Эта техника – от тренера Майкла Била [40].
Понятие позиций восприятия
Позиции восприятия – это форма моделирования, позволяющая вам встать на место другого человека и увидеть то, что видит он, услышать то, что он слышит, и почувствовать то, что он чувствует.
Позиции восприятия помогают вам получить гораздо лучшее представление о «реальности» клиента. Это потому, что когда вы представляете, что сидите или стоите как кто-то другой, в его позе, говорите его голосом, вы получаете большое количество информации о том, что он думает и чувствует.
Объяснение этого состоит в том, что принятие позиции другого человека активирует наши зеркальные нейроны, позволяющие нам лучше понимать других, чем в противном случае. В NLP этот процесс дает нам возможность улучшать наши межличностные результаты, видя (а также слыша и чувствуя) вещи не со своей собственной точки зрения, а с чужой.
Далее мы рассмотрим пять позиций восприятия.
Пять позиций восприятия
Есть 5 позиций, которые мы можем принять, чтобы полностью понять точку зрения другого человека. Эти позиции следующие:
1-я позиция – это место, где вы связаны сами с собой, и вы видите вещи со своей собственной точки зрения.
2-я позиция – это когда вы отделяетесь от себя и представляете, что находитесь в чужом теле. Вы видите вещи с «его» точки зрения (с точки зрения другого человека).
3-я позиция – это место, где вы являетесь независимым наблюдателем и можете вести наблюдение за взаимодействием между позициями 1 и 2. Вы видите вещи со стороны.
Есть также 4 -я и 5 -я позиции восприятия, которые используются редко.
4-я позиция наблюдает за 3-й позицией по отношению ко 2-й позиции, то есть в этой позиции вы можете понять, насколько вы нейтральны как наблюдатель.
5-я позиция – это место, где вы наблюдаете, как вы относитесь к себе как к наблюдателю.
Упражнение с предлагаемыми позициями восприятия
Допустим, вам предстоит важная встреча с клиентом или заинтересованным лицом.
Представьте себя на 1-м месте. Представьте тридцатисекундный фильм о встрече с вашей точки зрения, а теперь опишите встречу одним словом.
Представьте себя клиентом во 2-й позиции, затем переиграйте фильм. Одним словом, опишите встречу с точки зрения клиента. Представьте, что вы – независимый (невидимый) наблюдатель в 3-й позиции, а теперь воспроизведите фильм.
Участники демонстрируют одинаковое или разное поведение?
Как каждый участник влияет на атмосферу встречи. (Например, оба они агрессивны, дружелюбны, уважительны и т. д., или один настроен дружелюбно, а другой недружелюбно, или же один агрессивен, а другой пассивен?)
Затем вернитесь на 2-ю позицию и снова проиграйте фильм с точки зрения вашего клиента. Что-нибудь изменилось?
Наконец, подумайте, что вы могли бы сделать для улучшения встречи, а после вновь воспроизведите фильм на 1-й позиции, но со своими улучшениями. Теперь что изменилось?
Улучшение отношений с помощью упражнения
Большинство клиентов NLP-тренеров удивляются тому, как много они узнают о своих собственных клиентах и о себе! – из этого упражнения. Следовательно, дополнительная информация помогает обеспечить улучшение отношений.