происхождение, физические недостатки, болезни, любовная тематика. Одна тема бреда в последующем может усложняться за счёт присоединения аффективных расстройств, галлюцинаций, явлений психического автоматизма, бреда воздействия, идей величия.

Формированию бреда восприятия в ряде случаев предшествует бредовая настроенность – состояние неопределённой тревоги, опасений, внутреннее напряжение, маниакальное состояние с приливом сил, бесцельной деятельностью. На высоте указанного состояния появляются бредовые идеи различного содержания, бред кристаллизуется. При своевременном обращении к врачу и адекватной терапии возможно предотвратить наступление и разворачивание психоза, достижения высоты бредовых переживаний.

Факт № 7. Виды шизофрении: параноидная, гебефреническая, кататоническая и остаточная

• Параноидная шизофрения.

Параноидная шизофрения встречается в практике чаще всего и характеризуется преобладанием галлюцинаторно-параноидной симптоматики. Галлюцинации яркие и возникают на бредово изменённой почве сознания. Шизофреники при возникновении психоза слышат голоса посторонних людей, чувствуют негативное воздействие на организм. Появляется тревога, нарушения настроения и сна, двигательное возбуждение. С течением времени нарастают изменения личности, замкнутость, эмоциональная холодность, утрачиваются прежние интересы и связи.

• Дезорганизованная или гебефреническая шизофрения.

В клинической картине гебефренической шизофрении присутствуют нарушения поведения, дурашливость, уплощение эмоций, вычурность, выражены нарушения мышления. Заболевание начинается в подростковом возрасте. Состояние трудно корректируется с помощью лечения.

Загрузка...