Глава 1. Выбор вида, свойств и целей турпродукта для проектирования

Прежде, чем перейти к рассмотрению вопросов, непосредственно связанных с разработкой и созданием турпродукта, следует хотя бы кратко охарактеризовать сегодняшнее состояние туристического бизнеса в России, проанализировать пути его развития в предшествующие годы и попытаться выявить тенденции происходящих изменений.

Не отвергая успехов и достижений туризма советского периода, когда эта отрасль жестко контролировалась государством /до 1991 года/, осмелимся утверждать, что истинное развитие этой сферы услуг началось с «открытием железного занавеса». К этому времени, т. е. к началу 1990-х годов, туризм развитых стран Запада имел не только многолетнюю историю, но и сложился как самостоятельная отрасль экономики, а в некоторых странах превратился в одну из наиболее доходных для страны отраслей народного хозяйства.

Российским же туроператорам – первым предпринимателям в туристской отрасли – выпала доля первопроходцев. Все было ново, не опробовано, рискованно. Требования налоговых органов временами менялись ежеквартально. Советские законы практически уже не действовали, а новых еще не было, либо они были настолько несовершенными, что позволяли различное толкование. Работать приходилось в условиях гиперинфляции начала 90-х и периодических банковских кризисов. Было необходимо преодолевать барьеры не только въездных виз (как и сегодня), но и выездных виз. Туроператоры делали первые шаги в общении и заключении контрактов с зарубежными партнерами.

Но за прошедшие годы российский турбизнес, опираясь в основном на здравый смысл, присущий предпринимательству, и на опыт зарубежных партнеров, прошел такой путь, на который его «западным» предшественникам понадобились десятилетия. В принципе, ту же картину мы видим в других сферах российской экономики и жизни в целом. Нам дана уникальная возможность двигаться оптимальным путем, опираясь на опыт наиболее развитых стран и не повторяя чужие ошибки и заблуждения. Используем ли мы эту возможность?

Оценивая сегодняшний уровень развития мировой туриндустрии, можно с полной уверенностью сказать, что в этой сфере почти не осталось «белых пятен». Первопроходцы – англичане и немцы – давно и уверенно прокладывают пути развития мирового туризма (не случайно, ведущие туроператорские фирмы сегодня дислоцированы именно в этих странах – TUI, Neckermann, DERTOUR, GTA, Wagon Lits, Karlson Tourism). Эти и подобные им фирмы – это, по существу крупные концерны, обладающие огромными финансовыми ресурсами и объединяющие не только мощнейшие агентские сети, но и собственные авиакомпании, средства размещения, передвижения и т. п. Это позволяет им решать глобальные задачи развития туризма в целых регионах.

Обратили немцы внимание на Испанию, как на перспективную туристскую дестинацию, – и бурными темпами стала развиваться отельная приморская база этой страны. Через несколько лет потребовалась альтернатива и активность бизнеса направилась в Италию. Ради будущих туристов засыпали белоснежным песком десятки километров болотистых побережий вокруг Римини. Затем последовали Греция, Турция, Египет, Таиланд. А сегодня ускоренными темпами развивается туриндустрия Вьетнама и Китая. Новые дистинации, новые виды туризма. Все, что, кажется, только может пожелать человек для полноценного отдыха, путешествий и развлечений уже изобретено ведущими поставщиками услуг и туроператорами, но они продолжают придумывать новые, более изысканные и изощренные способы завоевания туристских симпатий.

Использование нами чужого опыта не зазорно, – это может помочь внутри России быстрее преодолеть отсталость и неразвитость туристской отрасли.

Естественно, у российских туристов свой менталитет, свои предпочтения. Их нельзя недооценивать и не учитывать. И профессионализм сегодняшнего российского туроператора может проявиться в первую очередь в умении разумно использовать мировой опыт для развития в России необходимой инфраструктуры, в умении создавать оригинальные и уникальные виды турпродукта и в достижении необходимого уровня обслуживания туристов.

1.1. Турпродукт и его производители

1.1.1. Термины и понятия

Определения терминов и понятий, используемых в разных официальных документах, учебниках, книгах по туризму, нередко существенно отличаются друг от друга не только по форме, но, увы, даже по сути. В силу этого, цитируя некоторые важные для нас определения, приводимые в официальных документах, отметим, – там, где это имеет место, – некорректность этих определений с нашей точки зрения и приведем определения на наш взгляд более корректные, что необходимо для правильного понимания содержания данной книги.

В последней редакции Федерального закона № 12-ФЗ от 05.02.2007 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», даются определения важных для нас терминов. Приведем определения, которые на наш взгляд верно отражают суть определяемого термина.

Туризм – временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.

Туристская деятельность – туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

Туризм внутренний – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации; Туризм выездной – туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну; Туризм въездной – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации; Туризм международный – туризм выездной или въездной; Туризм социальный – туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей; Туризм самодеятельный – туризм, организуемый туристами самостоятельно; Турист – лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания; Туристские ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.

Туристские объекты: такими объектами принято считать туристские ресурсы, реально удовлетворяющие те или иные туристские потребности.

Туристская индустрия – совокупность средств размещения, средств передвижения, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного туристского назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников; Туроператорская деятельность – деятельность по созданию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее – туроператор); Турагентская деятельность – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – турагент).

Важнейшее для нас понятие «Турпродукт» в указанном выше законе определено неверно, поскольку не отражает существа этого понятия, в силу чего приводим наше определение этого термина:

Турпродукт – комплекс услуг и товаров, объединенных общей целью путешествия;

Приведем также несколько других важных для нас понятий.

Исходный турпродукт – созданный кем-то высоковостребованный или имеющий высокую динамику роста спроса турпродукт, который туроператор использует при создании нового для себя турпродукта.

Заказчик туристского продукта – турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста; Проектирование туристского продукта – выявление всех компонентов, позволяющих создать турпродукт, и создание определенными методами виртуального турпродукта, позволяющего оценить целесообразность его формирования.

Формирование туристского продукта – деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в предварительно спроектированный туристский продукт, а также придание турпродукту товарного вида (здесь третьи лица – это средства размещения, предприятия питания, перевозчики, объекты показа, экскурсоводы, развлекательные учреждения и т. п.); Продвижение туристского продукта – комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое); Реализация туристского продукта – деятельность туроператора или турагента по заключению договоров о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.

Для того чтобы в ресторане можно было предложить посетителю какое-либо блюдо, необходимо иметь и знать технологию его приготовления. Чтобы гостиница могла предложить клиенту услугу размещения, необходимо знать технологию создания этой услуги. Точно также для создания турпродукта надо знать и понимать технологию его создания.

Технология создания турпродукта в выбранном виде туризма – совокупность методов выявления потребностей и предпочтений потребителей в выбранном виде туризма, методов подбора соответствующих услуг и товаров и объединения их в единый комплекс с последующим формированием, то есть реализацией этого комплекса путем заключения договоров с предварительно подобранными поставщиками услуг, а также приданием турпродукту товарного вида.

Экскурсант – лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика; Экскурсовод ( гид) – профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания; Гид-переводчик – профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания.

Инструктор-проводник – профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов; Туристская путевка – документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности.

К сожалению, среди терминов, приводимых в законе, отсутствует такой важный термин, как «Туристская услуга». Мы будем использовать определение, даваемое ГОСТом Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования»:

Туристские услуги (туруслуги) – продукт деятельности фирмы или индивидуального предпринимателя по удовлетворению отдельных потребностей туриста в организации и осуществлении тура.

Туристская услуга – частный случай общего понятия «услуга».

Услуга: экономическое, то есть созданное трудом человека благо, выступающее в нематериальной форме – в виде труда, консультаций, информации, права и т. д.

Туруслуга также выступает в нематериальной форме. При реализации туруслуга выступает в виде покупаемого права на получение этой услуги. То есть, оплачивая какую-либо туруслугу, покупатель приобретает не саму услугу, а право на получение этой услуги.

Потребности человека: объективно существующие нужды, запросы человека, связанные с обеспечением нормальной жизнедеятельности и развития его организма, личности, социальной группы, общества в целом.

Эти запросы, в частности, могут касаться и условий проведения человеком своего отпуска, каникул или свободного времени. Это, например, потребность отдохнуть на морском побережье, проживать в отеле со всеми удобствами, имеющем свою территорию и свой пляж, получать разнообразное, богатое витаминами питание, иметь возможность познакомиться с историческими и природными достопримечательностями района. Все это так называемые туристские потребности.

Дадим определение еще одного термина, отсутствующего в нормативных документах, но активно используемого в практике турбизнеса:

Дестинация – территория временного пребывания туриста в период оплаченного им тура, на которой туристу предоставляется набор услуг, отвечающих его туристским потребностям. Еще один необходимый термин:

Фактор – причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты (в нашем случае – это, например, движущая сила туризма). Такими факторами могут быть: хороший климат, море, целебные источники, исторические, природные и другие объекты, которые могут интересовать потенциальных туристов.

По мере изложения материала мы будем встречать еще многие другие термины и там же будем давать им определения.

Что касается сути термина «Туристский продукт» или «Турпродукт», то в силу важности и многообразия этого понятия, мы детально рассмотрим его в разделе 1.1.4.

1.1.2. Типы и виды туризма

Туризм как процесс осуществляется в виде путешествий. В зависимости от того, как соотносится регион путешествия туриста с гражданством этого туриста, туризм можно разделить на три типа:

внутренний туризм: путешествия граждан данной страны внутри этой же страны;

выездной туризм: путешествия граждан данной страны за пределы этой страны;

въездной туризм: путешествия в пределах данной страны граждан других стран.

Любой турист, собираясь отправиться в путешествие, ставит перед собой определенную цель или несколько целей. Такими целями могут быть: – отдых; – лечение; – знакомство с чем-либо в районе путешествия /с культурой, историей, архитектурой, искусством, обычаями народа и т. д./; – развлечение; – преодоление природных препятствий; – изучение какой-либо отрасли знаний /иностранного языка, памятников культуры и т. п/; – решение деловых вопросов; – удовлетворение религиозных потребностей; – защита и сохранение природы; – посещение мест, в которых прошло детство; – нетрадиционно отметить свадьбу или иное событие, и так далее.

В зависимости от цели путешествия туризм можно разделить на несколько видов.

Не существует единого общепризнанного реестра видов туризма. Это связано как с появлением время от времени новых видов, так и с различной трактовкой видов и подвидов туризма туроператорами и теоретиками туризма.

Не претендуя на всеохватность, выделим базовую структуру видов туризма.

В каждом из трех указанных типов туризма существуют два основных по массовости вида – рекреационный туризм, главная цель которого – отдых и восстановление жизненных сил человека (физических, психических), и познавательный туризм, направленный на удовлетворение интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей, приобретение нового опыта, знаний и т. п.

Каждый из этих видов туризма объединяет несколько подвидов.

РЕКРЕАЦИОННЫЙ ТУРИЗМ:

• курортно-оздоровительный

• лечебно-оздоровительный

• спортивный

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ:

• экскурсионный туризм

• обучающие туры

• научный туризм

Кроме этих основных по массовости видов существуют и другие виды туризма, отличающихся целями:

• деловой (или бизнес-туризм)

• развлекательный

• экологический

• специализированный туризм (туры по интересам)

В свою очередь некоторые из перечисленных видов включают определенные разновидности:

КУРОРТНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ:

• отдых на морских или иных курортах

• отдых на озерах

• отдых в горах

ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ (отдых и возможно лечение):

• на термальных курортах

• отдых в SPA

• на талассо-курортах

• на минеральных (солевых) курортах

• на грязевых курортах

• на радоновых курортах (радоновые источники и радоновые пещеры)

• на климатических курортах (оздоровление под воздействием воздуха и климата)

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ. СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ:

• туры выходного дня

• поездки на спортивные соревнования в качестве болельщика

• поездки на концерты

• поездки на фестивали, карнавалы

СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ:

• маршрутный (водный /рафтинг и каякинг/, горный, спелеологический, пешеходный, велосипедный, лыжный, комбинированный – объединяющий несколько видов спортивного туризма)

• стационарный (занятия во время отдыха любимым видом спорта: горнолыжные туры, гольф, дайвинг, альпинизм)

ЭКСКУРСИОННЫЙ ТУРИЗМ:

• стационарный

• маршрутный (автобусный)

• круизы

ОБУЧАЮЩИЕ ТУРЫ:

• языковые курсы

• спортивно-тренировочные лагеря

• бизнес-тренинги и т. п.

ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ /его цели: решение вопросов, связанных с бизнесом, которым занимается человек, выезжающий в такие туры/:

• поездки на конференции, выставки, семинары, деловые встречи;

• инсентив-туризм (поощрительные туры).

Опишем несколько подробнее наиболее массовые подвиды туризма.

КУРОРТНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ И ЛЕЧЕБНЫЙ ТУРИЗМ

Это самый массовый вид туризма, поскольку оздоровительный отдых нужен каждому человеку. Даже приверженцам экскурсионного туризма, постоянно стремящимся к новым знаниям и впечатлениям, или любителям спортивного туризма хотя бы раз в несколько лет необходим оздоровительный отдых.

В мировой практике понятие курорта (Kurort – лечебное место, местность) подразумевает как отдых, так и оздоровление, т. е. курортное обслуживание. В России же под этим понятием чаще подразумевают бальнеологические (морские, горные) или минеральные курорты.

В широком смысле слова курортная местность – это территория с хорошей экологией и благоприятными климатическими условиями, расположенная в живописной местности и обладающая лечебными природными факторами: целебный климат, минеральные источники, соли, грязи и т. п.

Программы курортно-оздоровительных туров нацелены на предоставление максимальных возможностей для отдыха на курорте: максимум свободного времени, широкие возможности для занятий различными видами спорта, достаточно обширный спектр дополнительных услуг (экскурсий, концертов и т. п.).

Программы лечебно-оздоровительных туров разнообразны, однако существуют общие специфические требования к организации именно таких туров. Создавая такой туристский продукт, необходимо помнить, что он делается для людей, желающих не просто отдохнуть, но и поправить при этом свое здоровье. Поэтому программы оздоровительных туров строятся с учетом того, что значительную часть времени следует выделить на лечебно-оздоровительные процедуры. Если в такие туры и включается экскурсионная программа, она не должна быть насыщенной. Обычно она предлагается как дополнительная услуга. При организации досуговых программ необходимо отдавать предпочтение мероприятиям типа конкурсов, вечеров танцев, викторин и т. п., а также занятиям по интересам, позволяющим разнообразить досуг. Допускаются спортивные программы в виде необременительных прогулок по окрестностям, несложных спортивных соревнований, занятий по аэробике, шейпингу, плаванию и др. При этом рекомендуется создавать в курортных местностях, предпочтительных для семейного отдыха, курортно-туристские комплексы, позволяющие здоровым членам семьи заниматься спортом, туризмом, а нуждающимся в лечении лечиться и отдыхать. Питание в оздоровительных турах должно иметь самые различные варианты диетических столов.

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ТУРЫ

Не совсем удачное название (за неимением более подходящего) скрывает за собой разновидность туров, становящихся все более популярными. Их проще охарактеризовать лозунгом «Вырвись из будней». Самыми распространенными развлекательными турами являются «туры на выходные» (week-end tour). Суть их в том, что резкая смена окружающей обстановки, пусть даже на непродолжительное время, дает мощный заряд энергии и хорошо восстанавливает силы. Основная их цель, естественно, развлечение во время туристской поездки. Экскурсии, как правило, предоставляются по минимуму. Больше внимания уделено вечерним мероприятиям развлекательного характера. К этим же турам можно отнести поездки в качестве болельщиков на соревнования, поездки на различные фестивали, праздники, посвященные каким-либо событиям, явлениям.

СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ

Клиенты спортивного туризма – люди активного образа жизни, любители спорта (не профессиональные спортсмены), желающие во время путешествия заниматься выбранным видом спорта и поручающие организацию этого туристским фирмам и предприятиям. К этой группе туров относят специализированные туры, посвященные спортивным занятиям, выделившимся в специальные программы, а соответственно и в отдельные сегменты спроса. Это наиболее часто встречающиеся специфические спортивные туры.

Цель спортивных туров можно определить как единение с природой в преодолении естественных препятствий.

Спортивные туры подразделяются на маршрутные и стационарные или локальные, т. е. проходящие на одном месте. Это связано со спецификой выбранного вида спорта. Пакет услуг на таких турах, конечно, сориентирован на определенный вид спорта. Однако существуют и общие требования к организации спортивных туров.

Так, например, необходимо наличие соответствующих природных условий. Для горнолыжного туризма необходимо наличие гор с подходящими склонами разной сложности, а также наличие снега в течение достаточно продолжительного периода времени; для водного туризма наличие горных рек с интересными участками и водными препятствиями разной степени сложности, возможность удобной заброски и выхода с маршрута и т. д.

Материальная база (гостиницы, транспорт, спортивное оборудование) также должна быть сориентирована на спортивный отдых и на определенный вид спорта. Организаторы горнолыжных туров должны обеспечить возможность пользоваться подъемниками, специально оборудованными трассами, а также возможность аренды туристского снаряжения. Подбираются гостиницы спортивного типа. Очень желательны дополнительные услуги отдыха, снимающие напряжение после занятий спортом: бани, сауны, бассейны, услуги массажистов и т. п.

Материальная база маршрутных туров как правило предполагает пребывание туристов в дикой природе и, соответственно, проживание в палатках, приготовление пищи на костре или примусе, наличие у туристов специальной одежды, обуви, снаряжения, а также определенной физической и технической подготовки. При организации спортивных туров принципиальным условием является наличие квалифицированных и опытных инструкторов по соответствующему виду спорта.

Спортсмены-походники далеко не всегда обращаются к услугам профессиональных организаторов путешествий, предпочитая все организовывать самостоятельно. Благодаря этому у нас в стране их часто называют «самодеятельными туристами». В то же время, есть определенный сегмент спортивно-походных туров, организуемых для широкого круга потребителей профессиональными туристскими организациями. Это пешеходные, водные, конные, велосипедные, горные, лыжные, спелео и различные тому подобные туры.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЭКСКУРСИОННЫЙ ТУРИЗМ

Потребительский рынок познавательного туризма также достаточно широк, он не ограничивается какими-то возрастными характеристиками туристов. Каждый человек в большей или меньшей степени интересуется новым, необычным, неизвестным.

Существуют две основные разновидности познавательных туров:

• стационарные туры с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре;

• маршрутные туры с посещением нескольких городов, стран, регионов.

Как отдельный специфический вид познавательного туризма можно рассматривать морские и речные круизы с экскурсионными программами.

При организации маршрутных туров разрабатывается специальный график посещения запланированных пунктов, продолжительность пребывания в них в зависимости от количества и качества достопримечательностей.

Познавательные туры имеют массу тематических разновидностей: исторические, архитектурные, географические, природоведческие, литературные, театральные, этнографические, фольклорные и т. п. В зависимости от тематики строится и программа. Но если речь не идет о группе с узко специализированными интересами, то, как правило, создается некий симбиоз объектов и тем, охватывающих разные сферы. Основную роль в таких программах играют экскурсионно-познавательные и культурные (музеи, памятники архитектуры) мероприятия, направленные на удовлетворение эстетических, нравственных и познавательных потребностей туристов.

В стационарных турах турист нередко имеет возможность выбрать категорию размещения – отели от 2* до 5* (отели 1* на российском рынке, как правило, не предлагаются). На маршрутных турах всех туристов в каждом городе размещают, как правило, в одной и той же гостинице. Их категория определяется туроператором и адаптирована к общему ценовому уровню тура.

ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ

Туристские поездки с деловыми целями (бизнес-путешествия) приобретают в последнее время огромный размах.

Деловой туризм охватывает широкий круг поездок:

• индивидуальные деловые поездки сотрудников корпораций и компаний с целью переговоров, участия в производственных совещаниях, презентациях, сбытовая деятельность и т. д.;

• конгрессное обслуживание – поездки на конгрессы, конференции, семинары;

• выставочное обслуживание – выставки, ярмарки, биржи;

• инсентив-туризм (поощрительный) форма поощрения компаниями своих сотрудников в виде организации для них бесплатной туристской поездки;

• обслуживание делегаций – поездки на спортивные соревнования команд, гастроли, поездки официальных делегаций.

Деловой туризм является одним из самых высокодоходных и перспективных видов путешествий, который характеризуется высоким и стабильным ростом и относительной устойчивостью к воздействию экономических, политических, климатических, погодных и других факторов. Важной его особенностью является то, что заказчиком, как правило, выступает фирма, корпорация. Поэтому деловой туризм чаще всего осуществляется в форме корпоративного туризма. Кроме того, конгрессный туризм имеет для туроператора два больших преимущества перед прочими видами путешествий:

• туры на конгрессы и выставки проходят, как правило, в межсезонье, что облегчает работу с отельной базой;

• бронирование мест для участников конгрессов осуществляется задолго до проведения мероприятия.

Инсентив-туризм – этим термином обозначается динамично развивающийся в настоящее время поощрительный туризм, который представляет собой современное средство поощрения сотрудников фирм и предприятий с целью дальнейшего повышения производительности труда сотрудников. Компании рассматривают туристские поездки как одно из самых эффективных средств поощрения сотрудников различного уровня. Эксперты отмечают, что инсентив-туризм ждет большое будущее, он станет важнейшей формой поощрения работников. Привлечение туристов, путешествующих по инсентив-турам, является одной из важнейших задач туристских фирм и гостиниц, так как эта категория туристов приносит высокие доходы.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ

По определению экспертов Всемирной туристической организации (ЮНВТО), экотуризм – это поездки в места с относительно нетронутой природой и хорошо сохранившимся культурно-историческим наследием с целью их изучения и сохранения. Экотуризм создает такие условия, при которых охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов становятся экономически выгодными для местного населения.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ТУРИЗМ

К этому виду туризма можно отнести все, что не подпадает под описанные ранее виды. Это, например, паломнические, религиозные туры, в которых человек удовлетворяет свои религиозные потребности. Это ностальгические туры, в которые человек едет для того, чтобы посетить места, с которыми у него связаны важные для него воспоминания, впечатления. Сюда же можно отнести свадебные, рыболовные, охотничьи, военные, тюремные и тому подобные туры. Рынок специализированных туров постоянно пополняется, так как, с одной стороны, с течением времени у человека появляются все новые потребности, а, с другой – растущие технические возможности позволяют создавать новые виды туров (например, полеты туристов в космос, туры на воздушных шарах, погружения в батискафах и т. д и т. п.).

1.1.3. Туроператоры и турагенты

В соответствии с Законом РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» под туроператорской деятельностью подразумевается деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом. Туроператоры выполняют ведущую роль в международном туризме, так как именно они формируют туристский продукт, в который могут входить услуги по предоставлению транспорта, размещения, питания, экскурсионные услуги и т. д. Кроме формирования туристского продукта туроператоры осуществляют его продвижение путем участия в специализированных ярмарках, выставках, организации рекламы, издания каталогов, буклетов и т. п.

Реализация сформированного турпродукта может осуществляться несколькими способами. Туроператор может реализовывать турпрордукт через турагентов. При этом на него ложится ответственность перед туристом за качество реализуемого турпродукта и достоверность предоставляемой информации. Кроме этого, туроператор может реализовывать не весь комплекс услуг, входящих в турпродукт, а его часть, то есть конкретную услугу (например, размещение в отеле).

Роли туроператоров в выездном, въездном и внутреннем туризме несколько отличаются. В выездном туризме туроператоры организуют поездки за рубеж по договоренности с принимающими операторами или с поставщиками услуг. Такой туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров, обеспечивает проезд туристов из страны проживания в дестинацию, в которой проводится основная часть тура, берет на себя оформление визы и страхования туристов. Туроператоры, работающие во въездном туризме, организуют прием иностранцев в своей стране. Тот же комплекс мероприятий – комплектование услуг в местах посещения, проезд и внутримаршрутный транспорт – они осуществляют на основе взаимодействия с прямыми поставщиками услуг или с региональными принимающими туроператорами. Основное действующее лицо во внутреннем туризме – местные, принимающие, рецептивные туроператоры, которые на основе прямых договоров с отдельными поставщиками услуг (гостиницами, объектами питания, местными транспортными организациями, развлекательными заведениями и т. п.) формируют базовый, местный турпродукт.

Под турагентсткой деятельностью, в соответствии с Законом РФ «Об основах туристкой деятельности», понимается деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Турагенты, как правило, занимаются только реализацией турпродукта туроператора. Это организация-посредник, работающая непосредственно с покупателями и получающая от туроператора вознаграждение за реализованный турпродукт. Существенная разница между туроператором и турагентом состоит в том, что турагент не формирует турпродукт, а покупает его у туроператора готовым к реализации.

Особенности реализации турпродукта турагентом состоят в следующем:

• Турагент реализует покупателю сформированный туроператором тур. При этом турагент является только посредником между покупателем и туроператором. Предел его ответственности ограничивается надлежащим предоставлением полной информации об условиях путешествия, правах и обязанностях покупателя, туриста, третьих лиц и т. п.

• При наличии у покупателя каких-либо претензий по качеству предоставленного туристского обслуживания, по объему оказанных услуг, рассмотрение таких претензий по существу осуществляется туроператором в порядке, предусмотренном договором между туроператором и турагентом.

• При непосредственном взаимодействии с покупателем турагент может подобрать и предложить покупателю турпродукты разных туроператоров, чтобы покупатель мог выбрать тот продукт, который более других соответствует его потребностям.

В России, в предпринимательской деятельности в сфере туризма довольно часто встречается совмещение функций туроператора и турагента в одной туристической фирме. Например, туроператорский отдел предлагает сформированный им туры по Европе. В то же время турагентский отдел реализует туры в Юго-Восточную Азию, сформированные другим туроператором, то есть выступает в роли турагента.

1.1.4. Турпродукт: виды, уровни, стадии создания

Перейдем к рассмотрению наиболее важного для нас понятия «Туристский продукт» или короче – «Турпродукт».

Каждый человек, собирающийся в путешествие и желающий воспользоваться услугами турфирмы, сознает он это или нет, формулирует для себя общую цель будущего путешествия, которая определяется его туристскими потребностями. Поэтому, выбирая из огромной массы предлагаемых турфирмами турпродуктов конкретный турпродукт, он вольно или невольно анализирует, в какой степени тот или иной турпродукт отвечает этой цели. Именно цель путешествия является тем признаком и критерием, который соединяет в единый комплекс совершенно разнородные услуги и товары. Поэтому мы и даем следующее определение термина «турпродукт»:

Турпродукт – это комплекс услуг и товаров, объединенных общей целью путешествия.

Теперь понятно, что создаваемый турпродукт может быть экономически привлекательным для туроператора только в том случае, когда он удовлетворяет туристские потребности достаточно большого числа потенциальных потребителей такого турпродукта. А это происходит в том случае, когда цель создаваемого турпродукта соответствует цели потребителя.

Следовательно, одна из проблем создания нового для туроператора турпродукта выявление туристских потребностей потенциальных потребителей данного турпродукта.

Для того чтобы удовлетворить любой побудительный мотив туризма – желание отдохнуть, подлечиться, познакомиться с новой для себя культурой, образом жизни, желание испытать себя в экстремальных условиях, удовлетворить религиозные и иные туристские потребности, человеку требуется целый комплекс услуг и товаров, называемый туристским продуктом /турпродуктом/.

Например, человеку, желающему с ребенком отдохнуть и оздоровиться на берегу теплого моря, да еще интеллектуально развить ребенка, для достижения этих целей понадобятся: – услуга доставки на выбранный курорт; – услуга доставки /трансфер/ от аэропорта или вокзала к месту отдыха /пансионат, дом отдыха и т. п./; – услуга размещения в выбранном типе номера; – услуга питания; – услуга пользования оборудованным пляжем; – услуга интеллектуального развития ребенка /кружки рисования, лепки, моделирования и т. п/. Кроме того, уже во время отдыха турист может захотеть обновить купальный костюм, пляжную обувь, шляпу, приобрести сувениры и иные товары. Ему может понадобиться услуга няни, услуги диагностического центра, может появиться желание сделать себе и ребенку несколько сеансов оздоровительного массажа и ванн, сходить в музей, с помощью экскурсии познакомиться с достопримечательностями этого края, показать ребенку море во время морской прогулки, сводить его в городской аквапарк и в цирк и многое, многое другое. Видим, что во время путешествия турист может воспользоваться множеством различных услуг и товаров, с помощью которых достигаются поставленные туристом цели – обоим отдохнуть и оздоровиться и интеллектуально развить ребенка.

Если этот человек для достижения своих целей обратится в турфирму, там ему опишут многочисленные возможности, которые могут быть предоставлены ему и его ребенку на том или ином морском курорте, но когда он заведет речь о том, что именно может предложить и обеспечить туристам турфирма за указанную в рекламе цену, то из длинного списка перечисленных выше услуг и товаров ему предложат очень небольшой набор услуг. Скорее всего это будет услуга доставки к месту отдыха, размещение в выбранном туристом средстве размещения и типе номера и питание. Эти услуги и войдут в предлагаемое туристу путешествие и, соответственно, в оплату.

Подразумевается, что в оплаченную сумму входит пользование климатом этого курорта, морем, а иногда и пляжем, возможность пользоваться территорией того средства размещения, в котором живет этот турист с ребенком, и некоторыми услугами, например, детской площадкой. Все же остальные перечисленные выше возможности в виде услуг и товаров турист может реализовать, оплатив их на месте.

Итак, с одной стороны, видим созданный на данном курорте огромный комплекс услуг и товаров, с помощью которых турист может достичь целей отдыха, оздоровления, развлечения, интеллектуального развития. Похоже, что это и есть тот самый турпродукт? Безусловно!

С другой стороны, турфирма предлагает и гарантирует ему совсем небольшой набор услуг, который сотрудник турфирмы называет туром или турпродуктом.

Так что же такое в данном случае турпродукт, обеспечивающий на конкретном морском побережье отдых, оздоровление, развлечения и интеллектуальное развитие? Это все многообразие курортов, средств размещения, вариантов питания, видов развлечения, предлагаемых сувениров и других товаров? Или же турпродукт – это тот небольшой набор услуг, за право пользования которым в определенный промежуток времени платит покупатель?

Турпродуктом является и то и другое, но важно понимать, чем отличаются эти турпродукты.

Во-первых, отметим следующее. Как уже отмечалось в разделе 1.1.2., туризм в зависимости от цели путешествия делится на несколько видов: – рекреационный; – познавательный; – деловой и т. д. Соответственно, и набор услуг, то есть турпродукт, отвечающий тем или иным целям, можно в соответствии с целями туризма отнести к рекреационному турпродукту, познавательному, деловому и т. д.

То есть можно рассматривать различные виды турпродукта, отличающиеся целями путешествия.

В зависимости от цели турпродукта, он относится к одному из видов туризма. Поэтому описывая далее мероприятия по проектированию турпродукта, мы подразумеваем, что речь идет о каком-то конкретном виде турпродукта и все описываемые мероприятия относятся к этому конкретному виду. Под этим видом читатель может подразумевать любой интересующий его вид турпродукта.

Именно наличие общей цели придает любому турпродукту новые свойства, качественно отличающие его от простой суммы свойств всех входящих в него услуг и товаров и позволяющие удовлетворять туристские потребности потребителей.

Загрузка...