Как известно, первоначально понятие «харизма» использовалось исключительно в религиозной сфере, под этим понималась «Божья искра, дар свыше». Слово «харизма» (χάρισμα) можно встретить в Новом Завете на греческом языке (Рим. 5:15, 6:23, 12:6–8; 1 Кор. 12:4-11, 12:28–30). В русском варианте Нового Завета она характеризовала дар благодати, получаемый верующими, харизма употреблялась в контексте описания даров Божьих, врученных Святым Духом христианам. Это слово также обозначало различные духовные дары, передаваемые в пользу церкви[1].
Серьезный интерес к изучению харизмы появился во второй половине ХХ века, когда М. Вебер ввел данное понятие в научный оборот, разрабатывая социологическую концепцию харизматического господства; Ж. Блондель, С. Московичи, П. Штомпка, Дж. Л. Ландарм и другие исследователи определили направленность поведения харизматичной личности, ее отличительные признаки и механизмы проявления харизмы[2]. Г. Лебон, анализируя феномен, указывал: харизма, или личное обаяние, – «род господства какой-нибудь идеи или дела над умом индивида. Это господство парализует критические способности индивида и наполняет его душу удивлением и почтением. Это чувство необъяснимо, оно принадлежит к тому же порядку, к какому принадлежит очарование, овладевающее замагнетизированным субъектом. Обаяние составляет самую могущественную причину любого господства»[3]. При этом харизма как свойство личности, по мнению М. Вебера, хотя и играет новаторскую или революционную роль, строится на эмоциональной основе, недолговечна и с течением времени рутинизируется[4].
Тем не менее в психологии до сих пор не существует единого, четко разработанного подхода к пониманию харизмы. Для того чтобы ответить, откуда и как возникает этот интереснейший и такой сложный для исследования феномен, мы проанализировали онтологию психологических подходов к определению, изучению содержания и структурных компонентов харизматичной личности.
В русле психоаналитического подхода интеграция психологических знаний относительно харизматичности наиболее полно представлена в работах З. Фрейда, К. Г. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма, в которых так или иначе осуществляется анализ особенностей выдающихся личностей и делаются попытки объяснения предпочтения массами определенного типа вождя (лидера) и следования его заветам или догмам.
Рассматривая социальные процессы и влияние на них психологических особенностей личности, З. Фрейд делал вывод, что харизматичный лидер выступает аутоцентрическим звеном в цепи «повелевание – подчинение». Последователи настолько воодушевлены его внешним обликом и манерами, что высказываемые им мысли воспринимаются массами как собственные. Лидер становится выразителем общей воли масс, объединенных в едином порыве поклонения ему. Главным же связующим звеном в любых типах масс выступает «коллективное либидо».
В качестве примера З. Фрейд приводил две разновидности масс: церковь и армию. И в первом, и во втором случае ярко проявляется «фактор либидо» – любовь к Христу или любовь к военачальнику. В таких массах каждый человек либидинозно связан с вождем и в то же время с каждым индивидом, составляющим данную массу. Индивиды «сделали своим идеальным Я один и тот же субъект» и вследствие этого «в своем Я между собой идентифицировались». «Если порывается связь с вождем, порываются и взаимные связи между массовыми индивидами, масса рассыпается». Идеализация лидера приводит к одинаковой самоидентификации членов массы и идентификации себя с другими индивидами. «Вождь массы – ее праотец, к которому все преисполнены страхом. Масса хочет, чтобы ею управляла неограниченная власть, страстно ищет авторитета <…> Вождь – гипнотизер: применяя свои методы, он будит у субъекта часть его архаического наследия, которое проявлялось и по отношению к родителям – отношение человека первобытной орды к праотцу»[5].
Таким образом, в контексте классического психоанализа З. Фрейда харизматичный вождь (лидер) – это тот, кто способен объединить народ, пробудить в нем глубинное, архаическое начало, благодаря чему народ будет слепо и преданно следовать своему вождю, любить и почитать его. В основе такого подчинения масс лежит либидинозная энергия. При этом Фрейд указывал, что в образе харизматичного вождя находят свое воплощение две полярные составляющие: обожествленное имаго Отца (того, кто выше масс) и образ Героя (того, кто выступает наравне с массами). Лидер, обладающий подобными характеристиками, одновременно и восхищает, и пугает; вызывает стремление безоговорочно ему следовать и повергает в необъяснимый трепет.
Проблемой лидерства занимались и последователи Фрейда. В концепции индивидуальной психологии А. Адлера индивид патологически стремится к властвованию над другими как к средству компенсации собственных психических и физических недостатков. Воля к власти и подавление других – более слабых личностей рассматриваются в качестве компенсации комплекса неполноценности, который может как затруднить позитивный рост и развитие личности, так и побудить ее к конструктивным усилиям и достижениям (что характерно для харизматичной личности). А. Адлер отмечал, что почти у всех выдающихся людей можно заметить какое-либо несовершенство: «создается впечатление, что все они встретили значительные препятствия в начале своей жизни, но боролись и справились с ними»[6].
К. Г. Юнг ввел в психологию понятие «мана-личность» (мana-personality), представляющее собой персонифицированный архетипический образ сверхъестественной силы, реализующейся в Герое или богоподобном бытии. «Мана-личность выступает в качестве доминанты коллективного бессознательного, хорошо известного архетипа могущественного человека, являющегося в виде героя, лидера, руководителя, колдуна, мага, целителя, святого, управителя людей и духов, друга Бога»[7]. Анализируя данное понятие, К. Г. Юнг пришел к заключению, что каждый индивид стремится к отождествлению себя с мана-личностью. Как отмечает Дж. Кэмпбелл, она притягивает к себе, потому что является субъектом, «заряженным чарами внушительной социальной маски»[8]. Иными словами, мана-личность – это аналог харизматичной личности.
На идеях К. Г. Юнга построен ряд теорий и типологий харизматичных личностей. Так, например, используя идею архетипов, Й. Штайрер предложил следующие типы харизмы: Отец, Герой, Спаситель и Царь.
Образ Отца (паттерналистская харизма), по мнению Й. Штайрера, ассоциируется с «деспотичным отцом-господином» или с «отцом-благодетелем». В обществе с преобладающими патриархальными представлениями это прообраз создателя, родителя и неограниченного владыки. В соответствии с типом деспотичного господина он кажется рассудительным, сильным, всезнающим, большим и всемогущим, непоколебимым и надежным. Как «благодетель» он может обращаться со своим окружением благосклонно, покровительственно, с пониманием, прощая ошибки и прегрешения, а может – строго и требовательно, показывая свою власть и карая непокорных. Лидеру такого типа присущи следующие качества: заботливость и участие, господство и твердость, способность к организации и контролю. Отношение между Отцом и его окружением, подчеркивает автор, «отличается особой двусмысленностью» – об Отце можно говорить лишь в том случае, когда одновременно существуют и «дети», повинующиеся ему. Поэтому «для этих отношений характерны как чувства благодарности, любви и доверия, так и ненависть, страх и негодование»[9].
Архетип Героя (героическая харизма) наиболее популярен в мире. Он встречается в мифологии различных культур. Герой является «юношеской противоположностью состарившегося отца»[10] и олицетворяет то, чем некогда был наделен Отец, – стойкость, мужество, отвагу. К качествам личности, обладающей героической харизмой, относятся незаурядность и независимость, вера в свои силы и преданность делу, господство и твердость. Непобедимый Герой «идет своим путем, побеждая врагов, завоевывая восхищение и признательность окружающих и обретая в конечном счете бессмертие. Он никому не подчиняется, реализует коллективную мечту о власти и свободе, самодостаточен, могуч, силен и грандиозен».
Миссионерская харизма – Спаситель представляет собой тип новатора, преобразователя, мага-волшебника, превращающего все сущее в лучшее. Он наставляет массы на путь истинный, сокрушает их «своеволие», делает послушным инструментом. В фокусе его влияния – добровольное подчинение масс харизме своей «лучезарной личности», которая так далека от обыденности, что не может быть измерена земными мерками. Качества личности, обладающей такой харизмой: вдохновенность, вера в собственные силы, преданность делу, а также экстраверсия и расчет на эффект. Согласно интерпретациям Й. Штайрера, момент «спасения» выражается через понятия «предвидение», «миссия» или «преобразования» и служит эскизом будущего миропорядка, к которому следует стремиться, образцом стратегий принятия решений по преодолению возникающих кризисов.
Под архетипом «Царь» (величественная харизма) автор концепции подразумевает главного персонажа многих сказок народов Европы. Коронация – заключительный акт сюжета становления героя, и благородство его происхождения не играет существенной роли, а подчеркивает высшее предназначение человека, который может подняться до королевского величия, если всесторонне и полно проявит свои способности. Основатель концепции архетипов К. Г. Юнг усматривал в Царе-отце архетипическую форму, символизирующую мудрость коллективного подсознательного, прообраз высшего благоразумия и мудрости. Метафорическая фигура Царя соотносится с изначальной социальной формой управления – в смысле величия, спокойствия, интроверсии и невозмутимости, которая противостоит формам социальной драматизации. Образ Царя олицетворяет собой величественную харизму и проявляется в интроверсии, аутентичности, готовности к кооперации и тонкости чувств, а также исключительности и независимости.
Следует отметить, что данная типология создана в контексте выделения управленческих особенностей руководителей, поэтому в ней мало рассмотрены личностные характеристики, не имеющие отношения к управлению.
Нельзя обойти вниманием проблему, обусловленную тем, что приведенные выше архетипы представлены только мужскими образами. К сожалению, в современных научных исследованиях практически отсутствуют работы, посвященные женским архетипам. Их краткий анализ есть лишь у Моргана, описавшего такие женские образы, как Большая Мать, Амазонка, Дочь, Жанна Д’Арк[11]. Поэтому нами была предпринята попытка проанализировать наиболее яркие из них[12].
На наш взгляд, можно выделить такие женские архетипы, как Великая Мать, Воительница и Правительница (Царица, Императрица).
Великая Мать в различных культурных и литературных источниках определяется как прообраз прародительницы, основательницы рода. Она – первородное начало всего живого, первичная полнота, содержащая все принципы и объединяющая все элементы; Царица Небес, Мать Богов, открывающая путь, хранительница ключей плодовитости и врат рождения, смерти и воскресения[13].
Данный архетип характеризуется такими качествами, как мудрость, сильный авторитет, подкрепленный разумными и целесообразными действиями; заботой и участием, способностью прощать проступки и оплошности; самопожертвованием во имя продолжения и развития своего рода. В данном контексте Великая Мать предстает как изначальная тайна, управляющая из тьмы, и как мудрость, способствующая трансформации человека от самого элементарного к высшему уровню[14]. Вершиной развития выступает образ Богородицы, умеющей инициировать и воскрешать разрушенное. Богородица наделена самой высшей безусловностью – безусловной заботой и любовью, принятием и безграничным терпением.
Деструктивная сторона образа «Великая Мать» часто ассоциируется с эгоистичной материнской любовью, инфантилизмом и отказом от собственного «я». Как пишет С. Биркхойзер-Оэри, Великая Мать – это богиня неуправляемых, экстатических и заразительных страстей. Тенденция к проявлению таких страстей очень заметна в современном мире. Кроме того, Великая Мать – богиня, которая действует в темноте и не хочет быть на виду, подобно древнеегипетской Саосис или индийской Кали Дурга. В особенности пугает ее жуткое призвание быть кровожадной богиней войны и ее ужасная роль носительницы смерти[15].
Ведьма (Колдунья) – проявление темной стороны Великой Матери. Джанг (C. G. Jung) называет эту темную сторону таинственной, скрытой, пожирающей, отравляющей и неизбежной, как сама судьба, пропастью в мире мертвых[16]. Е. А. Чеглова и Е. А. Ходырева отмечают, что Ведьма сосредоточена на познании таинств природы и созидании новых смыслов и образов из того, что уже есть в мире. Она – глубинное понимание и умелое комбинирование существующего в мире[17].
С Великой Матерью и Ведьмой (Колдуньей) в некотором смысле перекликается архетип Отшельницы. Отшельница – всегда самодостаточная женщина, хранительница тайн, обладающая ресурсом самостоятельного выживания. Мудра, сильна, величественна и недоступна. Как правило, она готова помочь тем, чьи действия не будут иметь разрушительных последствий[18]. Но, в отличие от Великой Матери, образ Отшельницы не всегда связан с материнством: например, весталки, жрицы богини Весты (Веста – богиня-отшельница, покровительствовавшая огню очага, духовным поискам и сокровенным женским таинствам), – это молодые девушки, дававшие обет сохранения девственности.
Архетип «Воительница» представлен в ряде мифов и сказок европейских народов. Это и Брунгильда в скандинавском эпосе, и русская Василиса Никулишна, обрезавшая косы и притворившаяся мужчиной-воином, чтобы спасти попавшего в плен мужа, но наиболее известные и древние примеры – Афина Паллада и амазонки. Как считают Е. А. Чеглова и Е. А. Ходырева, основные характеристики Воительницы – технологичность и эффективность. Функции данного образа – достижение конкретной цели, сохранение, наведение и поддержание внутреннего порядка, улучшение физического и морального здоровья, а способы реализации – экспансия, агрессия, конкуренция и завоевание, последовательность и рациональность в действиях[19]. Причем, в отличие от мужчины-воина, Воительница способна на протяжении длительного времени выполнять каждодневную рутинную работу, преодолевая сопротивление действительности.
Интересен и тот факт, что образ Воительницы обладает ярко выраженной и интригующей сексуальностью. Наличие оружия подчеркивает потенциальную опасность и агрессивную необузданность Воительницы, формирующей стихию и несущей ощущение риска и удовольствия от поединка.
Деструктивная сторона образа – мужененавистница, мстящая за порабощение, унижение или поруганную честь, сметающая все на своем пути в поисках противника или «потенциальных врагов».
Архетип Правительницы (Царицы, Королевы) в различных культурных и литературных источниках определяется как результат взросления, переживаний, достижений и завоеваний (Екатерина Великая), а в ряде случаев еще и как результат понимания неизбежного развития событий (императрицы Мария Федоровна Романова, Мария-Терезия Габсбург). Функции Правительницы – обустраивать и заботиться, проявлять милосердие и участвовать в судьбе своего народа, одухотворять созидаемое пространство и прививать окружающим стремление к благородству целей и высоте помыслов.
Правительница всегда величественна и благородна, обладает чувством собственного достоинства, мудростью и глубоким знанием социальных и духовных законов, что наделяет ее огромной женской силой.
Особое чувство собственного достоинства Королевы, как отмечает Т. Б. Василец, является одним из ее основных оберегов, способным очищать неправильные мысли окружающих, избегать ненужных контактов, открывать закрытые двери, расстилать ковровую дорожку под ногами, привлекать потоки благоденствия в ее жизнь и жизнь ее семьи и окружения. Обладая такими качествами, она способна вершить великие дела, служа не только своему благу, но и благополучию близких ей людей. Истинная архетипическая Королева рождает вокруг себя изобилие, щедрость и изысканную красоту, в атмосфере которой хочется купаться, напитываться и наполняться энергиями благосостояния[20].
Образ Правительницы сочетает мудрость Великой Матери и конструктивную эффективность Воительницы. Правительница способна раскрывать у соприкасающихся с ней людей скрытые возможности и внутренние ресурсы.