Проблема неравномерности распределения образовательных ресурсов рассматривается сегодня как угроза для сбалансированного пространственного развития страны, а ее решение связывается с разработкой управленческих инструментов, способствующих закреплению в регионах высококвалифицированных кадров [1]. В качестве наиболее перспективной платформы объединения пространственных и научно-технологических ориентиров развития отдельных территорий страны и создания конкурентоспособных точек концентрации интеллекта рассматриваются региональные вузы, которые могут выполнить миссию катализаторов технологического предпринимательства и принять на себя значительную роль в формировании региональных предпринимательских экосистем (ПЭ). В этой парадигме регион становится критически влиятельным актором построения исследовательских программ предпринимательских университетов.
Для преодоления критически низкой вовлеченности студентов в предпринимательское сообщество в Российской Федерации с 2022 г. начинается реализация федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Его основная задача – трансформировать университетскую среду в место запуска новых стартапов. Инициатива направлена на увеличение числа студенческих предпринимательских технологических проектов и включает в себя четыре направления: массовое вовлечение студентов в технологическое предпринимательство и приобретение ими необходимых компетенций; развитие инфраструктуры для апробации идеи и запуска стартапов; формирование инструментов грантовой поддержки студентов; создание долгосрочных стимулов для перехода инвесторов с поздних стадий инвестирования на самые ранние. В рамках проекта предполагается проведение массовой диагностики предпринимательских компетенций у студентов, что позволит создать систему выявления скрытых талантов. Вовлечение студентов будет осуществляться посредством современных игровых технологий, интенсивов, деловых игр, бизнес-тренингов. Планируется, что к 2030 г. через различные формы предпринимательской подготовки пройдет 3 млн студентов [2].
В 2010–2018 гг. в России активное распространение получили различные формы государственной финансовой поддержки кооперации вузов и предприятий реального сектора экономики с целью ускорения технологического развития и повышения продуктивности академического предпринимательства, которые, однако, не дали ожидаемых результатов и не позволили решить поставленных задач. Анализ зарубежного опыта убедительно показывает, что уровень наукоемкости национальной продукции имеет самую непосредственную связь с позицией страны в международных рейтингах продуктивности университетских предпринимательских экосистем. Страны, лидирующие по объемам экспорта высокотехнологичной продукции (Великобритания, Германия, Китай, Франция, Испания, Италия, Финляндия, Швеция, Дания, Австрия, Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Япония, Республика Корея, Канада), занимают первые места по числу создаваемых их резидентами стартапов. Россия с долей 0,4 % в мировом количестве стартапов уступает не только развитым странам, но и государствам БРИКС, а высокотехнологичный экспорт России по-прежнему составляет менее 0,5 % при среднемировом показателе 21,4 % [3]. Поэтому в рамках разрабатываемой Правительством РФ долгосрочной Стратегии социально-экономического развития до 2030 года сегодня обсуждается целый ряд предложений по переформатированию научно-технологической политики, среди которых особое внимание уделено развитию технологического предпринимательства в российских университетах.
Несмотря на демонстрацию приверженности руководства региональных вузов программе построения экосистем университетских стартапов и многообразие форм проводимых мероприятий, предпринимательская миссия университета не проникла в приоритеты академической среды и не повлияла на учебную программу. Сущностное наполнение технологического предпринимательства в системе университетского управления академическим творчеством студентов замещается имитационной составляющей, снижающей общее число команд, выбирающих траекторию развития стартапа. В университетах отсутствуют предприниматели, способные поделиться опытом создания стартапов в рамках дипломных проектов, практически ни один региональный вуз не может показать историю успеха высокотехнологичного бизнеса своего профессора или студента.
Превращение вузов в ключевых акторов и локомотивов экономического развития регионов, воплощенное в концепции региональной академической ПЭ [4], предполагает наличие у них достаточного по объему целевого капитала, позволяющего вести активную инвестиционную деятельность. Однако эндаумент-фонды имеют не более девяти десятков региональных университетов, а их объем часто не превышает 10 млн руб. Поэтому на ранних стадиях студенческие стартапы привлекают исключительно средства грантов. Отсутствие посевного инвестирования создает «долину смерти», которую не может преодолеть большинство созданных студентами и преподавателями стартапов.
Непреодоленные до сегодняшнего дня барьеры технологического развития отдельных субъектов Федерации дают основание заменить концепцию национальной инновационной системы на региональную, в которой ключевую роль играют локальные кластеры [4–8], путем включения их в более общую модель регионального экономического роста [9].
Целью настоящего исследования является анализ факторов, стимулирующих академическое технологическое предпринимательство, а также барьеров, препятствующих реализации бизнес-идей сотрудников университета и студентов, связанных в том числе с коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности.