Намо Гуру Будда Дхарма Сангае1
Облака незапятнанных знания и любви
в сотне тысяч излучений
Превращаются в пространство запредельной
мудрости, свободной от омрачений
И наделенной Четырьмя истинами.
Я возношу хвалу всеведущему Учителю,
Чьей милостью пролился этот великий дождь
священной Дхармы.
Вобрав в себя и подвергнув анализу
Океан поучений Будды,
Ты изверг самоцветы превосходных объяснений.
Я выражаю почтение Нагарджуне,
повелителю нагов.
Лотос твоего ума расцветает в сотнях высочайших
глубоких и тайных учений.
Качества отрешенности и постижения —
это его бесчисленные тычинки, а их дивная пыльца —
Это обильный дар совершенной радости во всех
мирах, от обители богов до самых низших.
Несравненный Лама, победное знамя нектара
этой чудесной пыльцы, сегодня ты – украшение,
венчающее мою голову.
По достижении первой ступени Бодхисаттв
учитель высочайшей колесницы
Дал наставления своему другу,
и здесь и сейчас,
в эту счастливую эпоху2,
Я снабдил это собрание поучений
несколькими примечаниями.
С настроем преданности и уважения продолжу.
Итак, несколько лепестков вступительных слов были разбросаны в совершенной пыли у ног Будды, великого Проводника мира, и его сердечного сына, Светоча учения. Это стало основой заслуги. Вначале, делая пожелания завершить свой труд без препятствий, чтобы он принес пользу другим, я даю обещание составить этот текст и лишь слегка поддаюсь соблазну тщеславия.
Что же касается нектара Дхармы, о котором здесь пойдет речь, то, как сказано в Благородной Ланкаватара-сутре:
На юге, в земле Видарбхи,
Тот, кто прославлен как великий
славный бхикшу
И известен под именем «Нага»,
Уничтожит крайности существования
и несуществования.
Провозгласив непревзойденную колесницу
Моего учения в этом мире
И достигнув Радостной ступени3,
Он отправится в Сукхавати4.
Итак, это пророчество относится к Махачарье Нагарджуне, пребывавшему на благородной ступени Бодхисаттв, великому возничему Он подробно изложил Срединный путь традиции Великой колесницы и написал «Письмо другу», которое будет объясняться в этой книге.
«Письмо» состоит из трех частей:
A. Введение: Начальное благо
[Строфы 1–3];
Б. Основная часть: Благо на пути
[Строфы 4-117];
B. Заключение: Окончательное благо
[Строфы 118–123].
Арья Нагарджуна