Упражнения для командной работы

1. Эмоциональное заражение

Цель: Многие не осознают того, насколько их эмоции влияют на характер их взаимоотношений с окружающими. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта понимают, что то, что они говорят, что делают и как они это делают, влияет на других людей. Это упражнение демонстрирует, как эмоции могут быстро оказывать сильное воздействие на других. Это упражнение подходит для работы с группами от 15 человек.

Время: 10–15 минут

Материалы: Отсутствуют

Инструкции:

Начните упражнение вопросом группе, знают ли они кого-то, кто на все реагирует негативно (попросите их поднять руки). Расскажите, что один негативно настроенный человек может навредить моральному духу и настрою большой команды в гораздо большей степени, чем один жизнерадостный, счастливый человек может ее поддержать. Обсудите с группой, почему это так.

Мартин Селигман (автор «Как научиться оптимизму» и ряда других книг) утверждает, что люди, возможно, генетически предрасположены к негативизму. Селигман объясняет это тем, что наши предки долгое время жили в тяжелых условиях выживания за жизнь. Он полагает, что те, кто выжили, смогли это сделать, поскольку были пессимистами – они всегда ожидали худшего. Вероятно, готовность и ожидание опасности помогли им выжить. Поэтому мы, их потомки, генетически склонны к пессимизму! Это упражнение даст возможность продемонстрировать участникам, насколько легко можно подвергнуться воздействию негативных эмоций.

Первый этап упражнения

1. Задача – распространять эмоцию среди участников, просто подмигивая. Участники начинают передвигаться по помещению в броуновском движении.

2. Перед началом упражнения ведущий выбирает «первого подмигивателя». Его задача «заразить» трех других людей «вирусом несчастья», не показывая и не раскрывая того факта, что он «подмигаватель». Как только он «заразил» трех людей, тайно подмигивая им, он должен перестать подмигивать, но продолжать передвигаться по группе. Как только участника «заразили», он должен выглядеть несчастным.

3. Когда только участника «заразили», он должен «заразить» трех других людей, тайно подмигивая им. Как только он это сделает, он должен перестать подмигивать, но продолжать передвигаться по группе.

4. Дайте 5 минут на выполнение упражнения.

5. Попросите встать «первого подмигивателя», а затем и трех человек, «зараженных» им.

6. Теперь попросите встать тех, кого «заразили» эти трое. И так до тех пор, пока не встанут все участники.

7. Доказательство того, что «вирус несчастья» распространяется стремительно, станет наглядным.

Второй этап упражнения

1. Расскажите, что лекарство от «вируса несчастья» найдено. Вы будете передвигаться среди участников и втайне прикоснетесь к чей-либо спине, чтобы заразить их «вирусом счастья».

2. Попросите участников встать в круг, закрыв глаза. Пройдите вокруг несколько раз, прикасаясь каждый раз к спине одного человека.

3. Попросите группу начать передвигаться по помещению. Человек, «зараженный» «вирусом счастья», «заражает» трех других людей, улыбаясь им. Как только человека «заразили», он должен улыбкой «заразить» трех других людей.

4. Упражнение выполняется три минуты. Попросите группу остановиться и указать на того, кто первым, по их мнению, улыбнулся (люди, вероятно, укажут на разных людей).

Дебрифинг:

• Попросите участников описать, что произошло. Как это было, когда вас заразили раздражением?

• Вы испытывали настоящее раздражение после «заражения»? Почему? Какие у вас чувства и мысли?

• Как это было, когда вам улыбались? Почему?

• Кто-нибудь пытался избежать «заразного» взгляда? Как?

• Вы заметили изменения в своем поведении или языке жестов после «заражения» счастьем или несчастьем?

• Во второй части упражнения ожидание того, что вам улыбнутся, вызывало у вас улыб?

• Как может проявляться эмоциональное загрязнение в рабочей атмосфере?

• Как настроение одного человека влияет на настроение других людей?

• Какие положительные и отрицательные эмоции оказывают наибольшее влияние на людей? Почему?

• Какие влияние положительные и отрицательные эмоции оказывают на клиентов? Поставщиков? Вашу семью?

• Что вы можете сделать, чтобы выражать меньше отрицательных и больше положительных эмоций?

2. Командный хрустальный шар

Цель: Поощрять у членов команды позитивное видение будущего. Это упражнение может помочь команде работать наилучшим образом, повысить энергию, спланировать маршрут достижения командных целей, преодолеть страх неудачи, думать позитивно.

Время: 30 минут

Материалы: Один хрустальный шар (его фотографии будет достаточно, может быть и любой шар, называемый условно хрустальным) для «предсказателя» и стол для группы из 3–5 человек.

Инструкции:

Разделите участников на группы по 3–5 человек и попросите каждую группу выбрать «предсказателя», который кладет одну руку на хрустальный шар, а другую – на другого человека за столом, так называемого «избранного». Затем «предсказатель» убирает свою руку с хрустального шара.

«Избранный» затем должен положить свою руку на хрустальный шар, и в течение следующей минуты все за столом должны смотреть в шар и сконцентрироваться на видении яркого, успешного будущего для этого «избранного» на профессиональном поприще.

Затем «предсказатель» просит «избранного» и других участников рассказать в деталях о том, какое будущее они видят. Запишите положительные моменты на флипчарте, или доске.

Потом попросите «предсказателя» выбрать нового «избранного» и дайте возможность каждому побывать «избранным» и увидеть позитивное будущее. Попросите группу просмотреть описание позитивного будущего для каждого участника и подготовить список того, что команда может воплотить в жизнь.

Дебрифинг:

1. Какие общие моменты вы заметили в описании будущего для каждого члена команды? Физические, поведенческие, эмоциональные и др.?

2. Как каждый участник чувствовал себя, когда группа фокусировалась на видении его позитивного будущего?

3. Какие элементы этого позитивного будущего команда может внедрить для того, чтобы стать еще более успешной?

4. Что вы узнали о каждом участнике и о команде, что может помочь вам работать вместе эффективнее?

5. Были ли другие важные инсайты во время выполнения этого упражнения?

3. На пути к успеху

Цель: Повысить энергию и мотивировать друг друга работать наилучшим образом.

Время: 20 минут

Материалы: Раздатка для каждого человека (см. следующую страницу)

Инструкции:

Раздайте участникам раздатки и попросите их заполнить их, дайте на выполнение задания 10 минут. По мере заполнения формы они составят короткий список профессиональных и личных целей, которые их вдохновляют. Когда они закончат, попросите нескольких участников поделиться своими планами. Обсудите важность вдохновляющих целей для мотивации как отдельно взятого человека, так и всей команды.

Дебрифинг:

1. Как могут более значительные цели вести большей личностной и профессиональной мотивации?

2. Какие «безумные цели» вы обнаружили?

3. Вы удивились чему-то из пересиленного в личных и командных списках?

4. Если цели нереалистичны, как они могут повлиять на мотивацию?

Раздатка «На пути к успеху»

4. Продажа снегоочистителей жителям Гавайев

Цель: Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта способны выражаться ясно и убедительно и способствовать тому, чтобы другие общались подобным образом. Это упражнение поможет участникам команды отточить свои навыки быть одновременно убедительными и эмпатичными, когда они пытаются продать что-то необычное. Упражнение рассчитано для небольшой группы из 3–5 человек или нескольких групп такого размера.

Время: 30–45 минут

Материалы: Карточки с фразами:

• Снегоочистители жителям Гавайев

• Клюшки для гольфа капитанам кораблей

• Садовые стулья больницам

• Колбаса вегетарианцам

• Печатные машинки высокотехнологичным компаниям

• Газонокосилки живущим в квартирах

• Сигары атлетам

Инструкции:

1. Расскажите, что ключевым аспектом эмоционального интеллекта является способность понимать точки зрения и эмоциональные состояния других людей, а затем адаптировать свои цели и эмоциональное состояние под цели и состояния другого человека.

2. Скажите группе, что все они являются лучшими сотрудниками успешной рекламной компании, которая известна тем, что продает самые необычные товары самым сложным клиентам.

3. Дайте каждому участнику группы одинаковые карточки из списка выше. Например, все участники одной команды получат карточки «Снегоочистители жителям Гавайев». У другой команды будет другая карточка.

4. Расскажите, что на каждой карточке указан конкретный продукт для определенной группы клиентов. Проблема заключается в том, что на первый взгляд кажется, что этой группе клиентов данный товар не нужен. Задачей для этой группы будет понять, как продать этот товар этой группе.

5. Каждая группа должна подготовить одноминутный рекламный ролик на радио, ориентированный на эту (целевую) группу клиентов. Рекламное объявление должно включать следующее:

a. Как этот товар облегчит жизнь целевой группе

b. Как целевая группа может использовать данный товар необычным, креативным способом

c. Как данный товар поддержит ценности и цели целевой группы

6. Дайте 30 минут на разработку стратегии продаж и подготовку одноминутного рекламного ролика.

7. Затем каждая группа представляет свое рекламное объявление другим командам, которые выступают в роли целевой группы клиентов и оценивают успешность рекламной кампании. Они должны голосовать, выражая свою готовность количеством поднятых пальцев: один палец значит, что они не хотят покупать этот товар, а пять – не могут дождаться возможности приобрести этот товар.

8. Подведите итоги и поздравьте участников.

Дебрифинг:

1. В этом упражнении у вас была возможность привести в соответствие точки зрения продавцов и покупателей. Что вы сделали, чтобы увидеть мир с другой перспективы?

2. Вам было легко или сложно встать на место целевой группы? Как может ваша способность к эмпатии влиять на ваши отношения с руководством, коллегами и членами семь?

3. Какие новые убеждения вам понадобятся или от каких старых убеждений вам нужно будет отказаться, чтобы научиться проявлять эмпатию к тем, с кем вы не согласны?

4. Какие стратегии использовала ваша команда, чтобы продать свой товар?

5. Как вы смогли понять потребности, идеи и ценности целевой группы?

6. В каких ситуациях, личных и професиональных, вам нужно проявлять эмпатию к другим людям?

5. Командное слушание

Цель: Задача этого упражнения заключается в том, чтобы дать представление о том, что ключевым аспектом коммуникации является не просто «слышание», а активное слушание. Часто причиной недопонимания становится то, что люди просто не слушали то, что им говорили. Это упражнение покажет то, что все мы слушаем не так хорошо, как могли бы.

Время: 10 минут (при необходимости может быть увеличено).

Материалы: скрипт «Навыки командного слушания» (см. следующую страницу) и флипчарт или доска с пятью колонками: «Превосходно», «Выше среднего», «Среднее», «Ниже среднего» и «Очень плохо».

Инструкции:

1. На флипчарте или доске нарисуйте пять колонок: «Превосходно», «Выше среднего», «Среднее», «Ниже среднего» и «Очень плохо». Участники оценивают свои навыки слушания и записывают на флипчарте или доске свои «оценки» в той колонке, которая, по их мнению, максимально точно отражает навыки всей команды в настоящий момент.

2. Сообщите членам команды, что вы будете читать вслух ряд чисел, которые им нужно будет складывать в уме, ничего не записывая на бумаге. После того как будет произнесено последнее число, они должны записать на бумаге ответ.

3. Зачитайте полученные ответы в умеренном темпе.

4. Попросите участников записать окончательный результат (правильный ответ – 4100). Если хотите, вернитесь к рейтингу навыков командного слушания на флипчарте и внесите изменения.

5. Не удивляйтесь, что многие люди получат результат 5000. Одна из причин в том, что, как только люди увидят повторяющийся шаблон, они перестают слушать внимательно и начинают делать предположения о том, какие числа могут быть следующими.

Дебрифинг:

1. Насколько легко участники команды выполнили задание?

2. Сколько допущений было сделано во время чтения чисел?

3. Насколько участники команды концентрировались на том, что говорилось?

4. Как часто подобные ситуации происходят в рабочем контексте?

5. Как участники команды могут улучшить свои навыки слушания?

6. Чему еще участники команды научились во время выполнения этого упражнении?

Скрипт «Навыки командного слушания»

По мере того, как я произношу числа, складывайте их в уме, а конечный результат запишите на бумаге.

Начните с числа 1000

Прибавьте 10 – сколько у вас получилось? – (1010)

Прибавьте 1000 – сколько у вас получилось? – (2010)

Прибавьте 30 – сколько у вас получилось? – (2040)

Прибавьте 1000 – сколько у вас получилось? – (3040)

Прибавьте 50 – сколько у вас получилось? – (3090)

Прибавьте 1000 – сколько у вас получилось? – (4090)

Прибавьте 10 – запишите конечный результат. – (4100)

(Объясните причину того, что некоторые могли получить ответ 5000, тем, что, когда человеческий ум замечает определенную модель (что в данном случае было числом 1000), подсознание может перехватить у сознания управление и вынудить нас следовать ему. Когда последнее число 10 прозвучало, некоторые невольно вместо 10 добавили 1000.)

6. Знаток алфавита

Цель: Задача данного упражнения – приободрить участников в то время, когда они устали. Оптимально использовать его после обеда или в перерыве во время напряженной работы. Помимо этого, его можно проводить для закрепления материала или навыков.

Время: 10–20 минут (при необходимости может быть увеличено).

Материалы: Отсутствуют

Инструкции:

1. Скажите участникам команды, что они будут участвовать в игре под названием «Знаток алфавита».

2. Попросите всех членов команды встать и выделить каждому участнику букву, начиная с буквы А.

3. Задача каждого из участников – выкрикнуть (за 5 секунд) ОДНО СЛОВО, которое начинается с его буквы и имеет отношение к содержанию курса или обсуждаемой теме.

4. Начинает участник с буквой А, упражнение выполняется по часовой стрелке до тех пор, пока все не скажут свое слово.

5. Если участник не может предложить ОДНО СЛОВО в течение 5 секунд или слово уже было использовано, вы говорите: «Ты слабое звено», а участник выходит из игры и садится.

6. Вышедшие из игры участники не могут помогать оставшимся в игре. Пометка для тренера: если участник выходит из игры, его буква переходит следующему участнику по часовой стрелке. В этом случае оставшимся участникам придётся быть готовыми к тому, что им попадется буква, которую они не ожидали. Это упражнение обычно проходит весело.

7. Не используйте в упражнении буквы Й, Ъ, Ь, Ы.

8. Упражнение продолжается до тех пор, пока не останется один человек, которого вы провозгласите Знатоком алфавита. Если будет возможность, вручите небольшой приз.


В зависимости от количества участников и от их успехов в этой игре можно провести несколько кругов при условии, что слова в раундах повторяться не будут.

7. Командные круги

Цель: В начале тренинга, семинара, обучения, командной встречи помочь участникам создать и поддерживать крепкие отношения. Это задача реализуется путем нахождения общих для участников интересов.

Время: Любое (зависит от вида события и от количества человек).

Материалы: Отсутствуют

Инструкции:

1. Разделите участников на группы по 3–4 человека.

2. Дайте каждой группе большой лист бумаги (размера флипчарта или А3) и попросите в его центре нарисовать большой круг.

3. Каждая группа должна написать (в кругах) вещи, общие для всех участников группы.

4. За пределами круга каждый участник должен написать свое имя, должность и срок занимаемой должности.

5. В нижней части листа каждый участник должен написать один факт о себе, о котором никто из присутствующих не знает.

6. По окончании попросите одного участника каждой группы представить свой список остальным участникам.

7. Если позволяет время, попросите группу угадать, какие факты относятся к кому из участников. Обычно это упражнение проходит весело, помогает наладить контакт и показывает, что наши впечатления (основанные на том, что мы видим) от людей могут быть неверными. Это упражнение может быть хорошим обучающим ресурсом, к которому можно прибегать во время всего мероприятия.

8. Шесть командных слов

Цель: Это упражнение можно использовать в начале тренинга, семинара, обучения, командной встречи. Задача участников – описать выбранную тему, используя не больше шести слов. Его можно использовать как упражнение для знакомства участников друг с другом (и вас с ними). Оно также эффективно при работе с людьми, давно знакомыми, при условии, что вы сформулируете тему. Помимо этого, его можно проводить для закрепления материала, когда участники шестью словами формулируют важные моменты.

Загрузка...