В отличие от привычного нам «европейского» театра, традиционный китайский театр минималистичен в декорациях и реквизите, акцент делается на музыкальное сопровождение, костюмы и актерскую игру, куда входят также пение, речитатив, жестикуляция, мимика, позы и акробатика. – Здесь и далее, если не указано иное, примечания переводчика.
Здесь и далее в тексте упоминаются основные эпохи китайской истории. Временные рамки всех эпох перечислены в таблице «Хронология истории Китая» на стр. 146–147.
Модэ, или Моду (234–174 гг. до н. э.), – основатель и правитель (шаньюй) империи Хунну.
Лю Бан (256–195 гг. до н. э.) – личное имя основателя династии Хань.
Яньчжи – титул супруги шаньюя Хунну.
Юаньская драма, или цзацзюй (букв. «смешанные представления»), – жанр традиционного китайского театра. Обычно пьеса состояла из нескольких актов, в каждом из них присутствовал цикл арий на одну рифму, которые пел лишь один персонаж. Иногда между актами ставились интермедии.
По-китайски «тунговое дерево» (тун) читается так же, как «одинаковый».
Царство Чу – государство, находившееся на юге Китая в периоды Вёсен и Осеней и Сражающихся царств.
«Лотосовая сутра» – один из известнейших священных буддийских текстов. Особо почитаем в буддизме махаяны Восточной Азии. – Примеч. ред.
Сюань-цзун (посмертное имя Мин-хуан) – император династии Тан, правивший с 712 по 756 год.
Буддийский храмовый комплекс Цяньфодун (иногда называемый по главной пещере Могао) находится на территории городского уезда Дуньхуан провинции Ганьсу. Комплекс объединяет в себе 492 пещерных святилища, украшенных фресками общей площадью около 42 км2. – Примеч. ред.
Водные куклы (шуй куйлэй) – покрытые лаком деревянные фигурки, управляемые с помощью прикрепленных к ним тростей. Выступление проводится на воде.
Подробнее о пороховых куклах (яофа куйлэй) см. на стр. 19, 111–117.
«Живые куклы» (жоу куйлэй, букв. «куклы из плоти») – загримированные и одетые в костюмы дети; ими, словно марионетками, управляли взрослые.
Четыре великих живописца Южной Сун – собирательное название для четырех наиболее выдающихся художников, живших в эпоху Южная Сун. Помимо Лю Сунняня в этот список также входят Ли Тан, Ма Юань и Ся Гуй.
Чжун Куй – божество китайской мифологии, повелитель демонов. Подробнее см. на стр. 88.
«Шесть фантазий Западного флигеля» – энциклопедия, посвященная знаменитой юаньской драме «Западный флигель» Ван Шифу.
Более подробная информация об основных пьесах и некоторых героях приведена в указателе на стр. 128–145.
Шэнь Бочэнь (1889–1920) – один из первых известных карикатуристов в Китае.
Чэн Яоцзинь (589–665) – генерал эпох Суй и Тан, персонаж большого количества романов, например «Сказания о династии Тан». Считается, что он обладал неприятной наружностью и был смел, но неосмотрителен в действиях.
Под северным Китаем обычно имеют в виду территории к северу от реки Янцзы, под южным – территории к югу от нее.
Для китайского традиционного театра характерно наличие системы амплуа. Она разнится от региона к региону, но принято выделять четыре основных амплуа: шэн (мужские роли); дань (женские роли); цзин, или бэй, или хуалянь (персонажи с разрисованными лицами); чоу (комики). Кроме того, амплуа также могут делиться на различные подвиды, а принадлежность персонажа к ним может меняться в зависимости от региона и пьесы. Каждому амплуа соответствует определенный грим или маска (ляньпу).