В рамках новой картины мира открываются новые горизонты технологических возможностей по преобразованию окружающего мира. В качестве приоритетного направления прикладных научно-исследовательских работ можно обозначить видимую на горизонте принципиально новую инновационную технологию информационно управляемой самосборки наноструктурированных материалов.
Технология информационно управляемых процессов предполагает возможность управления процессами самосборки и самоорганизации физико-химических систем с использованием сверхслабых энергетических (информационных) сигналов и характеризуется переносом информации между объектами, приводящим к возбуждению и развитию процессов энергообмена, изменяющих состояния объектов в соответствии с заданными исходными требованиями. Базовой основой новой технологии являются мировоззренческие представления энергоинформационной картины мира.
История свидетельствует, что развитие естествознания шло бок о бок с развитием философских представлений человека об окружающем мире. Классики естествознания, вырабатывая новые фундаментальные теории и новые научные представления о мире, как правило, осознавали, что философские концепции и философские идеи входят как необходимый, всепроникающий в науку элемент во все времена ее существования (1,34). На важность и необходимость выбора правильных исходных общих посылок в изучении действительности указывали многие крупные ученые. Например, английский материалист ХVII века Ф. Бэкон сравнивал философский метод с фонарем, который способен осветить ученому направление его исследований. Аналогичной точки зрения придерживались выдающиеся исследователи Луи де-Бройль, М. Планк, А. Эйнштейн, И. Павлов, основоположник кибернетики Н. Винер и многие другие (3,35). Интересно высказывание на этот счет акад. А. Д. Александрова: – «Утверждение о ненужности диалектики, философии и прочее есть не более чем самодовольная некультурность, которую проявляет иной неразвитый „работяга“, чванящийся тем, что „все эти теории не нужны“» (4,258). Философские принципы имеют огромное методологическое значение, обладают большой эвристической силой, дают возможность более интенсивно развивать специальные науки (2,37).
История развития науки свидетельствует, что философские представления всегда опережали естественно-научные. На первом этапе формировались некие философские категории – универсальные формы научного мышления, которые являются итогом познания, обобщением опыта познания и практики. Это узловые пункты познания, «ступеньки» проникновения мышления в сущность явлений и процессов. На следующем этапе эти категории находили свое отражение в естествознании.
Первыми в естествознании нашли отражение философские категории «пространство» и «время». Однако вплоть до XV века «время» в философии понималось как протекающее циклически, философская категория «развитие» отсутствовала. Только в XV—XVI веках с возникновением экспериментальной науки в философии появилась идея направленности времени вместе с понятиями «развитие», «изменение». Натурфилософские концепции Дж. Бруно, И. Кеплера, Г. Галилея явились тем мировоззренческим фундаментом, опираясь на который Р. Декарт в XVII веке ввел в математическую теорию символ «переменная величина».
Дальнейшее развитие математического языка описания изменения, движения привело к созданию в XVII—XVIII веках И. Ньютоном и В. Лейбницем дифференциально-интегрального исчисления, которое базировалось на сформулированных Декартом представлениях о переменной величине. «Поворотным пунктом в математике, – замечает в связи с этим Ф. Энгельс, – была Декартова переменная величина. Благодаря этому в математику вошло движение…, и благодаря этому же стало немедленно необходимым дифференциальное и интегральное исчисление…» (5, 573).
Таким образом, становление понятий «изменение», «развитие» в философской науке привело к изобретению в XVII веке дифференциально-интегрального исчисления. Ну а далее, как известно, математика – язык науки. Данный математический аппарат стал активно использоваться в естествознании при исследовании процессов окружающего мира и, как следствие, при разработке инновационных технологий его преобразования.
Однако философия в своём развитии не остановилась на представлениях эпохи Возрождения. В XX веке появились новые фундаментальные базовые философские категории – «структура», «элемент» и их совокупность – «система». Современные представления позволяют говорить о мире как о бесконечной иерархической системе взаимодействующих друг с другом структурных уровней организации, находящихся на разных стадиях развития, на разных уровнях структурной иерархии. Таким образом, в настоящее время уже четыре фундаментальные категории характеризуют материю – «пространство», «время», «движение (изменение, развитие)», и новая базовая категория – «структурность (системность)». При этом математика и, соответственно, естествознание, до настоящего времени оперируют только с тремя – «пространство», «время», «движение».
Глубокую философскую проработку получил и сам механизм развития. Особенно в немецкой классической философии XVIII—XIX в.в., у Г. Гегеля, «открывшего», по словам К. Маркса, диалектику как учение о всеобщем развитии