– Простите, мест сегодня нет.
Мы вместе с подругой стоим в дверях местечкового караоке-бара. Мы ходим сюда каждую пятницу, чтобы «отвести душу» и в пять утра счастливыми разойтись по домам. Но сегодня нам говорят, что мест нет.
Заглядываю через плечо администратора – зал полупустой. А ведь еще на прошлой неделе, прощаясь с ней, мы обнимались, клялись на пьяном глазу в вечной любви и верности.
– Айнур, пошли отсюда, – говорит подруга.
Мы выходим на свежий воздух. Внутри ощущение, похожее на то, когда стоишь в очереди, движущейся медленнее остальных, – не повезло.
– Я не понимаю. Зал полупустой. Почему она соврала?
– В последние несколько недель мы очень мало тратим на бар, а значит, зря занимаем место. Айнур, очнись! Мы им просто невыгодны. Потому она и слила нас. Вот, дрянь!
Именно так в девятнадцать лет состоялись «похороны» моей иллюзии, что люди могут общаться с вами, не преследуя собственных целей, просто так. Как видите, похороны были не пышные. История повторялась в разных ситуациях и с разными действующими лицами, заставив меня хорошо усвоить урок – в основе любой коммуникации лежит обмен выгодой. Ты – мне, я – тебе.
Представьте, что вас окружает мыльный пузырь. Он вмещает в себя ценности, установки, привычки и даже пороки, которые принимают и одобряют ваши близкие. Для них вы – безусловная ценность по праву рождения. Им не важны ваши должности, регалии, достижения, вас любят таким, какой вы есть.
Это ощущение, которое обычно дарят вам родители, – некий фундамент, опираясь на который, вы движетесь по жизни.
И это первый, самый маленький пузырь, который вас окружает.
Этот принцип я назвал «Теория социальных пузырей». Я вывел ее из модели социального поведения английского антрополога Робина Данбара:
Сто пятьдесят – именно столько отношений с людьми вы можете создать и поддерживать в течение своей жизни. Участники и суть отношений могут меняться, но число остается неизменным.
Первый круг, который я описал выше, где вы безусловная ценность по праву рождения, включает примерно пять человек. Чтобы стать более значимым и влиятельным одной «ценности существования» недостаточно. Чтобы о нас начали думать люди из более широких кругов, мы должны обладать необходимыми ресурсами.
Мы так устроены, что интересуемся другим человеком только в одном случае – когда нам от него что-то нужно.
«Ты мне эмоции – я тебе деньги, я тебе услугу – ты мне связи». Это чаще всего не проговаривается, но всегда подразумевается. В основе движения в сторону расширения своего влияния лежит принцип обмена выгодой.
Пять главных ресурсов, которыми мы обмениваемся в результате общения:
• Деньги
• Связи
• Знание
• Эмоции
• Секс
Чтобы о нас думали, мы должны стать не потребителем ресурсов, а их генератором. Больше зарабатывать, иметь больше связей и больше полезных навыков. Обмениваясь этими ресурсами, мы формируем проверенный круг близких по ценностям и взглядам людей. Только став человеком, у которого можно что-то взять, вы займете территорию 3×4 сантиметра в голове у конкретного индивида.
Дело в том, что политические лозунги, будто люди ценны сами по себе где-то, кроме семьи, – сплошное вранье. Вы интуитивно понимаете, что это так. И я это понимаю.
Помните лотерейные билеты, с которых нужно монеткой счистить защитный слой, чтобы узнать выигрыш? Примерно такого же уровня защиту имеет подобная вера. Она держится только до первого столкновения с действительностью.