Разработанные техники призваны помочь разобраться в трудностях взаимоотношений в паре в различных сферах жизни: финансовой, личностной, сексуальной, отношениях с ближайшими родственниками. За помощью к психологу, как правило, обращается только мужчина или женщина, образующие пару. Значительно реже – вдвоем. Следовательно, методы работы, предложенные в этой главе, могут быть использованы как отдельно с каждым из партнеров, так и в парной консультации.
Предлагаем наиболее результативные авторские техники, которые можно использовать в семейном консультировании.
Техника № 1. «Мой реальный партнер» и «Мой идеальный партнер».
Инструкция: Клиенту предлагается описать собственное представление о «реальном» партнере (мужчине или женщине). Затем рассказать о своем представлении, об «идеальном» партнере. Для этого можно разделить лист бумаги на две части и записать свои мысли. Цель техники – выявить расхождения между неосознанными представлениями клиента о своем избраннике (избраннице) с его реальными особенностями. Эта техника позволяет более четко увидеть все качества партнера, разглядеть в нем его истинные достоинства.
Вопросы для обсуждения: Каким вы видите своего реального партнера? Каким должен быть ваш идеальный избранник (избранница)? Каких качеств не хватает вашему партнеру, чтобы он (она) соответствовал идеалу?
Техника № 2. «Мое первое свидание».
Инструкция: Клиенту предлагается рассказать о своем поведении на первом свидании. Цель техники – определить неосознанные механизмы поведения, которые в дальнейшем воздействуют на продолжение отношений, выявить типичные страхи, не позволяющие отношениям развиваться.
Вопросы для обсуждения: Каковы ваши ожидания от первой встречи? Какие переживания вы испытываете на первом свидании? Какие страхи относительно дальнейших отношений актуализирует в вас первое знакомство?
Техника № 3. «Ролевые позиции в отношениях с партнером».
Инструкция: Клиенту предлагается описать свои роли в отношениях. При этом можно использовать бумагу и ручку. Это могут быть такие роли, как мужа, отца, жены, матери, дочери, сына. Затем нужно проанализировать эти роли и понять, какие роли клиент не проявляет или проявляет в избытке. Таким образом, становится возможным определить тип взаимодействия в паре (мать-сын, дочь-отец).
Вопросы для обсуждения: Насколько вы удовлетворены вашей моделью отношений? Какие роли вам легче проявлять, а какие сложнее? Какие ролевые позиции чаще всего демонстрирует ваш партнер?
Техника № 4. «Роли, которые не проявляются в отношениях или никогда не проявлялись».
Инструкция: Клиенту предлагается подумать о тех ролях, которые никогда не проявлялись им в отношениях с партнером (партнершей). Такие роли могли быть просто не развиты и требуют определенной тренировки, наработки, чтобы сделать отношения более гармоничными (например: роль девочки – женщины, мальчика – мужчины).
Вопросы для обсуждения: Какие роли вы никогда не проявляли в отношениях? Какие роли вы не часто проявляете в отношениях? Какие причины, на ваш взгляд, мешают проявлять другие роли в ваших отношениях?
Техника № 5. «Мои новые роли в отношениях».
Инструкция: На листе бумаги напишите 10 «новых» ролей, которые вы будете проявлять в ваших отношениях с партнером. Далее вместе с психологом важно обсудить варианты их воплощения в жизнь. Например, «новые» роли для женщины – женщина, девочка, хозяйка, любовница, а для мужчины – сын, муж, отец, любовник. Это усилит вашу удовлетворенность отношениями.
Техника № 6. «Проблемные ситуации».
Инструкция: Клиенту предлагается назвать 3 причины, которые постоянно приводят к возникновению конфликтных ситуаций в отношениях. Затем нужно продумать возможные варианты решения этих ситуаций, и обсудить их воплощение в жизнь.
Техника № 7. «Мои ожидания от отношений».
Инструкция: Партнерам предлагается обсудить ожидания от отношений. Затем вместе с психологом проанализировать наиболее значимые из них и определить возможности их удовлетворения в паре. Вопросы, которые может задавать психолог: Что для вас наиболее значимо в отношениях? Какие варианты развития отношений вы видите для себя в дальнейшем? Какой тип взаимоотношений для вас категорически неприемлем?
Техника № 8. «Ценности в отношениях».
Инструкция: Паре предлагается озвучить самые важные ценности в отношениях. Затем проанализировать свои ценности и ценности своего партнера на предмет их совместимости. Цель техники – выявить расхождения в ценностных ориентирах, взглядах в области отношений, которые нередко становятся причиной возникновения семейных кризисов и конфликтов.
Вопросы для обсуждения: Какие ценности наиболее значимы для вас? Какие ценности должен иметь ваш избранник? Какие ценности важны для развития отношений в паре?
Техника № 9. «Ресурсы для развития отношений».
Инструкция: Назовите 5 ресурсов, помогающих сохранить ваши отношения с партнером (например, совестное времяпровождение, подарки). Это может сделать каждый партнер, поскольку такая информация поможет паре определить язык любви друг друга. Например: мужчине важно, чтобы женщина была хорошей хозяйкой и готовила ему вкусную еду. Женщине, важно, чтобы мужчина регулярно дарил ей цветы и подарки. Это поможет обоим продуктивно развивать отношения.
Вопросы для обсуждения: Какие ресурсы вы используете для развития отношений уже сегодня? Какие ресурсы использует ваш партнер? Знаете ли вы язык любви друг друга?
Техника № 10. «Брать-отдавать в отношениях».
Инструкция: Каждому из партнеров предлагается подумать над тем, что каждый из них «берет», а что «отдает» в отношениях. Цель этой техники – наладить баланс между этими структурами, поскольку в отношениях он часто нарушен. Это означает, что кто-то один в паре много «берет», но не «отдает» и наоборот. А это прямой путь к возникновению неудовлетворенности: один много получает, а другой – ничего.
Вопросы для обсуждения: Что вы «отдаете» своему партнеру в отношениях? Насколько у вас, получается «брать»? Удается ли вам соблюдать баланс между «брать» и «отдавать» в отношениях?
Техника № 11. «Я – женщина в отношениях».
Инструкция: Психолог предлагает клиенту ответить на такие вопросы: «Какой я себя вижу в отношениях?»; «Какой меня видит мой мужчина (муж)?»; «Какая я женщина для своего мужчины?». Можно также предложить сделать коллаж на тему: «Я – женщина». Цель – исследовать проявление своей женственности и сексуальности в отношениях.
Техника № 12. «Я – мужчина в отношениях».
Инструкция: Психолог предлагает клиенту ответить на такие вопросы: «Каким мужчиной меня видит моя женщина (жена) в отношениях?»; «Каким я хочу стать мужчиной для своей женщины (жены)?». Цель – исследование особенностей проявления мужского «Я» в отношениях.
Техника № 13. «Разрыв отношений».
Инструкция: Паре предлагается описать эмоциональные переживания в период расставания (развода). Далее вместе с психологом обсудить и отпустить все эти болезненные чувства: злость, обиду, ненависть, гнев, претензии. Затем понять, что поможет окончательно завершить отношения. Важно также озвучить друг другу прощальное послание. Цель техники – освободиться от негатива, связанного с отношениями, завершить отношения в своей душе, чтобы не транслировать негативный опыт в дальнейшую жизнь. Это можно делать, как в устной, так и в письменной форме.
Техника № 14. «Кризис в отношениях».
Инструкция: Психолог предлагает паре прояснить причины возникновения семейного кризиса. Важно, чтобы оба партнера принимали в этом участие, поскольку это позволяет выявить неудовлетворенные потребности каждого из них. Затем обоим предлагается предложить собственные варианты решения ситуации. Психолог может предложить паре обсудить следующие вопросы: Что, на ваш взгляд, стало причиной кризиса? Какие действия или поступки партнера, еще больше обострили ваши отношения? Какое решение, было бы для вас оптимальным? Какое решение в этой ситуации вам бы категорически не подошло?
Техника № 15. «Деньги в отношениях».
Инструкция: Психолог предлагает паре обсудить отношение к деньгам. Важно ответить на следующие вопросы: Кто ответственен за семейный бюджет? Какие чувства вы испытываете, когда ваш партнер зарабатывает больше, чем вы? Как бы вам хотелось распределить семейный бюджет, чтобы вы чувствовали себя комфортно? Эти вопросы обязательно следует проговорить с каждым из партнеров, чтобы избежать конфликтов, возникающих на почве нехватки финансов в семье.
Техника № 16. «Секс в отношениях».
Инструкция: Паре предлагается ответить на следующие вопросы об интимной жизни: Что вам не хватает в сексуальной жизни? Какие эмоциональные переживания вы чаще испытываете от физической близости с партнером? Что вы готовы изменить в себе, чтобы наполнить вашу интимную жизнь?
Техника № 17. «Общение с детьми».
Инструкция: Клиенту (паре) предлагается рассказать о своих взаимоотношениях с детьми. Затем психолог может продолжить беседу такими вопросами: Насколько вы эмоционально близки со своим ребенком? Какой подход в воспитании вы используете? Назовите плюсы и минусы. Как часто вы проводите время всей семьей? Цель техники – определить особенности общения с детьми.
Техника № 18. «Эмоциональные травмы детства, влияющие на отношения».
Инструкция: Психолог предлагает клиенту (паре) поговорить об особенностях общения с собственными родителями. Цель техники – определить как именно травматический опыт, полученный в детстве, воздействует на нынешние отношения с партнером и не позволяет чувствовать удовлетворенность от близости друг с другом. Вопросы, которые можно обсудить вместе с клиентом: Какую ситуацию из вашего детства вы помните до сих пор? Насколько эмоционально близкими были ваши отношения с родителями? Каким образом ваш детский опыт мешает вам строить гармоничные отношения с партнером?
Техника № 19. «Мои отношения с партнером сегодня: партнерство, конкуренция, эмоциональная близость, дистанция».
Инструкция: Психолог предлагает клиенту подумать над его типом взаимоотношений в паре. Затем он может задать клиенту следующие вопросы: Как часто вы конкурируете с вашим партнером? В каких именно вопросах? Насколько вы эмоционально близки? Насколько вам удается договариваться в решении спорных вопросов? Как вы решаете сложные задачи?
Техника № 20. «Распределение домашних обязанностей».