Сергей Заяшников Техника каратэ. 1990.

Идущим вперед по Пути Действуй!



Предисловие


«– Мы будем тренировать наши сердца и тела для достижения твердого непоколебимого духа.

– Мы будем следовать истинному смыслу воинского пути, чтобы наши чувства всегда были наготове.

– С истинным рвением мы будем стараться культивировать дух самоотрицания.

– Мы будем соблюдать правила этикета, уважения старших и воздерживаться от насилия.

– Мы будем следовать нашим богам и Будде и никогда не забудем истинную добродетель скромности.

– Мы будем стремиться к мудрости и силе, не ведая других желаний.

– Всю нашу жизнь, через изучение карате, мы будем стремиться выполнить истинное предназначение Пути». (см. видео) (см. видео).

То, что приведено выше, – это присяга, утвержденная Главным управлением «Карате‑до Кёкусинкай» в Японии; это наиболее удачный вариант перевода из текстов присяг других стилей карате, и он наиболее полно отражает суть традиционного восточного понимания боевых искусств как особого пути совершенствования человека.

Классическим стилем современного карате‑до стал Шотокан, основанный в 1920‑х годах мастером Гитин Фунакоси, который систематизировал приемы у‑шу и окинава‑тэ. В данной книге почти все приемы описаны для шотокан‑стиля. Книге придан характер полного технического сборника – пособия для занимающегося карате. Поэтому сделан упор на иллюстрации, сокращен пояснительный текст и обилие специальных терминов.

Книга ни в коем случае не претендует на истину в последней инстанции, поэтому при изучении приемов следует учитывать следующие факторы.

(традиционная для боевых искусств идея преодоления эгоизма как изначального и главного препятствия на Пути совершенствования человека).

1. В результате долгой изоляции советских любителей карате от первоисточников сформировалась особая ветвь, можно сказать, «советская школа Шотокан», где есть различие не только в терминах, но и в трактовке базовой техники. Впрочем, здесь можно привести высказывание Брюса Ли: «Старое искусство должно трансформироваться». В защиту этой трансформации следует привести следующий факт: в «Заветах каратисту» Гитина Фунакоси есть строка «стоять на месте – значит, идти назад».

2. Существует серьезное различие между европейской и восточной философиями, психологией и даже физиологией человека. Отсюда даже на глаз видно различие в тактике и технике боев европейцев и азиатов. Если первых отличает большая мышечная масса и стремление в большей степени к ударам руками в высоких стойках, то вторые, в силу вышеуказанных особенностей, предпочитают низкие стойки, резкость и работу ногами.

3. Учитывая, что Россия – это стык между Востоком и Западом, то, вероятно, не стоит кидаться в крайность, обожествляя те или иные учения. Если обратиться к русской истории, то мы найдем там массу примеров великолепного владения телом и духом как в ранних славянских походах на Византию, где грозную силу представляли «двоерукие бойцы» – виртуозы владения двумя мечами, так и на уровне боевой подготовки монахов на Руси, когда при постоянных нашествиях монастыри превращались в крепости, а монастырская братия – в воинские гарнизоны.

Наиболее ярким примером может служить участие в Куликовской битве двух духовных лиц из охраны Сергия Радонежского, благословившего русское воинство на решающий бой. Первый их них, Пересвет, как известно, начал битву без какого‑либо защитного снаряжения и не уступил лучшему татарскому воину‑богатырю Челубею (Темир‑мурза). Второй, Ослябя, прошел через кровавую сечу и стал свидетелем великой победы русского народа. И в дальнейшем обучение монахов ратному делу, искусству рукопашного боя еще долго составляло традицию Русской православной церкви. Ныне энтузиасты славяно‑горицкой борьбы пытаются возродить эти традиции Древней Руси.

4. Новое прорастает через старое. Но это старое надо знать, надо знать, от чего отталкиваться, от какой основы, базы. Поэтому при изучении базовой техники мы ратуем за принцип фундаментальности начального обучении. Он является изначальным в любой, особенно профессиональной, школе. Дистервег говорил об этом следующее: «Кто не заложит надлежащей основы, осужден вечно чинить прорехи и должен опасаться разрушения всего здания. Всякая поверхность и легкомысленное отношение к действительным основам (элементам) предмета неминуемо мстят за себя. К ним постоянно приходится возвращаться, иначе невозможен настоящий успех… Впрочем, пусть никто не боится, что из‑за длительной задержки на элементах у него пропадает много времени. Следует только понаблюдать за постройкой большого дома. Значительная часть времени уходит на закладку фундамента, после этого верхние этажи устремляются ввысь со сказочной быстротой». Поэтому в старых школах карате и у‑шу базовые элементы техники изучались в течение 3–5 лет, а исходные рубежи мастерства завоевывались только через полтора‑два десятилетия. «Гений созревает медленно» – в этих словах основателя стиля Кёкусинкай Масутацу Ояма заключается суть отношения к истинному (не скороспелому) мастерству, столь ценимому на Востоке.

5. Карате, как и ранее дзюдо, неуклонно превращалось из боевого искусства в зрелищный тип спортивного единоборства. Итогом этой эволюции стала консолидация бесконтактных стилей в мире.

Но… очевидно, в условных поединках трудно оценить действительное мастерство бойцов, их школу, уровень выносливости и морально‑волевые качества. Правила бесконтактного боя создают предпосылки для проявления субъективизма судейства, а спортсмены порой специально тренируются, чтобы создать о себе выгодное впечатление с помощью эффектных поз, криков и других уловок. Отсюда исходит потенциальная опасность для качества общей боевой и моральной подготовки.

В заключение хотелось бы еще раз напомнить пять принципов обучения воинским искусствам легендарного Шаолиньского монастыря:

1. Постепенно наращивать нагрузки, не допуская срывов и травм.

2. Заниматься усердно и непрерывно в течение всей жизни.

3. Соблюдать умеренность в пище и не есть мясо, воздерживаться от алкоголя и распутства.

4. При любых обстоятельствах соблюдать спокойствие и невозмутимость, памятуя об единстве жизни и смерти.

5. Соблюдать ритуал и следовать установленным традициям.

Принципы каратэ


НАПРЯЖЕНИЕ

КАРАТЕ – это, с одной стороны, нечто неподвижное, жесткое, а с другой стороны, чрезвычайно динамичное искусство. Не угловатые, полные энергии движения лишь руками и ногами, а КОШАЧЬИ ГИБКИЕ ДВИЖЕНИЯ ВСЕГО ТЕЛА, причем с упругим участием всех конечностей в отражении и контратаке. Поэтому хорошая техника карате должна развивать гибкость в бедрах, эластичность в коленях, а в сочетании обоих – способность мгновенно перемещать тяжесть тела при отражении и контратаке.

В карате движения должны быть молниеносными, следовательно, расслабленными, так как только в расслабленном состоянии можно реагировать и совершать движения мгновенно. В момент нанесения удара, при отражении или проведении атаки все мышцы тела, по возможности, напрягаются, чтобы сконцентрировать усилие всего тела в точке нанесения удара. При этом различные факторы помогают сделать технику карате эффективной.

Карате – это скорость, превращенная в силу, или, еще точнее, энергия движения (кинетическая энергия), превращенная в энергию деформации. Значит, чем больше начальная кинетическая энергия, тем больше будет и выделяющаяся при остановке энергия деформации. Или, выражаясь проще: чем быстрее ваша техника, тем больше может быть воздействие, ощущаемое атакуемым. Я нарочно написал «может», так как одна скорость еще не определяет техники карате, хотя она и является предпосылкой для этого.

Карате – это энергия движения, превращающаяся в энергию деформации. Это превращение происходит тем полнее, чем в большей степени вам удается внезапно, без задержки, застопориться. Значит, вы должны в тот момент, когда ваша техника имеет наибольшую скорость, совершенно неожиданно затормозить. Это удается путем молниеносного, очень энергичного напряжения всех мышц. Следовательно, это основная причина, почему в карате учатся останавливаться с точностью до миллиметра. Не для того, чтобы на тренировке не нанести удар‑травму партнеру, а чтобы выделяющаяся при этом энергия была больше, чем, например, при ударе «толканием», при ударе без «фокуса». Как линза собирает лучи в точку фокуса, так и сила опытного мастера фокусируется в точке соприкосновения.

При «толкающем» ударе только часть энергии превращается в энергию деформации, большая часть передается атакующему обратно в виде энергии отдачи. В то время как при «каратеобразном» ударе атакуемый не отталкивается, а под пикирующим действием падает на месте. У «толкающего» удара имеется еще один недостаток: если вы не достигаете цели, то сами теряете равновесие, ваш собственный удар «тянет» вас вперед.

Следует запомнить еще один принцип: более высокая скорость развивается, если ударная поверхность проходит большее расстояние до цели. Чем больше путь, пройденный ногой или рукой, тем сильнее удар. Здесь нам необходимо глубоко вникнуть в механику прямых ударов.

ОТДАЧА

При любом прямом или косом ударе по цели‑препятствию отдача тем сильнее, чем устойчивее препятствие. Это явственно ощущается всей рукой. Если напрячь мышцы только атакующей руки, то вся сила отдачи поглотится в остальном вашем теле, кисть будет повреждена, рука согнется, ваше расслабленное тело будет отброшено назад.

Значит, с помощью техники карате необходимо добиться, чтобы, по возможности, вся энергия, выделяющаяся вследствие внезапной энергичной остановки, была передана атакуемому объекту. Поэтому, когда отдача особенно может сказываться в приемах борьбы ногами, опорная нога должна всей стопой прочно стоять на полу и быть слегка согнутой, чтобы при нанесении удара суметь воспринять отдачу.

Здесь имеются два фактора, способствующие передаче атакуемому объекту, по возможности без потерь, всей освобождающейся энергии:

1. УСТОЙЧИВОСТЬ

Чем ниже центр тяжести и чем больше площадь опоры, тем больше устойчивость. Стойки карате почти все очень низки и распластаны. При наилучшей устойчивости они дают возможность сделать сконцентрированное напряжение тела эффективным при отражении и контратаке в необходимом направлении.

2. НАПРЯЖЕНИЕ ТЕЛА

Чтобы сила отдачи в момент нанесения удара не смогла сработать в вашем расслабленном теле, каждый мускул, по возможности, должен быть напряжен в короткий миг нанесения удара. Из‑за «непоколебимого» всюду тела сила отдачи не находит точки приложения и не имеет возможности поглотиться. Она проходит через все тело и отражается площадью опоры в точку нанесения удара.

Сразу после нанесения удара все тело снова расслабляется и готово для следующего приема. Связь между напряжением в основании (стойке) и напряжением приема (например, прямого удара кулаком) осуществляется в нижней части живота, в ХАРА. Правильное напряжение в ХАРА очень важно для всех приемов. Здесь помогает дыхание: при проведении приема выдыхают рывком или с криком «киай!».

ВАЖНЕЙШИЙ ПРИНЦИП ТРЕНИРОВКИ ПРИЕМОВ КАРАТЕ

Нужно двигаться через расслабление к напряжению, то есть при отработке отдельных приемов вначале не прикладывайте силу, а действуйте расслабленно. Вы ощутите при этом, как ваше тело, прежде всего бедро, причастно к любому приему. Только тогда, когда отшлифовано правильное выполнение движения во всем теле, можно упражняться с приложением силы, причем участие силы ограничивается лишь моментом соприкосновения. Так вы подойдете к гибким упругим движениям всего тела, а не к угловатым, напряженным движениям только рук и ног.

ХАРА БЕДРА

Важнейший источник силы для всех движений тела находится в области бедер, точнее, в нижней части живота (ХАРА). В высшей степени важно в карате осознание этого движения. В карате все движения рук и ног получают меру и направление из ХАРА.

Мышцы в области живота сильны, но медлительны. В то время как мышцы рук и ног быстры, но более слабы. Поэтому для всех движений важен принцип: «Сначала движется область бедер, а потом конечности».

Чтобы сила из ХАРА была передана конечностям, в момент нанесения удара должна существовать прямая связь с ХАРА, которая не должна в этот короткий миг иметь слабых мест. Тогда вся сила ХАРА может перейти в точку удара (момент наивысшего напряжения).

При прямом ударе кулаком (ЦУКИ) это выглядит так.

Наносящая удар рука, как правило, должна полностью вытягиваться. Связь с нижней частью живота осуществляется преимущественно через боковые мышцы груди. Напряжение этих мышц груди чрезвычайно важно для всех приемов борьбы руками, а также приемов защиты и ударов с размаха. Следовательно, ни в коем случае не поднимайте плечо – это лишит вас возможности напрячь боковые мышцы груди. А значит, сильно ослабит вашу технику.

После удара кулак должен полностью отводиться назад, а локоть следует стремиться прижать к позвоночнику. Благодаря этому вы напрягаете и другую половину тела. При одностороннем напряжении ваша техника в значительной мере не так эффективна, к тому же сильно уменьшается устойчивость. Достаточно легкого удара раскрытой ладонью в ваш ударяющий кулак, чтобы вывести вас из равновесия.

При всех приемах старайтесь соблюдать прямое положение тела! Только так вы можете придать силу центру вашего тела (ХАРА) и передать ее конечностям.

Фактически ХАРА (или «ТАНДЕН») располагается в районе пупка (2–3 пальца ниже пупка), ближе к спине. На Востоке считается, что именно здесь находится дух человека – основа силы и равновесия. Остается добавить, что все вышеизложенное основано на советах основателя карате Гитин Фунакоси и его ученика Масатоши Накаяма. Весьма полезно, для сравнения, узнать точку зрения одного из известных популяризаторов восточных единоборств Роланда Хаберзетзера:

Внешние (твердые) стили ушу


«Основная цель – добиться любой ценой победы в бою.»

1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ:

– психическое состояние;

– спокойствие: растревоженный ум извращает действительность и теряет всякий контроль над телом. Беспокойство подтачивает тело, страх парализует, гнев вызывает ненужный расход энергии, самонадеянность приводит к неосторожности. Для победы нужно, чтобы голова была светлой, не поддавалась расстройству чувств. Сосредоточенность является основным условием «внутренних» стилей, тогда как боевое кунг‑фу или спешка, при которой часто его применяют, меньше всего к этому располагает;

– спонтанность: она возможна лишь тогда, когда человек не теряет присутствия духа при любых обстоятельствах. Принцип спонтанности, импровизации, проповедуемый во всех видах борьбы, является основой приема, эта спонтанность отличается от животного рефлекса, при котором можно принять довольно плохую позу, она возможна лишь при правильной подготовке;

– восприимчивость: иногда рассказывают о сверхчеловеческих возможностях того или иного мастера предугадывать намерения другого еще до того, как тот приступил к их исполнению. Такой боец обладает как бы шестым чувством или третьим глазом. Это качество явно связано с предыдущим.

Сочетание их составляет то, что принято называть самообладанием или единством воли и действия, которое позволяет овладевать противником, властвуя над собой.

Физические и психологические принципы:


– мобилизация энергии: способность вызывать на поверхность интенсивно и мгновенно всю энергию, которая только содержится в человеческом теле. Речь, очевидно, идет о природной силе тела, физически измеримой, происходящей от работы мышечных групп. Ее можно развить до определенного уровня, но она ограничена во времени и неотвратимо уменьшается с возрастом. Следовательно, это поверхностная сила, свойственная молодости с ее смелыми проделками и выходками. Но это только часть той энергии, которой обладает подлинный специалист кунг‑фу, так как существует еще энергия скорее психического характера, критерии оценки которой расплывчаты – она является «безобъектной концентрацией», эквивалентной «немыслию», выдвинутому последователями японского дзена. Только овладение этой внутренней энергией позволяет совершать невозможные поступки, не сбрасывая со счета атлетические возможности бойца. Эта энергия доступна лишь подлинным мастерам и продолжает действовать даже тогда, когда физические силы покидают их с возрастом. Такие люди обладают способностью остановить человека на расстоянии;

– концентрация энергии: недостаточно уметь создавать в себе прилив силы, готовой «все сломать», надо уметь правильно ее направлять. Это зависит от правильной координации мышц. Концентрация энергии предполагает также концентрацию во времени (скорость движения) и в пространстве (завершение удара и поддержание силы на точных и ограниченных для его нанесения мест при использовании естественных природных частей тела и силы реакции);

– передача энергии: весь удар, сосредоточенный в руке или ноге и направленный в сторону противника, должен поразить его в намеченное место так, словно он был бы поражен выброшенной с силой катапультированной массой, кинетическая энергия которой при движении внезапно остановилась, превратившись в разрушительное действие ударной волны. Это ощущение разряженной энергии в корпус противника называется КЭН (кит.) – очень короткое, но интенсивное касание, в котором сосредоточены эффективная мобилизация телесных сил и умственная сконцентрированность. Этот кульминационный момент иногда сопровождается коротким и сильным криком, который также облегчает «разгрузку»;

– стойки: эффективность приема зависит от стойки. Стойка обеспечивает в заданном направлении всю силу корпуса, обеспечивает стабильные точки устойчивости, необходимые для концентрации энергии при нанесении удара;

– использование противодействующей силы: «всякое действие равно противодействию» – при каждом ударе тело резко напрягается – ударная волна, отбрасываемая вперед, благодаря устойчивой опоре увеличивает мощность удара;

– использование брюшной силы: все военные дисциплины и все восточные философии настаивают на необходимости понятия точки ДАНЬ ДЬЕНЬ (или ШИ ХАЙ – море дыхания), которая является источником реальной и продолжительной силы. На первом уровне основная задача – развитие мышц живота, понижающих центр тяжести тела. Можно сказать, что удар наносится животом и лишь дополнительно рукой или ногой. Второй уровень связан с изучением «внутренних» стилей, то есть в «жизненном центре» человека существует источник, о котором мало кто подозревает, но который является неистощимым, потому что связан со скрытыми силами Вселенной. Это довольно метафорическое понятие;

– скорость: ничего не даст знание приемов или их предугадывание, если их исполнение затягивается. Техника должна сработать в то мгновение, когда она пришла в голову. У китайцев есть выражение: контрнападение должно быть начато ПОСЛЕ нападения противника, а закончиться ДО него. Выигрыш во времени достигается только при полной расслабленности;

– сила и гибкость: необходимо обладать обеими в зависимости от условий. Когда противник нападает с силой, ему следует противопоставить гибкость, и наоборот;

– дыхание: тело проходит через фазы силы и слабости в зависимости от дыхательного периода: при вдохе мускулы расслабляются, появляется чувство легкости, и наоборот, при выдохе или задержке дыхания мышцы сжимаются – можно нанести сильный удар. Дыхание – брюшное.

Типы тренировок:


– самостоятельная проработка: КИХОН – изучение приемов на месте и в передвижении, повторение и последовательность движений. Цель: добиться автоматизма жестов, мышечной координации, точности и силы движений, развитие специфических стоек;

– работа с партнером: КУМИТЭ – применение приемов в нападении и обороне, по степени и трудности («удар на удар»), а также в свободном бою ДЖИУ КУМИТЭ.

КАТА: количество их неисчислимо даже в рамках одной школы из‑за личных интерпретаций специалистов. Эти КАТА представляют собой боевые ситуации, при любых условиях – бой с несколькими противниками (подробнее смотрите раздел «КАТА»).

Любое положение вещей мы привыкли измерять относительно себя, поэтому для удобства ориентации в пространстве при изучении технических приемов советуем запомнить следующие пространственные термины:

положение тела:

ОЙ – одностороннее с передней ногой;

ГИАКУ – проmuвостороннее с передней ногой;

стороны:

ХИДАРИ – левая сторона;

МИГИ – правая сторона;

направления в пространстве:

АГЕ – вверх;

ОТОШИ – вниз;

МАЕ – вперед прямо;

УШИРО – назад;

ЙОКО – вбок;

МАВАШИ – круговое.

Ваза‑дачи. Стойки


Перед тем как научиться ходить‑научись стоять. (Китайская пословица)

Обращаясь к первоисточникам, замечаем, что в Китае слово «Бу» имеет два значения – шаг и стойка. Действительно, опытный мастер «шагает» из одной стойки в другую с невообразимой для простого человека естественностью и быстротой. Мы же в обычной жизни знаем лишь одну стойку‑ шаг, равную 60–70 см, и поэтому в передвижении крайне неуклюжи при любой нестандартной ситуации.

Стойка в карате связана главным образом с положением нижней части живота ХАРА. Мощные, точные, быстрые и плавные приемы можно выполнять, имея под собой прочную и устойчивую основу. Спина должна быть выпрямлена и перпендикулярна полу, плечи расслаблены.

Стойка выбирается по обстоятельствам, но она должна быть естественной и должна позволять вам свободно перемещаться в любом направлении. Условно говоря, мысленная вертикальная плоскость (в дальнейшем называемая средней линией), проходящая через ваш центр тяжести и центр тяжести противника, определяет положение вашей стойки относительно противника. В зенкутцу‑дачи (передняя стойка) есть важное различие между стойками в момент подготовки к проведению приема и в момент его проведения. В первом случае колено стоящей впереди ноги согнуто, а мышцы бедер и икр обеих ног расслаблены, чтобы можно было делать гибкие и быстрые движения. А в момент проведения приема мышцы ног должны быть напряжены, чтобы усилить соприкосновение ступней с полом и придать силу движениям. Более того, в зенкутцу‑дачи положение туловища не должно быть настолько низким, чтобы мышцы напрягались и становились закрепленными.

Классификация стоек


Шизен‑тан (естественное положение) включает в себя: мицуби‑дачи – непринужденная стойка готовности, носки врозь (рис. 1); хейсоку‑дачи – свободная стойка готовности (рис. 2);



хачиджи‑дачи – стойка с расставленными ногами (рис. 3); тейджи‑дачи – Т‑образная стойка (рис. 6); хейко‑дачи – стойка с параллельно поставленными ступнями (рис. 5) и др. Кроме шизен‑тан, существуют другие стойки, такие как: зенкутцу‑дачи – передняя стойка (рис. 12); кокутцу‑дачи – задняя стойка (рис. 7); киба‑дачи – стойка всадника (рис. 8); фудо‑дачи – прочная стойка (рис. 9); некоаши‑дачи – кошачья стойка (рис. 10); санчин‑дачи – «песочные часы» (рис. 13); хангетцу‑дачи – стойка «полумесяца» (рис. 4); цируаси‑дачи – стойка цапли (рис. 14) и т. п.







Рис.2 ХЕЙСОКУ‑ДАЧИ

ШИЗЕН‑ТАН – это естественное положение. Тело расслаблено, но начеку в том смысле, что существует возможность для движения. В этом положении нет особой цели или намерения, но из нее можно быстро принять любую стойку для защиты или нападения. Следовательно, колени должны быть расслаблены и эластичны, вес тела равномерно распределен на обе ноги. Позиция ШИЗЕН‑ТАН – позиция расслабленной готовности.

ЗЕНКУТЦУ‑ДАЧИ (рис. 11, 12)

В у‑шу носит название передней стойки лука и стрелы. Встаньте так, чтобы передняя и задняя ноги находились на достаточном расстоянии. Опустите бедра, согните колено передней ноги так, чтобы оно оказалось над ступней. Держите заднюю ногу выпрямленной, корпус перпендикулярен полу, грудь направлена прямо вперед. Ханми‑дачи (наполовину передняя стойка) является производной от зенкутцу‑дачи, только здесь бедра и плечи развернуты под углом 45° к средней линии и задняя нога расслаблена и слегка согнута.

Передняя стойка очень прочна в отношении фронта и особенно эффективна, когда сила удара используется вперед.

ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ:

– расстояние между передней и задней ногами должно быть равно 4–5 ступням или удвоенной ширине плеч. Расстояние между линиями, на которых расположены ступни, равно ширине плеч;

– напрягите стопы и колени обеих ног, подошвы ног должны быть в плотном соприкосновении с полом;

– пальцы передней ступни направлены немного внутрь, ступни почти параллельны;

– проекция переднего колена рядом со внутренней стороной подушечки ступни;

– на передней ноге 60% веса тела.

ОШИБКИ:

– при перераспределении веса тела на переднюю ногу слабая устойчивость, пятка задней ноги отрывается от пола;

– при расстоянии между пятками, меньшем ширины плеч, плохое боковое равновесие. Если же больше ширины плеч, то ослаблено равновесие вперед и теряется мобильность.









КОКУТЦУ‑ДАЧИ (рис. 7)

Встаньте боком к противнику. Выдвиньте переднюю ногу по средней линии вперед. Ноги согнуты в коленях. Эта стойка идеальна для прочной защиты.

ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ:

– расстояние между задней и передней ступнями составляет примерно 3–4 ступни;

– стопа задней ноги напряжена, подошва плотно прижата к полу. Пятка передней ноги также прижата к полу, но не так прочно;

– пальцы передней ноги направлены прямо, ступня задней ноги перпендикулярна передней. Пятки обеих ног находятся на средней линии;

– отведите колено задней ноги как можно больше в сторону так, чтобы проекция колена попадала в точку, показанную на рисунке. Старайтесь сохранять такое положение колена, чтобы усилить стойку;

– 70% веса тела распределите на заднюю ногу;

– если расстояние между ступнями разделить на три, то проекция центра тяжести тела окажется на расстоянии двух третей от передней ноги.

КИБА‑ДАЧИ (рис. 8)

Тело перпендикулярно полу, колени согнуты, ступни параллельны и стоят на расстоянии, равном удвоенной ширине плеч. Стойка очень прочна в боковом отношении, используется для ударов в бок, например уракен‑учи или йоко‑гери, а также для борьбы с двумя противниками.

ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ:

– пальцы ног направлены внутрь, стопы напряжены. Положение колен должно соответствовать рис. 8, подошвы прочно стоят на полу, пальцы «обнимают землю»;

– колени, стопы и таз (ХАРА) напряжены, колени как бы стремятся наружу. Бедра параллельны, голени перпендикулярны;

– таз подайте вперед;

– вес тела распределен поровну между ногами.

САНЧИН‑ДАЧИ (рис. 13)

Стойка «солнечных часов» в этой книге подробно не рассматривается, так как относится к «энергетическим» стойкам. Она в основном используется для работы с внутренней энергией, жестким цигуном (искусство «надевать железную рубашку») в санчин‑ката, также широко применяется в стиле Винь‑Чунь (у‑шу).

ФУДО‑ДАЧИ (рис. 9)

Фудо‑дачи является комбинацией зенкутцу‑дачи и киба‑дачи. На рисунке видно большое сходство этой стойки с киба‑дачи, за исключением направлений ступней ног. Это прочная и устойчивая стойка, производящая впечатление глубоко укоренившего дерева. Стоит чуть изменить направление ступней, как стойка превращается в киба‑дачи или зенкутцу‑дачи.

Колени согнуты в равной степени, сила из них направлена наружу, центр тяжести находится посередине. Стойка эффективна для отражения сильного нападения и немедленного проведения контратакующего приема. Например, атака: ой‑цуки‑дзедан, контратака: аге‑уке, гиаку‑цуки с переходом из фудо‑дачи в зенкутцу‑дачи.

НЕКО‑АШИ‑ДАЧИ (рис. 10)

В эту стойку легко перейти из кокутцу‑дачи, подтянув переднюю ногу так, что ее пятка поднимется, а подушечка подошвы будет едва касаться пола. Легко проверить стойку, попробовав передней ногой провести мае‑аши‑гери: удар должен проходить без перемещения центра тяжести.

Поверните колено передней ноги немного внутрь, чтобы бедро прикрывало пах. Большая часть веса (около 90%) на задней ноге, ее ступня развернута под углом 45° к средней линии и колено согнуто.

Стойка в основном используется при уходе за пределы досягаемости атаки противника и для контратаки передней ногой. Это очень эластичная стойка, она должна напоминать приникшего к земле кота, готового к прыжку.

Методы тренировки стоек


Лучшим методом является принятие одной стойки, а затем переход («перешагивание») в другие связанные с ней стойки, а если на месте, то путем вращения бедер без отрыва ступней от пола. Вначале держите руки на бедрах, голова всегда на одном уровне. Представьте, что над головой нечто опасное, которое не дает вам скакать вверх‑вниз по вертикали (так делают в таэквондо).

Все части тела должны начинать и заканчивать движения одновременно. Подошвы ног скользят над полом, чтобы в любой точке движения можно было провести атаку или отражение (рис. 14).

Прогресс в обучении будет, если строго придерживаться классических форм стоек. Полезно длительное время стоять в одной и той же стойке под напряжением, другой способ заключается в попеременном расслаблении и напряжении мышц на короткое время, находясь в стойке. При изучении стойки полезно практиковать те приемы защиты и нападения, которые наиболее удобно проводить в этой стойке.



ВРАЩЕНИЕ БЕДЕР (рис. 15)

Постоянная тренировка дает в результате резкое и энергичное вращение бедер. Но помните, что вращение бедер не может быть слишком быстрым (см. главу «Принципы карате»).

ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ:

– вращайте бедрами одним непрерывным движением на одном уровне;

– поворачивайте плечи одновременно с бедрами. Корпус перпендикулярен полу;

– думайте о ХАРА как об источнике силы;

– делайте вращение расслабленно, в конце движения напрягите мышцы живота, груди и задней ноги. Представьте, что в этот момент ваше тело – единый стальной монолит;

– добейтесь, чтобы колено передней ноги не двигалось;

– поворачивайте бедра непрерывно, как будто заворачиваете шуруп в землю. Это движение имеет первостепенную важность, так как бороться с противником большего веса можно только хорошо поставленным «бедренным» ударом.

ТОЛКАНИЕ БЕДЕР ВПЕРЕД

резкое и энергичное вращение бедер. Но помните, что вращение бедер не может быть слишком быстрым (см. главу «Принципы карате»).

ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ:

– вращайте бедрами одним непрерывным движением на одном уровне;

– поворачивайте плечи одновременно с бедрами. Корпус перпендикулярен полу;

– думайте о ХАРА как об источнике силы;

– делайте вращение расслабленно, в конце движения напрягите мышцы живота, груди и задней ноги. Представьте, что в этот момент ваше тело – единый стальной монолит;

– добейтесь, чтобы колено передней ноги не двигалось;

– поворачивайте бедра непрерывно, как будто заворачиваете шуруп в землю. Это движение имеет первостепенную важность, так как бороться с противником большего веса можно только хорошо поставленным «бедренным» ударом.

ТОЛКАНИЕ БЕДЕР ВПЕРЕД



Толкая бедра вперед и в то же время делая большой шаг вперед, можно провести сильную атаку. Кроме того, это движение вперед после нанесения удара рукой или ногой дает возможность быстро продолжить первоначальную атаку. Поэтому успех атаки в большей степени зависит от быстрого и мощного толкания бедер.

Тело толкается вперед реактивной силой отдачи вследствие выпрямления и толкания назад и вниз опорной ноги. Чем больше обратное действие опоры от толчка ноги, тем быстрее движение тела вперед. Если тело слегка наклонить вперед, то толчок будет мощнее. Но степень наклона туловища зависит от расстояния до противника и принятой стойки. Старайтесь всегда перемещаться и наносить удары без предварительных движений, замахов, наклонов и т. п.

Толчок бедер вперед по принципу схож с толчком бедер при перемещении в сторону или назад.

Методы тренировки


Перемещение из хидари‑зенкутцу‑дачи (левосторонняя передняя стойка) в миги‑зенкутцу‑дачи (правосторонняя):

Загрузка...