Наука – один из видов познания, в ходе которого формируется система научных понятий и предложений о явлениях и законах природы и общества, способная служить теоретической основой для практического преобразования в интересах человечества. Она представляет собой: во – первых, не просто сумму знаний об окружающем мире, а совокупность точно сформулированных и проверенных положений о явлениях и глубинных связях, являющихся причиной их происхождения, выраженных посредством особых понятий и предложений, называемых научными; во – вторых, наука не результат любознательности отдельных людей, а практическую деятельность всего человечества, подчиненную целям развития общества. В связи с этим ее рассматривают как высшую форму человеческих знаний. Научное исследование характеризуют новизна, доказательность, обоснованность выводов и положений.
«У научного изучения предметов две основных или конечных цели: предвидение и польза. Предвидеть или предсказать то, что еще неизвестно… указывает на возможность людям проникать в самую сущность вещей… Но торжество научных предсказаний имело бы очень малое для людей значение, если бы оно не вело под конец к прямой общей пользе. Она проистекает из того, что научные предсказания, основываясь на изучении, дают в обладание людское такие уверенности, при помощи которых можно направлять естество вещей в желаемую сторону и достигать того, что желаемое и ожидаемое приближается к настоящему и невидимое к видимому» – Д. И. Менделеев.
Различают познание обыденное и научное.
Обыденное познание опирается на жизненный опыт и здравый смысл, поэтому несет в себе элементы научного знания и субъективные представления.
Здравый смысл – стихийно сложившаяся под влиянием повседневной практической деятельности и житейского опыта совокупность взглядов на жизнь, на окружающий мир у данного индивида. Он появляется в ходе знакомства с реальной окружающей действительностью такой, какой она представляется индивиду непосредственно. Поэтому здравый смысл характеризуется консервативностью, трудным восприятием нового, идущего вразрез с устоявшимися взглядами. До Коперника было против здравого смысла говорить, что Земля вертится, а не Солнце ходит по небосклону. Во всех случаях, когда какой-либо деятель заявляет, что его поступки согласуются с его здравым смыслом, можно утверждать: он не обладает элементарной научной культурой.
Научное знание приобретается посредством особых научных методов (эмпирических и теоретических). Применение научных методов позволяет правильно отображать объективные законы природы и общества.
Метод – путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний (принципов). Метод не существует в объективной действительности сам по себе, он – результат творческой деятельности человека, он создается человеком и представляет собой совокупность правил, требований.
Методология – учение о методах и принципах познания. Она рассматривает основные принципы познания, способы и приемы исследования, опирающиеся на эти основы. Исходные основы познания анализируются и оцениваются в тесной связи с философией, с мировоззрением. Диалектический материализм как наука, изучающая всеобщие формы бытия, всеобщие законы движения, развития объективной действительности и познания, выполняет: мировоззренческую, гносеологическую и методологическую (логическую) функции.
« В общественной и естественной действительности нет никаких методов, а имеются лишь объективные законы. Методы имеются лишь в головах, лишь в сознании, а отсюда – и в сознательной деятельности человека» – И. Павлов.
Диалектическая методология включает следующие принципы познания:
– отражения;
– активности;
– всесторонности;
– восхождения от единичного к общему и обратно;
– единства индукции и дедукции;
– взаимосвязи качественных и количественных характеристик;
– детерминизма;
– историзма;
– противоречия;
– диалектического отрицания;
– восхождения от абстрактного к конкретному;
– единства исторического и логического;
– единства анализа и синтеза.
Понятие «принцип» отражает определенное требование (регулятивную норму) к процессу мышления человека.
Принцип отражения предполагает вторичность сознания по отношению к внешнему миру.
Принцип активности требует учета деятельности субъекта познания, который должен не только быть наблюдателем, но и активно воздействовать на объект исследования для раскрытия свойств и связей между элементами, раскрытия его сущности. Поэтому задача познания – сведение внешнего к внутреннему, явления к сущности.
Принцип всесторонности рассмотрения позволяет выявить у исследуемого объекта как внутренние, так и внешние связи с окружающей средой. Надо здесь отметить, что всесторонность должна согласовываться с принципом оптимизации, поскольку часть связей может оказаться малосущественной и не потребует специального рассмотрения.
Принцип восхождения от единичного к общему и обратно характеризует исторический процесс развития познания от единичного к общему. Выделение общего признака, свойственного всем исследуемым предметам, или движение от единичного к общему, является лишь первой стадией познания объекта. Она не приводит к познанию сущности изучаемых предметов, а лишь фиксирует, закрепляет в понятиях общие черты. Путь от общего к частному позволяет познать сущность явления и связан с моделированием объекта и имитацией (предсказанием) его деятельности (движения).
Принцип взаимосвязи качественных и количественных характеристик проявляется через изменение внутри объекта количества элементов. Затем появляются новые качественные изменения, представляющие собой скачок, перерыв непрерывности. Модель атома, изменение в ней количества нейтронов, позитронов, электронов и других элементов приводит к появлению новых веществ, а понимание этих закономерностей позволяет предсказывать возможность существования новых веществ; например, Д. И. Менделеев предсказал существование экаалюминия (далее назвали галлием).
Принцип детерминизма требует признания причинной обусловленности явлений. Моделирование является подходом, раскрывающим взаимодействие материальных образований (вещей или элементов, образующих одну и ту же вещь). Причина во времени всегда предшествует следствию – изменениям, возникающим во взаимодействующих образованиях (элементах). Взаимодействие есть движение материи – развитие, переход или превращение одних ее материальных образований в другие.
Принцип историзма требует рассмотрения объекта в самодвижении и развитии. В ходе теоретического анализа воспроизводится реальный процесс развития, взятый в его необходимых связях и отношениях.
Принцип противоречия требует обнаружения в объекте противоречия и способа его разрешения. Любой материальный объект является единством противоположностей, непрерывно изменяется и вместе с тем сохраняет себя, свои качества. Начальным моментом познания является открытие в исследуемом объекте различных противоположных элементов, изучение их как самостоятельных явлений (объектов).
В ходе дальнейшего исследования устанавливается их взаимополагание как единство противоположностей. Примером разрешения противоречия является живая клетка. В ней непрерывно идет обмен веществ, процессы ассимиляции и диссимиляции.
Принцип диалектического отрицания представляет собой единство уничтожения и сохранения.
Принцип восхождения от абстрактного к конкретному характеризует путь познания объективной реальности. Суть его сводится к построению модели объекта, когда из абстрактных представлений о свойствах элементов строится вполне конкретное целостное образование, объединяющее в себе противоречивые свойства элементов.
Принцип исторического и логического требует построения таких объектов, чтобы их развитие (история) совпадала с логикой процессов функционирования и, например, адаптации живой ткани.
Принцип единства анализа и синтеза реализуется в ходе моделирования объекта исследования. Изучение элементов объектов и их описание есть анализ, построение целостной модели есть синтез.
Практическая реализация философских принципов должна выполняться применительно к анализу объективной реальности – объектов, материальных образований. Попытка их применения к отдельным сторонам объективной реальности (движение) или абстрактным понятиям, в отрыве от реальности, которую они должны представлять, приводит к грубым гносеологическим ошибкам.
Как было указано выше, содержание научной и методической деятельности весьма многообразно, что определяет виды научно-методических работ и формы их представления.
В научной работе выделяют фундаментальные и прикладные исследования. Фундаментальные научные исследования проводят главным образом научно- исследовательские институты физической культуры и научно-исследовательские лаборатории университетов, академий физической культуры. Как правило, в разработке таких тем участвуют коллективы, руководимые известными в своей области учеными. Методическую работу проводят применительно к определенному виду профессиональной деятельности, например дошкольному, школьному и вузовскому физическому воспитанию, юношескому и спорту высших достижений, оздоровительным формам физической культуры, профессиональному физкультурному образованию.
Формы представления результатов научно-методической деятельности достаточно разнообразны по характеру, содержанию, объему, оформлению и т. д. и отражают многообразие самой научно-методической деятельности. Основные формы, в которых авторы (студенты и профессорско-преподавательский состав) могут довести до сведения других содержание своей научной или методической работы, – устные сообщения, письменные работы и публикации в печати.
Реферат. С этого вида работы обычно начинается знакомство студента – начинающего исследователя – с научно-методической работой. В реферате в сокращенном виде излагается содержание научной работы, какой-либо книги (краткий обзор содержания нескольких книг). Первоначальный смысл рефератов представлял собой результат реферирования одной или нескольких книг по теме, на основании таких материалов составляются реферативные сборники, например, ИНИОНа (Институт научной информации по общественным и гуманитарным наукам РАН). В вузах в реферате обычно требуется кратко раскрыть какую-либо тему.
Выделяют два вида рефератов – литературный (обзорный) и методический. Первый предполагает анализ литературных данных по определенной теме, попытку систематизировать материал и выразить свое отношение к нему. Второй направлен на характеристику цели и задач исследования, методов для их решения, попытку сделать заключение (выводы) по результатам анализа. Материал рефератов может быть использован в курсовой, дипломной работе.
Объем реферата зависит от содержания реферируемого документа (ГОСТ 7.9 – 95. «Реферат и аннотация. Общие требования»). В заглавии реферата отражается название реферируемой работы. Обычно в реферате не требуется титульного листа, подразделения текста, оглавления, но некоторые вузы вводят более высокие требования и к этому виду работы.
Доклад. По своему характеру доклад представляет собой запись устного сообщения по какой-либо теме. И этим доклад мало чем отличается от реферата. Большое распространение в последние годы получили тезисы докладов на научно- практическую конференцию.
Устное сообщение (доклад) содержит задачи, методы исследования, обоснование новых фактов, выводы, практические предложения. На доклад отводится 10 – 25 мин. поэтому он должен быть предельно насыщен полезной информацией, без нежелательных отступлений. Примером могут служить доклады по защите выпускных квалификационных работ. В процессе доклада возможна демонстрация иллюстративного материала. В практике существуют доклады по содержанию диссертаций с целью апробации своей работы. Рефераты и доклады в вузах выступают также в качестве зачетных работ, от их качества зависит получение студентом зачета.
Контрольная работа в вузе носит преимущественно зачетный характер, это своего рода письменный экзамен. Оценка за контрольную работу влияет на зачет (иногда на экзамен). Контрольная работа состоит из ответов на ряд вопросов, решения задач. Этот вид работы требует проявления студентом самостоятельности, особенно если контрольная работа выполняется непосредственно на семинарском занятии.
Курсовая работа. Это более сложный, по сравнению с контрольной, вид работы, требующий проявления творчества. Тему студент выбирает из кафедрального перечня или предлагает свою, соответственно обосновав это. Курсовая работа выполняется под руководством преподавателя. Ее объем 20 – 40 стр. машинописного текста. Обязательны анализ литературных данных и изучения опыта работы в соответствии с темой, результаты педагогического наблюдения, эксперимента, обработанные соответствующими методами. Оформляется курсовая работа по типу дипломной: титульный лист, оглавление, выделение глав и разделов, выводы и предложения, список литературы. Чтобы подготовка курсовой была более плодотворной, целесообразно увязать тему и содержание с будущей выпускной квалификационной (для дипломированного специалиста – дипломной) работой. Одобренная преподавателем – руководителем курсовой, работа представляется на защиту. Процедура защиты происходит в присутствии специальной комиссии, автор курсовой делает доклад, отвечает на вопросы, и комиссия на своем заседании выносит оценку, в которой учитываются содержание работы и качество защиты. Таким образом, курсовая работа по основным признакам отражает содержание подготовки выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа. Многие годы дипломная работа в системе профессионального физкультурного образования была делом добровольным: студент готовил ее по своему желанию, и она заменяла один, а в некоторых вузах – все государственные экзамены. В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования все без исключения дипломированные специалисты готовят и защищают дипломную работу. ВКР по своему характеру глубже курсовой, но проще диссертационной на соискание ученой степени кандидата наук.
Магистерская диссертация как вид выпускной квалификационной работы для магистра – то же, что и дипломная работа для дипломированного специалиста или бакалавра. Принципиальные подходы к характеру этих работ схожи, особенности требований отражены в соотношениях о названных видах работ, которые обычно разрабатывает каждый вуз.
При этом необходимо исходить из того, что магистраская подготовка – это по сути лишь первая ступень к научно-исследовательской и научно- педагогической деятельности, ведущей к поступлению в м последующей подготовке кандидатской диссертации. Исходя из этого, выпускная квалификационная работа магистранта не может считаться научным трудом в полном смысле этого слова, поскольку в системе современной российской школы степень магистра – это не ученая степень, а академическая степень, прежде всего, образовательный уровень выпускника и свидетельствующая о наличии у него умений и навыков, присущих начинающему педагогу и научному работнику. Поэтому совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличии у ее автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности.
Выпускная квалификационная работа магистранта, хотя и реализуется в рамках научно-исследовательской деятельности, все же в большей степени должна быть отнесена к разряду учебно-исследовательских работ, в основе которых лежит моделирование уже известных решений. Выполнение такой работы должно не столько решать научные проблемы, сколько служить свидетельством того, что ее автор научился самостоятельно вести научный поиск, организовывать управленчиские решения, видеть профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения.
Объем текста выпускной квалификационной магистрской работы строго не регламентируется. Обычно он находится в пределах 80-100 страниц компьютерного печатного текста формата 14, напечатанного через 1,5 интервала или машинописного текста напечатанного через 2 интервала. По гуманитарным наукам этот объем может быть на 20-30 процентов больше.
Кандидатская и докторская диссертации. Диссертация (от лат. dissertatio – рассуждение, исследование) – квалификационный научный труд, подготовленный для публичной защиты и получения ученой степени кандидата или доктора наук. Диссертация может представлять собой специально подготовленную рукопись, может быть выполнена в виде научного доклада, опубликованных монографии или учебника. Все, что связано с диссертациями, изложено в п. IV «Положения о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий» [1, 5, 6, 13 из гл. 6]. Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научной квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления, либо осуществлено решение научной проблемы, имеющей важное социально – культурное, народно-хозяйственное или политическое значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в ускорение научно-технического прогресса.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научной квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач.
Диссертация должна быть написана единолично, содержать новые научные результаты и положения, выдвигаемые автором для публичной защиты, которые свидетельствуют о личном вкладе автора в науку.
В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическое значение, рекомендации по использованию научных выводов.
Диссертация в виде рукописи – наиболее распространенная форма квалификационной работы на соискание ученой степени. Это рукописный труд, отпечатанный на пишущей машинке или на компьютере, содержащий следующие разделы: актуальность темы, объект, предмет, цель, гипотезу, задачи, методы и организацию исследования, положения, выносимые на защиту, собственный фактический материал, выводы, рекомендации по использованию результатов исследования, список литературы, приложения. Объем кандидатской диссертации – 150 – 200 стр, докторской – 250 – 300 стр. (условно). К диссертации прилагается автореферат, в котором содержатся ее основные положения. Объем автореферата – 22 – 24 стр. машинописного текста, напечатанного через два интервала.
Диссертация в виде научного доклада (кандидатская и докторская) готовится на основе опубликованных автором крупных научных работ, имеющих важное научно-практическое значение (монографии, учебники, учебно-методические пособия, научные статьи в центральных журналах и т. п.). Научный доклад готовится на основе собственных публикаций, отвечающих соответствующим требованиям, главным образом по качеству, количество здесь не столь значимо. Следует отметить, что по сравнению с диссертацией в виде рукописи диссертаций в виде научного доклада представляется к защите значительно меньше, это скорее исключение, чем правило. Должна быть серьезная аргументация целесообразности представления к защите диссертации в виде научного доклада. Объем диссертации в виде научного доклада не установлен: он может быть больше или меньше автореферата (обычно 48 – 60 стр.). Автореферат на такую диссертацию не пишется, а диссертация рассылается как автореферат.
Диссертация в виде монографии или учебника (опубликованых). По сравнению с диссертациями в виде рукописи монографии и учебники представляются к защите реже, и то преимущественно на соискание ученой степени доктора наук. Такое положение можно объяснить тем, что лица, претендующие на соискание ученой степени на основе монографии или учебника, «прошли» этап кандидатской диссертации, накопили богатый багаж научных знаний и фактов, но в силу определенных обстоятельств не имеют возможности подготовить диссертацию в виде рукописи. На диссертацию в виде монографии или учебника автореферат представляется по установленной форме.
Автореферат диссертации. Автореферат по существу представляет собой реферирование автором своей же диссертации. Объем автореферата кандидатской диссертации – 1 авторский лист (40 тыс. печатных знаков), докторской – 2 листа (80 тыс. печатных знаков). Для авторефератов диссертаций по гуманитарным наукам допускается увеличение объема на 0,5 авторского листа (1,5 и 2,5). Автореферат выполняет следующие функции: информационную (информирует читателя о содержании диссертации; о разработанных автором методиках); сигнальную (извещение о поступлении автореферата в библиотеку по месту защиты); ознакомительную (источник справочных данных о проведенном исследовании); познавательную.
Автореферат состоит из двух основных частей.
Первая – «Общая характеристика работы»: актуальность проблемы, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования; методологическая база исследования и методы, которые в нем применялись; новизна и практическая значимость работы; положения, выносимые на защиту; структура диссертации.
Вторая – «Основное содержание работы»: представление материала, обосновывающего достоверность полученных данных, ответы на поставленные задачи, выводы и практические рекомендации. В конце представляются публикации автора диссертации, в которых отражаются основные положения диссертационного исследования.
Монография. Название происходит от греч. monos – один, единый, единственный + греч. grapho пишу. Это научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, ограниченный круг вопросов. Монография представляет собой книгу, в которой самими авторами излагаются данные собственных научных исследований, она может быть написана одним автором или коллективом авторов. Объем монографии – от 4 – 5 до 10 – 15 авторских листов и больше. В монографии детально раскрываются методы и организация исследования, доказательный фактический материал, особенно экспериментальной части исследования, теоретические обобщения и новые положения, выдвигаемые автором (авторами) на основании полученных результатов. В структуре монографии выделяют введение, в котором раскрывается актуальность исследования и дается характеристика исследуемой проблемы, основную часть, состоящую из нескольких глав (разделов), в которых излагается основное содержание результатов исследования; заключение, в котором подводятся итоги монографического исследования, приводится список литературы, приложение, в котором помещаются материалы, дополняющие основной текст монографии.
Депонирование научной работы. Депонировать происходит (от лат. deponiге) – передавать на хранение подлинный текст международного договора. В данном случае речь идет о передаче рукописи на специальное хранение. Депонируются обычно научные разработки (монографии, статьи, тезисы), которые предназначены для узкого круга специалистов и могут быть быстро оформлены как публикация и, что немаловажно, при небольших затратах автора. Подготовленная к депонированию работа направляется в Центр научно-технической информации или ИНИОН. Центр принимает работу, передает ее на хранение в свои библиотеки и дает публикацию в специальных реферативных сборниках или научных журналах о поступлении такой работы и возможности ее востребования для ознакомления с ней любого заинтересованного специалиста. Депонированная работа считается опубликованной только после того, как ее аннотация выйдет в научном журнале или реферативном сборнике.
Книга научная, научно-популярная. Провести четкую грань между научной и научно- популярной книгой сложно. К научным можно отнести монографии и сборники научных трудов, тезисы научных конференций. В научно-популярных изданиях на базе данных научных исследований даются обоснованные рекомендации по проблемам здоровья, физической культуры, спорта. Для примера ниже приводится несколько таких книг.
Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тезисы докладов международного конгресса: В 2 т. – М., 1988.
Основная проблематика: биомеханика спорта; физиология спорта; спортивная медицина; биохимия физических упражнений и рациональное питание спортсмена; социально – гуманитарные дисциплины физической культуры и спорта; теория и методика спорта; теория и методика физического воспитания детей и подростков; менеджмент и маркетинг в спорте; педагогика и психология спорта; спортивная морфология; спорт, духовность, культура; спортивная наука в XXI в.; физкультурное образование в современном мире; спорт и экология; спорт и здоровье человека; олимпизм и олимпийское образование.
Журавлев В. И. Педагогика в системе науки о человеке. – М., 1990.
Основное содержание: введение; интеграция наук о человеке; межнаучные связи в теории и педагогической практике; критический разбор новых явлений в педагогике в аспекте межнаучных связей; методологические предпосылки научного взаимодействия в решении педагогических проблем; взаимодействие наук в разработке программы воспитания школьников; педагогика и философия: новые аспекты связи; педагогическая наука и информатика; педагогика и техника: грани союза.
Амосов Н. И., Бендет Я. А. Физическая активность и сердце. – Киев, 1989.
Содержание: предисловие; основы физиологии физических нагрузок; нагрузочные тесты при оценке функционального состояния сердечнососудистой системы; основные методы оценки результатов нагрузочных тестов; энергетическая оценка физического состояния и трудоспособности на основе нагрузочных тестов; физическая активность в профилактике болезней сердца; физическая и трудовая реабилитация больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями; заключение; приложения; список литературы.
Фомин Н. А., Вавилов Ю. Н. Биологические основы двигательной активности. – М., 1991.
Содержание: предисловие; обучение произвольным движениям; физиологические основы управления произвольными движениями; адаптация к физическим нагрузкам; тренированность как специфическая форма адаптации к физическим нагрузкам; утомление и восстановление при мышечной деятельности; развивающая роль физической культуры в общеобразовательной школе; оптимизация двигательной деятельности детей и подростков; физиологические основы тренировки; моделирование спортивных успехов; отбор и спортивная ориентация юных спортсменов: роль спортивной деятельности в природе человека; словарь терминов; литература.
Чепик В. Д. Физическая культура в социальных процессах. – М., 1995.
Содержание: предисловие; физическая культура в социальном комфорте личности; образование по физической культуре как составная часть общенаучных знаний человека; физическая культура в социальном воспитании; физическая культура и практика оздоровления населения; специальные двигательные режимы в практике спорта; пульсометрия и система контроля за состоянием человека; литература.
Научная статья. Среди видов научных работ статья занимает важное место, в ней обычно излагают наиболее значимые результаты научного исследования. Такие статьи публикуются в научных журналах, сборниках научных трудов.
Объем статьи – от 5 до 15 стр., структура статьи: название; фамилия автора (авторов); ключевые слова; введение; методика исследования; результаты и их обсуждение; заключение; литература. Такая структура принята, например, в журнале «Теория и практика физической культуры». Обычно организация, издающая сборник или журнал, устанавливает требования по объему, характеру печатания (например, компьютерный вариант), иллюстрациям и т. д. Автор должен подготовить статью строго в соответствии с установленными требованиями. В серии статей автор последовательно излагает полученные результаты, их теоретическое и практическое значение.
Тезисы. Тезис (от греч. thesis – положение, утверждение) имеет несколько значений: в логике это положение, истинность которого должна быть доказана.
Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т. п. (гл. 6, п. 17). Этот вид научной работы в последние годы стал распространенным благодаря большому числу проводимых научно- практических конференций и публикаций сборников тезисов докладов для этих конференций. Объем тезисов – 1 – 2 с. машинописного текста, набранного через 1, 1,5, 2 интервала. В последнее время материалы принимаются в виде, подготовленном для компьютерной публикации: текст набран в Word (не ниже 7), шрифт Times New Roman, стиль шрифта – нормальный, размер шрифта – 14. С учетом малого объема тезисов в них должны быть изложены лишь основные данные, отражающие самую суть проведенного исследования и убедительно аргументированные. Не следует перегружать текст цифровым материалом, иллюстрациями.
В деле совершенствования подготовки специалистов высшей школы на основе госстандартов нового поколения учебная литература была и остается одним из ведущих средств информационного обеспечения учебного процесса, когда особо важное значение приобретает самостоятельная работа студентов. Ниже рассматриваются основные виды учебной литературы.
Программа (от греч. programma – объявление, предписание) – план намеченной деятельности, работ; учебная программа – краткое систематическое изложение содержания обучения по определенному предмету, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. Среди видов научно-методических работ большое место занимают учебные программы. Более десяти федеральных рекомендательных программ разработано для образовательных учреждений, десятки программ только по олимпийским видам спорта – для специализированных детско- юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва, комплексных целевых программ – для сборных олимпийских команд страны. Как правило, эти программы основываются на многолетних исследованиях и проверены в процессе практической работы в дошкольных учреждениях, общеобразовательной школе, высших и средних специальных учебных заведениях, в системе подготовки спортивных резервов и высококвалифицированных спортсменов. Авторами программ являются академики, доктора наук и профессора, кандидаты наук, доценты. Все они, как правило, имеют научные труды и большой опыт профессиональной деятельности в вузах. В системе академий физической культуры разработаны циклы программ по подготовке бакалавров и магистров по физической культуре.
Программа разрабатывается в соответствии с учебным планом, который в вузе, например, отражает требования государственного образовательного стандарта по конкретной специальности. В настоящее время разрабатываются учебные программы по учебным планам государственных образовательных стандартов нового поколения. Приводим требования к оформлению программ для авторских коллективов: 1 – пояснительная записка (цели и задачи дисциплины, требования к уровню освоения ее содержания); 2 – объем дисциплины в часах и виды учебной работы: общая трудоемкость (по госстандарту), аудиторные занятия, лекции, практические занятия (семинары), лабораторные занятия, самостоятельная работа (в часах), другие виды работы (если есть в том числе курсовые проекты, рефераты), вид итогового контроля (зачет, экзамен); 3 – содержание дисциплин и виды учебных занятий (могут быть в виде тематического плана) с распределением часов; 4 – содержание разделов дисциплин; 5 – учебно-методическое обеспечение дисциплины (литература, средства обеспечения дисциплины: лаборатории, классы, спортивные сооружения и т. п., перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, примерная тематика рефератов, курсовых работ, примерный перечень вопросов к зачету (экзамену, по всему курсу).
Разработка учебной программы требует от автора глубоких теоретических знаний и достаточно большого практического опыта работы. Каждое положение программы должно четко выражать основные направления науки и практики, помогать пользователю в освоении теоретических знаний и совершенствовании практических умений и навыков.
Учебник. Учебник – книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал по определенной области знаний на современном уровне достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. В учебнике могут быть использованы результаты научного исследования, кандидатской или докторской диссертации, проверенные в ходе учебного процесса, тренировочной и соревновательной деятельности, в оздоровительной физической культуре и т. д.
При создании учебника необходимо определить его роль и место в системе средств подготовки специалистов, цели и задачи обучения и воспитания, учесть требования к этому виду учебной литературы. От этого зависит объем учебника: он может быть от 10 до 30 авторских листов.
Учебник служит основным источником знаний по конкретной учебной дисциплине и предназначен для самостоятельного усвоения этих знаний студентами, ему принадлежит ведущая роль среди других средств, используемых студентами при самостоятельной работе. Очень важно обеспечить мотивацию, интерес к предмету, стимулирующие студента к активной творческой работе. Интересна мысль о том, что знания нельзя передавать, их можно предложить, но овладеть ими студент должен самостоятельно. В учебнике надо раскрыть перспективы развития конкретной науки. Особое значение придается иллюстрациям, как важному средству учебного познания, успешного овладения наукой. Они должны помочь глубже усвоить основные положения учебной дисциплины, повысить интерес к ней. В учебнике следует учесть тенденции использования в учебном процессе и в самостоятельной работе студентов компьютерной техники, в том числе электронного учебника. Ниже приводятся общие рекомендации по организации работы над созданием учебника:
– определение роли и места учебной дисциплины в подготовке специалиста с учетом требований государственного образовательного стандарта и учебной программы и конкретизация на этой основе задач обучения и воспитания, решаемых в процессе преподавания курса;
– определение характера и объема знаний, которые должны быть усвоены студентом при изучении всего курса, его тем и каждого вопроса темы, учет при этом объема знаний, полученных в результате изучения ранее пройденных дисциплин;
– определение логической и дидактической последовательности передачи учебной информации для приобретения знаний, выработки умений и навыков, воспроизведения и использования предшествующих знаний при изучении каждой темы и всего курса;
– разработка структуры учебника, разделение излагаемого программного материала на методически оправданные структурные элементы: разделы, главы, параграфы;
– разработка на основе принятой структуры плана-проспекта будущего учебника и его оценка;
– разработка параграфов по содержанию: разделение содержания параграфа на части и подбор для каждой части параграфа соответствующей формы выражения (текста, иллюстраций, таблиц и т. п.); проектирование способов закрепления знаний и навыков и осуществления обратной связи; определение связей с другими средствами обучения;
– оформление главы учебника, размещение параграфов с учетом последовательности и логичности изложения учебной информации;
– оформление учебника в целом.
Наиболее приемлема следующая структура учебника: оглавление, предисловие, методические рекомендации, основной текст, заключение, приложения, указатели, литература.
Оглавление целесообразно располагать в начале книги, названия глав, разделов должны быть четкими и облегчать поиск необходимой информации. Не рекомендуется в оглавлении приводить фамилии авторов главы, раздела. Не следует вместо термина «Оглавление» применять термин «Содержание», который используется в изданиях с разноплановым материалом.
Предисловие содержит характеристику роли и значения дисциплины в подготовке специалиста, задач, стоящих перед студентом при изучении этой дисциплины. Введение ориентирует читателя на работу с учебником, готовит его к усвоению материала, знакомит с основными понятиями, литературой и пр.
Основной текст представляет собой дидактически и методически обработанный материал, соответствующий учебной программе. В современных условиях реформирования общего и профессионального образования к учебникам предъявляются определенные требования. Ниже приводятся требования к вузовскому учебнику:
– обеспечить полное раскрытие вопросов программы по учебной дисциплине с учетом последних научно-методических достижений;
– быть доступным для успешного усвоения студентами, способствовать мотивации учения, формированию умений и навыков, а также творческих способностей будущих специалистов; обеспечить преемственность знаний, полученных при изучении предшествующих дисциплин, тесные внутридисциплинарные и междисциплинарные связи;
– создавать необходимые условия для использования аудиовизуальных и технических средств обучения, вычислительной техники, обеспечивать с ними тесную связь;
– учитывать психолого-педагогические факторы обучающихся, их общеобразовательный уровень;
– использовать возможности поясняющих и дополняющих текстов.
Контрольные вопросы и задания приводятся в конце каждой главы или других структурных элементов текста учебника, их формулировки должны предусматривать использование технических средств, вычислительной техники, дополнительной литературы (справочной, научной и др.), возможности дистанционного обучения.
Иллюстрации. Выбор вида иллюстраций зависит от содержания учебника, они должны быть методически целенаправленными, пояснять текст учебника, соответствовать подготовленности студента.
Приложения содержат различные справочные материалы, фактический материал научных исследований, которые дополняют, иллюстрируют основной текст при изучении теоретической части и проведении практических занятий. В соответствующих главах даются ссылки на то или иное приложение, которые нумеруются.
Указатели являются обязательным структурным элементом учебника, они бывают предметными, именными, предметно-именными и др. Предметный указатель содержит основные понятия и термины, включенные в книгу; именной – фамилии и инициалы лиц, встречающиеся в книге. Рядом с указателем через запятую проставляют номер страниц книги, на которых термин или фамилия встречается. Термины и фамилии в указателях располагаются строго в алфавитном порядке с соблюдением обычных требований.
Заключение объемом 5 – 10 стр. завершает текстовую часть, в нем подводится итог изложенному учебному материалу, даются сведения о проблемах наук и практики в области физической культуры и спорта и направления их дальнейшего развития. В заключении надо также сообщить, как полученные знания будут использоваться при изучении других дисциплин.
Литература. В этом разделе указывают основные использованные и рекомендуемые для углубленного самостоятельного изучения курса или его отдельных тем литературные источники. В учебниках должны быть указаны источники, откуда заимствован фактический материал, для этого используют ссылки.
Тщательная и качественная проработка рассмотренных структурных элементов учебника поможет добиться наибольшего эффекта в его использовании.
Учебное пособие как вид учебной литературы посвящается отдельным разделам программы, это могут быть также сборники упражнений, задач, лабораторных практикумов, хрестоматии, учебные словари, альбомы, атласы и т. п. Учебные пособия призваны содействовать закреплению полученных знаний и формированию умений и навыков в их применении, умений решать конкретные задачи. Учебное пособие может выполнять функции учебника. Это бывает в тех случаях, когда в учебный план вводится новая дисциплина и для ее изучения вначале разрабатывается учебное пособие, а после анализа опыта работы по этому учебному пособию и в случае положительного заключения оно может быть переведено в ранг учебника. Другие виды учебных пособий более детально раскрывают отдельные разделы программ за счет использования специфического учебного материала. К учебным пособиям в полной мере применимы требования и рекомендации, которые адресованы учебникам.
Методические рекомендации. Существует много видов методических публикаций: методические рекомендации, методические указания, методические разработки, методические письма. Одни из них подготовлены на основе результатов научного (диссертационного) исследования, другие – на основе обобщения результатов практической деятельности профессорско-преподавательского состава, учителей физической культуры, тренеров юных или квалифицированных спортсменов, медицинских работников, спортивных врачей, федеральных или региональных органов управления образованием, физической культурой, спортом и туризмом. Объем методических рекомендаций – от 2 – 3 до 20 – 40 стр., в зависимости от характера работы. Это же относится и к структуре рассматриваемых работ. Наиболее полно выделяют введение, в котором дается характеристика работы и сказано, для кого она предназначена, основную часть, где излагается, например, методика обучения, тренировки, раскрываются средства и методы и т. п.; в заключении делаются выводы по существу рассматриваемой темы; список литературы включает работы автора методического пособия или других авторов по данной проблеме, теме. При большом объеме работы целесообразно вначале дать оглавление. В спорте широко практикуются методические письма по итогам прошедших соревнований, в которых приводятся спортивные результаты, анализ выступления спортсменов страны, региона, клуба и делаются выводы в отношении тренировочной деятельности и других вопросов, связанных с устранением недостатков и повышением эффективности процесса подготовки спортсменов. Много работ по планированию, организации и проведению уроков физической культуры в школе, построению тренировки в отдельных видах спорта, проведению тренировочных занятий и т. д.
Требования к методическим рекомендациям разного плана такие же, как к учебникам и учебным пособиям, но с учетом задач, объема и конкретных пользователей.
Электронное издание представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, представленной на любом электронном носителе – магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-I, CD+ и др.), а также опубликованной в электронной компьютерной сети.
К учебным электронным изданиям относятся издания, разработанные по заказу Министерства образования РФ, заказам региональных органов управления образованием, а также в инициативном порядке с содержанием, соответствующим полному учебному курсу или отдельным его частям по различным видам учебных работ и учебных дисциплин (лекция, урок, семинар, лабораторные и практические занятия, самостоятельная, домашняя работа, контрольная, тест и др.). Под учебным курсом в данном случае понимаются дисциплины вуза, включенные в утвержденный Минобразованием России Госстандарт, и примерный учебный план. Выделяют следующие виды электронных изданий:
1). электронный учебник – основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Госстандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой.
2). электронное учебное пособие – издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. К электронным учебным пособиям также относятся издания по отдельным, наиболее важным разделам дисциплин Госстандарта специальностей и направлений, по дисциплинам примерного и рабочего плана, а также сборники упражнений и задач, альбомы карт и схем, атласы конструкций, хрестоматии по дисциплинам примерного и рабочего учебного планов, указания по проведению учебного эксперимента, указания к практикуму, курсовому и дипломному проектированию, справочники, энциклопедии, описание тренажеров и др. Несмотря на то что в настоящее время пока нет общепринятого определения «электронный учебник», по нашему мнению, он должен обеспечивать выполнение всех основных функций, включая предъявление теоретического материала, организацию применения первично полученных знаний (выполнение тренировочных заданий), контроль уровня усвоения (обратная связь) без помощи каких бы то ни было бумажных носителей, то есть только на основе компьютерной программы. Электронный учебник (учебное пособие) призван не только сохранять все достоинства книги, но в полной мере использовать современные информационные технологии, мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером.
К таким возможностям относятся:
– представление педагогических (физических, химических и т. п.) процессов в динамике;
– наглядное представление объектов и процессов, недоступных для непосредственного наблюдения (процессы в микромире, процессы, обладающие очень малыми или очень большими временными характеристиками, и т. п.);
– компьютерное моделирование процессов и объектов, требующих для своего изучения уникальных или дорогостоящих оборудования, материалов и других средств (моделирование соревнований, новых элементов в гимнастике, эталонов двигательных действий и т. п.);
– аудиокомментарий автора учебника, ведущих спортсменов, тренеров, судей;
– включение в учебный материал аудио- и видеосюжетов, анимации;
– организация контекстных подсказок, ссылок (гипертекст);
– быстрое проведение сложных статистических, биомеханических и других вычислений с представлением результатов в цифровом или графическом виде;
– оперативный самоконтроль и контроль знаний студента при выполнении им упражнений и тестов.
Подготовка электронных учебников (пособий) требует знаний в предметной области и в области современных информационных технологий, поэтому их создание предполагает, как правило, сотрудничество двух специалистов – предметника и программиста.
При этом любые знания по информационным технологиям специалиста- предметника чрезвычайно полезны. Основная цель при этом – изучение возможностей современных информационных технологий, обращая особое внимание на аудио- и видеофрагменты, способы визуализации формул, графиков, рисунков, таблиц и пр. Главное здесь – понять, какими средствами лучше передавать знания обучающемуся, а не как их программно реализовать.
Предметник в этом случае должен выполнить следующие этапы работы:
– подготовить черновой вариант текста учебника (при этом возможно использование имеющихся учебников, хотя в процессе подготовки электронного учебника его содержание может радикально измениться);
– разработать сценарий взаимодействия отдельных частей электронного учебника (на основе рациональной структуры учебника и тщательно продуманной последовательности изложения материала – организация возможных перекрестных ссылок и т.п.), а также подготовка вчерне сценария аудио- и видеосюжетов, разнообразных иллюстраций, располагаемых в тексте статически или появляющихся динамически в процессе работы с электронным учебником;
– реализовать совместно со специалистом по информационым технологиям составные части электронного учебника на компьютере. При этом можно использовать уже имеющиеся оболочки (программы) либо разработать собственную для решения конкретных задач с учетом специфики дисциплины (предмета).
Официальный статус учебного электронного издания утверждается только федеральным органом управления на основе выполнения определенных требований. Выдача рекомендательных грифов на издания учебного назначения – важнейший инструмент влияния и регулирования Минобразования России. Для электронных изданий утверждаются следующие грифы: «Рекомендовано в качестве учебника…», «Рекомендовано в качестве учебного пособия…», «Рекомендовано для использования в учебном процессе…», «Рекомендовано для использования при самостоятельном образовании…».
Для решения вопроса о присвоении учебному электронному изданию рекомендательного грифа издатель или автор направляет материалы и документы в адрес федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям Минобразования России.
На рассмотрение представляются следующие материалы и документы:
– заявление авторов на имя председателя федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям;
– сопроводительное письмо от организации – разработчика учебного электронного издания за подписью руководителя организации (в письме приводятся состав авторского коллектива и творческий вклад каждого автора, даются краткая аннотация учебного электронного издания, выходные данные, классификация, объем составных частей и компонентов, планируемый тираж и год выпуска; номер издания, является ли издание переработанным, дополненным, по какой учебной программе подготовлено, сведения о его рецензировании, указание о том, для каких классов, специальностей или направлений по действующему классификатору оно предназначено) либо от авторского коллектива;
– копия свидетельства о регистрации продукта в РосАПО (Российское агентство по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных схем);
– электронное издание в двух экземплярах в упаковке для конечного потребителя;
– полный комплект сопроводительной, пользовательской документации;
– две внешние рецензии:
а) рецензия кафедры одного из вузов, в котором будет использовано учебное электронное учебное издание;
б) рецензия специалиста в данной области знаний, работающего в соответствующем вузе, научной, проектной организации или на производстве, в школе, техникуме, ПТУ и т. п.
Соавторство.