Господь открывает себя человеку двумя способами: непосредственно через духовное озарение человеческой души и через природу, которая своим устройством свидетельствует о мудрости, благости и всемогуществе своего Создателя. Так как Источник этих откровений – внутреннего и внешнего— один, то и содержания этих откровений должны взаимно дополнять друг друга и ни при каких обстоятельствах не могут находиться в противоречии. Поэтому надо признать, что между чистой наукой, основанной на фактах изучения природы, и Священным Писанием— этого письменного свидетеля духовного озарения – должна существовать полная согласованность во всем, касающемся познания Бога и Его дел. Если на протяжении истории и возникали порой острые конфликты между представителями науки и религии (главным образом, католического вероисповедания), то при внимательном знакомстве с причинами этих конфликтов, легко можно убедиться в том, что возникли они по чистому недоразумению. Дело в том, что у религии и у науки существуют свои индивидуальные цели и своя методика, и поэтому они могут только частично соприкасаться в некоторых принципиальных вопросах, но никак не могут полностью совпадать.
«Конфликты» между наукой и религией возникают тогда, когда, например, представители науки высказывают произвольные и необоснованные суждения о Боге, о первопричине появления мира и жизни, о конечной цели существования человека и т. д. Эти суждения ученых людей не имеют опоры в самих фактах науки, но построены на поверхностных и поспешных обобщениях, совершенно не научных. Равным образом, конфликты между наукой и религией возникают и тогда, когда представители религии хотят вывести законы природы из своего понимания религиозных принципов. Так, например, римская инквизиция осудила учение Галилея о вращении Земли вокруг Солнца. Ей казалось, что раз Бог все создал ради человека, то земля должна находиться в центре Вселенной, и все должно вращаться вокруг нее. Это, конечно, совсем произвольное заключение, на Библии не основанное, ибо находиться в центре Божественного попечения ничего общего не имеет с геометрическим центром физического мира (который, возможно, даже и не существует). Атеисты в конце прошлого и в начале этого столетия иронизировали по поводу повествования Библии о том, что Бог первоначально создал свет. Они высмеивали верующих: «Откуда мог быть свет, когда еще не существовал его источник— солнце!» Но сегодняшняя наука далеко ушла от такого детски-наивного представления о свете. По учению современной физики, как свет, так и материя являются различными состояниями энергии и могут существовать и переходить друг в друга, независимо от звездных светил. К счастью, подобные конфликты между наукой и религией сами собой упраздняются, когда пыл полемики заменяется более глубоким изучением вопроса.
Далеко не у всех людей можно найти здоровую согласованность веры и разума. Одни люди слепо верят в человеческий разум и готовы согласиться с любой теорией, самой скороспелой и непроверенной, например: о появлении мира и жизни на земле, независимо от того, что говорит по этому поводу Священное Писание. Другие подозревают людей науки в нечестности и злонамеренности и боятся знакомиться с положительными открытиями науки в областях палеонтологии, биологии и антропологии, чтобы не поколебать своей веры в истинность Священного Писания.
Однако, если придерживаться следующих положений, то никогда серьезных конфликтов между верой и разумом у нас не должно возникать:
• Как Священное Писание, так и природа являются правдивыми и друг друга подтверждающими свидетелями о Боге и Его делах.
• Человек— существо ограниченное, не понимающее полностью ни тайн природы, ни глубины истин Священного Писания в полной мере.
• То, что кажется противоречащим в данное время, может быть объяснено, когда человек лучше поймет то, что ему говорят природа и слово Божие.
При этом надо уметь отличать точные данные науки от предположений и заключений ученых людей. Факты всегда остаются фактами, но научные теории, построенные на них, нередко полностью меняются при появлении новых данных. Подобным образом, надо отличать прямое свидетельство Священного Писания от толкований его. Люди понимают Священное Писание в меру своего духовного и интеллектуального развития и имеющегося запаса знания. Поэтому нельзя требовать от толкователей Священного Писания совершенной непогрешимости в вопросах касающихся одновременно религии и науки.
Теме возникновения мира и появления человека на земле Священное Писание уделяет всего лишь две первые главы книги Бытия. Должно сказать, что во всей мировой литературе ни одна книга не читалась с большим интересом, чем эта боговдохновенная книга. С другой стороны, кажется, ни одна книга не подвергалась такой жестокой и незаслуженной критике, как книга Бытия. Поэтому хочется в ряде последующих статей кое-что сказать в защиту как самой этой священной книги, так и содержания ее первых глав. В предстоящих статьях предполагается затронуть следующие темы: о боговдохновенности Священного Писания, об авторе и обстоятельствах написания книги Бытия, о днях творения, о человеке как представителе двух миров, о душевных качествах первобытного человека, о религии первобытных людей, о причинах неверия и т. д.
«Не вмещает ум человеческий, ни индивидуальный, ни коллективный, сразу и всецело тайны существования, но, развиваясь постепенно и облагораживаясь, гомеопатическими дозами, приобщается Божественной мудрости, учась на ошибках и заблуждениях». Эта верная и красочно выраженная мысль игумена Геннадия (Эйкаловича) имеет яркое подтверждение в научных открытиях ХХ века, о которых мы хотим здесь поговорить.
До начала нашего столетия ученые вообще и астрономы, в частности, считали, что мир вечен по времени и бесконечен в пространстве. Они допускали видоизменение мира только в отдельных его частях, как, например, в развитии звездных систем, но считали, что сами элементарные частицы, которые образуют материю и законы физики – вечны.
Это наивное представление ученых о «вечности» или стабильности мира оказалось отвергнутым в первой половине нашего столетия. В 1913 году астроном Весто Мелвин Слайфер (V. М. Sliрhеr), производя при помощи мощного телескопа спектральные наблюдения галактик, обнаружил, что все они, независимо от того, куда направить телескоп, удаляются от нашей Солнечной системы с большой скоростью. Причем, он заметил, что скорость их удаления пропорциональна их расстоянию. Одним словом, Слайфер обнаружил, что наша Вселенная расширяется или надувается подобно огромному шару. Здесь бегло следует сказать, что галактиками называются многобиллионные звездные системы, вращающиеся вокруг своего галактического центра под действием связующего их гравитационного поля. Например, наша Солнечная система находится на краю галактики среднего размера, именуемой «Млечный Путь». Самой близкой к нам галактикой является «Андромеда», которая находится от нас на расстоянии более 2-х миллионов световых лет. Вся же Вселенная состоит из биллионов галактик различной величины и формы.
Открытие Слайфера о расширяющейся вселенной всколыхнуло научный мир. Всем стали очевидными сокрушающие для традиционной науки последствия этого открытия. Если мир расширяется, то значит, он когда-то в прошлом был сгущен в одной точке – следовательно, он не вечен и не бесконечен. Какая сила привела эту точку в движение так, что из нее образовался этот колоссальный мир? В интенсивном порядке в разных обсерваториях мира стали производиться повторные спектральные наблюдения над дальними галактиками. Заключение Слайфера оказалось подтвержденным: мир расширяется с невероятной скоростью. Самые отдаленные от нас места Вселенной улетают от нас почти со скоростью света. Наконец было вычислено, что наша Вселенная возникла приблизительно 15 биллионов лет тому назад, когда микроскопическая точка взорвалась с колоссальной силой, излучая радиацию во все стороны. Согласно мнению современных ученых, до момента этого взрыва не существовали ни материя, ни время, ни пространство. По мере своего остывания первичная радиация стала сгущаться в атомы, и одновременно стали выявляться и сами силы природы, ставшие потом законами физики. Потом атомы стали собираться в газовые тучи; тучи стали конденсироваться в звезды и в звездные системы. Так, в двух словах, возник мир. Теория о таком возникновении мира называется по английски «thе Вig Ваng» или «великий взрыв». Не об этом ли «взрыве» говорит Библия, когда повествует нам: И сказал Бог: да будет свет, и стал свет (Быт. 1, 2).
Здесь небезынтересным будет отметить ту острую полемику, возникшую среди ученых, по поводу открытия Слайфера. Многие из них старались спасти прежнюю теорию о стабильности мира с такой ревностью, будто они защищали непреложный догмат. В этой полемике сказались и свойственная людям предвзятость и необъективность, которыми погрешают ученые люди иногда не меньше, чем религиозные фанатики. Возникли попытки опровергнуть выводы Слайфера и его единомышленников. Но с фактами оказалось трудно бороться, потому что они, как говорится, упрямая вещь. Даже такой великий ученый, как Эйнштейн, основатель новейшей физики и открыто признававший существование Бога, в течение 17 лет не соглашался с новым открытием о возникновении мира. Однажды он даже выразился: «Это (расширение Вселенной) раздражает меня… Признать эту возможность представляется бессмысленным».
Обратите внимание на эмоциональность этих слов, столь неуместную в научной дискуссии! Позднее Эйнштейну показали (математик А. Фридман и ученый Г. Ламатр), что в его же собственных формулах общей теории относительности содержится решение о расширяющейся Вселенной. Окончательно Эйнштейн согласился с фактом расширяющейся Вселенной в 1930 году, когда лично посетил лучшую в то время обсерваторию на горе Вильсон в Калифорнии.
Позже в области измерения движения галактик больше всех потрудился ученый Э. Хуббл (Edwin P. Hubble, 1889–1953). Благодаря ему прежние выводы были подтверждены и уточнены. В настоящее время с фактом расширения Вселенной никто из ученых не спорит.
Теперь скажем несколько слов о том, как измеряется движение столь отдаленных от нас световых тел. Измерения скорости движения построены на принципе спектрального сравнения. Известно, что многие элементы в раскаленном состоянии излучают свет определенного спектрального типа (определенного чередования цветных и черных линий). Анализируя свет, излучаемый звездами, можно определить, из каких химических элементов эти звезды состоят. Движение звезд по направлению к нам определяется тем, что спектральная характеристика излучаемого ими света сдвигается в сторону ультра-фиолетового цвета, в то время, как удаление светового тела сдвигает спектральное излучение в сторону инфракрасного цвета (rеd shift). Подобное изменение в частоте колебания звука мы наблюдаем, когда слушаем автомобиль, сначала приближающийся, а потом удаляющийся от нас. Так, сначала мы слышим звук более высокой, а потом более низкой частоты колебаний. Производя спектральные измерения характерных световых излучений (напр., кальция и водорода), посылаемых звездами, ученые определяют их скорость по отношению к нам. Оказывается, что свет, приходящий к нам от отдаленных светящихся систем неизменно отличается спектром смещенным в сторону красного цвета.
Теория внезапного возникновения мира путем взрыва колоссальной силы и температуры нашла себе еще новое подтверждение в следующем факте. В 1948 году русский ученый, живший в США, Г. Гамов (George Gamow) вычислил, что, если Вселенная возникла путем взрыва, то остывшие следы этого взрыва должны обнаруживать себя в наше время в виде слабой электромагнитной радиации, соответствующей температуре 3-х градусов выше абсолютного нуля. Он предсказал, что эта радиация должна к нам приходить со всех сторон в совершенно равномерном количестве. Действительно, в 1965 году ученые А. Пенциас (Arno Penzias) и Р. Вильсон (Robert Wilson) установили существование этой радиации (bасkgrоund rаdiаtiоn) в полном согласии с предсказаниями Гамова. Эта радиация излучается межзвездным пространством, независимо от светящихся небесных тел. Она есть древний след происшедшего мощного взрыва.
Какое значение для нас, верующих людей, имеют все эти научные открытия? Они имеют большое религиозно-философское значение. Во-первых, они подтверждают нашу веру в то, что мир создан во времени и из ничего. Они укрепляют нашу веру в то, что только Бог всемогущ, вечен и бесконечен. Все остальное, окружающее нас, ограничено и по времени, и в пространстве. По воле Творца все возникло, по Его же воле все может вернуться в небытие, откуда произошло.
Во-вторых, мы видим, как наука в своих многотрудных извилистых путях, медленно, но верно, приближается к истине. Поэтому верующему человеку не следует чуждаться науки, как недоброжелательного врага. Ее положительные достижения могут только обогатить религиозное понимание. Например, в начале нашего столетия материалисты хотели при помощи науки низложить религию. Но сама наука своими новыми открытиями разрушила те подмостки, на которые опирались материалисты. Выяснилось, что материи как твердого, самобытного вещества, не существует. Она есть временное сгущенное состояние энергии – этой загадочной силы, начала которой уходят за пределы физического мира. Помня свои частые ошибки прошлого, современная наука должна стать более скромной в своих заявлениях, касающихся принципиальных вопросов. Да преклонится пред непостижимой премудростью Творца малый человеческий ум!
Центром внимания нескольких последующих статей будет книга Бытия, так как целый ряд современных научных и моральных тем с нею тесно связаны. Однако прежде чем перейти к обсуждению самого содержания книги Бытия, необходимо выяснить предварительный вопрос, касающийся ее боговдохновенности и исторической достоверности. Дело в том, что современная библейская критика внесла большое количество противоречивых мнений относительно происхождения и правдивости содержания книги Бытия. Современные инославные библейские исследователи не стесняются многие повествования книги Бытия (и других священных книг) относить к области мифов, легенд и искаженных фактов. Такое пренебрежительное отношение к этой священной книге вытекает, как мы далее увидим, не из ее содержания, а из тех предпосылок, на которых построена современная библейская наука в инославном мире. Во-первых, современные ученые с предупреждением относятся к тем повествованиям Библии, в которых содержатся чудесные, сверхъестественные события. Во-вторых, при трактовке древних событий современная библейская критика дает предпочтение в достоверности не библейским письменным памятникам, считая, что в Библии могут находиться вымыслы. Главным недостатком современной библейской науки является, если не отрицание, то во всяком случае игнорирование Божественного начала и Божьего Промысла в составлении и хранении Священного Писания.
Совсем другое отношение к Священному Писанию руководит православной богословской мыслью. Здесь изучение Писания основывается на вере в его Божественное происхождение. Целью настоящей статьи является объяснить учение Церкви о боговдохновенности Священного Писания и привести те аргументы, на которых это учение основывается.
Как понять боговдохновенное состояние писателей священных книг? Являлись ли они только безличными орудиями действия Св. Духа, наподобие пера в руке пишущего? В таком случае в их произведениях не может быть места индивидуальным человеческим признакам. Между тем личность писателя той или иной книги Библии постоянно чувствуется. Исаию никогда не спутаешь с Иеремиею, ев. Марка с Иоанном – у каждого боговдохновенного писателя есть свой слог и стиль. Это свидетельствует о том, что Бог, внушая писателю что писать, не упраздняет его естественных способностей, не связывает ни его ум, ни его волю. По этому поводу ап. Павел писал: духи пророческие послушны пророкам (1 Кор. 14, 32). С другой стороны, можно ли считать боговдохновенность за некое поэтическое воодушевление или вдохновение, которое порой посещает и писателей светских произведений? Такое понимание боговдохновенности фактически отрицает Божественное начало в Священном Писании и низводит это Писание на один уровень со светской литературой.
В «Полном православном энциклопедическом словаре» (том 1-й, Санкт-Петербург) так определяется боговдохновенность. «Боговдохновенность есть особое воздействие Святого Духа на провозвестников Божественного откровения, руководящее ими в понимании и передаче последнего… При этом, однако, дух человеческий, становясь таким образом орудием сообщения Божественного откровения, сохраняет и деятельно проявляет все свои силы и способности… как во Христе Божественное и человеческое естество находятся в органическом единстве, так и в деле возвещения Божественного откровения все исходит от Бога и в то же время во всем проявляется свободная деятельность человека».
Взаимоотношение двух воль— Божественной и человеческой – в деле возвещения Божественной истины выявляется в автобиографической заметке пророка Иеремии. Иеремия решил перестать пророчествовать жителям Иерусалима о предстоящих бедствиях, так как из-за этого его жизнь ежедневно подвергалась опасности. И подумал я, – пишет Иеремия, – «не буду более говорить… во имя Его»; но было в сердце моем, как бы… огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, ине мог (Иер. 20, 9). Здесь мы видим действие Бога, внушающего то, что следует говорить, и сознание пророком своей свободы в удержании в себе Божественного слова. Сами писатели Священных книг с благоговением относились к своей миссии возвещать людям волю Божию. Косноязычный пророк Моисей недоумевал, как он может проповедовать слово Божие, имея такой физический недостаток. Тогда Господь повелел Моисею взять себе в помощники своего брата Аарона. Ты будешь ему (Аарону) говорить и влагать слова Мои в уста его, – повелел Господь Моисею, – а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать (Исх. 4, 15). Пророк и царь Давид так понимал свой дар вдохновения свыше: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке моем (2 Цар. 23, 2).
При вдохновении своих естественных способностей писатели Священных книг внесли в них и человеческие элементы. По этому поводу в этом же «Полном прав. энц. словаре» пишется: «…Так как человеческая природа несовершенна, то участие свободной человеческой деятельности в написании Свящ. книг может вносить в них некоторые несовершенства. Поэтому не противоречат Божественности Писания встречающиеся в Свящ. книгах мысли и чувства чисто человеческие, неточности, разногласия и прочее. Произведения свящ. писателей совершенны лишь постольку, поскольку это нужно для целей Божественных. Там, где для дела человеческого спасения достаточно и несовершенного человеческого познания, Бог допускал появляться несовершенствам».
Описывая исторические события, писатели Священных книг пользовались обычными способами познания: письменными документами, устными преданиями, рассказами очевидцев и личными наблюдениями. В исторических повествованиях Библии не отсутствуют и субъективные признаки. Является известным фактом, что рассказы очевидцев какого-либо события не совпадают полностью во всех деталях, хотя бы каждый из них старался передать виденное им с максимальной точностью. Этот субъективизм свидетелей считается нормальным явлением при судебном слушании дел. В этом отношении не являются исключением параллельные повествования в Библии.
Если, например, сопоставить повествования четырех евангелистов о распятии и воскресении Христовом, то в каждом из них мы увидим свои особенности и подробности. Различия в параллельных повествованиях Библии обычно не трудно примирить, так как эти различия не исключают, но дополняют друг друга. К сожалению, современная библейская критика часто очень придирчиво относится к малым разногласиям в Библии и старается в них видеть противоречия. Признавая естественные способы познания исторических событий, Православная Церковь верит, что писатели Священных книг запечатлели в своих книгах одну правду, что благодать Божия вразумляла их отличать истину от лжи.
Современная библейская критика подчеркивает идею источников и авторов Библии. Она старается установить, кем и когда была написана каждая книга (или часть ее). В области источников и авторов библейского текста существует огромная научная литература, полная, к сожалению, противоречивых и спорных теорий. С православной точки зрения, боговдохновенное значение той или другой книги в Библии не зависит от автора. Имена авторов некоторых книг Ветхого Завета неизвестны. Тем не менее, книги, написанные ими, пользуются одинаковым уважением, как и книги, написанные великими пророками. Вера Церкви в боговдохновенность всех канонических книг Ветхого Завета основывается на свидетельстве Господа Иисуса Христа и Его апостолов.
В своих беседах Господь Иисус Христос часто ссылался на ветхозаветные книги. Например, Он свидетельствовал об истинности древних пророчеств о Мессии: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне (Ин. 5, 39). Господь нередко приводил и самый текст пророчеств Моисея, царя Давида, Исаии, Даниила. Указывал иудеям и на непогрешимость Писания в делах веры: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдут небо и земля, ни одна иота (самая малая буква) или ни одна черта не перейдет от закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 17–18). Историческую достоверность многих ветхозаветных событий Господь подтвердил Своими ссылками на них. Так, Он упомянул о сотворении Богом человека, об установлении брака, о видении Иакова, об Аврааме, о жене Лота в связи с гибелью Содома и Гоморры, о явлении Бога Моисею, о пребывании Ионы во чреве кита, о посольстве пророка Илии и др. Подобным образом и апостолы, наученные Христом, учили христиан относиться с благоговением к ветхозаветным Писаниям. Потребовалось бы слишком много места, чтобы приводить здесь все ветхозаветные исторические события, пророчества и цитаты, которые апостолы приводили в своих Евангелиях и Посланиях. Эти многочисленные ссылки на ветхозаветные Священные Писания говорят нам о том, что апостолы твердо верили в Божественное происхождение этих Писаний. Апостол Петр прямо говорит: никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21). Подобным образом свидетельствует и ап. Павел: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. 3, 16).
Эти прямые свидетельства Господа Иисуса Христа и Его апостолов о Божественном достоинстве книг Священного Писания убеждают нас верить в истинность всего того, что в них написано.
Священная книга Бытия представляет собой драгоценнейший древний документ, с которым по количеству важнейших сведений не может сравниться никакой другой письменный памятник древности. Книга Бытия, если не самая древняя книга в мировой литературе, то, во всяком случае, она является самой древней книгой, заслуживающей быть названной достоверной историей. Такое преимущественное значение книги Бытия делается очевидным при ее сравнении с другими письменными памятниками, близкими ей по времени составления. Так, например, древние египетские папирусы содержат в себе только отрывочные сведения, имеющие малую историческую ценность. Подобным образом сохранившиеся фрагменты китайской литературы содержат в себе астрономические вычисления и некоторые записи местно-исторического характера. Сирийские и вавилонские глиняные таблицы являются, главным образом, коммерческими и юридическими документами. Встречающиеся в этих таблицах исторические сведения перемешаны с нелепыми мифологическими сказаниями, так что очень трудно в них отделить истину от вымысла.
По преданию, книга Бытия была написана пророком Моисеем за 1300 лет до Рождества Христова. Она является первой в серии пяти книг, им составленных. В еврейском оригинале книги пророка Моисея не имеют собственных заглавий. Со временем евреи стали каждую книгу именовать по ее вступительным словам. Так, книга Бытия у евреев получила название «Берешит», что значит «В начале…», ибо такими словами начинается ее повествование о сотворении мира. Современные названия книг пророка Моисея взяты из греческого перевода Библии, сделанного в III веке до Р. Х. и известного под именем Септуагинты (т. е. перевод «семидесяти толковников»). В библейской науке эти книги именуются еще «Пятокнижием».
Считая Моисея автором первых пяти книг Библии, Предание не утверждает, будто им написано каждое слово в этих книгах. В его книгах есть добавления, внесенные, несомненно, после его смерти, как, например, повествование о его смерти, пояснения относительно географических названий и народов, неизвестных более поздним поколениям и тому подобные приписки. Не противоречит понятию авторства использование Моисеем древних родословных и хронологических записей, а также кратких описаний событий прошлого. Известно, что письменность возникла за каких-нибудь 1200 лет до Моисея в области Месопотамии, откуда происходил Авраам. Авраам мог передать своим потомкам записи, которые потом легли в основу книги Бытия. О существовании в то время таких записей можно предполагать на основании упоминаний в книге Иисуса Навина, ученика пророка Моисея, «книга Праведного», исчезнувшей впоследствии. Книга Моисея писалась в течение сорокалетнего странствия евреев по пустыне. По своему объему они почти равняются новозаветному Писанию. Поэтому естественным будет предположить, что у пророка Моисея были помощники – писцы. Эти писцы, вероятно, и записывали те события, которые касались самого пророка Моисея, ибо эти события описаны в третьем лице. Конечно, у писцов, помогавших пророку Моисею в составлении Пятокнижия, не могло быть твердо установившегося стиля писания, что свойственно только «профессиональным» писателям. Поэтому нет ничего удивительного в том, что современные исследователи Библии находят в книгах пророка Моисея части, написанные разными стилями. Однако надо признать, что разница в стилях зависит не столько от наличия помощников-писцов, сколько от самого содержания разных частей Пятокнижия. Ведь законодательный язык, естественно, отличается от повествовательного, строительно-хозяйственный слог – от созерцательного. А пророку Моисею приходилось писать на самые разнообразные темы. О том, что пророк Моисей лично писал некоторые части своего Пятокнижия, особенно те, в которых он помещал Божие откровение, неоднократно упоминается в его книгах.
Пророк Моисей является выдающимся человеком всех времен. Как пророк он сподобился особенной близости к Богу, ибо только с ним, по свидетельству Библии, Бог говорил… лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим (Исх. 33, 11). Как писатель и законодатель он получил блестящее по тому времени образование, будучи воспитан при дворе фараона на положении сына дочери фараона, которая его усыновила с младенческого возраста.
В книге Бытия пророк Моисей поместил повествование о сотворении Богом мира и человека, о жизни наших прародителей в Эдеме и о их грехопадении, о жизни допотопных патриархов, о Ное и о «всемирном» потопе, о послепотопных патриархах Аврааме, Исааке и Иакове. Параллельно с жизнью патриархов Моисей запечатлел в своей книге многие сведения о древних царствах и о рассеянии народов. Заканчивается книга Бытия повествованием об Иосифе и о переселении семейства Иакова в Египет. Все содержание книги Бытия следует определенному плану, согласно которому эта книга делится на десять частей, построенных по одинаковому принципу. В начале каждой части помещается одинаковая вступительная формула и особое заглавие. Потом идет вкратце пересказ событий, описанных в предыдущей части.
Во всей книге Бытия чувствуется цельность и единство плана, что свидетельствует о работе редактора. Автор книги Бытия дает очень много ценнейших исторических сведений о событиях, нигде больше не упомянутых или записанных в искаженном, мифологическом виде. Однако пророк Моисей не ставит себе цель охватить в книге Бытия всю сложность исторических событий. Он из множества доступной ему информации выделил то, что имело отношение к религиозной жизни человека. Поэтому его книгу надо читать не как сухую историю, но как источник духовной мудрости, как книгу вдохновенную Самим Богом.
Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого же всего и невидимого – исповедуем мы в нашей ежедневной молитве дома и в храме. Таким образом, для нас мир есть не только предмет умственного познания, но и предмет веры. Как бы много наука ни открывала тайн в области физики, химии, геологии, космологии и так далее, все же для человека останутся неразрешенными принципиальные вопросы: откуда появились сами законы природы и частицы, из которых образовался мир, и какая цель во всем том, что нас окружает и в жизни человека? Наука не только бессильна ответить на эти волнующие нас вопросы, но по сути и не имеет права их обсуждать, потому что они выше ее досягаемости. На эти вопросы отвечает богооткровенная Библия.
Боговидец пророк Моисей в первых главах книги Бытия поместил повествование о сотворении Богом мира и человека. Наука до самого недавнего времени ничего убедительного не могла сказать по поводу возникновения мира. Только в ХХ столетии, благодаря крупным успехам в области астрономии, геологии и палеонтологии, история возникновения мира стала поддаваться научному исследованию. И что же? Оказывается, что мир возник в той последовательности, как описал пророк Моисей!
Хотя пророк Моисей не ставил себе целью дать научное изложение возникновения мира, но все же его повествование на много тысячелетий опередило современные научные открытия. Его описание впервые засвидетельствовало то, что мир не вечен, но возник во времени и в постепенном (эволюционном) порядке. К заключению, что мир не вечен, пришли и современные астрономы, когда установили, что весь мир расширяется наподобие надувающегося шара. Каких-то 15–20 миллиардов лет тому назад вся Вселенная была сгущена в микроскопическую точку, которая, как бы взорвавшись, стала расширяться во все стороны, образуя постепенно наш видимый мир («Вig Ваng»).
Создание Богом мира Моисей разделил на семь периодов, которые символически обозначил «днями». В течение шести «дней» Бог образовывал мир, в седьмой – «почил от дел Своих». Сколько длились эти дни, Моисей не определяет. Седьмой день, в течение которого развертывается история человечества, длится уже многие тысячелетия. Само число семь часто употребляется в Писании в символическом, а не в количественном значении. Оно обозначает полноту, законченность.
В начале сотворил Бог небо и землю – этими словами Библия охватывает все то, что Бог создал: наш видимый материальный мир и тот духовный ангельский мир, который находится вне нашего физического наблюдения. Слово «сотворил» говорит о том, что мир создан Богом из ничего. К этому же выводу ведут современные научные открытия: чем глубже проникает атомная физика в основы материи, тем больше обнаруживается ее «пустота». По-видимому, даже «кварки», которые образуют протоны, не являются «твердыми» частицами. Получается, что материя есть необъяснимое состояние энергии.
Читая далее библейское описание возникновения мира, мы видим, что оно по сути и в общих чертах совпадает с тем, что по этому поводу говорит современная наука. Минуя подробности возникновения галактик после этого «в начале», повествование Моисея сосредотачивается на образовании нашей Земли и того, что ее наполняет. Так, в первый «день»: И сказал Бог: да будет свет. Эти слова, вероятно, указывают на тот момент, когда межзвездные газы и пыль, из которых образовалась Солнечная система, настолько сгустились под действием гравитационного поля, что в центре газового шара началась термоядерная (атомная) реакция (сгорание водорода в гелий) с обильным излучением света. Так возникло Солнце. Свет есть тот фактор, который позже сделал возможным появление жизни на Земле.
Из тех же газов и пыли, из которых образовалось Солнце, образовались также кометы, микро-метеориты, астероиды, протопланеты и т. д. Вся эта крутящаяся, во все стороны несущаяся масса газов, пыли и твердых тел названа Моисеем «водой». Под действием взаимного притяжения она со временем сформировалась в планеты. Это есть «отделение воды, которая под твердью, от воды, которая над твердью» второго «дня» творения. Так Солнечная система, или по Библии «небо», приняла свой законченный вид.
Вначале земля, как и другие планеты, была раскалена. Испарявшаяся из глубин земли вода окутывала землю густыми тучами. Когда поверхность земли достаточно остыла, вода стала оседать в виде дождя и образовались моря и континенты. Потом благодаря воде и солнечному свету на земле стали появляться растения. Это – третий «день» творения.
Первобытная гигантская растительность (а также микроорганизмы, жившие в воде) стали очищать земную атмосферу от углекислых газов, выделяя кислород. До этого времени, если бы кто-нибудь с поверхности земли смотрел на небо, он не мог бы видеть очертаний Солнца, Луны или звезд, потому что Земля была окутана непрозрачными газами. Так, например, до сих пор с поверхности Венеры нельзя увидеть неба, потому что она окутана такими же плотными газами. Вот почему появление Солнца, Луны и звезд приурочено Моисеем ко «дню» после появления растений, т. е. к четвертому. Не зная этого факта, безбожники-материалисты в начале ХХ столетия высмеивали повествование Библии о сотворении Солнца после появления растений. По Библии же, рассеянный солнечный свет достигал поверхности земли с первого дня творения, хотя очертаний Солнца не было видно.
Появление чистого кислорода в атмосфере послужило в свою очередь к возникновению более сложных форм жизни – рыб и птиц (в пятый «день») и, наконец, животных и человека (в шестой «день»). С такой последовательностью появления живых существ согласна и современная наука.
В библейском повествовании многие интересные для науки подробности о появлении живых существ пропущены Моисеем. Но надо напомнить, что цель его повествования не в перечне деталей, но в том, чтобы показать Первопричину мира, ее премудрого Творца. Заключает Моисей свое повествование о сотворении мира такими словами: и увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1, 31). Иными словами, у Творца была определенная цель при создании мира: чтобы все служило добру, вело к благу. Природа до сих пор сохранила на себе печать добра и свидетельствует не только о мудрости, но и о благости своего Создателя.
Согласно книге Бытия последним создан человек. Современная наука тоже считает человека самым новым существом в животном мире. В вопросе возникновения человека разница между наукой и Библией заключается в методике и в цели. Наука старается установить подробности возникновения физической стороны человека – его тела, а Библия говорит о человеке, в его законченном виде, имеющем, кроме тела, разумную богоподобную душу. Однако и Библия утверждает, что тело человека создано из «земли», т. е. из элементов, как и тела прочих животных. Этот факт важен потому, что Библия подтверждает факт физической близости между животным миром и человеком. Но при этом Библия подчеркивает исключительное положение человека в животном мире, как носителя «дыхания Божия» – бессмертной души. Благодаря богоподобной душе человек обладает особым духовным чувством, различающим добро от зла. Это духовное чувство влечет человека к общению с Богом и с духовным миром, к нравственному совершенствованию. В конечном итоге одни земные удовольствия не могут удовлетворить духовной жажды человека. Эти факты подтверждают свидетельство Библии о том, что человек не есть просто высшая эволюционная стадия животного, но представитель одновременно двух миров: физического и духовного. Раскрытие этой тайны помогает человеку найти свое место в мире, увидеть свое призвание делать добро и стремиться к Богу.
В заключение нашего краткого обзора библейского повествования о создании Богом мира следует сказать, что в этом повествовании, как и в последующем рассказе о райской жизни наших прародителей и их грехопадении, кроме доступных пониманию событий, есть символы и иносказания, значение которых нам не дано полностью понимать. Значение символов заключается в том, что они дают человеку возможность, минуя трудные для понимания подробности, усвоить то главное, что Бог открывает человеку: в данном случае причину зла в мире, болезней, смерти и т. д.
Наука продолжает напряженно изучать мир. Много она открывает нового и интересного, что помогает человеку полнее и глубже понимать Библию. Но часто по поговорке получается, что ученые «из-за деревьев не видят леса». Поэтому для человека понимание принципов должно быть важнее знания деталей. Значение Библии заключается именно в том, что она раскрывает нам принципы бытия. Поэтому ее значение не ослабляется со временем.
Атеистами называются люди, которые не верят в существование высшего существа, именуемого Богом. Одни люди не верят в Бога потому, что им никогда не говорили о Нем и они сами никогда не приходили к мысли о Боге. Другие люди, хотя в принципе не отрицают существование Бога, но на деле живут так, будто Он и Его закон для них не существуют. Их можно причислить к категории практических атеистов. Наконец, существуют люди, которые принципиально отрицают существование Бога и которые хотят свое неверие оправдать научными или философскими доводами. Их можно причислить к категории сознательных атеистов. Теоретический, принципиальный атеизм нередко переходит в активное богоборчество, когда его насаждают насильственными методами, что имеет место в коммунистических странах.
Теоретический атеизм, в сущности, является антирелигией, потому что он тоже утверждается на вере. Религии основываются на вере в существовании Бога, а атеизм на вере в то, что Он не существует. Действительно, если Бог есть дух, то как можно «доказать», что Он не существует, пользуясь материальными приборами. Такое доказательство подобно тому, как если бы кто-нибудь стал отрицать существование магнитного поля земли на основании измерений барометра. В атеизме вера в Бога заменяется верой в самобытность материи и законов природы.
Атеизм как массовое явление возник в течение последних двухсот лет. Он есть результат отрыва человека от непосредственного соприкосновения с природой, что произошло, когда значительная часть населения стала переселяться из деревень в города. Психология говорит, что человеку свойственно стараться осмыслить первопричину и цель своего существования. В процессе размышления над основными вопросами бытия человек приходит к вере в Творца вселенной. Природа помогает человеку прийти к Богу, ибо она своей красотой, величием, гармонией и целесообразностью как бы на каждом шагу говорит о Боге, о Его всемогуществе и благости. Раньше люди были ближе к природе, и встретить атеиста было редким явлением. Известно, что идея о высшем существе с доисторических времен была распространена среди людей всех уровней развития. «Посмотрите на лице земли, – пишет Плутарх (I век по Р. Х.), – вы найдете города без укреплений, без наук, без чиноначалия, увидите людей без постоянных жилищ, не знающих употребления монет, не имеющих понятия об изящных искусствах, но не найдете ни одного человеческого общества без веры в Божество». Это свидетельство остается в силе и по сей день по отношению к людям, живущим близко к природе, хотя их понятия о Боге могут быть несовершенными, наивно-детскими.
С другой стороны, жизнь современного городского человека приходит в условиях повседневной суеты, шума машин, бетонных джунглей, дыма, постоянных преступлений. Такая жизнь не приносит человеку никаких благородных или возвышенных чувств; напротив – она уродует и калечит его духовные качества. Неудивительно поэтому то, что как атеизм, так и разные психические заболевания развиваются преимущественно среди жителей больших городов.
Способствует распространению атеизма безрелигиозная и антирелигиозная система преподавания во многих современных учебных заведениях. Нередко в учебниках и на уроках подвергается критике библейское повествование о появлении мира и человека. Вместо того, чтобы дополнить и расширить сведения Библии, открытия науки противопоставляются богооткровенным истинам, и создается искусственный конфликт между верой и знанием. Иногда преподаватели или профессора открыто высмеивают принципы веры и морали. Редкие юноши или девушки обладают достаточной самостоятельностью мышления, чтобы в антирелигиозных нападках преподавателей увидеть не объективные данные науки, но частное мнение людей, нерасположенных к религии. Родителям и знакомым этих учеников или учениц надо обладать большим знанием и умением, чтобы уберечь их веру в Бога.
Так как грех омрачает ум и притупляет совесть, то способствует ослаблению веры в Бога и разнузданный образ жизни человека. Случается, что юноша или девушка, воспитанные в религиозной семье и сами очень верующие в детстве, поддаются соблазнам греховных удовольствий и опутываются плотскими страстями. С течением нескольких лет греховного образа жизни в них очень мало что остается от их прежней невинности, застенчивости и сердечности. Они становятся наглыми, злыми, бесстыдными. Одновременно с этими пороками в них возникают религиозные сомнения, которые могут перейти в неверие, если они не опомнятся и не обратятся в покаянии к Богу.
Последствием атеизма является отчаяние. Большей частью это отчаяние не осознается самим неверующим человеком, но, внедряясь в его подсознании, определяет его образ жизни. Раз нет Бога, значит, нет и будущей жизни, нет награды за труды и за добрые дела. Поэтому атеисту необходимо спешно, пока он еще жив, пользоваться всеми доступными благами жизни. Раз нет Бога, то и моральный закон условен и разница между добром и злом определяется самим человеком. Конечно, государственный закон, стыд, страх или просто практические соображения могут несколько сдерживать стремления пожинать удовольствия и жизненные блага любыми средствами, но от этого суть атеистического мировоззрения не меняется. Животные и насекомые могут быть жестокими со своими жертвами. Но нет существа более опасного и жестокого, чем человек, у которого нет высшего морального руководства. Такой человек способен делать зло не только ради прямой выгоды, но и ради какого-то извращенного удовольствия. Он мстит другим за то, что сам несчастен. А несчастен он потому, что у него нет будущего. Вот почему нигде не совершается столько бессмысленных и жестоких преступлений, как в странах, где атеизм приобрел руководящее положение.