ЧАСТЬ 1
1. В социально-экономической сфере рынок осуществляет функцию
1) распределения ресурсов и материальных благ
2) обеспечения социально-экономической стабильности
3) определения количества и видов налогов
4) обеспечения охраны окружающей среды
2. К функциям рынка относится
1) обеспечение централизованного ценообразования
2) увеличение инвестиций в производство
3) регулирование обмена
4) поддержка высоких прибылей производителей
3. Какую функцию в рыночной экономике выполняет рынок?
1) обеспечивает согласование интересов потребителей и производителей
2) нацелен на преодоление негативных внешних эффектов хозяйственной деятельности
3) ориентирован на приоритетное производство общественных благ
4) гарантирует высокие прибыли товаропроизводителей
4. Одной из функций рынка является
1) наделение предприятий собственными оборотными средствами
2) посредничество между производителем и потребителем
3) установление «сверху» всех производственных заданий
4) налаживание прямого продуктообмена между городом и деревней
5. Верны ли следующие суждения о функциях рынка?
А. Проявлением посреднической функции рынка служит побуждение к банкротству убыточных, неэффективных предприятий.
Б. Стимулирующая функция рынка побуждает производителей постоянно совершенствовать технологии, технику, расширять ассортиментный ряд производимых благ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Какое слово пропущено в таблице?
Функции рынка
Информационная
Регулирующая
…....
Санирующая
Характеристика
– Рынок предоставляет информацию о ценах, дефицитах и избытке товара
– С помощью рыночного механизма экономика перераспределяет свои ресурсы в пользу того или иного товара.
– Рынок связывает воедино производителей и потребителей.
– Рынок выявляет неэффективные, убыточные предприятия и побуждает их к банкротству и реструктуризации
Ответ:
7. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к функциям рынка.
1) ценообразования; 2) посредническая; 3) практическая; 4) санирующая; 5) информационная; 6) научная.
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
8. Выберите в представленном ниже перечне верные суждения о функциях рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Интегрирующая функция рынка заключается в том, что рынок с помощью конкуренции воздействует на сокращение затрат и заставляет товаропроизводителей быть конкурентоспособными.
2) Посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
3) Ценообразующая функция рынка – это установление ценовых эквивалентов для обмена товаров и услуг.
4) Посредническая функция рынка обеспечивает взаимодействие экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.
5) Контролирующая функция рынка даёт участникам рынка объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке.
9. Выберите в приведённом списке верные суждения о рынке и его видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Посредством стимулирующей функции рынка устанавливаются пропорции в обмене товаров, определяются цены.
2) По объёмам продаж выделяют оптовый и розничный рынки.
3) По степени насыщенности товарами различают дефицитный, равновесный и избыточный виды рынка.
4) По соответствию правовым нормам выделяют рынок свободной конкуренции и монополистический рынок.
5) Рынок обеспечивает функцию саморегулирования экономики.
ЧАСТЬ 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
«Главной движущей силой капиталистической экономики является личный интерес: каждая экономическая единица стремится делать то, что выгоднее всего ей самой. Предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм или – как варианта – минимизацию своих убытков. А владельцы материальных ресурсов (собственности) пытаются продать или сдать в аренду эти ресурсы по возможно более высоким ценам. Рабочие также стремятся получить возможно больший доход (удовлетворение) и ищут такую работу, где сочетание заработной платы, социальных благ и условий труда были бы для них наиболее подходящими. В свою очередь потребители, покупая определённый продукт, стараются приобрести его по самой низкой цене. Потребители, кроме того, стремятся сократить расходы и максимизировать полезность продукта. Короче говоря, капитализм предполагает, что личный интерес формирует фундаментальный образ действий различных экономических единиц, когда они реализуют свой свободный выбор. Мотив личного интереса придаёт направление и упорядоченность функционированию экономики, которая без такого интереса оказалась бы чрезвычайно хаотичной…
Просто поразительно, какие грандиозные масштабы приняла в обществе специализация. Подавляющее большинство потребителей сами не производят практически никаких товаров и услуг, которые они потребляют, и, напротив, потребляют очень мало или вовсе ничего из того, что они производят… Рабочий на сборочном конвейере, который по 8 часов в день устанавливает стёкла на «Форды», сам может владеть автомобилем «Хонда». Редко какие домохозяйства всерьёз налаживают собственное производство необходимых им пищи, жилья или одежды. Многие фермеры продают молоко со своей фермы местному молочному заводу, а сами покупают масло в местном супермаркете. Общество уже давно усвоило, что самообеспечение порождает неэффективность. «На все руки мастер» может быть весьма яркой личностью, но уж высокой производительностью труда он наверняка не отличается». (К. Макконнелл, С. Брю)
1. Что авторы называют личным интересом? Как они определяют личные интересы владельцев различных факторов производства?
2. Как авторы характеризуют роль личного интереса в рыночной (капиталистической) экономике? Используя текст, приведите две характеристики.
3. Что такое специализация? Используя текст и обществоведческие знания, приведите три пояснения мысли авторов о неэффективности самообеспечения.
4. Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения связи личного интереса и экономической специализации.
Прочитайте текст и выполните задания 5-8.
«Экономическое устройство способствует развитию свободного общества…
Коренная проблема социальной организации заключается в том, как скоординировать экономическую деятельность большого числа людей… В принципе, существует лишь два способа координации экономической деятельности миллионов. Первый – это централизованное руководство, сопряжённое с принуждением; таковы методы армии и современного тоталитарного государства. Второй – добровольное сотрудничество индивидов; таков метод, которым пользуется рынок.
Возможность координации через добровольное сотрудничество основывается на элементарном – хотя и часто оспариваемом – тезисе, что из экономической сделки выгоду извлекают обе стороны, при том условии, что эта сделка представляет собой добровольный и полностью осознанный акт каждой из сторон. Торговый обмен может поэтому обеспечить координацию без принуждения. Рабочей моделью общества, организованного при посредстве добровольного взаимообмена, является свободная частнопредпринимательская рыночная экономика, то есть то, что мы назвали основанным на свободной конкуренции капитализмом…
Пока сохраняется реальная свобода взаимообмена, главная особенность рыночной организации экономической деятельности состоит в том, что в большинстве случаев она не позволяет одному лицу вмешиваться в деятельность другого. Потребителя ограждает от принуждения со стороны продавца наличие других продавцов, с которыми он может вступить в сделку. Продавца ограждает от принуждения со стороны потребителя наличие других потребителей, которым он может продать свой товар. Работающий по найму ограждён от принуждения со стороны работодателя наличием других работодателей, к которым он может наняться, и так далее. И рынок делает всё это беспристрастно и безо всякой центральной власти.
Если уж на то пошло, одним из главных возражений против свободной экономики выдвигают именно тот факт, что она так хорошо выполняет эту задачу. Она даёт людям то, чего они хотят, а не то, чего они должны хотеть по разумению какой-то группы. За большинством доводов против свободного рынка лежит неверие в саму свободу.
Существование свободного рынка не снимает, разумеется, необходимости правительства. Напротив, правительство необходимо и как форум для определения «правил игры», и как арбитр, толкующий установленные правила и обеспечивающий их соблюдение. Рынок резко сужает круг вопросов, которые нужно решать политическими средствами, и таким образом сводит к минимуму необходимость прямого правительственного участия в игре» (М. Фридмен)
5. Что автор считает коренной проблемой социальной организации? Какие два способа решения этой проблемы он называет?
6. Какие черты рыночной экономики приведены в тексте (назовите любые три черты)? Как автор определяет роль конкуренции в рыночной экономике? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «рынок» (в широком смысле).
7. В чем, по мнению автора, проявляется роль правительства (государства) в условиях рыночной экономики? Укажите два проявления и проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером.
8. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите два экономических вопроса, решение которых в условиях рынка не требует вмешательства государства, и приведите объяснение каждого из них.
9. Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «случаи несостоятельности рынка»; 2) составьте предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о проявлениях несостоятельности рынка;
− одно предложение, раскрывающее, как государство преодолевает какую-либо ситуацию несостоятельности рынка.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
10. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции рынка. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
ЧАСТЬ 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
«Рынок является регулятором общественного производства. Через рынок происходит стихийное приспособление структуры производства товаров и услуг к объёму и структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т. е. решается вопрос, что и в каком количестве производить. Рынок устанавливает, какие условия производства являются общественно необходимыми, стимулирует снижение издержек и рост производительности труда и технического уровня производства, определяя тем самым, как будут производиться товары и услуги, с помощью каких ресурсов и технологий. Наконец, рынок решает проблему – для кого производятся товары, услуги, каким образом распределяется национальный доход между различными слоями населения, обладающими различной квалификацией и т. д. Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической свободы, которая подразумевает свободу предпринимательства, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу ценообразования, свободу выбора продавцов и покупателей. Другими словами, рыночная экономика – это саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства.
Вместе с тем рыночная экономика имеет и недостатки. Во-первых, это определенные потери общественного труда, поскольку невозможно всегда точно определить общественные потребности и тенденции изменения спроса – затраты могут оказаться излишними. Во-вторых, стихийное колебание цен, предложения и спроса имеет следствием неустойчивость положения участников производства – с понижением спроса часть производителей выталкивается из данной отрасли, что означает разорение для предпринимателей и безработицу для наёмных работников. В-третьих, поскольку товары и услуги направляются туда, где больше денег, рынок может предписать одним людям голодать, другим – получать несоразмерные доходы. В-четвёртых, рыночный механизм ориентирован на получение прибыли, поэтому он не может эффективно решать общественные задачи – социального обеспечения, образования, здравоохранения, науки, культуры, экологии и т. п. Всё это приводит к необходимости определённого вмешательства общества, государства в экономическую жизнь, в основном в сфере потребления. Но подчас и в сфере производства тоже вводятся некоторые ограничения экономической свободы» (По А. М. Новикову)
1. Какое определение понятия «рыночная экономика» дано в тексте? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Почему, по мнению автора, в условиях рыночной экономики происходят определённые потери общественного труда? Какую связь отмечает автор между ориентацией рыночного механизма на получение прибыли и эффективностью решения ряда общественных задач?
2. Автор упоминает о безработице для наемных работников в условиях рынка. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «безработица».
3. Автор утверждает, что существует необходимость определённого вмешательства государства в экономическую жизнь. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера участия государства в экономике в условиях рынка, в каждом примере укажите функцию, которую выполняет государство в рыночной экономике.
4. Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о функциях рынка, которые связаны с регулированием общественного производства.
Прочитайте текст и выполните задания 5-8.
«Считается, что государство имеет возможность лучше, чем рынок, координировать производство общественных благ – небольшого класса товаров и услуг, потребление которых сложно ограничить только теми, кто за них платит…
Существует четыре основные причины, почему централизованное планирование будет почти наверняка приносить больше вреда, чем пользы.
Во-первых, оно просто заменяет рынок политикой. Напомним, что государство не является экономическим регулятором. Те, кто занимается централизованным планированием (а также контролирующие их законодатели), на самом деле вовсе не похожи на бескорыстных святых. Естественно, что субсидии и инвестиции, выделяемые плановыми органами, находятся под влиянием политических мотивов…
Во-вторых, есть все основания полагать, что инвесторы, рискующие своими деньгами, будут принимать более правильные решения, чем центральные плановые органы, распоряжающиеся деньгами налогоплательщиков. Инвестор, если хочет получить прибыль, должен вложить деньги B проект, который повышает ценность затраченных ресурсов, а если делает ошибку и инвестиционный проект оборачивается неудачей, то сам же и страдает от последствий этого. В противоположность этому связь между принятием эффективных проектов и личным благосостоянием тех, кто
занимается централизованным планированием, весьма и весьма слаба…
В-третьих, центральные плановые органы питаются неточной информацией. Поскольку они являются источником инвестиционных средств, руководители как частных, так и государственных предприятий с целью получения правительственных льгот будут предоставлять им искажённую информацию. Они будут пытаться убедить плановые органы, что их предприятие производит (или может производить) тот вид товаров или услуг, который чрезвычайно ценен для всего населения, и что, если их предприятию дать некоторые средства, они сделали бы для благосостояния общества нечто необыкновенное…
В-четвёртых, не существует способа получения информации, достаточной для раз-работки разумного государственного плана. Мы живём в мире динамичных изменений. Технические сдвиги, новые продукты, политические волнения, изменения спроса и скачки в погодных условиях постоянно меняют относительную дефицитность ресурсов и товаров. Никакая центральная власть не в состоянии поспеть за этими изменениями, а следовательно, не способна дать менеджерам компаний на местном уровне разумные инструкции.
Рынки фиксируют и сводят воедино раздробленную на миллионы частей информацию, формируя цены, которые становятся сигналами для предприятий и собственников ресурсов осуществлять свои действия в соответствии с изменившимися условиями. Ни один центральный плановый орган не в состоянии получить, и притом без искажений, эту важную, но рассеянную информацию.
Невероятное разнообразие нужд и желаний людей, знание уникальных особенностей времени и месторасположения – всё это лежит вне ведения любого планового органа. Эти органы действуют, располагая лишь малой долей необходимой информации, которая во многом становится неточной уже к моменту её поступления» (Р. Строуп, Дж. Гвартни)
5. Почему, по мнению авторов, централизованное планирование неэффективно? Используя текст, укажите четыре причины.
6. Какие функции рынка рассмотрены авторами? Используя текст, укажите три функции. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «рынок».
7. Приведите три примера общественных благ и объясните, почему государство успешнее, чем рынок, организует их производство (используя обществоведческие знания, дайте два объяснения).
8. Как в условиях рынка связаны свобода и ответственность экономических субъектов? Какие экономические и правовые институты обеспечивают возможность свободного выбора субъектов экономики? (Укажите любые два института и кратко поясните роль каждого из них.)
ЧАСТЬ 1
1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) страховая компания; 2) биржа труда; 3) фондовая биржа; 4) инфраструктура рынка; 5) транспортная сеть.
2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) рынок сырья
2) рынок земли
3) рынок ресурсов
4) рынок труда
5) рынок оборудования
3. Запишите слово, пропущенное в схеме.
4. Установите соответствие между крупными сегментами рынка и отдельными видами рынков: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ РЫНКОВ
А) рынок акций
Б) рынок труда
В) рынок капитала
Г) рынок ипотечного кредитования
Д) рынок нефти и нефтепродуктов
РЫНОЧНЫЕ СЕГМЕНТЫ
1) рынок экономических ресурсов
2) финансовый рынок
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
5. Установите соответствие между видами рынков и основами их классификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ РЫНКОВ
А) розничный
Б) олигополии
В) равновесный
Г) избыточный
Д) монополистической конкуренции
ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ
1) характер продаж
2) уровень насыщенности
3) тип конкуренции
А
Б
В
Г
Д
6. Найдите в приведенном ниже списке примеры функционирования рынка финансового капитала? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) исходя из объема клиентских заказов, автомобильный рынок должен сохранять стабильность
2) пациенты готовы платить большую цену, чтобы получить медицинскую помощь лучшего качества
3) в условиях финансового кризиса произошло снижение курса акций крупных кампаний;
4) за достаточно короткий промежуток времени сложился современный рынок образовательных услуг
5) пяти банкам запретили продажу облигаций в евро и выпуск акций в пользу европейских инвесторов
6) снижение рынка традиционной телефонной связи компенсирует доходы от услуг мобильной связи и передачи данных
7. Установите соответствие между объектами продажи и рынками, на которых они продаются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОБЪЕКТЫ ПРОДАЖИ
A) Программное обеспечение
Б) Потребительские кредиты
B) Приватизационный чек
Г) Валюта
Д) Депозитный сертификат
ВИДЫ РЫНКОВ
1) Рынок финансовых услуг
2) Рынок ценных бумаг
3) Рынок интеллектуальной собственности
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
8. Установите соответствие между задачами и видами бирж: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЗАДАЧА
А) организация торговли ценными бумагами
Б) учёт свободных рабочих мест
В) информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда
Г) оценка стоимости и привлекательности ценных бумаг
Д) обеспечение достоверности котировки акций
ВИД
1) фондовая биржа
2) биржа труда
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
9. На рынке в государстве Н. существует большое количество фирм, занимающихся ремонтом сантехники. Деятельность данных фирм пользуется спросом у жителей. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок услуг
2) рынок товаров
3) совершенная конкуренция
4) национальный рынок
5) монополистическая конкуренция
6) нелегальный рынок
10. На рынке в области Г. только одна фирма продаёт лекарственные препараты, которые приобретает местное население. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) национальный рынок
2) рынок товаров
3) рынок услуг
4) монополия
5) монополистическая конкуренция
6) региональный рынок
11. На рынке в государстве Л. только три фирмы производят сельскохозяйственную технику, которая пользуется спросом у аграриев по всей стране. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок товаров
2) рынок рабочей силы
3) монополия
4) монополистическая конкуренция
5) национальный рынок
6) олигополия
12. В городке Z электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей осуществляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка.
1) рынок средств производства
2) чистая конкуренция
3) местный рынок
4) рыночный дефицит
5) монополия
6) рынок услуг
13. Рынок спортивной одежды области Z поделён между четырьмя крупными компаниями-операторами, другие производители не представлены. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок услуг
2) совершенная конкуренция
3) региональный рынок
4) рынок товаров
5) олигополия
6) рыночный дефицит
14. На рынке представлен только один производитель электроэнергии, поставляющий её фирмам и в жилой сектор области Z. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) олигополия
2) рынок услуг
3) региональный рынок
4) рынок товаров
5) монополия
6) рыночный дефицит
15. В городе П. осуществляют перевозки граждан три компании, владеющие парками маршрутных такси. Уровень тарифов на перевозки единый у всех трех компаний. Выберите в приведенном ниже списке признаки рынка, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок услуг
2) местный рынок
3) монополия
4) олигополия
5) свободная конкуренция
16. В стране В. только три фармакологических компании, выпускающие лекарственные препараты, пользующиеся спросом у больных. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок товаров и услуг
2) фондовая биржа
3) монополия
4) национальный рынок
5) олигополия
6) мировой рынок
17. На рынке сотовой телефонной связи страны А. действуют три крупных оператора, диктующих цены на тарифные планы. Выберите из перечня характеристики данного рынка.
1) национальный
2) олигополия
3) монополия
4) услуг
5) финансовый
18. Рынок мобильной связи области Z контролируется одной крупной компанией, другие производители не представлены. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) региональный рынок
2) монополия
3) совершенная конкуренция
4) рынок услуг
5) рыночный дефицит
6) рынок товаров
19. Большинство авиастроительных корпораций останавливает свой выбор на двигателях, произведённых одной из трёх компаний крупнейших в мире производителей авиационных двигателей. Выберите из приведённого списка характеристики данного рынка. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок товаров
2) монополия
3) мировой рынок
4) олигополия
5) фондовый рынок
6) местный рынок
20. Большинство дизайнерских бюро города Т. заказывают мебель у одного из трёх крупнейших поставщиков города. Выберите из приведённого списка характеристики данного рынка. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок товаров
2) монополия
3) местный рынок
4) олигополия
5) фондовый рынок
6) рынок чистой конкуренции
ЧАСТЬ 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
«Что такое рынок в реальности? Западная экономика производит товары (вещи и услуги) для продажи за деньги. Совокупность продаж и покупок товаров и образует рынок. Не существует некий абстрактный рынок вообще. Существуют различные регионы, сферы, уровни, стадии развития рынка. Существуют и различные категории участников рынка и различные категории товаров. Одно дело – продажа предметов быта в мелких магазинах. И другое дело – продажа самолётов, кораблей, домов, земельных участков, больших партий оружия. Одно дело – мелкие предприниматели. И другое дело – промышленные империи с десятками и сотнями тысяч сотрудников. Рынок – сложнейшая махина, и функционирует она не сама по себе, а как часть экономики общества и общества в целом. Функционирует изо дня в день, из года в год в океане разнообразных и взаимосвязанных отношений людей, событий и информации.
В реальной жизни рынка можно заметить самые различные и даже взаимоисключающие явления – свободную конкуренцию и препятствование <…>, определение предложения товаров спросом и определение спроса предложением, снижение и повышение цен, точный расчёт и авантюристический риск, взлёты и банкротства, прибыли и убыток, свободное (стихийное) ценообразование и заранее рассчитанное намерение. <…>
Государство вмешивается в функционирование рынка в самых различных формах и по бесчисленным каналам… <…> Рынок постоянно находится под неусыпным оком общества и власти». (Авторская страница Александра Зиновьева. Логическая социология. Западнизм // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 2. С. 211—212.).
1. Что, по мнению автора, представляет собой рынок?
2. Выпишите из текста различные явления, олицетворяющие реальную жизнь рынка.
3. Автор говорит о рынке потребительских товаров и услуг. Используя знания обществоведческого курса, приведите по два примера видов рынка в зависимости от типа конкуренции, от пространственного признака, от действующего законодательства.
4. Автор утверждает, что государство вмешивается в функционирование рынка в самых различных формах и по бесчисленным каналам. Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые три основных направления и две группы методов регулирования государством современной рыночной экономики, проиллюстрировав каждую группу примером.
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «рынок»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о функциях рынка, и одно предложение о видах рынка в зависимости от развития конкуренции.
6. На рынке детской одежды области Z конкурируют множество крупных и средних фирм, предприятий малого бизнеса, благодаря известности своих брендов они могут частично влиять на формирование цен на свою продукцию.
Какой тип конкурентного рынка иллюстрирует этот пример? Свой ответ поясните.
Определите тип (вид) данного рынка: а) по объекту купли-продажи; б) по масштабу.
7. После серии слияний и поглощений, с конца 1990-х годов Airbus и Boeing, по сути, разделили глобальный рынок пассажирских самолётов. Таким образом, Boeing и Airbus являются крупнейшими производителями гражданских самолётов в мире и глобальными конкурентами друг друга. К какому типу рынка по степени конкуренции (типу рыночной структуры) относится описанная ситуация? Используя обществоведческие знания, укажите любые два других критерия классификации современного рынка. Укажите, к какому типу по каждому из названных Вами критериев классификации относится описанный рынок.
8. Рынок школьной одежды города Z поделён между пятью крупными компаниями, другие производители не представлены.
Какой тип конкурентного рынка иллюстрирует этот пример? Свой ответ поясните. Назовите любые два других типа конкурентных рынков.
9. Рынок спортивной одежды области Z поделён между тремя крупными компаниями, другие производители не представлены. Какой тип конкурентного рынка иллюстрирует этот пример? Свой выбор поясните. Назовите любые два других типа конкурентных рынков.
ЧАСТЬ 1
1. Выберите верные суждения о финансовом рынке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К функциям финансового рынка относят формирование цен на денежные капиталы.
2) Финансовый рынок – это подсистема рынка потребительских товаров и услуг.
3) Финансовый рынок контролирует взаимодействие работников и работодателей.
4) Центральный Банк Российской Федерации устанавливает ключевую ставку, которая регулирует предложение на финансовом рынке.
5) Составной частью финансового рынка является рынок ценных бумаг.
2. Поставку продуктов питания в магазины города Р осуществляет множество компаний, в число которых входят как крупные производители‚ так и отдельные фермерские хозяйства. Найдите в приведённом ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок информации
2) дефицит продукции
3) чистая (совершенная) конкуренция
4) рынок товаров
5) местный рынок
6) олигополия
3. Большинство производителей телефонов в мире останавливают свой выбор на жидкокристаллических дисплеях, произведённых одной из четырёх компаний, крупнейших в мире производителей жидкокристаллических дисплеев. Выберите из приведённого списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок товаров и услуг
2) фондовый рынок
3) олигополия
4) монопсония
5) рынок сырья
6) мировой рынок
4. В городе Z канцелярскими товарами торгуют несколько крупных и средних магазинов. Они имеют возможность отчасти контролировать цены на канцелярские товары. Найдите в приведённом списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Местный рынок.
2) Монополия.
3) Монополистическая конкуренция.
4) Рынок информации.
5) Рынок товаров.
6) Избыток продукции.
5. Найдите в приведённом ниже списке примеры функционирования рынка капитала. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Исходя из объёма клиентских заказов, автомобильный рынок должен сохранить стабильность.
2) Пациенты готовы платить большую цену, чтобы получить медицинскую помощь лучшего качества.
3) В условиях финансового кризиса произошло снижение курса акций крупных компаний.
4) За достаточно короткий промежуток времени сложился современный рынок образовательных услуг.
5) Пяти банкам запретили продажу облигаций в евро и выпуск акций в пользу европейских инвесторов.
6) Снижение рынка традиционной телефонной связи компенсируют доходы от услуг мобильной связи и передачи данных.
6. Установите соответствие между задачами и видами бирж: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЗАДАЧА
А) организация торговли ценными бумагами
Б) учёт свободных рабочих мест
В) информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда
Г) оценка стоимости и привлекательности ценных бумаг
Д) обеспечение достоверности котировки акций
ВИД
1) фондовая биржа
2) биржа труда
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
7. Большинство производителей северного города страны М. пользуется услугами одного из трёх крупнейших грузоперевозчиков. Выберите из приведённого списка характеристики данного рынка. Запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) рынок услуг
2) олигополия
3) фондовый рынок
4) местный рынок
5) рынок чистой конкуренции
6) товарно-сырьевой рынок
8. В городе N. сотовую связь предоставляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок средств производства
2) монополия
3) местный рынок
4) рынок услуг
5) олигополистический рынок
6) фондовый рынок
9. В городке Z поставку продуктов питания в магазины осуществляет множество компаний, в число которых входят как крупные производители, так и отдельные фермерские хозяйства, все находятся в равных условиях. Найдите в приведённом списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок товаров
2) местный рынок
3) олигополия
4) региональный рынок
5) избыток продукции
6) чистая (совершенная) конкуренция
10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.
«В экономике существуют два больших вида рынков: рынки _________(А) и услуг и рынки факторов производства. На рынках факторов производства преимущественно в качестве _________(Б) выступают домашние хозяйства, а в качестве покупателей – фирмы и _________(В). К рынкам факторов производства относятся рынок земли, рынок труда и рынок капитала. Фирмы покупают на этих рынках ресурсы для производства товаров, которые они смогут продать и получить _________(Г). При повышении спроса на товар фирма увеличивает спрос на эти ресурсы, чтобы произвести больше товара и получить больше прибыли. И, наоборот, при _________(Д) спроса на товар фирма уменьшит спрос на соответствующие ресурсы. Такой спрос на факторы производства, зависящий от спроса на произведённые с их помощью товары и услуги, называется производным. Таким образом, производным спрос является и на _________(Е), и на землю, и на капитал».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) товар
2) снижение
3) фактор
4) продавец
5) предприятие
6) труд
7) прибыль
8) предложение
9) государство
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова:
А
Б
В
Г
Д
Е
11. В городе Z поставку бытовой химии в магазины осуществляет множество фирм. Они предлагают разнообразную продукцию и не имеют возможности контролировать цены на неё. Найдите в приведённом списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок капитала
2) дефицит товаров
3) рынок товаров
4) олигополия
5) местный рынок
6) совершенная (чистая) конкуренция
12. Установите соответствие между типами рынков и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
A) контроль за ценой отсутствует
Б) представлено множество фирм
B) производится уникальный продукт, не имеющий хороших заменителей
Г) существуют препятствия для вступления в рынок
Д) количество выпускаемой на рынок продукции контролируется
ТИПЫ РЫНКОВ
1) монопольный
2) конкурентный
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
13. На рынке области Z представлен только один производитель электроэнергии, поставляющий её фирмам и в жилой сектор. Найдите в приведённом списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) олигополия
2) рынок услуг
3) региональный рынок
4) рынок товаров
5) монополия
6) рыночный дефицит
14. В стране В только три фармакологических компании, выпускающие лекарственные препараты, пользующиеся спросом у больных. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок товаров и услуг
2) фондовая биржа
3) монополия
4) национальный рынок
5) олигополия
6) мировой рынок
15. Большинство дизайнерских бюро города Т заказывают мебель у одного из трёх крупнейших поставщиков города. Выберите из приведённого списка характеристики данного рынка. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок товаров
2) монополия
3) местный рынок
4) олигополия
5) фондовый рынок
6) рынок чистой конкуренции
16. Большинство производителей северного города страны М пользуется услугами одного из трёх крупнейших грузоперевозчиков. Выберите из приведённого списка характеристики данного рынка. Запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) рынок услуг
2) олигополия
3) фондовый рынок
4) местный рынок
5) рынок чистой конкуренции
6) товарно-сырьевой рынок
ЧАСТЬ 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
«Тенденция к территориальному расширению привела к последовательному возникновению основных форм рыночного пространства: а) местный рынок (обычно в пределах села, города); б) национальный рынок (объединивший местные торговые территории в единый внутренний рынок государства); в) мировой рынок, возникший на основе развития внешней торговли разных стран.
Во второй половине XX в. начался качественно новый процесс – глобализация (охват всей территории земного шара) мирового рынка. Это означает, что национальные рынки отдельных стран находятся в усиливающейся зависимости друг от друга. Между ними складываются устойчивые торговые связи, опирающиеся на телекоммуникации, спутниковую связь, Интернет и другие новейшие технические средства.
В XX в. ускорение научно-технического прогресса привело к возникновению рынка научных разработок, где в виде товарного продукта выступали конечные результаты научных исследований (научные и опытно-конструкторские разработки), готовые для внедрения в производство. Переход к постиндустриальной экономике сопровождался быстрым развитием сферы платных услуг, а также оплачиваемых духовных благ. Широкое развитие акционерных обществ и кредитных (заемных) денежных средств способствовало образованию широкомасштабных рынков ценных бумаг и ссудных капиталов. С окончанием использования золота в качестве мировых денег (с начала 1970-х годов) во внешнеэкономических отношениях между государствами развился рынок валют (денежных знаков иностранных государств).
С образованием рыночной системы существенно возросла ее роль в развитии национальной экономики. С одной стороны, широко разветвлённое разделение труда в современном товарном производстве получило возможность сбывать свою специализированную продукцию через соответствующую систему рынков. С другой стороны, все крупные отрасли национального хозяйства стали испытывать возросшую зависимость от соответствующих отраслей рынка. В итоге возникло новое состояние экономического организма, при котором все его «клеточки» испытывают активное воздействие рыночной системы» (Е.Ф. Борисов)
1. Как влияет на рынок глобализация? Опираясь на текст, укажите три аспекта этого влияния.
2. Перечислите указанные автором формы рынка и укажите классификационное основание выделения этих форм.
3. Автор пишет об особенностях развития рынков товаров и услуг в XX веке. Назовите любые две из таких особенностей и каждую проиллюстрируйте примером.
4. В чем проявляется стимулирующая, а в чем – сдерживающая роль рыночной системы в развитии национальной экономики? Сформулируйте ответ на этот вопрос и поясните его, опираясь на текст и знания курса.
ЧАСТЬ 1
1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) чистая монополия; 2) монополистическая конкуренция; 3) трест; 4) несовершенная конкуренция; 5) олигополия.
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) конкурентная среда; 2) совершенная конкуренция; 3) многообразие форм собственности; 4) законы, охраняющие права частной собственности; 5) свободное ценообразование.
3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Самой большой рыночной властью обладает ________(А). Это рынок, на котором присутствует единственный ________(Б) уникального продукта. Такой рынок не выгоден ________(В) с точки зрения качества продукции, разнообразия ________(Г), уровня цен. Чтобы не допустить образования новых рынков такого типа, ________(Д) проводит ________(Е) политику ».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) ассортимент
2) покупатель
3) продавец
4) монополия
5) конкуренция
6) товарищество
7) государство
8) разнообразный
9) антимонопольный
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
А
Б
В
Г
Д
Е
4. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «конкуренция».
1) монополия; 2) монопсония; 3) кооператив; 4) олигополия; 5) совершенная конкуренция; 6) корпорация.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «совершенная конкуренция».
1) уникальный товар; 2) бытовые услуги; 3) свободное ценообразование; 4) несколько фирм; 5) сельское хозяйство; 6) рыночная система.
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
6. Установите соответствие между характеристиками и видами конкуренции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) ценовое лидерство
Б) значительные размеры стартового капитала
В) отсутствует влияние и возможность влияния отдельных продавцов на изменение цен
Г) множество продавцов и легкие условия для начала бизнеса
Д) однородная стандартизированная продукция
ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ
1) монополистическая конкуренция
2) олигополия
3) совершенная конкуренция
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
7. Выберите верные суждения о характере рыночных отношений и видах рынков и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Конкуренция производителей способствует улучшению качества товаров.
2) Монополизация рынка ведет к снижению цен на товары и услуги.
3) Рынок свободной конкуренции отличает легкий вход на него для предприятий и сложный выход.
4) Рыночной экономике свойственна конкуренция потребителей.
5) В условиях олигополии возможен контроль за ценой при тайном сговоре.
8. Установите соответствие между видами рынков труда и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРУДА
А) предложение труда возрастает в соответствии со спросом
Б) зарплату диктует фирма крупных нанимателей
В) на рынке труда действует несколько крупных компаний
Г) рабочие одной профессии независимо друг от друга предлагают свою рабочую силу
ВИДЫ РЫНКОВ
1) конкурентный
2) монополизированный
А
Б
В
Г
9. Установите соответствие между типами рынков и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) контроль за ценой отсутствует
Б) представлено множество фирм
В) производится уникальный продукт, не имеющий хороших заменителей
Г) существуют препятствия для вступления в рынок
Д) количество выпускаемой на рынок продукции контролируется
ТИПЫ РЫНКОВ
1) монопольный
2) конкурентный
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
10. Выберите верные суждения о конкуренции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Конкуренция между производителями выступает регулятором хозяйства во всех экономических системах.
2) В условиях рынка конкуренция ведет к снижению издержек производства.
3) Одним из последствий конкуренции является разорение части производителей.
4) Главным видом конкуренции в условиях рынка является конкуренция потребителей за лучшие товары и услуги.
5) Конкуренция стимулирует рост производительности труда.
11. Установите соответствие между характеристиками рыночных отношений и видами конкуренции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) деятельность любой из фирм вызывает обязательную ответную реакцию со стороны конкурентов
Б) вход на рынок для новых фирм затруднён, но возможен
В) полная информированность любой фирмы о всех параметрах рынка – о ценах, издержках, спросе, объёмах производства
Г) кривая спроса для фирмы всегда совпадает с кривой спроса для отрасли
Д) отсутствие барьеров для осуществления бизнеса
ВИД КОНКУРЕНЦИИ
1) олигополия
2) монополия
3) чистая конкуренция
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
12. Установите соответствие между примерами и типами конкуренции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР
А) Услуги телефонной связи в стране Z осуществляют три конкурирующие компании.
Б) На сельскохозяйственном рынке городка N представлена продукция местных фермерских и индивидуальных хозяйств.
В) В городе Р. большую популярность имеют многочисленные фирмы, оказывающие услуги по мелкому бытовому ремонту.
Г) Компания «Соль и море» является единственным поставщиком поваренной соли для продуктовых магазинов региона.
Д) Компания «Цифровой мир» вывела на рынок города В. сигнализацию с функцией смс-оповещения владельца. Через непродолжительное время другие производители сигнализации ушли с рынка города.
ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ
1) чистая конкуренция
2) олигополия
3) чистая монополия
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
13. Установите соответствие между характеристиками конкурентных рынков и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) Продавцы не могут осуществлять контроль над ценами.
Б) Основная часть рынка контролируется несколькими крупными продавцами.
В) Множество мелких фирм предлагает на рынке однородную продукцию.
Г) Вхождение новых продавцов на рынок затруднено.
Д) На рынке преобладают неценовые методы конкуренции.
ВИД КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА
1) чистая конкуренция
2) монополистическая конкуренция
3) олигополия
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
14. Выберите верные суждения о монополистической конкуренции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) При монополистической конкуренции вход и выход с рынка относительно свободен.
2) При монополистической конкуренции продавцы реализуют взаимозаменяемые товары.
3) В условиях монополистической конкуренции решающее значение при выборе товаров имеют ценовые факторы.
4) Для монополистической конкуренции характерно большое число продавцов на рынке.
5) Монополистическая конкуренция характерна для рынка полностью идентичных товаров.
ЧАСТЬ 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
«Конкуренция дисциплинирует. Если частная фирма плохо обслуживает клиентов‚ она проигрывает конкурентам, предлагающим лучшие условия. Конкуренция даёт потребителям защиту от высоких цен, плохих товаров и услуг‚ грубого поведения персонала. В отношении частного сектора с этим согласны почти все. Важность конкуренции в государственном секторе, к сожалению, не столь широко признана.
Система стимулов, воздействующих на государственные учреждения и предприятия, не очень-то способствует их эффективной деятельности. В отличие от частных владельцев, директора и управляющие предприятий государственного сектора редко выигрывают от снижения издержек и улучшения результатов своей деятельности. Наоборот, предприятие, которое не может потратить выделенные ему на год деньги, вряд ли получит больше на следующий год. Поэтому предприятия, не сумевшие распорядиться полной суммой выделенных им на год средств, обычно стараются любым способом истратить их в конце года…
В частном секторе итогом неэффективной деятельности становится банкротство. В государственном секторе подобного механизма не существует. Напротив, плохие результаты и неспособность достичь поставленных целей часто используются в качестве аргумента для увеличения затрат…
Поэтому жизненно необходимо, чтобы государственные предприятия конкурировали с частными фирмами. Если государство осуществляет поддержание порядка на улицах, уборку мусора, обучение в школах и т. д., то и частным фирмам должна быть предоставлена возможность заниматься той же деятельностью и конкурировать с государственными предприятиями. Конкуренция будет стимулировать улучшение деятельности, сокращение издержек и инновационный процесс и государственных, и частных предприятий. В итоге налогоплательщики смогут получить за свои деньги больший объём общественных благ…
Когда функции центрального правительства жёстко ограничены защитой прав личности, свободы торговли и национальной безопасности, территории могут существенно разниться по уровню общественных услуг и, следовательно, по налогообложению. Точно так же, как люди отличаются по готовности тратить деньги на жильё или автомобиль, они различаются и в отношении к общественным расходам. Одни хотят высокий уровень общественных услуг и высокие налоги, другие предпочитают меньше налогов и меньше общественных услуг. Одни хотят, чтобы общественные услуги финансировались только при помощи налогов, другие – чтобы за них взималась и плата. Регионализация решений относительно общественных услуг позволяет чаще удовлетворять такие противоречивые пожелания.
Конкуренция между местными органами власти способствует и повышению эффективности их деятельности. Если местная администрация, увеличивая налоги, не улучшает предоставляемые ею услуги, она отталкивает и людей, и фирмы, и они перебираются туда, где за свои деньги могут получить от администрации больше. Как и фирмы на рынке, местные органы власти, не умеющие угодить своим гражданам, теряют заказчиков (население) и свои доходы» (Р. Строуп, Дж. Гвартни)
1. Каково, по мнению авторов, влияние конкуренции: а) на деятельность частных фирм; б) на потребителей?
2. Почему, по мнению авторов, система стимулов государственных предприятий не очень эффективна? Используя текст, укажите две причины. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «экономическая конкуренция».
3. Какие примеры общественных благ приведены в тексте? Какова позиция авторов по вопросу производства этих благ? Укажите любые две особенности общественных благ, которые могут существенно затруднить практическую реализацию позиции авторов.
4. Какие две позиции по отношению к уровню налогов и общественных услуг привели авторы? Предположите, какие группы населения выражают каждую из позиций, и кратко поясните свои предположения.
Прочитайте текст и выполните задания 5-8.
«Своеобразие конкуренции заключается в том, что в конкретных ситуациях, когда она значима, её действие не может быть проверено, а может быть лишь засвидетельствовано тем фактом, что рынок будет выигрывать при сравнении с любыми альтернативными социальными механизмами.
Какие блага являются редкими или какие предметы являются благами? И какова их редкость или ценность? Именно это и призвана выявлять конкуренция. Предварительные результаты рыночного процесса на каждой отдельной стадии указывают индивидуумам направление поиска. Чтобы использовать знания, широко рассеянные в обществе с развитым разделением труда, недостаточно полагаться на людей, которым досконально известно, на какие конкретные цели могут быть употреблены хорошо знакомые предметы из их привычного окружения. Какая именно информация относительно предлагаемых рынком разнообразных товаров и услуг может представлять интерес, подсказывают индивидуумам цены. Это означает, что рынок находит применение личным знаниям и умениям, образующим всегда уникальные в том или ином отношении индивидуальные сочетания и основанным не только и даже не столько на усвоении таких фактов, которые можно было бы перечислить и сообщить по требованию некоей власти.
В прямом смысле слова «хозяйство» – это организация или социальное устройство, где некто сознательно размещает ресурсы в соответствии с единой шкалой целей. В создаваемом рынком спонтанном порядке ничего этого нет: он функционирует принципиально иначе, чем собственно «хозяйство». Он отличается, в частности, тем, что не гарантирует обязательного удовлетворения сначала более важных, по общему мнению, потребностей, а потом менее важных. В этом кроется главная причина, почему люди возражают против рынка. В самом деле, весь социализм есть не что иное, как требование превратить рыночный порядок в «хозяйство» в узком смысле, в котором общая шкала приоритетов определяла бы, какие из различных потребностей подлежат удовлетворению, а какие – нет.
С этим социалистическим замыслом сопряжены трудности двоякого рода. Как и в любой сознательной организации, проект собственно «хозяйства» может отражать только знания самого организатора, а все участники такого, понимаемого как сознательная организация, «хозяйства» должны руководствоваться в своих действиях единой иерархией целей, которой оно подчинено. Соответственно, у спонтанного рыночного порядка есть два преимущества. В нём используются знания всех его членов. Цели, которым он служит, являются частными целями индивидуумов во всём их разнообразии и противоречивости.
Решающее значение для понимания функционирования рыночного порядка имеет то обстоятельство, что высокая степень совпадения ожиданий с реальностью прямо зависит от систематического расхождения с нею у определённой их части. Но взаимоприспособление планов – не единственное достижение рынка. Он гарантирует также, что любой продукт будет изготавливаться людьми, умеющими делать это с меньшими или, по крайней мере, не с большими издержками, чем тот, кто данного продукта не производит.
Если даже в высокоразвитых экономических системах конкуренция важна как исследовательский процесс, в ходе которого первооткрыватели ведут поиск неиспользованных возможностей, доступных в случае успеха и всем остальным людям, то в ещё большей степени это справедливо по отношению к неразвитым обществам» (Ф. А. фон Хайек)
5. Какие два экономических «порядка» сравнил автор? Укажите их.
6. В чём, по мнению автора, состоит привлекательность «хозяйства», а в чём трудности его функционирования? Используя текст, укажите два проявления привлекательности и две трудности. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «экономическая конкуренция».
7. Какие функции конкуренции рассмотрел автор? Укажите две функции и проиллюстрируйте реализацию каждой из них конкретным примером.
8. Используя текст и обществоведческие знания, дайте объяснения связи конкуренции:
а) с институтом частной собственности;
б) с институтом прав и свобод человека;
в) с эффективностью работы правоохранительных органов и судебной системы.
9. Существуют различные виды конкуренции. Назовите вид конкуренции, который существует только в теории, и приведите три примера рынков, близких этому виду конкуренции.
10. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три вида рынков по типу конкуренции. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «рыночная конкуренция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте предложения:
– одно предложение с информацией о видах конкуренции, опирающейся на знания курса;
– одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов конкуренции.
– одно предложение, раскрывающее роль конкуренции в рыночной экономике;
− одно предложение, содержащее информацию о преимуществах экономической конкуренции;
− одно предложение, раскрывающее негативные последствия конкуренции.
12. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Конкуренция и её функции в рыночной экономике». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
ЧАСТЬ 1
1. Установите соответствие между характеристиками рыночных отношений и видами конкуренции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
А) отсутствие барьеров для осуществления бизнеса
Б) значительные размеры стартового капитала
В) установление цен по принципу ценового лидерства
Г) большое количество продавцов и незначительное влияние на цены
Д) однородная, стандартизированная продукция
ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ
1) олигополия
2) монополистическая конкуренция
3) совершенная конкуренция
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
2. Установите соответствие между типами рыночной конкуренции и их характерными признаками. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) На рынке представлен один крупный производитель товара, определяющий условия его реализации.
Б) Множество разных фирм (средних, мелких и крупных) производят одинаковую продукцию.
В) Цены на рынке колеблются в зависимости от изменения спроса и предложения.
Г) Единственный производитель блага обладает уникальными технологиями и производственными возможностями.
Д) Единственным ограничением входа нового производителя на рынок может быть нехватка средств на рекламу производимого товара.
ТИПЫ РЫНКА
1) монополия
2) совершенная (чистая) конкуренция
А
Б
В
Г
Д
3. Выберите верные суждения о конкуренции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Конкуренция бывает двух видов: совершенная и монополистическая
2) Отсутствие барьеров на рынке, стандартная продукция и отсутствие возможности контролировать цены на неё исключают конкуренцию.
3) Условия конкуренции в рыночной экономике устанавливает государство
4) Конкуренцией называют соперничество на рынке за наиболее выгодные условия реализации товаров и услуг.
5) Конкуренция приводит к эффективному распределению ограниченных экономических ресурсов, направляя их на производство наиболее востребованных товаров.
4. Выберите верные суждения об особенностях монополистической конкуренции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Лицензии, патенты выступают барьерами для входа в отрасль.
2) С общественной точки зрения этот вид конкуренции менее эффективен.
3) В краткосрочном периоде реклама способствует увеличению прибыли фирмы.
4) Антимонопольное законодательство направлено на регулирование цен.
5) Особенностью монополистической конкуренции является наличие межотраслевой конкуренции.
5. Поддержание конкурентной среды – одна из задач антимонопольных служб в различных странах. Найдите в приведённом ниже перечне черты монополистической конкуренции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) выпуск близких, но не однородных товаров
2) ограниченное влияние на рыночные цены
3) свободное вхождение на рынок
4) количество продавцов меньше, чем при свободной конкуренции
5) выход на рынок множества фирм небольших размеров
6) высокая мобильность ресурсов
6. Выберите верные суждения о типах рыночных структур и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Критерием определения рынков совершенной и несовершенной конкуренции является цена.
2) Монополия относится к рынкам совершенной конкуренции.
3) В условиях рынка монополистической конкуренции действует множество продавцов.
4) Олигополия резко затрудняет вступление в отрасль других фирм.
5) На современных конкурентных рынках может использоваться недобросовестная конкуренция.
7. Выберите верные суждения о видах рыночной конкуренции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) С точки зрения интересов общества, монополия имеет только недостатки.
2) Монополист самостоятельно устанавливает цены на производимую продукцию.
3) Олигополией называют ситуацию раздела рынка несколькими крупными фирмами.
4) Монополистическая конкуренция – это идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.
5) Монопсонией называют такой вид монополии, при котором монополистом является не продавец, а покупатель.
8. Выберите верные суждения о конкуренции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Под конкуренцией понимается сотрудничество между участниками рыночного хозяйства для объединения усилий по улучшению условий производства и купли-продажи.
2) Конкуренция ограничивает возможность создания монополий.
3) Конкуренция способствует стремлению производителей к удешевлению производства и внедрению более рациональных методов хозяйствования.
4) Конкуренция способствует снижению расходов на рекламу.
5) Конкуренция создаёт возможность выбора для потребителя.
9. В стране M правительство активно реализует программу по борьбе с монополизацией некоторых отраслей экономики. Выберите из приведённого ниже списка факты, которые соответствуют поставленной правительством задаче. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) объявление налоговых каникул для предприятий крупного бизнеса
2) поощрение программ льготного кредитования индивидуальных предпринимателей
3) предельное упрощение процедуры создания новых фирм
4) открытие внутренних рынков для иностранных фирм
5) государственное ценообразование
6) разработка правительством планов хозяйственного развития
10. Выберите верные суждения о типах рыночных структур и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Цены на рынке совершенной конкуренции в одностороннем порядке устанавливает производитель.
2) Монополистическая конкуренция возникает, когда один продавец контролирует значительный сегмент рынка.
3) В условиях олигополии на рынке действуют две или несколько крупных фирм, которые могут влиять на механизм ценообразования.
4) Товар, который представляет на рынке чистая монополия, является уникальным.
5) При совершенной конкуренции нет ограничений доступа фирм на рынок.
11. Установите соответствие между характеристиками рыночных отношений и типами рыночных структур, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
А) Вхождение в отрасль новых производителей исключается из-за непреодолимых барьеров для осуществления бизнеса.
Б) На рынке действует довольно значительное количество продавцов, предлагающих отличающийся по некоторым характеристикам товар.
В) В отрасли действуют несколько крупных конкурирующих фирм.
Г) Произведённое благо является уникальным.
Д) Фирма или корпорация полностью контролирует ценообразование в отрасли.
ТИП РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ НАЛОГА
1) монополистическая конкуренция
2) олигополия
3) монополия
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
12. Установите соответствие между характеристиками и видами конкуренции (конкурентных рынков): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Большое количество фирм производит разнообразную продукцию и имеет возможность отчасти контролировать цены на неё.
Б) При этой рыночной структуре господствует несколько крупных фирм.
В) Барьеры для входа на рынок трудно преодолимы.
Г) Участники рынка не могут повлиять на ценообразование.
Д) Множество фирм производит одинаковую продукцию и не имеет возможности контролировать цены на неё.
ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ (КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ)
1) олигополия
2) чистая (совершенная) конкуренция
3) монополистическая конкуренция
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
13. Установите соответствие между примерами и видами конкуренции в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР
А) на рынке керамической посуды присутствует много продавцов, не обладающих возможностью повлиять на цены
Б) на рынке услуг сотовой связи представлено четыре компании со схожей ценовой политикой
В) на рынке кисломолочной продукции представлено несколько продавцов, каждый из которых подчёркивает уникальные свойства своего продукта
Г) на рынке пассажирских перевозок лидирующая компания объявила о снижении цен на свои услуги, остальные три участника рынка также изменили ценовую политику
Д) в летний сезон на сельскохозяйственном рынке представлено множество торговцев свежими фруктами и овощами
ВИД КОНКУРЕНЦИИ
1) совершенная конкуренция
2) олигополия
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
14. Чтобы не уступить рынок японским производителям, американские автомобильные компании «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер» стали усиленно работать над повышением качества своих машин. Какие экономические явления могут быть проиллюстрированы данной ситуацией?
1) факторы производства
2) конкуренция
3) олигополия
4) специализация
5) инфляция
6) стагнация
15. Страны с тёплым, влажным климатом, такие как Бразилия и Колумбия, находят выгодным выращивать и поставлять на мировой рынок кофе. Бразилия лидирует по производству кофейных зерен, поэтому любой погодный катаклизм в этой стране всегда резко сказывается на динамике цен на кофе. На фоне сильнейшей засухи в Бразилии 2014 года сорт арабика подорожал самыми быстрыми темпами за последние 10 лет. Какие экономические явления можно проиллюстрировать данной ситуацией? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) инфляция
2) конкуренция
3) специализация
4) монополизация
5) информатизация
6) гуманизация
16. В Канаде и Австралии много земли, а население рассредоточено на больших пространствах. В связи с этими условиями здесь возникли фирмы, которые выращивают и поставляют на мировой рынок пшеницу, кормовые культуры и крупный рогатый скот. Они заботятся о заключении наиболее выгодных сделок. О каких процессах, происходящих в названных странах, свидетельствует приведенный пример? Запишите цифры, под которыми указаны эти процессы.
1) инфляции
2) специализации
3) монополизации
4) конкуренции
5) информатизации
6) девальвация
17. Япония, где земля – достаточно дефицитный ресурс, но зато имеется высококвалифицированная рабочая сила, производит и поставляет на мировой рынок видеокамеры, автомобили и электронику. В последние годы мировой рынок всё более явно ощущает воздействие растущей индустрии электроники в Корее и США. Какие явления иллюстрирует данная ситуация? Запишите цифры, под которыми эти явления указаны.
1) инфляцию
2) конкуренцию
3) монополизацию
4) специализацию
5) информатизацию
6) дифференциацию
ЧАСТЬ 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
«По самому общему определению, конкуренция – это соперничество между участниками рынка. Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене. Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.
Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов, действующих на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей); во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в-третьих, свобода входа на рынок и выхода с него (прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур).
Совершенная (чистая) конкуренция возникает при условии того, что существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию. Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции- характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.
Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о необходимости защиты конкурентной среды государственными средствами. Основная цель применения этих средств состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции, не допустить, чтобы одни из них подавили другие и тем самым ослабили совокупные позитивные результаты конкуренции» (По учебнику «Экономика». Издание 3-е, переработанное и дополненное. Учебник под редакцией доктора экономических наук профессора А. С. Булатова, глава 5)
1. В чем, по мнению автора, заключается достоинство конкуренции? Какие три предпосылки, необходимые для функционирования механизма конкуренции, перечислены в тексте? Какие условия возникновения совершенной конкуренции называет автор?
2. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «предпринимательская деятельность». Какие два вида благ называет автор? Какие четыре признака несовершенной конкуренции он выделяет?
3. Используя обществоведческие знания назовите три конкурентных преимущества фирмы, и проиллюстрируйте действие каждого из них примером. (В каждом случае сначала назовите преимущество, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
4. Используя обществоведческие знания, приведите три собственных аргумента, подтверждающих необходимость проведения антимонопольной политики для создания эффективной рыночной экономики. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение.)
Прочитайте текст и выполните задания 5-8.
«Конкуренция ведёт к постоянному росту эффективности производства. Она заставляет производителей избегать потерь и сокращать издержки, чтобы продавать товары по более низким, чем у других, ценам. Она вытесняет с рынка тех, чьи издержки являются высокими, оставляя на нём только производителей с низкими издержками.
Конкуренция действует тогда, когда есть возможность выбирать среди продавцов и когда есть свобода появления новых продавцов на рынке. Конкуренция так же важна для рыночной экономики, как кровь для человеческого организма.
Конкуренция оказывает давление на производителей, побуждая тех эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей. Она устраняет тех участников, которые доказали собственную неэффективность: фирмы, не способные предоставлять потребителям качественные товары по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Удачливым конкурентам приходится вести дела лучше, чем это делают фирмы-соперники. Добиваться этого можно различными способами: высоким качеством выпускаемой продукции, привлекательностью её внешнего вида, отличным сервисом, удобством расположения офиса, рекламой и ценами, но при этом необходимо предлагать потребителям услуги, по ценности уж никак не меньшие, чем у ваших конкурентов.
Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешёвые способы производства. Никто точно не знает, какой именно продукт потребители захотят иметь в недалёком будущем или какая технология поможет свести к минимуму удельные издержки на единицу продукции. Конкуренция помогает найти ответ на этот вопрос. Потребители являются окончательными судьями успешности нововведений и удачливости бизнеса.
Производители, которые хотят выжить в конкурентной среде, не могут позволить себе благодушия. Продукт, обеспечивающий успех сегодня, может не выдержать испытания конкуренцией завтра. Чтобы преуспевать на конкурентном рынке, фирмы должны уметь предвидеть, распознавать и быстро внедрять плодотворные идеи.
То же самое относится и к размеру фирмы. Благодаря рыночной конкуренции издержки и потребительский спрос определят оптимальные тип и размер фирмы на каждом отдельном рынке.
Чтобы крупные компании могли добиться низких издержек, очень важно, чтобы власти не ограничивали конкуренцию со стороны иностранных производителей и не препятствовали своим фирмам продавать товары за границу.
В конкурентной среде даже самые алчные в своём стремлении к получению прибыли вынуждаются служить интересам других
и предоставлять потребителям блага, по крайней мере равноценные тем, какие может предоставить им кто-либо ещё. Каким бы парадоксальным это ни казалось, своекорыстие является мощнейшим источником экономического прогресса, если только оно направляется конкуренцией» (по Р. Строуп, Дж. Гвартни)
5. Как в тексте раскрыты условия действия конкуренции? Укажите три положительных последствия конкуренции, названные в тексте. Как автор определяет связь между конкуренцией и ростом эффективности производства?
6. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «издержки». Какие средства успешного ведения бизнеса в условиях конкуренции названы в тексте? (Назовите любые три средства.)
7. Какие два условия снижения издержек для крупных компаний названы в тексте? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждое из этих условий.
8. Автор пишет, что своекорыстие является мощнейшим источником экономического прогресса. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите три аргумента в подтверждение высказанного автором суждения.
9. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «чистая монополия»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об антимонопольной политике государства;
− одно предложение, раскрывающее любое негативное последствие монополизации рынка.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
10. На рынке детской одежды области Z конкурируют множество крупных и средних фирм, предприятий малого бизнеса, благодаря известности своих брендов они могут частично влиять на формирование цен на свою продукцию.
Какой тип конкурентного рынка иллюстрирует этот пример? Свой ответ поясните.
Определите тип (вид) данного рынка: а) по объекту купли-продажи; б) по масштабу.
11. Перечислить несовершенства конкуренции и проиллюстрировать примером каждый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
12. Обоснуйте необходимость наличия конкуренции для развития экономики в РФ. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие существуют в РФ крупные фирмы, которые действуют на национальном рынке? (Назовите любые три фирмы.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему их действия для достижения успеха в конкурентной борьбе. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных вида действий.)
13. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность фирмы в условиях конкуренции». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.