В этой книге я раскрою для вас основные столпы, на которых основана методика ОбуСоВ (обучение, соответствующее возрасту).
Речь пойдет о трех семилетиях, мы будем рассматривать развитие ребенка от рождения до 21 года.
В первом семилетии ребенка, в возрасте от 0 до 7 лет, есть этапы, которые ребенок осваивает в своем физическом теле. Они значительны для него, и они влияют на последующую способность обучаться.
Во втором семилетии уже начинается обучение в школе. И это уже больше связано со становлением мышления и овладением информацией.
Третье семилетие, возраст от 14 до 21 года, я также раскрою в этой книге и покажу вам закономерности развития ребенка с точки зрения соединения с собственной индивидуальностью.
В этом разделе я хочу немного рассказать о той методике, которой посвящена эта книга, чтобы вы понимали её истоки.
Когда мы создаем ребенку условия, в которых его главная задача относительно возрастного периода может быть выполнена, то ребенок будет чувствовать глубокое внутреннее удовлетворение жизнью. Он чувствует, что он может реализоваться в этой жизни. В том числе, это дает ему мотивацию. А нам с вами, как родителям, важно понять, какие у ребенка задачи, чтобы из этого понимания прийти к тому, как создать условия, в которых он может реализовать эти свои жизненные задачи.
Казалось бы, просто дай ему возможность делать то, что он хочет. Но нет. Иногда дети не могут почувствовать, что является для них полезным, а что вредным и редко, кто может сразу соединиться с собственной задачей.
Нам, взрослым людям, прошедшим часть своего жизненного пути и понимающим условия развития, необходимо направить внимание ребенка на слышание и принятие себя. Направить его на путь самореализации и исследования мира.
Всё это нужно для того, чтобы он смог открыть внутри себя свои задачи и понять, как они могут реализоваться во внешнем мире. Ведь ребенок пришел в этот мир со своими задатками и волей для осуществления своих жизненных задач.
Вот случай из моей практики, в котором мне очень помогли мои техники – в частности, техника «БоНаР» (безоценочное наблюдение ребенка) и ОбуСоВ, которой посвящена эта книга.
Я работала с мальчиком 6,5 лет, который не хотел идти в школу. У него было много страхов. Частые истерики.
И полный отказ от подготовительных занятий для шестилеток. Когда мы с будущими выпускниками уходили на свои занятия, мальчик прямо заявлял нам, что он не пойдет, он не хочет.
Но я-то знаю, что в шесть с половиной лет ребенок очень хочет следовать за авторитетным взрослым. Это основная потребность его личности (как в год – потребность ходить, в 2 года – разговаривать, в 3 года – отстаивать свои интересы и.т.д).
Значит, что-то ему мешало соединиться со своей личностью и почувствовать этот важный импульс.
Здесь налицо была проблема. И я задала себе вопрос «Что я могу сделать, чтобы этот мальчик пришел вместе со всеми на занятие?»
Ответ моментально родился в моей голове.
«Подождать»
Это было непросто себе позволить. Ведь вроде бы надо привлечь как-то, заинтересовать… что-то сделать для того, чтобы вытащить ребенка из его «скорлупы».
Но я доверилась себе. Я дала ему возможность «дозреть», не говоря ему ни слова.
И я просто ждала…
Через пару недель, когда я звала «старших» детей на занятия, этот мальчик просто встал и пошел с нами. Сам, без каких-либо уговоров. Вы бы видели, как он радовался, что позволил себе сделать этот шаг.
Внутренне он очень гордился тем, что теперь он «старший». И это именно то ощущение, которое и должно естественным образом родиться у ребенка к 7-ми годам.
А мне нужно было просто подождать…
Дальше моей задачей стало создание условий для того, чтобы ребенок мог освоить свою телесность. Потому что телесная ловкость в 6 лет – это увеличение уверенности в себе, это базовый критерий, дающий возможность обучаться, воспринимать, слышать и слушать.
Сейчас ребенок учится в 3 классе. Он развил в себе интерес к обучению, преодолев свои страхи.
Конечно, не всегда «подождать» является верным решением.
Помните о том, что даже если «симптом» один, причины у разных детей могут быть совершенно разными. Как и способы работы над этой проблемой. Поэтому не нужно искать какой-то список универсальных решений для всех проблем.
Решение рождается само, в процессе внимательного и чуткого наблюдения за ребенком и выполнения определенных шагов (речь о которых пойдет ниже). Оно находится только тем человеком, который знает, как направить свое внимание на проблему определенным образом.
Я уверена, что вы тоже можете сделать это для вашего ребенка. Вопрос только в том, хотите ли вы этого. Все мои техники работают при включённости родителей в процесс.
Для того мальчика было ответом подождать.
Но для другого ребенка может быть другой ответ. Возможно, другому ребенку нужно открывать какие-то аспекты, чтобы он смог соединиться с этой своей внутренней главной потребностью возраста.
Чтобы ребенок соединился с теми задачами, которые стоят на его жизненном пути, соединился с собой, мы должны давать ему «пищу» не только для его интеллекта, но и для переживаний, для действования в этом мире. Ему требуется пища, которая охватывает все его существо.
Ведь это большая трагедия, когда человек растет и не понимает, зачем ему учиться, зачем он живет. Он не понимает, зачем вообще это всё.
Через методику ОбуСоВ мы можем мягко помочь ребенку обрести внутри себя эту силу. Силу, которая называется «Я знаю себя». Силу, которая называется «Я знаю, зачем я здесь» или силу, которая может называться «Я обязательно узнаю что это, для чего это и как это устроено».
Это такие тонкие моменты, помогающие ему очень четко чувствовать, что жизнь важна, что то, что происходит в жизни – это важно. И обучение в том числе. Если ребенок это ощущает внутри себя, то ему легче настроиться и на преодоление трудностей, и на включение каких-то мотивирующих моментов, и на достижение целей.
Что нужно сделать, чтобы у ребенка постоянно возрастал интерес к жизни и к обучению?
Нужно обучать ребенка тому, что для него наиболее важно в каждый возрастной период. Зная основную задачу его возраста, мы помогаем ему соединиться с ней.. Создаем условия для обучения, и тогда ребенок чувствует внутреннее соединение с самим собой, нужность и важность того, что происходит в жизни, у него возрастает интерес к жизни, и ему легче учиться.
Методика ОбуСоВ содержит в себе основы, на которые могли бы опираться родители, преподаватели, воспитатели, для того, чтобы личность ребенка смогла проявиться в этом мире. То есть на каждый возраст – какой-то этап.
В методике ОбуСоВ не нужно искать готовых ответов, зато здесь есть возможность прийти к пониманию процессов, происходящих в ребенке в том или ином возрасте. Каждый ребенок проходит возрастные этапы, но все дети делают это по-своему. Получается, что я даю вам ориентиры, но вам нужно будет сделать еще один шаг – обучение безоценочному наблюдению (методика БоНаР), которое приводит к пониманию того, что происходит с ребенком. А из понимания постепенно рождается способность к принятию верных решений относительно того, что же делать в той или иной ситуации. Нам необходимо будет преодолеть шаблоны и представления о том, что хорошо, а что плохо. И только в этом случае можно помочь ребенку преодолеть проблему или решить именно ту задачу, к которой стремится его личность на данном этапе развития. Именно это делает методику живой, потому что каждый ребенок – это индивидуальность, и мы не можем подогнать всех детей под общие требования.
Например, я скажу вам, что в 8,5 лет он должен делать то-то, и мы тогда должны заставить его что ли? Это было бы не правильно. У какого-то ребенка это может успеть проснуться к 8,5 годам, а может еще пока не проснуться за счет того, что он еще не освоил предыдущие задачи.
Поэтому очень важно, до того, как мы приступаем к методике ОбуСоВ, научиться наблюдать, что происходит. Какие задачи ребенок уже успел освоить, а какие – нет.
Вы можете научиться безоценочному наблюдению за ребенком, применяя мою технику БоНаР (безоценочное наблюдение ребенка), у меня есть методика для овладения этим навыком.
Мы не можем подогнать всех детей под общие требования. Но мы можем научиться выделять действительно важные направления для развития в тот или иной период, которые оказывают решающее влияние на всю последующую судьбу ребенка. Например, если мы помогаем ему гармоничным образом пройти через кризис – это скажется на проявлении его воли, на появлении его индивидуальности в будущем, в следующих возрастных этапах.
То, что представлено в этой методике – это результат глубочайших наблюдений и исследований в сфере развития личности ребенка. Истоки этой методики разработаны Рудольфом Штайнером около 100 лет назад. Через его работы у людей расширялось представление о том, как ребенок растет и развивается. То, что я описываю в этой книге – это результат изучения опыта многих поколений Вальдорфских педагогов и моего личного погружения в эту тему.
Зарождение подобного миропонимания. Предпосылки и источники для этой книги.
Уже на протяжении долгих и многих лет есть люди, которые глубоко погружаются в процессы через наблюдение. Они описывают развитие ребенка, и подобное феноменологическое наблюдение берет свой импульс от Гёте. Он очень подробно, очень скрупулёзно описывал те вещи, за которыми он наблюдал, в том числе минеральный мир, мир растений. У него довольно подробные описания, что многим может показаться это очень скучным, но пройдя за ним этот путь, мы проникаем в самые глубины Божественного миросотворения, его полное мудрости устройство, где раскрываем для себя тайную завесу становления всего живого.
Этот импульс был усилен и продолжен Рудольфом Штайнером – основателем Вальдорфской педагогики. Он представил наиважнейшие разработки аспектов по рассмотрению и развитию человека в целом и ребенка, как этапа становления. Этот импульс был подхвачен и углублялся на протяжении почти столетия последователями Штайнера, вплоть до сегодняшних дней. Этот опыт передается и постигается при обучении вальдорфской педагогике.
Я даю Вам максимально сжатую выжимку из богатого опыта глубокого наблюдения за детьми. И стараюсь сделать эту информацию максимально доступной для простого взгляда. Я вижу, как много людей находится в поиске ответов на свои вопросы, здесь эти вопросы не останутся безответными, в этом мире вы становитесь творцом собственной судьбы. Но прийти в этот мир непросто. Если вы решили почитать книги Гёте или Штайнера, то вы сталкиваетесь с аспектами, при знакомстве с которыми вам может казаться, что вам нужно пройти сквозь непреодолимое препятствие (сквозь камень). И это обычно отталкивает, но если вы продолжаете эту работу, то за скрупулезным и рутинным начинает открываться мир потрясающих открытий и переживаний, которые не могут оставить равнодушным никого. Мне когда-то помогли это сделать мои наставники, и сейчас я готова помогать другим.
К этому нужно прийти через собственный опыт. И немногие люди имеют достаточно мужества, чтобы впустить в себя подобную информацию. У меня тоже поначалу было сопротивление. Я рада, я счастлива, что я смогла это преодолеть. У меня тоже был страх и непонимание, и даже некоторое сопротивление на уровне «Я не понимаю, как это устроено, значит я не могу поверить, что это работает».