Глава 1. Стратегический подход в использовании технологий XXI века для предотвращения преступности

Понимание и использование новых технологий в контексте преступности имеет двойственный характер. С одной стороны данные и технологии используются преступниками для совершения криминальных действий. В этом плане новые технологии входят в число драйверов преступности и подробно рассмотрены в предыдущих частях. С другой стороны, технологии являются инструментом, позволяющим успешно не только бороться, но и профилактировать криминал.

В наиболее развернутом виде данный вопрос освящен в Современной стратегии предупреждения преступности (март 2016 г. Великобритания). В частности, в этом документе отмечено, что эффективные протоколы обмена информацией и координации действий между центральными и региональными полицейскими структурами, бизнесом и гражданским обществом являются ключом к повышению эффективности борьбы с криминалом. Данные и информационно-коммуникационные технологии являются важнейшим фактором создания систем эффективного обмена сведениями и результативного взаимодействия. Если еще несколько лет назад главные усилия правоохранительных органов были направлены на создание текстовых баз данных об организованной и уличной преступности, то в настоящее время ситуация в корне изменилась.

Уже сейчас не менее 70% хранилищ данных о криминале занимают видео- и фотофайлы. С переходом городов Великобритании с населением свыше 100 тыс. человек и всех транспортных коммуникаций страны на 100%-ый охват видеонаблюдением не позднее 2018 г., именно видео файлы станут основным элементом данных и материалом для профилактики преступности и проведения расследований. В настоящее время перед системой криминальной юстиции и обеспечения правопорядка в Великобритании стоит задача не только технически ответить на этот вызов, но и оснастить-ся средствами и инструментами, позволяющими максимально полно использовать видеоинформацию, совместно с текстовой и аудио.

Одновременно в течение последних 10 лет произошли разительные сдвиги в повседневной жизни британцев и методах ведения бизнеса. Великобритания стала совместно с Соединенными Штатами лидером цифрового мира. Уже сегодня более 85% покупок в Великобритании происходит онлайн. Еженедельно британцы проводят в сети не менее 15 часов. Это имеет далеко идущие последствия. С одной стороны уже сегодня можно говорить применительно к Великобритании о единой цифровой реальности, где нет больше физической и виртуальной реальностей. С другой стороны Великобритания входит в мировую пятерку лидеров в робототехнике, бионауке и технологиях производства новых материалов как раз за счет эффективного использования информационно-коммуникационных технологий.

В этих условиях приходится констатировать, что британская полиция использует большие данные и технологии, включая не только программные, но и физические технологии, типа беспилотных летательных аппаратов. В отличие от ряда других стран, британский криминал уступает по своей оснащенности полицейским. Это дает определенные преимущества в ведении правоохранительной деятельности.

Чтобы наилучшим образом использовать данные и технологии британской полиции необходимо не только осуществить до 2020 года аппаратное и программное переоснащение, но самое главное – провести сплошное повышение квалификации полицейских, и в первую очередь на низовом уровне, изменить культуру полицейских расследований.

Сама жизнь разрешила спор, длящийся последние 10 лет среди людей, причастных к использованию высоких технологий в британской полиции. На уровне Скотланд-Ярда, и на уровне полицейских подразделений, и в Парламенте, и среди специалистов существуют две точки зрения. Одни полагают необходимым формирование мощных подразделений на всех уровнях, начиная от общегосударственного, до регионального, которые бы специализировались на компьютерной преступности. Другие считают, что в ближайшее время не останется невысокотехнологичной преступности вообще. Даже уличные преступники будут использовать те или иные плоды высоких технологий.

Британский бизнес, особенно ключевая отрасль хозяйства – финансовая – требует от полиции качественного повышения уровня противодействия высокотехнологичной преступности. Для этого планируется продолжить работу по формированию специализированных подразделений по киберпреступности, в том числе в рамках государственно-частных партнерств. С другой стороны, все британские полицейские должны иметь доступ к базам данных и современным инструментам, обеспечивающим эффективные коммуникации, профилактику и расследование преступлений с использованием информационных технологий. Наступило время, когда все британские полицейские, вне зависимости от возраста, должны пройти ускоренные курсы подготовки в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Поскольку значительная часть данных вообще, и медиафайлов в особенности, принадлежит в настоящее время бизнесу и муниципальным органам власти, для эффективного противодействия преступности необходимо принятие законов, обеспечивающих полиции возможность быстрого и беспрепятственного допуска к муниципальным и коммерческим базам данных без получения специальных разрешений и т.п. Это не означает вывода полиции из-под общественного контроля. Напротив, эти процедуры должны быть четко регламентированы и подконтрольны как владельцам данных, так и общественности.

Анализ Больших данных

Электронные устройства генерируют новые данные с невероятной скоростью. По данным IBM 90% имеющихся на сегодняшних день данных сгенерированы за два последних года. Значительная часть данных может быть использована для борьбы или профилактики преступности. Если раньше общественность интересовали, прежде всего, процедуры доступа к персональным и корпоративным данным, то в ближайшие годы необходимо, не дожидаясь кризиса общественного мнения четко регламентировать доступ правоохранительных структур к потоковым видеоданным, протоколам платежных систем и, конечно же, протоколам интернета вещей. Уже сегодня данные, в том числе геолокация, получаемые со смартфонов, позволяют раскрыть многие серьезные преступления. Потенциал данных, извлекаемых из интернета вещей, гораздо выше эффекта от данных геолокации со смартфона, хотя это и сложно представить.

Сам по себе гигантский, постоянно возрастающий объем данных, не обязательно облегчает работу полиции в части профилактики и борьбы с организованной преступностью. Зачастую избыток данных оказывается еще более вредным, чем недостаток. Полицейские, не владеющие соответствующими навыками, не только не могут найти в них цифровые доказательства совершенного преступления, либо признаки готовящегося, но и связывают с цифровыми доказательствами избыточные надежды. Эту проблему не решить только проведением обучения.

Современные информационные базы столь сложны, массивны и быстро пополняемы, что напрямую потребитель ими не пользуется нигде – ни в государственных учреждениях, ни в бизнесе. Сегодня одной из наиболее высокооплачиваемых и развивающихся профессий являются специалист и аналитик данных. Это люди, которые проектируют базы и хранилища данных, а также обеспечивают пользователям возможность воспринимать данные при помощи визуальных и дружественных интерфейсов. В Великобритании подобных специалистов не хватает даже для бизнеса, поэтому британские компании и банки ищут их по всему миру. В британской полиции в настоящее время нет ни одной должностной позиции аналитика и специалиста данных. Это положение планируется в кратчайшее время исправить.

Если совместить три компонента: создание мощных, доступных вплоть до низового уровня, баз и хранилищ данных; укомплектованность полиции дата-аналитиками и дата-специалистами; и повышение уровня компьютерной грамотности полицейских, вплоть до низового уровня, британская полиция может осуществить революцию данных. Эта революция позволит:

• Все шире и с большими результатами переходить от предотвращения к профилактике преступлений. В Соединенных Штатах уже появился соответствующий термин – предикативная полицейская деятельность;

• Использовать информацию не только из полицейских баз, но и других государственных и частных баз, которые позволяют опережающим образом выявлять лиц и группы, уязвимые для преступников;

Заранее распознавать подозрительные модели деятельности и следы как готовящихся, так и уже совершенных преступлений. Наибольший эффект здесь может дать совмещение аналитики электронных платежей с видеоаналитикой и аналитикой совершаемых покупок;

• Перевести дискуссии относительно уровня криминализации и уязвимости различных сфер деятельности, видов торговли и сегментов рынка с общетеоретического, экспертного анализа на язык документированной статистики. Выяснение тенденций, куда криминал направляет свои основные усилия, позволит британской полиции опережающее реагировать на изменение обстановки;

• Наряду с повышением уровня раскрываемости преступлений и все большим переносом работы с расследования на профилактику и предупреждение криминальных действий, эффективное использование данных позволит обществу усилить контроль над полицией. В последние годы в Парламенте Британии неоднократно поднимался вопрос о том, что полиция отказывается открывать уголовные дела, связанные с высокими технологиями гораздо чаще, чем в отношении других видов преступлений. Использование данных и цифровых доказательств позволит и эту тему перевести из разряда экспертных дискуссий на уровень количественного анализа. Со временем контролирующие органы как внутри полиции, так и вне ее, смогут в автоматизированном режиме выявлять все случаи необоснованного отказа в возбуждении уголовных дел, связанных с использованием высоких технологий.

Лондонская, манчестерская, ливерпульская полиция, полицейские силы Глазго, Эдинбурга и Белфаста уже начали применять пробные формы предикативной полицейской деятельности. В ситуации, когда в самой полиции нет специалистов необходимого уровня по направлению аналитики данных, выход был найден в тесном сотрудничестве с лучшими британскими университетами. Во взаимодействии с университетскими исследовательскими группами, полиции этих городов сумели выйти на достаточно высокий уровень прогнозирования риска «традиционных преступлений», например, таких, как кража со взломом, по отдельным районам городов, вплоть до кварталов, а иногда и домов. После того, как на основе данных предикативного анализа полицейские городские структуры изменили графики и распределение патрульных экипажей, удалось в течение 2015-2016 гг. добиться снижения преступности, эквивалентного снижению традиционной преступности, связанной с кражами со взломом суммарно за предыдущие семь лет. Эти результаты произвели огромное впечатление как на полицейские силы, так и на население и бизнес. Полицейские перестали бояться высоких технологий, а бизнес стал охотнее жертвовать средства на повышение технического уровня полиции.

Это только первые шаги. Планируется сделать гораздо больше, чтобы в полной мере реализовать потенциал данных и аналитику данных в борьбе и профилактике преступности. При наличии надлежащих гарантий в отношении личной информации необходимо помочь полицейским силам использовать данные также легко, как сегодня британские интернет-магазины используют данные покупателей для таргетированной работы с клиентами. Вот почему руководство британской полицией:

• неуклонно выполняет Национальную программу развития баз данных правоохранительных органов. В рамках программы создается единая платформа, позволяющая одновременно централизовать данные, получаемые из национальной базы данных полиции, национальной базы компьютерной безопасности, национальной базы распознавания номеров и иных национальных и региональных баз с возможностью обращения к этой базе всех полицейских подразделений и команд вплоть до патрульных экипажей. Когда платформа заработает на полную мощность, все британские полицейские смогут получать необходимую информацию в полном объеме в режиме онлайн в удобном и доступном для практического использования виде. Это не будет базой данных на уровне центрального аппарата министерства, это не будет базой данных лондонской полиции, это будет база данных каждого полицейского Великобритании;

• работает с Национальным советом начальников полицейских подразделений. Эта работа имеет своей главной целью обеспечить защиту населения и бизнеса от преступников, использующих высокие технологии не только для осуществления коммуникаций, но и для совершения преступных актов. В этих рамках станут более открытыми тендеры и конкурсы на поставку полиции самых эффективных решений;

• укрепляет связи с британскими и международными компаниями в сфере информационных технологий, ориентированными на удовлетворение нужд полиции. В этих рамках завершается работа по созданию единого стандарта технических и программных требований к информационно-коммуникационным компонентам, используемым полицией. Создание подобного стандарта позволит британской полиции в рамках политики единой платформы расширить круг поставщиков и обеспечить большую эффективность при меньших затратах;

• уделяет особое внимание опережающему созданию базы и аналитики данных, связанных с миграцией и предоставлением убежища. В настоящее время основной упор в этой работе делается на обеспечение эффективной оперативной связи с пограничными службами и миграционными бюро. В Великобритании создается единая база лиц, пересекающих границы Великобритании. Соответственно эта база будет включать профили различного информационного объема в зависимости от продолжительности и целей пребывания иностранцев в Великобритании. Специальный раздел этой базы, создаваемый в первую очередь, касается нелегальных мигрантов. По каждому выявленному случаю будет собираться и храниться в базе максимально возможная информация. Есть основания полагать, что это позволит достаточно быстро выявить конкретные преступные группы, обеспечивающие нелегальную миграцию в Великобританию, и пресечь их деятельность. Именно это является наиболее эффективным подходом борьбы с нелегальной миграцией.

Использование существующих технологий и сканирование перспективных технологий, способствующих предотвращению преступлений

Министерство внутренних дел активно сотрудничает с правоохранительными органами и бизнесом в целях наиболее эффективного использования существующих технологий для предупреждения и борьбы с преступностью. Основными направлениями работы являются:

технологии цифровых расследований и разведки. Цифровые источники играют все более важную роль в любом полицейском расследовании. Особо большие возможности предоставляет полицейским разведка по открытым источникам, в первую очередь по социальным сетям и приложениям. В условиях снижения возраста преступности, в том числе, повседневной, уличной, практически весь криминал активно пользуется техническими устройствами. Использование методов цифровой криминалистики, например, извлечение данных из захваченных в ходе расследований ноутбуков или смартфонов позволяет получить результаты, на которые раньше, в доцифровом мире, у полицейских уходили недели упорной работы.

Для того, чтобы предоставить возможность полиции не просто в полной мере использовать указанные выше направления, но и использовать собранные в ходе разведки по открытым источникам и цифровой криминалистики доказательства в суде, изобличающие преступников, необходимо дальнейшее совершенствование законодательства. Начиная с 2017 г. Министерство внутренних дел приступает к реализации программы ЦИФРОВЫЕ РАССЛЕДОВАНИЯ И РАЗВЕДКА. Эта программа наряду с усилиями по созданию единой платформы поощряет овладение полицейскими методами разведки по открытым источникам и цифровыми расследованиями и оснащения их простым, но эффективным софтом;

технологии судебно-медицинской экспертизы. Судебно-медицинская экспертиза – это криминалистическая наука и практика, связанные с расследованием места преступления и анализом собранных доказательств. Переход общества в цифровой мир создал принципиально новые, гораздо более широкие, чем раньше, возможности для проведения экспертизы. Виртуальная реальность, в отличие от реальной, хранит следов больше и гораздо дольше. Соответственно при необходимом оснащении это повышает вероятность правильно установить преступника и задержать его. Министерство внутренних дел осуществляет программу ЦИФРОВЫХ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ РАССЛЕДОВАНИЙ. Эта программа подкреплена финансами и способствует не только повышению уровня оснащения лабораторий по проведению экспертизы и привлечению в полицию специалистов по цифровым расследованиям, а также по использованию новых методов судебно медицинской экспертизы;

мобильные технологии. Министерство внутренних дел создает в сотрудничестве с британским бизнесом единую систему связи для аварийных служб, включая полицию, пожарно-спасательную службу и скорую медицинскую помощь. Также эта система будет подключена к отдельным бизнес-структурам и общественным организациям. К 2018 г. в Великобритании будет создана единая сеть аварийных служб. Она обеспечит надежные услуги голосовой, текстовой и широкополосной видеосвязи, включая передачу данных. Система, располагающая мощнейшими центрами обработки данных, будет выведена на смартфоны, а также специальные устройства, прикрепленные к амуниции работников аварийных служб. Соответственно работники аварийных служб, находящиеся на переднем крае, в какой бы критической ситуации не оказались, смогут не только поддерживать связь, но и оперативно получать необходимую помощь;

технологии цифрового видео. Британская полиция видит три основных направления использования цифрового видео в своей деятельности. Во-первых, это – видеоматериалы с места преступления. Во-вторых, это – канал взаимодействия с общественностью. В-третьих, это гигантский, пополняемый в онлайн режиме видеоархив с камер наблюдения в британских городах и на транспортных магистралях. Впервые в истории у британской полиции есть в распоряжении программно-аппаратные средства, позволяющие в онлайн режиме работать с потоковым многоканальным видео. По сути, речь идет о том, что впервые у полиции появляется возможность предикативно анализировать намерения потенциальных преступников, а также фиксировать на пленку уже совершенные преступления, либо обнаруживать скрывающихся преступников. Главной проблемой на сегодняшний день являются уже не программно-аппаратные средства, а внесение изменений в британское законодательство, чтобы видеоматериалы могли рассматриваться как доказательства в процессе уголовного производства.

Перспективные направления

В Министерстве внутренних дел Великобритании был создан Центр перспективных прикладных наук и технологий (CAST). Его задачей является работа с бизнесом и наукой по выявлению новых технологий, и при необходимости их финансовая и иная поддержка. Особое внимание Центр уделяет не международным и ведущим британским компаниям – поставщикам Министерства внутренних дел, а исследовательским командам в британских университетах, стартапам и т.п. Центр не только внимательно изучает их разработки, но и облегчает доступ лучшим из них на тендеры, проводимые Министерством внутренних дел.

В рамках работы Центра, наряду с традиционными направлениями, особое внимание уделяется таким перспективным технологиям, как:

3D и 4D печать. Трехмерная печать позволяет создавать объекты при помощи послойного нанесения материала в определенной форме. 4D печать представляет собой 3 D печать, чья форма программируемо изменяется с течением времени. Первое оборудование для 4D печати уже создано в британских университетах. Данная технология интересна для Центра с позиций возможности использования 3D и 4 D печати преступниками. Если пластиковые пушки в настоящее время ненадежны и представляют большую угрозу для стрелка, чем для жертвы, то стремительно развивающаяся 3D металлическая печать позволяет преступникам оснащать себя стрелковым оружием дома с низкими затратами и высокими качеством. Благодаря тому, что удалось своевременно распознать эту угрозу, в настоящее время в Великобритании компании, производящие 3D принтеры для металлической печати, получают специальную разрешительную лицензию, которая предусматривает не только предоставление МВД сведений обо всех покупателях подобных устройств, но и установку внутрь устройств вшитых распознавателей локации. Также удалось выявить такие угрозы, как использование 3D печати для производства различных устройств, используемых для контрабанды наркотиков, произведений искусства и т.п.

Дроны. Нынешние разработки в области робототехники позволяют массово производить летающие роботы, несущие полезную нагрузку до 25 кг со временем полета более двух часов и скоростью до 400 км/ч по цене 200-300 фунтов стерлингов. Очевидно, что подобные дроны, используемые в настоящее время в основном государственными службами, в ближайшие год-два станут оснащением преступников. Центром совместно с лабораториями в Саутгемптонском и Бристольском университетах удалось создать устройство, которое позволяет распознавать на высоте до полутора км характер груза, размещенного на дроне. Устройство позволят идентифицировать основные виды взрывчатки, наркотиков и химических реагентов. Эта революционная разработка позволит сбивать или сажать путем перехвата управления подобные преступные дроны.

Биткойн- и блокчейн-технологии. Биткойн – это одна из виртуальных валют. Если на первом этапе биткойны вызывали большие подозрения у правоохранительных органов, то сегодня ситуация изменилась. Британское Министерство внутренних дел четко разделяет анонимные виртуальные криптовалюты, использование которых запрещено, с технологиями блокчейна. Если анонимные виртуальные валюты являются все более важным платежным средством для различного рода незаконных транзакций, начиная от оплаты убийств, наркотиков и т.п., до вывода за рубеж коррупционных и прочих нелегальных денег, то технологии блокчейна осуществляют революцию в финансах. Великобритания вместе с Соединенными Штатами является лидером использования блокчейнтехнологий в финансовом секторе. Для того, чтобы разобраться во всех аспектах блокчейн технологий Министерство внутренних дел ассигновало Центру совместно с Института Алана Тьюринга по 10 млн. фунтов стерлингов ежегодно, вплоть до 2020 г. на блокчейн-исследования.

Всеобщая взаимосвязь. В настоящее время мир движется к сплошной связанной среде и инфраструктуре. К 2020 г. в мире будет около 20 млрд. связанных между собой сетевых устройств. Министерство внутренних дел понимает, что глобальный связанный мир полностью меняет требования к работе правоохранительных органов. В полностью связанном мире криминал, не ограниченный законодательством, будет действовать глобально, поверх государственных границ. В то же время правоохранительные органы в своих действиях ограничены государственной юрисдикцией. Если эта проблема до 2020 г. не будет разрешена, то преступники получат огромное, а возможно решающее преимущество. Несмотря на надежды руководителей отдельных крупных государств на эффективное закрытие собственного информационного пространства, это технически невозможно на программно-аппаратном уровне. Кроме того, любые подобные попытки приведут к отрыву государств от мировой экономики и глобальной технологической гонки и приведут их к стремительной деградации. Поэтому Министерство внутренних дел исходит из концепции открытого глобального связанного пространства и предлагает искать пути решения этой острейшей, неосознаваемой обществом на сегодняшний день, проблемы различными, в том числе нетрадиционными способами. Например, возможно выделить цифровую среду в особый тип среды, в которой будут действовать иные законы, чем в рамках наземной, воздушной или водной сред. Такой подход еще более 50 лет назад в расколотом на блоки мире был применен для правового регулирования космического пространства.

Цифровое шифрование. Цифровое шифрование амбивалентно. С одной стороны оно создает возможности для общественности, граждан и бизнеса защитить свою информацию не только от преступников, но и от несанкционированного доступа к ней правительственных структур. С другой стороны, широкое распространение шифрования создает большие трудности для полицейских органов. Начиная с 2013 г. многие британские граждане стали использовать шифрованную электронную почту, мессенджеры и т.п. Это создает значительные затруднения правоохранительным органам. Вероятно, необходимо регламентировать возможности шифрования гражданами, а также специально предусмотреть обязанность для производителей шифрованных коммуникаторов предоставлять соответствующие ключи правоохранительным органам.

Помимо изучения конкретных технологий Центр особое внимание уделяет изучению вопросу: как новой технологии будут взаимодействовать и влиять друг на друга. Центр будет выпускать ежегодный доклад по перспективным тенденциям развития технологий с точки зрения полиции. Такой доклад позволит не только использовать потенциал технологической революции для повышения эффективности работы полиции, но и своевременно оценить риски и угрозы попадания этих технологий в руки криминала.

Загрузка...